ИГРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С КОНФЛИКТАМИ — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

ИГРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С КОНФЛИКТАМИ



Важно помнить, что ситуации на конфликт, которые вы даете для проигрывания, должны быть очень простыми и не значимыми для лю­дей, чтобы они не обиделись друг на друга и не наговорили друг другу гадостей в ходе игры. Иначе потом они могут долго обижаться друг на друга и после тренинга. В этих же целях инструкция дается всем участ­никам сразу, чтобы ситуация не была для них очень неожиданной.

«Конспект»

В игре участвуют два человека.

Инструкция первому участнику. «Вы вместе учились на курсах по­вышения квалификации, и один человек писал конспект, а другой нет. На экзамен преподаватель потребовал конспект. Ты сдаешь экзамен сегодня, и поэтому попросил конспект у товарища, так как он сдает завтра. Ты сдал экзамен на пять, очень обрадовался, и, уходя из аудито-Коммуникативные конфликты в тренинге

рии, забыл забрать конспект. А когда вспомнил и вернулся, то в аул и

тории никого уже не было, и конспекта тоже».

Инструкция обеим участникам: «Вы встречаетесь в коридоре и д<я

жны вести себя так, как обычно поступаете в жизни».

После игры проводится классический анализ: сначала высказыии

ются наблюдатели, а затем участники. В конце обсуждения тренер ш дает вопрос на прояснение отношений между участниками игры послг взаимодействия: «Ты пойдешь к нему в следующий раз просить конс­пект или нет?»; «А ты дашь ему в следующий раз конспект, если он по-просит?» При анализе важно показать, что если кто-то из участником пытался «наезжать» на другого, то в ответ другой может обидеться и просто уйти, сказав, что тот сам виноват. Но важно получить конспект. а не обругать ответчика. И последнее: если ситуация разрешилась хо­рошо, то потерпевший должен помочь снять чувство вины с ответчика, если оно есть.

«Отчет»

Участвуют два человека, инструкцию они также получают вместе.

Двое написали совместный отчет о работе. Один ушел с работы по раньше. Зашел начальник, забрал отчет и решил, что это отчет одного, и теперь говорит второму, чтобы тот принес свой отчет, так как Петроп свой уже сдал. Человек растерялся и сразу не нашел, что ответить.

Инструкция участникам: «Вы встречаетесь в коридоре. Каковы ваши действия?»

«Статья»

Участвуют двое, инструкция зачитывается обоим.

Вы вместе написали статью. Один остался распечатывать, а другой ушел домой на полчаса раньше. Зашел начальник и сказал, что статья очень поможет на аттестации, что могут повысить в должности, и че­ловек убрал вторую фамилию. Через несколько дней вышел журнал со статьей и одной фамилией.



Инструкция участникам: «Вы встречаетесь в коридоре. Ваши дей­ствия?»

«Журнал»

Инструкция участнику: «Ты вчера принес на работу журнал, кото­рый тебе дал на время друг, он привез его из Америки. Этот журнал у

ц-(ш попросил второй участник и потерял его вечером в транспорте. Друг попросил ему вернуть журнал утром, и ты пообещал, не зная, что ип утерян. Вы встречаетесь в коридоре и говорите...»

«Шарфик»

Участниц две (обязательно женщины).

Инструкция: «Тебе вчера твой любимый подарил шарфик, который он привез из Индии. Шарфик очень красивый, очень необычный. Под­руга у тебя попросила этот шарфик на вечеринку, и на вечеринке шар­фик попал на свечу и сгорел. Ты, не зная об этом, обещала своему дру-I v, что завтра его наденешь в театр. Вы встречаетесь с подругой. Ваши действия?»

СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ

В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

В разговоре о конфликтах можно дать теорию по опроснику Томаса «Пять способов поведения в конфликтных ситуациях».

Первый способ называется «уход». Человек всячески избегает кон­фликта, старается в любых ситуациях сделать вид, что ничего не про­изошло; такой человек часто говорит, что считает себя неконфликт­ным, что у него почти не бывает конфликтов.

