Развитие мелкой моторики. «Наперсток». — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Развитие мелкой моторики. «Наперсток».

2017-11-27 124
Развитие мелкой моторики. «Наперсток». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятие 11.Звук и буква Т

Цели занятия:

Коррекционно-образователъные:

— познакомить детей со звуком и буквой Т;

— научить характеризовать звук Т по акусти­ческим и артикуляционным признакам, ана­лизировать прямые слоги.

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей фонематические процессы;

— закреплять понятия: слог, слово, предложение;

— упражнять в выделении звука Т в конце и на­чале слов.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподра­жания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Т; буква Т, цвет­ные фишки для выкладывания звуковой схе­мы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Вспомните слова, которые заканчивают­ся на звук Н. (Из занятия 10: банан, лимон и т.д.)

Развитие общей моторики

Мастера пустили в дело Шагают на месте.
Иглы, ножницы, утюг. «Шьют», «режут», «гладят».
За шитье взялись умело «Шьют».  
Много быстрых, Перекрестные движения ру-  
ловких рук. ками перед сабой.  
Получайте свой заказ! Предлагают заказ.  
Все по мерке. Движение руками от головы  
в самый раз. до ног.  

Развитие мелкой моторики. «Наперсток».

Вышивает, шьет иголка, Левая ладошка раскрыта, в правой руке — воображае­мая иголка.
Пальцу больно, Пальцу колко. Иголка «шьет» и задевает кончик указательного паль­ца на левой руке.
А наперсток В тот же миг К девочке на пальчик Прыг! Дети делают правой рукой движение, как будто наде­вают на указательный па­лец левой руки наперсток.
Говорит иголке: -Шей, «Шьют».
А колоться ты не смей! М. Кульская Грозят указательным паль­чиком левой руки.

Массаж лица.

Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения (по общим правилам).

5. Развитие мимических мышц. Передать эмоции: радость, удивление, восхище­ние и печаль.

Развитие артикуляционной моторики.

— Спокойное открывание — закрывание рта.

— Удержание открытого рта под счет до пяти.

— Оттопыривание языком верхней губы, а затем нижней.

— «Болтушка» (языком).

7. Работа над развитием дыхания и голоса. Автоматизация нижнедиафрагмального дыха­ния:

Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем. (Рука на диафрагме.)

Шарик лопнул — выдыхаем. Наши мышцы расслабляем. Глубоко вдохнуть и на выдохе произнести: «Ма-а-а».

Объявление темы занятия.

Логопед предлагает посмотреть на картинку для звукоподражания: кузнец кует подкову, ударя­ет сильно молотком и при этом слышится звук Т. Со звуком Т мы сегодня и познакомимся.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Хоровое и индивидуальное произнесение звука

Т с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит сво­бодно, он встречает преграду: язык и верхние зубы. Значит, звук Т — согласный, обозначать мы его бу­дем фишкой синего цвета. А теперь послушайте, как твердо я произношу звук Т: Т-т-т. Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Звук Т — согласный, твердый, обозначаем его фишкой синего цвета.

Логопед выставляет на доску пособие «Согласный звук» и подтверждает свои слова показом. Далее дети прикладывают руку к горлышку: горлышко молчит, значит звук Т — глухой. Несколько детей повторяют полную характеристику звука Т.

10. Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Т. Показ буквы. «Написать» букву Т в воздухе, а затем на столе пальчиками.

Предложить детям назвать предметы, на кото­рые похожа буква Т.

11. Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопай, не зевай!»

Дети должны хлопать в ладоши, когда услышат слоги со звуком Т, в ряду других слогов: на, му, ко, та, до, мы, ту и т.д.

Физкультминутка «Аист». Выполнение дви­жений по тексту стихотворения.

Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Аист отвечает: — Топай правою ногой, Топай левою ногой — Вот тогда придешь домой.

И. Токмакова

12. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ слогов AT, УТ. Выкладывание цветной схемы. Затем логопед произносит утриро­ванно слог ТА. Совместно с детьми производит под­робный анализ данного слога. По следам анализа проводится игра «Живые слоги». Двое детей выходят к доске и становятся «живыми слогами»: логопед го­ворит, кто из них каким будет звуком, а дети выбирают соответствующее цветовое обозначение.

