Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-11-27 | 124 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Занятие 11.Звук и буква Т
Цели занятия:
Коррекционно-образователъные:
— познакомить детей со звуком и буквой Т;
— научить характеризовать звук Т по акустическим и артикуляционным признакам, анализировать прямые слоги.
Коррекционно-развивающие:
— развивать у детей фонематические процессы;
— закреплять понятия: слог, слово, предложение;
— упражнять в выделении звука Т в конце и начале слов.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.
Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Т; буква Т, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Вспомните слова, которые заканчиваются на звук Н. (Из занятия 10: банан, лимон и т.д.)
Развитие общей моторики
Мастера пустили в дело | Шагают на месте. | |
Иглы, ножницы, утюг. | «Шьют», «режут», «гладят». | |
За шитье взялись умело | «Шьют». | |
Много быстрых, | Перекрестные движения ру- | |
ловких рук. | ками перед сабой. | |
Получайте свой заказ! | Предлагают заказ. | |
Все по мерке. | Движение руками от головы | |
в самый раз. | до ног. |
Развитие мелкой моторики. «Наперсток».
Вышивает, шьет иголка, | Левая ладошка раскрыта, в правой руке — воображаемая иголка. |
Пальцу больно, Пальцу колко. | Иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке. |
А наперсток В тот же миг К девочке на пальчик Прыг! | Дети делают правой рукой движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток. |
Говорит иголке: -Шей, | «Шьют». |
А колоться ты не смей! М. Кульская | Грозят указательным пальчиком левой руки. |
Массаж лица.
|
Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения (по общим правилам).
5. Развитие мимических мышц. Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.
Развитие артикуляционной моторики.
— Спокойное открывание — закрывание рта.
— Удержание открытого рта под счет до пяти.
— Оттопыривание языком верхней губы, а затем нижней.
— «Болтушка» (языком).
7. Работа над развитием дыхания и голоса. Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания:
Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем. (Рука на диафрагме.)
Шарик лопнул — выдыхаем. Наши мышцы расслабляем. Глубоко вдохнуть и на выдохе произнести: «Ма-а-а».
Объявление темы занятия.
Логопед предлагает посмотреть на картинку для звукоподражания: кузнец кует подкову, ударяет сильно молотком и при этом слышится звук Т. Со звуком Т мы сегодня и познакомимся.
9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Хоровое и индивидуальное произнесение звука
Т с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду: язык и верхние зубы. Значит, звук Т — согласный, обозначать мы его будем фишкой синего цвета. А теперь послушайте, как твердо я произношу звук Т: Т-т-т. Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Звук Т — согласный, твердый, обозначаем его фишкой синего цвета.
Логопед выставляет на доску пособие «Согласный звук» и подтверждает свои слова показом. Далее дети прикладывают руку к горлышку: горлышко молчит, значит звук Т — глухой. Несколько детей повторяют полную характеристику звука Т.
10. Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Т. Показ буквы. «Написать» букву Т в воздухе, а затем на столе пальчиками.
Предложить детям назвать предметы, на которые похожа буква Т.
|
11. Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопай, не зевай!»
Дети должны хлопать в ладоши, когда услышат слоги со звуком Т, в ряду других слогов: на, му, ко, та, до, мы, ту и т.д.
Физкультминутка «Аист». Выполнение движений по тексту стихотворения.
Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Аист отвечает: — Топай правою ногой, Топай левою ногой — Вот тогда придешь домой.
И. Токмакова
12. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ слогов AT, УТ. Выкладывание цветной схемы. Затем логопед произносит утрированно слог ТА. Совместно с детьми производит подробный анализ данного слога. По следам анализа проводится игра «Живые слоги». Двое детей выходят к доске и становятся «живыми слогами»: логопед говорит, кто из них каким будет звуком, а дети выбирают соответствующее цветовое обозначение.
Логопед (ставит детей рядом и называет получившийся слог): Это слог ТА. Назовите, кто стал звуком А? (Оля.) А кто — звуком Т? (Ваня.) Или задание наоборот: Оля у нас какой звук? (Звук А.) А Ваня у нас какой звук? (Звук Т.) Аналогично проводится звуковой анализ слога ТУ (выходят другие дети).