100% выигрыша А

50%

50% 100% выигрыша В

Рис. 5. Способы поведения в конфликтных ситуацияхКоммуникативные конфликты в тренинге

Но в действительности, если рассмотреть этот способ на обычном, бытовом примере, то получается иная картина. Оказывается, что в рМ зультате ухода от конфликта у его участников может накапливать^ недовольство. Представьте, что два человека одновременно хотят смот« реть две разные программы по одному и тому же телевизору. Достаточ­но обычная ситуация. Один говорит, что хочет смотреть футбол, дру* гой, что хочет смотреть любимый фильм. После этого они замолкаюI Если оба человека придерживаются принципа избегания в конфлик м то понятно, что они должны делать в подобной ситуации — выключить телевизор и смотреть на погасший экран. Конечно, в жизни это может выглядеть менее драматично. К примеру, они могут пойти и заняться своими делами, или включить какую-то третью программу и т. д. Но суть ситуации остается прежней: ни один не получает то, что хочет. И ко­нечно, они будут думать друг о друге, что «если бы не он, то я бы спо­койно смотрел свой...» Если эта ситуация повторится несколько раз, то это приведет к тому, что когда-нибудь, когда первому не нужен будет телевизор, а второй заявит, что он хочет смотреть телевизор, то первый может в ответ заявить, что ему тоже хочется, но другую программу. Воп­рос стал принципиальным.



Второй способ поведения в конфликтных ситуациях называется «конфронтация».Использование этого способа приводит к тому, что выигрывает один человек, а второй проигрывает, то есть один получает выигрыш на 100%, а другой получает ноль. Выигравший может также выиграть и чувство вины, а проигравший выиграл обиду. Рассмотрим это на нашем примере с телевизором. Один взял пульт и сказал: «Я буду смотреть свой футбол, и меня не волнуют твои проблемы». Он выиграл сейчас, но не выиграл на всю жизнь. А если второй растерялся от его наглости сегодня, то завтра он будет к этому готов и будет сильнее со­противляться. Если представить, что один явно сильнее другого, то все равно второй может сопротивляться. Например, спрячет в следующий раз пульт от телевизора или сломает что-то, и так далее. Таким обра­зом, получается, что этот способ поведения в долговременной перс­пективе имеет только отрицательные последствия.

Следующий способ называется «вынужденная уступка»— это зер­кальный вариант второго способа. Он заключается в том, что один, проиграв в первый раз, будет усиленно готовиться ко второму раунду. Это жизнь, посвященная борьбе. На примере с телевизором это может выглядеть так: муж отобрал пульт, жена растерялась и сдалась, но в сле­дующий раз она будет готова к такой ситуации и, может быть, распла­чется. Тогда муж проиграет, но будет готовиться к следующей схватке. .)

Четвертый способ получил название «компромисс».Это когда мож-Но что-то поделить поровну. Но на примере телевизора понятно, что н Iить телевизор бессмысленно. Если делить время, то это тоже не вы-м и!., так как смотреть первую или вторую половину передачи нет смыс-Ли, да и не выбрать — и то, и другое имеет свои минусы.

Обычно человек обращает внимание не на то, что получил, а на то, •но не получил. Кроме того, в компромиссе есть один подводный ка­мень: начиная что-то делить, люди увлекаются и доходят до абсурдных | итуаций. Например, поделив мебель, пилят пополам последний стул. Конечно, когда что-то делится легко и оба согласны поделить поровну, к) это может быть выходом.

Пятый вариант называется «сотрудничество».Этот вариант хорош тем, что каждому участнику можно выиграть сто процентов, а может быть, и сто пятьдесят. Например, один добровольно уступает другому потому, что к нему хорошо относится и не считает, что второй ему обя­зан. Люди сохранили отношения и даже сделали их лучше. И просто приятно делать что-то хорошее хорошему человеку. Другой пример: оба сели перед телевизором и поняли, что одновременно два разных кана­ла не посмотреть. Кто-то предложил: «А давай пойдем в гости, в театр или в кафе». И здесь выигрыш больше, так как этого не было в планах, а идея возникла в ходе конструктивного конфликта. Люди получают что-то большее, чем просмотр телевизора, и улучшают свои отноше­ния. Конечно, выход из более сложных ситуаций найти не так просто, но это единственный способ, который гарантирует хороший результат.