Логопед (ставит детей рядом и называет по­лучившийся слог): Это слог ТА. Назовите, кто стал звуком А? (Оля.) А кто — звуком Т? (Ваня.) Или задание наоборот: Оля у нас какой звук? (Звук А.) А Ваня у нас какой звук? (Звук Т.) Анало­гично проводится звуковой анализ слога ТУ (выходят другие дети).

13. Закрепление звука в словах. Определение места звука Т в словах: танк,

торт, космонавт, тазик и т.д. Дети обозначают местонахождение звука в «звуковом домике» (ди­дактическая игра «Домик»). Деление слов на сло­ги с выкладыванием графической схемы: сколько слогов — столько полосочек.

14. Закрепление звука в предложениях. Логопед предлагает детям для анализа простые предложения, без предлогов типа: «Маша моет бе­лый тазик». Дети подсчитывают количество слов в предложениях. Можно сыграть в игру «Живое пред­ложение (см. занятие 8 первого периода обучения*).

15. Закрепление звука в тексте. Отгадывание загадок и выделение из текста слов со звуком Т.

Летит — воет, а сядет землю роет. (Жук.)

Кто так заливисто поет

О том, что солнышко встает? (Петух.)

Итог занятия.

Логопед: С каким звуком познакомились? Ка­кой это звук? Если слова дружат и рассказывают о чем-нибудь, то это называется...?

Оценка работы детей.

18.Домашнее задание. К занятию 11 (альбом 1, с. 19-20)*.

Задания для закрепления вне занятий** (тетрадь 2, с. 4-5)

• Звуковой анализ слогов: am, та, от, то с вы­кладыванием графической схемы.

Игра «Хлопай, не зевай». Хлопнуть на звук Т.

Игра «Назови первый, последний звуки» в сло­вах: солдат, табак, Таня, атлет, Тоня и т.д.

• Закрепление понятий: гласный, согласный звуки.


Занятие 12.Звук Ть. Буква Т

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

— познакомить детей со звуком Ть и его харак­теристикой;

— познакомить с понятием «согласный мягкий звук».

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей фонематические процессы;

— упражнять в звуковом анализе слогов;

— упражнять в делении слов на слоги;

— упражнять в определении места звука в слове.

Коррекционно-воспитательная:

— формировать навык контроля над правиль­ным произношением поставленных звуков.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподра­жания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ть; буква Т, каран­даши, цветные фишки для выкладывания зву­ковой схемы, дидактическое пособие «Домик».

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Как стучит молоток кузнеца? (Т-т-т.) Вспомните названия картинок, в которых звук Т находился в начале слова.

Массаж лица.

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).

Развитие мимических мышц.

Задача детей — выразить эмоциональное состояние.

Логопед: Пришла зима. (Радость.) Можно ка­таться на санках, лыжах, коньках! (Восторг.) Но крепкий мороз заставил всех остаться дома... (Огор­чение.) Вдруг слабые солнечные лучи проскольз­нули в окошко! (Удивление.) Можно и дома найти, чем заняться. (Спокойное состояние.)

Объявление темы занятия.

Логопед выставляет на доску картинку для звуко­подражания: большие часы с маятником.

Логопед: Ребята! Послушайте, как тикают часы: «Ть-ть-ть». Со звуком Ть мы сегодня познакомимся.

Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов ИТ и ТИ. Слог ИТ дети анализируют самостоятельно, а слог ТИ — с помо­щью логопеда.

Закрепление звука в словах.

Определение места звука Ть в словах: сеть, пасть, кость, тюлень, тень, телефон и т.д. Дети дают пол­ный ответ: «В слове сеть звук Ть находится в Конце слова» — и затем «селят» картинку в «Домик».

Итог занятия.

Логопед: С каким звуком сегодня познакоми­лись? Какой это звук? Назовите слова со звуком Ть в начале. А теперь в конце.

Оценка работы детей.

18.Домашнее задание. К занятию 12 (альбом 1, с. 21).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 6-7)

• Закрепление понятий: согласный твердый, со­гласный мягкий, слог, слово, предложение.

• Звуковой анализ слогов ТА, ТИ с выкладывани­ем графической схемы.

Игра «Поймай звук». Хлопнуть на звуки Т и Ть.

• Деление на слоги слов: тень, тигр, тигренок и т.д.