13. Закрепление звука в словах. Определение места звука Т в словах: танк,
торт, космонавт, тазик и т.д. Дети обозначают местонахождение звука в «звуковом домике» (дидактическая игра «Домик»). Деление слов на слоги с выкладыванием графической схемы: сколько слогов — столько полосочек.
14. Закрепление звука в предложениях. Логопед предлагает детям для анализа простые предложения, без предлогов типа: «Маша моет белый тазик». Дети подсчитывают количество слов в предложениях. Можно сыграть в игру «Живое предложение (см. занятие 8 первого периода обучения*).
15. Закрепление звука в тексте. Отгадывание загадок и выделение из текста слов со звуком Т.
Летит — воет, а сядет землю роет. (Жук.)
Кто так заливисто поет
О том, что солнышко встает? (Петух.)
Итог занятия.
Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук? Если слова дружат и рассказывают о чем-нибудь, то это называется...?
Оценка работы детей.
18.Домашнее задание. К занятию 11 (альбом 1, с. 19-20)*.
Задания для закрепления вне занятий** (тетрадь 2, с. 4-5)
• Звуковой анализ слогов: am, та, от, то с выкладыванием графической схемы.
• Игра «Хлопай, не зевай». Хлопнуть на звук Т.
• Игра «Назови первый, последний звуки» в словах: солдат, табак, Таня, атлет, Тоня и т.д.
|
• Закрепление понятий: гласный, согласный звуки.
Занятие 12.Звук Ть. Буква Т
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
— познакомить детей со звуком Ть и его характеристикой;
— познакомить с понятием «согласный мягкий звук».
Коррекционно-развивающие:
— развивать у детей фонематические процессы;
— упражнять в звуковом анализе слогов;
— упражнять в делении слов на слоги;
— упражнять в определении места звука в слове.
Коррекционно-воспитательная:
— формировать навык контроля над правильным произношением поставленных звуков.
Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ть; буква Т, карандаши, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик».
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Как стучит молоток кузнеца? (Т-т-т.) Вспомните названия картинок, в которых звук Т находился в начале слова.
Массаж лица.
Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).
Развитие мимических мышц.
Задача детей — выразить эмоциональное состояние.
Логопед: Пришла зима. (Радость.) Можно кататься на санках, лыжах, коньках! (Восторг.) Но крепкий мороз заставил всех остаться дома... (Огорчение.) Вдруг слабые солнечные лучи проскользнули в окошко! (Удивление.) Можно и дома найти, чем заняться. (Спокойное состояние.)
Объявление темы занятия.
Логопед выставляет на доску картинку для звукоподражания: большие часы с маятником.
Логопед: Ребята! Послушайте, как тикают часы: «Ть-ть-ть». Со звуком Ть мы сегодня познакомимся.
Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слогов ИТ и ТИ. Слог ИТ дети анализируют самостоятельно, а слог ТИ — с помощью логопеда.
Закрепление звука в словах.
Определение места звука Ть в словах: сеть, пасть, кость, тюлень, тень, телефон и т.д. Дети дают полный ответ: «В слове сеть звук Ть находится в Конце слова» — и затем «селят» картинку в «Домик».
Итог занятия.
Логопед: С каким звуком сегодня познакомились? Какой это звук? Назовите слова со звуком Ть в начале. А теперь в конце.
|
Оценка работы детей.
18.Домашнее задание. К занятию 12 (альбом 1, с. 21).
Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 6-7)
• Закрепление понятий: согласный твердый, согласный мягкий, слог, слово, предложение.
• Звуковой анализ слогов ТА, ТИ с выкладыванием графической схемы.
• Игра «Поймай звук». Хлопнуть на звуки Т и Ть.
• Деление на слоги слов: тень, тигр, тигренок и т.д.