Также можно рассказать о «претензии без претензий»и потрениро­ваться. Для этого нужно научиться предъявлять претензии без претен­зии: так, чтобы не обидеть собеседника. Например, муж приходит до­мой, а дома нет ужина. Если он недоволен, то может особым образом «посмотреть» на жену или наговорить ей много неприятных слов. Но в любом его «сообщении» можно выделить три блока. Первый блок — это описание самой ситуации: «Я пришел домой, еды опять нет..,» Вто­рой блок — это сообщение о том, что он хочет есть: «Я умираю от голо­да...» Третий блок — оценка жены как плохой хозяйки: «Ты всегда так себя ведешь, ты ни на что не годная жена». В этой претензии муж хо­чет, чтобы она обратила внимание на второй блок, а жена обращает на третий, обижается и, соответственно, конструктивного общения уже не предвидится. Чтобы сообщить претензиюбез претензии, необходи­мо изменить сообщение в третьем блоке, например, описать ситуацию: «Я пришел домой, а ужина нет». Второй блок: «Мне не нравятся такие ситуации». Третий блок заменить на просьбу о помощи: «Помоги мне,

пожалуйста, покорми меня и т. д.». Услышав такое обращение, жен вероятнее всего, отреагирует на него положительно. Таким обрачом, в любых ситуациях, переформулировав свою претензию в претешпы без претензии, мы не обижаем человека и не нарушаем коммуникации! Точно так же мы сами можем не входить в «угол», когда слышим претензию от кого бы то ни было. Сами в уме можем перевести прете и зию в конструктивную форму и понять, что если человек кричит, то ш> на нас, а нам. Это крик о помощи, он уже не может не кричать и ему надо помогать, а не обижаться на него. Он просто не знает, как пр.( вильно предъявлять претензию, вот и все.

Для заметок

4.7. ИГРЫ ДЛЯ ТРЕНИНГА ОБЩЕНИЯ

И ГРЫ-«КАТАСТРОФЫ»

Рассмотрим два варианта: «Катастрофа в пустыне», «Катастрофа на Луне». Игра «Катастрофа в Уральских горах» описана ранее.

«Пустыню» и «Луну» можно давать на бланках (приложения 1, 2). И первый день тренинга чаще проводят «Пустыню»; группа обычно не (правляется, и следует вывод, что группа работает хуже, чем каждый в отдельности. «Катастрофу на Луне» лучше проводить в последний день, 1ак как задача легче; кроме того, после трех дней тренинга группа ра­ботает лучше и разница между результатом в первый день и в после­дний может быть очень значимой. Это показатель эффективности тре­нинга и работы группы.

«Катастрофа в пустыне»

Сначала каждым участником в индивидуальном порядке заполня­ется колонка «Я», затем группа вместе решает ту же задачу и заполняет колонку «Группа». После групповой дискуссии дается экспертная оцен­ка и считается разница по модулю «Я — Эксперты» и «Группа — Экс­перты». И в столбик подсчитывается сумма.

Экспертная оценка «Катастрофы в пустыне». На первом месте ко­сметическое зеркальце, потому что можно сразу подать сигнал. Драпо­вое пальто на втором, потому что жарко, нужна теплоизоляция от такой жары. Третье — вода, понятно почему. Четвертое — фонарь. Фонарь ну­жен для того, чтобы светить ночью, это и сигнализация, и способ ловить каких-то животных. Пятое — парашют, как средство сигнализации, еще с его помощью можно сделать навес от солнца. Шестое — плащ синте­тический, с его помощью можно добывать воду. Седьмое — нож перо­чинный, скорее всего, если поймать какое-то животное, то можно раз­резать. Восьмое — пистолет, в основном его можно использовать, как средство звуковой сигнализации и для охоты, но в пустыне нет крупных животных. Девятое — очки. В тени от парашюта они не особо нужны. Игры &>я тренинга общения

Десятое — набор марлевых перевязочных пакетов. 11-е место — компас, вещь бесполезная, так как с компасом и картой нельзя сориентирован, ся и определить место падения. Поэтому карта на 12-м месте. 13-е меч то — книга «Съедобные животные пустыни». Она не важна, так какмо* но есть всех, кого удастся поймать. Несъедобными являются только жало у скорпиона и зубы у змеи. Водка на 14-м месте, потому что пить нельзя, так как это увеличит влагоотдачу организма. Соль на 15-м месте, так кик ее использование приведет к большей жажде.

Идти никуда нельзя, необходимо разбить лагерь и ждать помощи.