 

Занятие 13. Звук и буква К

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и арти­куляционным признакам;

— познакомить с буквой К. Коррекционно-развивающие:

— закреплять у детей понятия: гласный, со­гласный твердый звуки;

— упражнять в определении места звука в словах;

— упражнять в звуковом анализе слогов с вы­кладыванием схемы.

Коррекционновоспитательная:

— воспитывать у детей умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным пред­ложением.

Оборудование: зеркала, картинка для звукопо­дражания; предметные картинки, в назва­нии которых присутствует звук К; буква К, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуко­вой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы, пиктограммы.

Ход занятия


1. Организационный момент.Логопед: Назовите слова, которые начинаются со звука Ть.

Массаж лица.

Поглаживание, волнообразные движения, спи­ралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).

5. Развитие мимических мышц. Демонстрация пиктограмм: задача детей — выра­зить состояние, которое изображено на рисунках.

Объявление темы занятия.

Логопед (выставляет картинку для звукопо­дражания): Посмотрите, ребята, дождик падает, ударяется о зонтик, и при этом получается звук К. С этим звуком мы сегодня познакомимся.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение звука логопедом, а затем детьми.

Подробный акустико-артикуляционный анализ зву­ка: звук К — согласный, твердый, глухой, обознача­ем его фишкой синего цвета. (Для характеристики используется пособие «Согласный звук».) Повторе­ние характеристики звука несколькими детьми.

10. Связь звука и буквы.
Выставляется буква К.

. На прямую палочку Справа села галочка. Там поныне и сидит — Буквой К на нас глядит.

11. Развитие фонематического слуха.
Повторение рядов слов вслед за логопедом:

Мак — бак — так

Ток — тук — так

Бык — бак — бок

Клетка — плетка — пленка

Тыква — буква — будка

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз, потянись, Потянитесь и проснись.

Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов АК и КА, с выкладыва­нием схемы. Показ на схеме звуков по заданию ло­гопеда: «Покажите звук К, а теперь звук А». Дети указывают на соответствующую фишку на схеме.

13. Закрепление звука в словах.
Определение места звука К в словах: мак, кот,

буква и т.д. Дети дают полный ответ: «В слове бук­ва звук К находится в середине слова» — затем по­мещают картинку в «Домик»

14. Закрепление звука в предложениях.
Игра «Живое предложение».

Составление предложений со словами, которые обозначают названия картинок, выставленных на доске.

Затем дети выстраиваются в «живое предложе­ние». Логопед указывает на одного из детей, а дети называют соответствующее слово.

Закрепление звука в тексте.

Выделение слов со звуком К из текста. У паука, у паука То ли рука, то ли нога. Плетет паук паучью сеть, Чтоб всех кусачих сладко съесть.

Итог занятия.

Логопед: С каким звуком познакомились на за­нятии? Дайте ему характеристику. Назовите слова со звуком К в начале, а затем со звуком К в конце.

Оценка работы детей.

18.Домашнее задание. К занятию 13 (альбом 1, с. 22-23).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 8-9)

Закрепление понятий: согласный твердый, обо­значаем фишкой синего цвета, согласный мяг­кий, обозначаем фишкой зеленого цвета, слог, слово, предложение.

Звуковой анализ слогов КА, КО, УК с выклады­ванием графической схемы.

Игра «Поймай звук». Хлопаем на звук К среди других звуков.


Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Где находится звук К в этих словах? Корова, кот, книга, ковер. Башмак, лак, сук, мак. Окно, акула, морковь, ласточка.

Массаж лица.

Поглаживание, пощипывание, постукивание, зигзагообразные движения (по общим правилам).

Развитие мимических мышц.

Изобразить радостную маму, строгого дедушку, рассердившегося папу, провинившегося ребенка.

6*. Развитие артикуляционной моторики.

— Легкое постукивание зубами, губы разомкнуты.

— Отставление верхней губы от зубов и десен.

— «Качели»: движение языком вверх-вниз, к верх­ней — нижней губе, к верхним — нижним зубам, к верхним — нижним альвеолам.

— Одновременное надувание — втягивание обеих щек.

Объявление темы занятия.

Логопед: Большая дождевая капля падает на зонтик. Какой звук при этом получается? (К.) А если маленькая капелька упадет на землю, то мы услышим звук Кь.


Выставляется картинка для звукоподражания.