Занятие 13. Звук и буква К
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
— познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам;
— познакомить с буквой К. Коррекционно-развивающие:
— закреплять у детей понятия: гласный, согласный твердый звуки;
— упражнять в определении места звука в словах;
— упражнять в звуковом анализе слогов с выкладыванием схемы.
Коррекционновоспитательная:
— воспитывать у детей умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук К; буква К, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы, пиктограммы.
Ход занятия
1. Организационный момент.Логопед: Назовите слова, которые начинаются со звука Ть.
Массаж лица.
Поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).
5. Развитие мимических мышц. Демонстрация пиктограмм: задача детей — выразить состояние, которое изображено на рисунках.
Объявление темы занятия.
Логопед (выставляет картинку для звукоподражания): Посмотрите, ребята, дождик падает, ударяется о зонтик, и при этом получается звук К. С этим звуком мы сегодня познакомимся.
9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение звука логопедом, а затем детьми.
Подробный акустико-артикуляционный анализ звука: звук К — согласный, твердый, глухой, обозначаем его фишкой синего цвета. (Для характеристики используется пособие «Согласный звук».) Повторение характеристики звука несколькими детьми.
10. Связь звука и буквы.
Выставляется буква К.
. На прямую палочку Справа села галочка. Там поныне и сидит — Буквой К на нас глядит.
11. Развитие фонематического слуха.
Повторение рядов слов вслед за логопедом:
Мак — бак — так
Ток — тук — так
Бык — бак — бок
Клетка — плетка — пленка
Тыква — буква — будка
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз, потянись, Потянитесь и проснись.
|
Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слогов АК и КА, с выкладыванием схемы. Показ на схеме звуков по заданию логопеда: «Покажите звук К, а теперь звук А». Дети указывают на соответствующую фишку на схеме.
13. Закрепление звука в словах.
Определение места звука К в словах: мак, кот,
буква и т.д. Дети дают полный ответ: «В слове буква звук К находится в середине слова» — затем помещают картинку в «Домик»
14. Закрепление звука в предложениях.
Игра «Живое предложение».
Составление предложений со словами, которые обозначают названия картинок, выставленных на доске.
Затем дети выстраиваются в «живое предложение». Логопед указывает на одного из детей, а дети называют соответствующее слово.
Закрепление звука в тексте.
Выделение слов со звуком К из текста. У паука, у паука То ли рука, то ли нога. Плетет паук паучью сеть, Чтоб всех кусачих сладко съесть.
Итог занятия.
Логопед: С каким звуком познакомились на занятии? Дайте ему характеристику. Назовите слова со звуком К в начале, а затем со звуком К в конце.
Оценка работы детей.
18.Домашнее задание. К занятию 13 (альбом 1, с. 22-23).
Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 8-9)
Закрепление понятий: согласный твердый, обозначаем фишкой синего цвета, согласный мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета, слог, слово, предложение.
Звуковой анализ слогов КА, КО, УК с выкладыванием графической схемы.
Игра «Поймай звук». Хлопаем на звук К среди других звуков.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Где находится звук К в этих словах? Корова, кот, книга, ковер. Башмак, лак, сук, мак. Окно, акула, морковь, ласточка.
Массаж лица.
Поглаживание, пощипывание, постукивание, зигзагообразные движения (по общим правилам).
Развитие мимических мышц.
Изобразить радостную маму, строгого дедушку, рассердившегося папу, провинившегося ребенка.
6*. Развитие артикуляционной моторики.
— Легкое постукивание зубами, губы разомкнуты.
— Отставление верхней губы от зубов и десен.
— «Качели»: движение языком вверх-вниз, к верхней — нижней губе, к верхним — нижним зубам, к верхним — нижним альвеолам.
— Одновременное надувание — втягивание обеих щек.
Объявление темы занятия.
Логопед: Большая дождевая капля падает на зонтик. Какой звук при этом получается? (К.) А если маленькая капелька упадет на землю, то мы услышим звук Кь.
Выставляется картинка для звукоподражания.
Логопед: С этим звуком мы познакомимся сегодня на занятии.
Связь звука и буквы.
Выкладывание буквы,К из крупной фасоли с опорой на выставленную букву.
Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слога КИ. Выкладывание графической схемы с указанием заданных звуков на схеме.
Закрепление звука в словах.
Дети совместно с логопедом называют картинки, выставленные на доске, определяют место звука Кь в словах. Затем делят слова на слоги и подробно дают ответ о количестве слогов в слове: «В слове ракета три слога» и т.д.
Итог занятия.
Логопед: С каким звуком маленькая капля падает на землю? Какой это звук? Назовите картинки, в названии которых звук Кь находится в начале слова (с опорой на иллюстрации, выставленные на доске).
Оценка работы детей.
18.Домашнее задание. К занятию 14 (альбом 1, с. 24-25).
Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 10-11)
• Звуковой анализ прямых и обратных слогов с выкладыванием графической схемы.
• Игра «Поймай звук». Хлопнуть на звук Кь.
• Определение места звука Кь в словах.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети делятся на две команды и по очереди называют слова со звуками К (первая команда) и Кь (вторая команда). Выигрывает та команда, которая назовет слово последней.
3. Развитие мелкой моторики.
Мы на елке веселились, | Ритмичные хлопки в ладоши. |
И плясали, и резвились. | Ритмичные удары кулачками. |
После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. | Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу. Рисуют руками большой круг. |
Массаж лица.
Поглаживание, зигзагообразные движения, постукивание, поглаживание (по общим правилам).
Развитие мимических мышц.
Изобразить, каким разным может быть взгляд человека: насмешливым, добрым, умоляющим, печальным, злобным, ликующим.
6. Развитие артикуляционной моторики.
— Спокойное открывание и закрывание рта.
— «Обезьянки».
— Вибрация губ (фырканье лошади).
— «Лопатка» — «Иголочка» (5 раз).
— 7. Работа над развитием дыхания и голоса.
— Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Произнесение скороговорок со сменой ударения:
— Купи кипу пик.
— Купи кипу пик.
— Купи кипу пик.
— 8. Объявление темы занятия.
— Логопед: Назовите первый звук в слове кит, а теперь последний звук в слове пушок. Звуки К и Кь мы будем учиться различать сегодня на занятии.
— 9. Акустико-артикуляционный образ звуков.
— Дети дают характеристику звукам К и Кь — каждому в отдельности. Затем говорят, чем они похожи (Оба согласные и глухие.) и чем отличаются. (К — твердый, обозначается фишкой синего цвета, а Кь — мягкий, обозначается фишкой зеленого цвета.)
— 10. Связь звуков и буквы.
— Логопед показывает детям букву К. Проводит карандашом по линиям написания и говорит: Длинная палочка грустно стояла. Пара коротких к ней подбежала. Пара коротких в угол сложилась Справа от длинной расположилась.
— 11. Развитие фонематического слуха.
Игра «Хлопай, не зевай».
— На звук К дети хлопают в ладоши, а на звук Кь — топают ногами.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.,
На зарядку, на зарядку, На зарядку становись! Начинаем бег на месте, Финиш — метров через двести! Хватит, хватит, прибежали, Потянулись, подышали!
Итог занятия.
Оценка работы детей.
18.Домашнее задание. К занятию 15 (альбом 1, с. 26-27).
Задания для закрепления вне занятий
(тетрадь 2, с. 12-13)
• Игра «Хлопай — топай, не зевай». На звук К — хлопнуть, а на звук Кь — топнуть.
• Игра «Посели слово в домик». В разные окошечки в зависимости от места звука в слове.
• Деление слов на слоги и составление слоговых схем: кирпичи, карта, картина, ботинки и т.д.
• Игра «Живые слоги». КА, ОК, КУ, КИ.
Занятие 16. Звук и буква Б
Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:
— познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля.
Коррекционно-развивающие:
— развивать у детей фонематические процессы;
— упражнять в делении слов на слоги;
— развивать общую и мелкую моторику, дыхательные и голосовые функции.
Коррекционно-воспитателъная:
— воспитывать у детей умение правильно обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Б; буква Б, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Послушайте ряд слов и назовите общий звук в словах.