«Катастрофа на Луне»

Порядок проведения игры аналогичен предыдущей. В этой игре, как и в «Пустыне», можно или остаться на месте, или идти к лунной базе, Правильно, конечно, идти, так как это Луна, и никто спасать не приле­тит, к тому же понятно, где эта база находится. 320 километров — это большое расстояние, но на Луне в шесть раз меньше притяжение, по« этому идти легче. И можно дойти за несколько дней. Соответственно, исходя из этого, и ранжируются все предметы. Первое, понятно, ну­жен кислород, потому что нужно будет дышать. На втором месте вода

— через час—два захочется пить. Причем космические скафандры уст­роены так, чтобы можно было пить. На третьем месте звездная карта — это ориентир. Атмосферы нет, звезды видно все время, можно сориен­тироваться по звездной карте, понять, где находится база, взять ориен­тир на какую-то звезду и просто идти в эту сторону. И даже если при­дется обходить какие-то скалы или расщелины, то ориентир — звезда

— остается тем же самым. На четвертом месте находятся пищевые кон­центраты. Предполагается, что скафандры оснащены специальным устройством и можно будет есть в дороге. На пятом месте приемник. Почему он не на первом месте? Потому, что расстояние до базы — 320 км, а УКВ действует в зоне видимости. То есть УКВ-волны идут по пря­мой линии. Атак как кривизна Луны больше (она меньше по диаметру, чем Земля), то УКВ-приемник может на Луне работать в радиусе при­мерно 60 км. Поэтому надо сначала подойти ближе, чтобы смогли ус­лышать на базе. На шестом месте нейлоновый канат. В условиях Луны притяжение слабое, но расщелины могут достигать глубины в несколько километров. И если человек туда упадет, он, возможно, даже не разо­бьется, но вылезать оттуда будет несколько дней. Поэтому канат необ­ходим для связки, как у альпинистов. Кто провалится, его тут же вы­дернут обратно. На Луне человек будет весить килограммов 20.

На седьмом месте находится аптечка. Во-первых, в аптечке есть обез-ОоливаюЩее, вдруг что-нибудь случится. Также в аптечке, скорее все­го, есть заплатки и пластыри для скафандра. Если порвался скафандр, можно его заклеить. На восьмом месте — парашютный шелк. Есть раз­ные варианты, как его можно использовать: сделать носилки и кого-то нести, ес!и понадобится, можно сделать какую-то теплоизоляцию. Если скафандэ не будет справляться с температурой, то можно сделать на­кидку. № девятом месте — спасательный плот, надуваемый углекис­лым газсм. В действительности, плот нужен только для того, чтобы в нем переночевать первую ночь. Потому что если просто лечь спать, то ( одной стороны будет греть Солнце, а с другой стороны будет минусо-пая темпфатура. На 10-м месте — сигнальные ракеты. В общем, по идее, они буду чуть-чуть гореть. Но так как атмосферы нет, то горение будет слабое. На 11-м месте — пистолеты, вообще вещь бесполезная. Стре­лять в сторону базы опасно, ее вообще можно уничтожить одним выс­трелом. Пакет сухого молока — на 12-м месте. Молоко не развести и сухим 610 тоже не съесть. На 13-м — солнечная переносная печь. Ва­рить нечего, греться незачем. На 14-м — магнитный компас. Он вооб­ще ниче'о не покажет, так как на Луне нет магнитного полюса. На 15-м месте, соответственно, коробок спичек. Они не будут гореть на Луне, да и подкигать нечего.

Бланки с ранжированием предметов для «Луны» и «Пустыни» абсо­лютно аналогичные. Анализ проводится в зависимости от того, на ка­кую сталию общения дается игра. Если мы эту игру даем на стадии ар-гументгдии, то анализируем, соответственно, аргументы. Если на стадии сриентации, то нас волнует, как участники сориентировались в ситуаци*-

«Мафия»

Существует несколько модификаций этой игры.

Вар^нт 1. Группа 12-16 человек. Участвуют все. По количеству уча-стникоЕнарезаются небольшие листочки бумаги (для жребия). На двух-трех лиО"очках пишется буква «М» (это мафия), остальные чистые бу­мажки -- это «честные» люди. Тренер готовит бумажки (складывает их, чтобы 1в было видно надписи) и раздает группе. Все смотрят, что им досталось и, никому не показывая, возвращают бумажки тренеру.

Зада'а «мафии» — убить всех «честных», а задача «честных» — вы­числить кто в мафия, и убить их. «Мафия» ночью убивает по одному человек/- «Честные» убивают днем и тоже по одному человеку. «Мафи-142

Глава 4. Содержание программы тренинН

ози» днем ведут себя как честные люди и стараются незаметно подели вить честных. Игра начинается с того, что тренер объявляет — «Ночь»; все закрывают глаза и опускают голову вниз, подсматривать нельзя, кто случайно открыл глаза — тот «умер от разрыва сердца».