Логопед: С этим звуком мы познакомимся сегод­ня на занятии.

Связь звука и буквы.

Выкладывание буквы,К из крупной фасоли с опорой на выставленную букву.

Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слога КИ. Выкладывание гра­фической схемы с указанием заданных звуков на схеме.

Закрепление звука в словах.

Дети совместно с логопедом называют картин­ки, выставленные на доске, определяют место зву­ка Кь в словах. Затем делят слова на слоги и под­робно дают ответ о количестве слогов в слове: «В слове ракета три слога» и т.д.

Итог занятия.

Логопед: С каким звуком маленькая капля падает на землю? Какой это звук? Назовите картинки, в на­звании которых звук Кь находится в начале слова (с опорой на иллюстрации, выставленные на доске).

Оценка работы детей.

18.Домашнее задание. К занятию 14 (альбом 1, с. 24-25).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 10-11)

Звуковой анализ прямых и обратных слогов с выкладыванием графической схемы.

Игра «Поймай звук». Хлопнуть на звук Кь.

Определение места звука Кь в словах.


Ход занятия

Организационный момент.


Дети делятся на две команды и по очереди на­зывают слова со звуками К (первая команда) и Кь (вторая команда). Выигрывает та команда, которая назовет слово последней.


3. Развитие мелкой моторики.

Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.
И плясали, и резвились. Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу. Рисуют руками большой круг.

Массаж лица.

Поглаживание, зигзагообразные движения, по­стукивание, поглаживание (по общим правилам).

Развитие мимических мышц.

Изобразить, каким разным может быть взгляд человека: насмешливым, добрым, умоляющим, пе­чальным, злобным, ликующим.

6. Развитие артикуляционной моторики.

— Спокойное открывание и закрывание рта.

— «Обезьянки».

— Вибрация губ (фырканье лошади).

— «Лопатка» — «Иголочка» (5 раз).

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

— Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Произнесение скороговорок со сменой ударения:

— Купи кипу пик.

— Купи кипу пик.

— Купи кипу пик.

8. Объявление темы занятия.

Логопед: Назовите первый звук в слове кит, а теперь последний звук в слове пушок. Звуки К и Кь мы будем учиться различать сегодня на занятии.

9. Акустико-артикуляционный образ звуков.

— Дети дают характеристику звукам К и Кь — каждому в отдельности. Затем говорят, чем они по­хожи (Оба согласные и глухие.) и чем отличаются. твердый, обозначается фишкой синего цве­та, а Кьмягкий, обозначается фишкой зеленого цвета.)

10. Связь звуков и буквы.

— Логопед показывает детям букву К. Проводит карандашом по линиям написания и говорит: Длинная палочка грустно стояла. Пара коротких к ней подбежала. Пара коротких в угол сложилась Справа от длинной расположилась.

11. Развитие фонематического слуха.
Игра «Хлопай, не зевай».

— На звук К дети хлопают в ладоши, а на звук Кь — топают ногами.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.,

На зарядку, на зарядку, На зарядку становись! Начинаем бег на месте, Финиш — метров через двести! Хватит, хватит, прибежали, Потянулись, подышали!

Итог занятия.

Оценка работы детей.

18.Домашнее задание. К занятию 15 (альбом 1, с. 26-27).

Задания для закрепления вне занятий

(тетрадь 2, с. 12-13)

Игра «Хлопай — топай, не зевай». На звук К — хлопнуть, а на звук Кь — топнуть.

Игра «Посели слово в домик». В разные окошеч­ки в зависимости от места звука в слове.

• Деление слов на слоги и составление слоговых схем: кирпичи, карта, картина, ботинки и т.д.

Игра «Живые слоги». КА, ОК, КУ, КИ.



Занятие 16. Звук и буква Б

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

— познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля.

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей фонематические процессы;

— упражнять в делении слов на слоги;

— развивать общую и мелкую моторику, дыха­тельные и голосовые функции.

Коррекционно-воспитателъная:

— воспитывать у детей умение правильно обра­щаться с раздаточным материалом.

Оборудование: зеркала, картинка для звукопо­дражания; предметные картинки, в назва­нии которых присутствует звук Б; буква Б, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуко­вой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Послушайте ряд слов и назовите об­щий звук в словах.

Кит, фонарики, кино, тарелки. (Звук Кь.) Лук, кот, сок, крылья. (Звук К.)