Кит, фонарики, кино, тарелки. (Звук Кь.) Лук, кот, сок, крылья. (Звук К.)
Зарумянились кустарники Не от утренней зари. | Пощипывают щеки. |
Это красные фонарики | «Фонарики». |
Засветили снегири. | Взмахнуть руками, как крыльями. |
Чистят перышки пунцовые, | «Чистят перышки». |
Воду пьют из родника. | «Пьют». |
Переливы бубенцовые Мне слышны издалека. Л. Татьяничева | Ритмичные хлопки в ладоши. |
3. Развитие мелкой моторики. | |
Летела, летела сорока | Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга. |
Через бабушкины ворота. | Скрещенные ладони помахивают, как крылья. |
Вот она крыльями забила, | Хлопают в ладоши. |
Бабушкин кисель разлила. | Руки перед собой, пальцы растопырены. |
Развитие общей моторики
4. Массаж лица.
Поглаживание, волнообразные движения, зигзагообразные движения, поглаживание (по общим правилам).
Развитие мимических мышц.
Изобразить испуганного воробья, попавшего влапы кошки; ребят, которые рассердились на кошку и пожалели воробья; воробья, который освободился и радостный взлетел на дерево.
Объявление темы занятия.
Логопед: Посмотрите внимательно на картинку! Вода в чайнике закипела, и крышка стучит, издавая звук: Б-б-б. С этим звуком мы познакомимся сегодня на занятии.
Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слогов БА, БУ с выкладыванием графической схемы и указанием заданных звуков на схеме.
Закрепление звука в словах.
Определение места звука Б в словах: банка, табуретка, барабан, забор и т.д. Дети обозначают место звука с помощью «звукового домика» (дидактическая игра «Домик»). Далее делят слова на слоги с выкладыванием графической схемы: столько же полосочек, сколько слогов.
Итог занятия.
Оценка работы детей.
18.Домашнее задание. К занятию 16 (альбом 1, с. 28-29).
Задания для закреплениявне занятий
• Звуковой анализ слогов БА, БО, БУ.
• Игра «Хлопай, не зевай». Хлопнуть на звук Б.
• Деление слов на слоги: бабочка, бочка, бамбук, бобр и т.д. Ребенок прохлопывает слово и отвечает: «В слове бабочка три слога».
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Сядет тот, кто назовет слова, которые начинаются со звука Б.
Развитие общей моторики
Вот летят, кружась, | Взмахи руками, разведенны- | ||||||||||||||||||
снежинки | ми в стороны. | ||||||||||||||||||
|
Массаж лица.
Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).
5. Развитие мимических мышц.
Проведение мимической гимнастики с помощью пиктограмм.
6. Развитие артикуляционной моторики.
— Открыть рот, удержать его под счет до пяти.
— «Обезьянки» (движение челюстью вправо-влево).
— «Трубочка» — «Поцелуй».
— Движение языком вперед-назад.
— Удержать «Лопаточку» под счет до пяти.
Бдубдубдубдубдыбдыбдыбды.
Объявление темы занятия.
Логопед: Веселый зайчик бьет палочками в барабан, и слышится звук: Бь-бь-бь. Повторите этот звук. Он будет сегодня гостем на нашем занятии.
9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Произнесите звук Бь все вместе. А теперь
ты, Коля, а теперь Ваня и т.д. Скажите, воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? (Встречает преграду.) Что мешает воздушной струе свободно выходить изо рта? (Губы.) Значит, звукБькакой? (Согласный.) Еще раз произнесите звук Бь. Какой он: твердый или мягкий? (Мягкий.) Фишкой какого цвета мы его будем обозначать? (Зеленого.)
Связь звуков и буквы.
Логопед: Звук Бь живет в домике под названием «Буква Б». (Демонстрация буквы Б.) Напишите эту букву пальчиком на столе, по воздуху.
11. Развитие фонематического слуха.
Повторение слоговых рядов вслед за логопедом:
би — бе — беби — би — беби — бе — би — бе...