Далее тренер говорит: «Мафия просыпается». «Мафиози» открыва­ют глаза, выбирают жертву и показывают ее тренеру без слов и звуков, Затем тренер говорит: «Все просыпаются». А потом объявляет, что се» годня ночью убили такого-то человека (больше он в игре не участвует; а только наблюдает) и что за день (а это минуты три-четыре) надо вы­яснить, кто мафиози. Все начинают обсуждать ситуацию. Говорят все, что им приходит в голову. «Мафия», в свою очередь, старается «переве­сти стрелки» на «честных». В итоге по истечении времени нужно про­голосовать, и если больше половины живых проголосовали за кого-то, то он считается убитым (и также в игре больше не участвует). Тренер тут же говорит: «Ночь» и делает объявление, кем был убитый — «мафи­ей» или «честным». Далее «мафия» просыпается и т. д. Игра идет до победы одной из сторон.

Вариант2. В этом варианте игры есть комиссар Каттани и Мэр го­рода. Все то же, но на одной бумажке написано «К» — это Каттани, а на другой Мэр, «мафия» и «честные», как и в предыдущем варианте.

«Ночь» — все спят. Ведущий говорит: «Мафия просыпается». «Мафия» открывает глаза и убивает кого-нибудь. Ведущий говорит: «Мафия засыпает и просыпается Каттани». Он убивает только «мафи­ози», если он показывает на «честного», то утром ведущий говорит, что «мафия» убила такого-то человека, а Каттани промахнулся и теперь он знает, что это «честный» человек.

Мэр не имеет никаких полномочий, но если его решат убить днем, заподозрив, что он мафиози, он может сказать, что он Мэр. Но мафио­зи тоже может сказать то же самое, если все проголосовали за него. Мафиози, если все решат его убить, может сказать, что он Каттани, в ответ Каттани тоже может сказать, что он Каттани; после этого его, скорее всего, мафия ночью убьет, но он в последнем слове может ска­зать, кого он уже проверил и кто точно честный человек.

Вариант3. Это очень структурированная игра, для нее надо иметь повязки на глаза, свечи для каждого участника и колоду карт. В эту игру лучше играть сидя за столами, которые ставятся в круг.

Перед каждым ставится зажженная свеча и кладется карта. Напри­мер: вся красная масть — честные люди, король — это Мэр, а туз — Каттани. Черный туз — глава мафии, черный король — его замести­тель, а черный валет — киллер.

. Игры для тренинга общения

Все посмотрели свои карты и по очереди говорят свою легенду. На­пример: «Я булочник Пьеро, живу в этом городе всю жизнь...» и т. д. Когда все представятся, тренер говорит: «Есть сведения, что здесь есть мафиози, и сейчас мы должны решить, будем ли мы убивать кого-то прямо сейчас (это игра начинается с дня, а не с ночи) или нет». Все могут высказаться по очереди, затем идет голосование. На этом этапе можно заметить какие-то моменты. Скажем, решили, что надо попы­таться найти мафиози, и все, кто хочет, может высказать свои предло­жения. Например, кто-то говорит: «Я считаю, что это Пьеро». Другой говорит, что это банкир и т. д. После того, как названо три—шесть кан­дидатур, идет структурированное обсуждение: тот, кто предложил Пье­ро, говорит аргументы против Пьеро. Затем Пьеро имеет 30 секунд на оправдательную речь, и сразу после этого идет голосование. Если го­лосов недостаточно, обсуждается вторая кандидатура, и так до тех пор, пока по кандидатуре не наберут больше половины голосов. Тренер под­ходит к этому человеку, гасит свечу и показывает всем его карту.

Затем объявляется «ночь», все надевают повязки на глаза, и тренер говорит, что «мафия» просыпается и по очереди представляется друг другу. «Глава мафии», — говорит тренер, и главарь поднимает руку и т. д. Затем «глава мафии» выбирает жертву. Тренер подходит, гасит свечу и переворачивает карту. Потом «мафия» спит, но просыпается комиссар Каттани; он тоже выбирает жертву. Если он попал в мафиози, тренер гасит свечу и переворачивает карту, если в «честного» человека, то тре­нер показывает Каттани карту этого человека, и тот остается жив.

Далее «день» и все по сценарию.

Эта модификация игры более структурирована и занимает больше времени. Обычно в нее играют в группах, которые проходят на выезде, и если группу надо занимать вечером после ужина.

После любого варианта игры можно выделить какое-то время на обсуждение того, почему кто-то мог убедить всех в том, что он чест­ный, а другой нет, кому-то верили, а кому-то нет, и почему кого-то слу­шали, а кого-то нет.

Для заметок






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.017 с.