Зарумянились кустарники Не от утренней зари. Пощипывают щеки.
Это красные фонарики «Фонарики».
Засветили снегири. Взмахнуть руками, как кры­льями.
Чистят перышки пунцовые, «Чистят перышки».
Воду пьют из родника. «Пьют».
Переливы бубенцовые Мне слышны издалека. Л. Татьяничева Ритмичные хлопки в ладо­ши.
3. Развитие мелкой моторики.
Летела, летела сорока Ладони скрещиваются, боль­шие пальцы рук зацепляются друг за друга.
Через бабушкины ворота. Скрещенные ладони помахи­вают, как крылья.
Вот она крыльями забила, Хлопают в ладоши.
Бабушкин кисель разлила. Руки перед собой, пальцы растопырены.

Развитие общей моторики

4. Массаж лица.

Поглаживание, волнообразные движения, зигзагообразные движения, поглаживание (по об­щим правилам).

Развитие мимических мышц.

Изобразить испуганного воробья, попавшего влапы кошки; ребят, которые рассердились на кошку и пожалели воробья; воробья, который освобо­дился и радостный взлетел на дерево.

Объявление темы занятия.

Логопед: Посмотрите внимательно на картинку! Вода в чайнике закипела, и крышка стучит, изда­вая звук: Б-б-б. С этим звуком мы познакомимся сегодня на занятии.

Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов БА, БУ с выкладывани­ем графической схемы и указанием заданных зву­ков на схеме.

Закрепление звука в словах.

Определение места звука Б в словах: банка, табуретка, барабан, забор и т.д. Дети обозначают место звука с помощью «звукового домика» (дидактическая игра «Домик»). Далее делят сло­ва на слоги с выкладыванием графической схемы: столько же полосочек, сколько слогов.

Итог занятия.

Оценка работы детей.

18.Домашнее задание. К занятию 16 (альбом 1, с. 28-29).

Задания для закреплениявне занятий

• Звуковой анализ слогов БА, БО, БУ.

Игра «Хлопай, не зевай». Хлопнуть на звук Б.

• Деление слов на слоги: бабочка, бочка, бамбук, бобр и т.д. Ребенок прохлопывает слово и отве­чает: «В слове бабочка три слога».

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто назовет слова, которые начинаются со звука Б.

Развитие общей моторики

Вот летят, кружась, Взмахи руками, разведенны-
снежинки ми в стороны.
Кружевной плетут узор, Вращательные движения рук перед собой.
На поляны, на тропинки Показывают влево, вправо.
Ляжет сказочный ковер. Широко разводят руки в сто­роны.
Кто теперь заметит зайку В белой шубке на снегу? Поворачиваются друг к дру­гу лицом и показывают друг на друга.
Ну-ка, где он? Угадай-ка, В поле или на лугу? в. Волина Приседают. Прячут лицо. По­казывают влево, вправо.
3. Развитие мелкой моторики.
Скачет белка шалунишка, «Бегают» пальцами по столу.
Рвет с сосновых веток шишки, Сжимают в щепоть пальцы на правой, затем на левой руке.
Лапками сжимает ловко Поочередное сжимание в ку­лак пальцев на правой, затем левой руке.
И несет в свою кладовку. Т. Шорыгина «Бегают» пальцами по столу.

Массаж лица.

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).

5. Развитие мимических мышц.
Проведение мимической гимнастики с помощью пиктограмм.

6. Развитие артикуляционной моторики.
Открыть рот, удержать его под счет до пяти.

— «Обезьянки» (движение челюстью вправо-влево).

— «Трубочка» — «Поцелуй».

— Движение языком вперед-назад.

— Удержать «Лопаточку» под счет до пяти.

Бдубдубдубдубдыбдыбдыбды.


Объявление темы занятия.

Логопед: Веселый зайчик бьет палочками в ба­рабан, и слышится звук: Бь-бь-бь. Повторите этот звук. Он будет сегодня гостем на нашем занятии.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Произнесите звук Бь все вместе. А теперь

ты, Коля, а теперь Ваня и т.д. Скажите, воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? (Встречает преграду.) Что мешает воздушной струе свободно выходить изо рта? (Губы.) Значит, звукБькакой? (Согласный.) Еще раз произнесите звук Бь. Какой он: твердый или мягкий? (Мягкий.) Фишкой какого цвета мы его будем обозначать? (Зеленого.)