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Сначала буду маленьким, К коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большим, До лампы дотянусь.
Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слога БИ. Логопед произносит слог би и просит детей ответить на вопросы:
— Сколько звуков вы слышите?
— Назовите первый звук. Какой это звук, фишкой какого цвета мы его обозначим?
— Назовите второй звук. Какой это звук, фишкой
какого цвета мы его обозначим?
Выкладывание схемы слога БИ из цветных фишек с последующим объяснением, почему звуки обозначены фишками именно таких цветов.
Закрепление звука в словах.
Определение места звука в словах: бигуди, береза, лебедь и т.д. Обозначение места звука на схеме. Деление слов на слоги. Графическое изображение слоговой схемы.
Итог занятия.
Логопед: С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук?
Оценка работы детей.
18.Домашнее задание. К занятию 17 (альбом 1, с. 30-31).
Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 16-17)
• Игра «Хлопай, не зевай». Хлопнуть на звук Бь.
• Определение места звука Бь в словах: голубь, белка, бигуди и т.д.
• Звуковой анализ слога БИ с выкладыванием графической схемы.
• Деление слов на слоги и составление графической схемы (слова со звуком Бь в названии).
Занятие 18.Звук и буква Э
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
— познакомить детей со звуком и буквой Э;
— научить характеризовать звук Э по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно-развивающие:
— развивать у детей мелкую, общую и артикуляционную моторику;
— упражнять в делении слов на слоги;
— упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.
Коррекционно-воспитателъная:
— воспитывать аккуратное обращение с раздаточным материалом.
Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых есть звук Э; буква Э, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложеиия
ХОД ЗАНЯТИЯ
Повторение слоговых рядов вслед за логопедом:
ба бабебобу ба бы бе
би — бебо — би бы — бебу — би..
Развитие общей моторики.
На скамейку я встаю, Еле ящик достаю. | Поднимаются на носочки и тянутся за руками вверх. |
Открываю ящик, Голубой, блестящий. | «Открывают». |
Посыпались из ящика Письма настоящие. | Приседают — встают с вытянутыми вперед руками. |
Почтовый ящик открываем, | Сжимание и разжимание кулачков. |
Сколько писем! Посчитаем? | Пальцы разжаты и сильно оттопырены. |
Кате, Ване, Михаилу, Александру и Данилу. | Загибают по одному пальчику на каждой руке, начиная с мизинца. |
Развитие мелкой моторики
Массаж лица.
Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения (по общим правилам)
5. Развитие мимических мышц.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Брови вверх я поднимаю, Очень сильно удивляюсь. А теперь глаза прищурю, Брови сильно я нахмурю.
Объявление темы занятия.
Дети рассматривают картинку для звукоподражания.
Логопед: Что за проказник этот кот! Решил он попить молока из банки, но только все разлил. Как ругает его Маша? (Э-э-э.) Этот звук мы будем изучать сегодня на занятии.
Связь звуков и буквы.
Дети выкладывают букву Э из веревочки. Две веревки на столе, Мы свернем их в букву Э. Это месяц молодой, Язычок внутри витой.
Т. Куликовская
11. Развитие фонематического слуха.
Игра «Хлопай, не зевай».
Дети хлопают на слоги и слова со звуком Э.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Чудеса на белом свете — Стали маленькими дети. А потом все дружно встали, Великанами вдруг стали.
Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слогов ЭТ и ТЭ. Логопед выкладывает схемы слогов на доске, а дети стараются сказать, какая из схем к какому слогу подходит. Если выполнить задание детям не удается, то логопед просит их сначала выложить на столах схемы этих слогов.
Закрепление звука в словах.
Дети называют картинки, выставленные на доске, а затем выходят к доске и берут одну из картинок по просьбе логопеда. («Возьми картинку, в названии которой звук Э находится в начале слова», «Возьми картинку, в названии которой звук Э находится в середине слова» и т.д.).
Деление слов на слоги.
Закрепление звука в тексте.
Выделение из текста слов со звуком Э. Эскимо ни к чему эскимосу, Он из шубы не высунет носу. Если б он на экваторе жил, То с мороженым он бы дружил.