Связь звуков и буквы.

Логопед: Звук Бь живет в домике под названи­ем «Буква Б». (Демонстрация буквы Б.) Напишите эту букву пальчиком на столе, по воздуху.


11. Развитие фонематического слуха.
Повторение слоговых рядов вслед за логопедом:

би — бе — беби — би — беби — бе — би — бе...

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Сначала буду маленьким, К коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большим, До лампы дотянусь.

Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слога БИ. Логопед произносит слог би и просит детей ответить на вопросы:

— Сколько звуков вы слышите?

— Назовите первый звук. Какой это звук, фишкой какого цвета мы его обозначим?

— Назовите второй звук. Какой это звук, фишкой

какого цвета мы его обозначим?

Выкладывание схемы слога БИ из цветных фи­шек с последующим объяснением, почему звуки обозначены фишками именно таких цветов.

Закрепление звука в словах.

Определение места звука в словах: бигуди, бере­за, лебедь и т.д. Обозначение места звука на схеме. Деление слов на слоги. Графическое изображение слоговой схемы.

Итог занятия.

Логопед: С каким звуком мы сегодня познако­мились? Какой это звук?

Оценка работы детей.

18.Домашнее задание. К занятию 17 (альбом 1, с. 30-31).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 16-17)

Игра «Хлопай, не зевай». Хлопнуть на звук Бь.

• Определение места звука Бь в словах: голубь, белка, бигуди и т.д.

• Звуковой анализ слога БИ с выкладыванием графической схемы.

• Деление слов на слоги и составление графической схемы (слова со звуком Бь в названии).


Занятие 18.Звук и буква Э

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

— познакомить детей со звуком и буквой Э;

— научить характеризовать звук Э по акустиче­ским и артикуляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей мелкую, общую и артику­ляционную моторику;

— упражнять в делении слов на слоги;

— упражнять в звуковом анализе прямых и об­ратных слогов.

Коррекционно-воспитателъная:

— воспитывать аккуратное обращение с разда­точным материалом.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподра­жания; предметные картинки, в названии ко­торых есть звук Э; буква Э, дидактическое по­собие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложеиия

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Повторение слоговых рядов вслед за логопедом:

ба бабебобу ба бы бе

би — бебо — би бы — бебу — би..

Развитие общей моторики.

На скамейку я встаю, Еле ящик достаю. Поднимаются на носочки и тянутся за руками вверх.
Открываю ящик, Голубой, блестящий. «Открывают».
Посыпались из ящика Письма настоящие. Приседают — встают с вы­тянутыми вперед руками.

 

Почтовый ящик открываем, Сжимание и разжимание кулачков.
Сколько писем! Посчитаем? Пальцы разжаты и сильно оттопырены.
Кате, Ване, Михаилу, Александру и Данилу. Загибают по одному паль­чику на каждой руке, начи­ная с мизинца.

Развитие мелкой моторики

Массаж лица.

Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения (по общим правилам)

5. Развитие мимических мышц.
Выполнение движений по тексту стихотворения.

Брови вверх я поднимаю, Очень сильно удивляюсь. А теперь глаза прищурю, Брови сильно я нахмурю.

Объявление темы занятия.

Дети рассматривают картинку для звукоподражания.

Логопед: Что за проказник этот кот! Решил он попить молока из банки, но только все разлил. Как ругает его Маша? (Э-э-э.) Этот звук мы будем изу­чать сегодня на занятии.

Связь звуков и буквы.

Дети выкладывают букву Э из веревочки. Две веревки на столе, Мы свернем их в букву Э. Это месяц молодой, Язычок внутри витой.

Т. Куликовская

11. Развитие фонематического слуха.
Игра «Хлопай, не зевай».

Дети хлопают на слоги и слова со звуком Э.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Чудеса на белом свете — Стали маленькими дети. А потом все дружно встали, Великанами вдруг стали.

Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов ЭТ и ТЭ. Логопед вы­кладывает схемы слогов на доске, а дети стараются сказать, какая из схем к какому слогу подходит. Если выполнить задание детям не удается, то лого­пед просит их сначала выложить на столах схемы этих слогов.

Закрепление звука в словах.