Н. Владимирова
Итог занятия.
Оценка работы детей.
18.Домашнее задание. К занятию 18 (альбом 2, с. 2-3)*.
Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 18-19)
• Игра «Хлопай, не зевай». Хлопнуть на звук Э.
• Определение места звука Э в словах: эму, эскимо, экскаватор и т.д.
• Звуковой анализ слогов ЭХ, ХЭ с выкладыванием графической схемы.
• Деление слов на слоги и составление графической схемы: эму, эскимо, этажерка, эхо.
Ход занятия
Организационный момент.
Выделение из текста слов со звуком Э. Эскимо ни к чему эскимосу, Он из шубы не высунет носу. Если б он на экваторе жил, То с мороженым он бы дружил.
Н. Владимирова
Массаж лица.
Поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).
5. Развитие мимических мышц.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Закрываю правый глаз, закрываю левый глаз.
Широко глаза открою, на округу погляжу,
А затем наморщу нос. На кого же я похож?
Объявление темы занятия.
Логопед (выставляет на доску картинки): Как кричит гусь? (Г-г-г.) А как кричит гусенок? (Гъ-гь-гь.) Эти два звука мы сегодня будем учиться различать.
Связь звуков и буквы.
Логопед: Звуки Г и Гь живут в домике под названием «Буква Г».
Логопед показывает букву Г, записывает ее на доске.
Логопед: Вот две палочки. Вот угол.
Кочергой гребем мы уголь. Смотрит вправо кочерга, У нее одна нога.
Итог занятия.
Логопед: Назовите первый звук в словах эскимос, экскаватор, этажерка. Дайте ему характеристику.
Оценка работы детей.
18.Домашнее задание. К занятию 19 (альбом 2, с. 4-5).
Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 20-21)
• Звуковой анализ слогов ГИ, ГА с выкладыванием схемы.
• Игра «Разложи в два ряда». В первый ряд выложить картинки на звук Г, во второй — на звук Гь.
• Определение места звуков в словах: гусь, гимнаст, бумага и т.д.
• Деление слов со звуками Г и Гь на слоги.
Занятие 20.Звук Ль. Буква Л
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
— познакомить детей со звуком Ль и буквой Л;
— научить характеризовать звук Ль по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно-развивающие:
— развивать у детей фонематические процессы;
— упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов и в делении слов на слоги;
— упражнять в выделении звука Ль в начале, середине и конце слов.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей аккуратность.
Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ль; буква Л, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Вспомните слова со звуками Г и Гь.
На солнечном окошке | «Солнце» над головой. |
Фиалка расцвела — | «Цветочек». |
Лиловые цветочки Тихонько подняла. | Взмахи рук снизу вверх. |
Средь листьев она прячется, Не любит лезть вперед, | Закрывают лицо руками. |
Но всякий к ней наклонится | Наклоняются, не касаясь руками пола. |
И бережно возьмет. По £ Серовой | Тихонько встают. |
3. Развитие мелкой моторики. | |
Раз, два, три, четыре, пять, Буду я цветы считать: | Загибают по одному пальчику на каждой руке. |
Бегония, фикус, цикламен, Сансивьера, бальзамин. | Разгибают по одному пальчику. |
Массаж лица.
Поглаживание, пощипывание, постукивание, зигзагообразные движения (по общим правилам).
Развитие мимических мышц.
У Валюши и Ванюши Щеки, словно шар воздушный. | Надуть щеки. |
А у Пети и у Гали — Худенькими щеки стали. | Втянуть щеки. |
Рассердились Петя, Галя, Сильно брови хмурить стали. | Нахмурить брови. |
Связь звуков и буквы.
Логопед: Ребята! Звук Ль живет в домике под названием «Буква Л». (Демонстрация буквы Л.) Рассмотрите букву и напишите ее пальчиком: сначала на столе, а затем в воздухе. 11. Развитие фонематического слуха.
Повторение слоговых рядов вслед за логопедо ля — лю
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!