Дети называют картинки, выставленные на до­ске, а затем выходят к доске и берут одну из карти­нок по просьбе логопеда. («Возьми картинку, в на­звании которой звук Э находится в начале слова», «Возьми картинку, в названии которой звук Э нахо­дится в середине слова» и т.д.).

Деление слов на слоги.

Закрепление звука в тексте.

Выделение из текста слов со звуком Э. Эскимо ни к чему эскимосу, Он из шубы не высунет носу. Если б он на экваторе жил, То с мороженым он бы дружил.

Н. Владимирова

Итог занятия.

Оценка работы детей.

18.Домашнее задание. К занятию 18 (альбом 2, с. 2-3)*.

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 18-19)

Игра «Хлопай, не зевай». Хлопнуть на звук Э.

• Определение места звука Э в словах: эму, эски­мо, экскаватор и т.д.

• Звуковой анализ слогов ЭХ, ХЭ с выкладывани­ем графической схемы.

• Деление слов на слоги и составление графиче­ской схемы: эму, эскимо, этажерка, эхо.


Ход занятия

Организационный момент.

Выделение из текста слов со звуком Э. Эскимо ни к чему эскимосу, Он из шубы не высунет носу. Если б он на экваторе жил, То с мороженым он бы дружил.

Н. Владимирова

Массаж лица.

Поглаживание, волнообразные движения, спи­ралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).

5. Развитие мимических мышц.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Закрываю правый глаз, закрываю левый глаз.
Широко глаза открою, на округу погляжу,

А затем наморщу нос. На кого же я похож?

Объявление темы занятия.

Логопед (выставляет на доску картинки): Как кричит гусь? (Г-г-г.) А как кричит гусенок? (Гъ-гь-гь.) Эти два звука мы сегодня будем учиться различать.

Связь звуков и буквы.

Логопед: Звуки Г и Гь живут в домике под назва­нием «Буква Г».

Логопед показывает букву Г, записывает ее на доске.

Логопед: Вот две палочки. Вот угол.

Кочергой гребем мы уголь. Смотрит вправо кочерга, У нее одна нога.

Итог занятия.

Логопед: Назовите первый звук в словах эскимос, экскаватор, этажерка. Дайте ему характеристику.

Оценка работы детей.

18.Домашнее задание. К занятию 19 (альбом 2, с. 4-5).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 20-21)

• Звуковой анализ слогов ГИ, ГА с выкладыванием схемы.

Игра «Разложи в два ряда». В первый ряд выло­жить картинки на звук Г, во второй — на звук Гь.

• Определение места звуков в словах: гусь, гим­наст, бумага и т.д.

• Деление слов со звуками Г и Гь на слоги.


Занятие 20.Звук Ль. Буква Л

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

— познакомить детей со звуком Ль и буквой Л;

— научить характеризовать звук Ль по акусти­ческим и артикуляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей фонематические процессы;

— упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов и в делении слов на слоги;

— упражнять в выделении звука Ль в начале, середине и конце слов.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей аккуратность.

Оборудование: зеркала, картинка для звукопо­дражания; предметные картинки, в назва­нии которых присутствует звук Ль; буква Л, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуко­вой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Вспомните слова со звуками Г и Гь.

  1. Развитие общей моторки
На солнечном окошке «Солнце» над головой.
Фиалка расцвела — «Цветочек».
Лиловые цветочки Тихонько подняла. Взмахи рук снизу вверх.  
Средь листьев она прячется, Не любит лезть вперед, Закрывают лицо руками.
Но всякий к ней наклонится Наклоняются, не касаясь руками пола.
И бережно возьмет. По £ Серовой Тихонько встают.
3. Развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, пять, Буду я цветы считать: Загибают по одному паль­чику на каждой руке.
Бегония, фикус, цикламен, Сансивьера, бальзамин. Разгибают по одному паль­чику.

Массаж лица.

Поглаживание, пощипывание, постукивание, зигзагообразные движения (по общим правилам).

Развитие мимических мышц.

У Валюши и Ванюши Щеки, словно шар воздушный. Надуть щеки.
А у Пети и у Гали — Худенькими щеки стали. Втянуть щеки.
Рассердились Петя, Галя, Сильно брови хмурить стали. Нахмурить брови.

Связь звуков и буквы.

Логопед: Ребята! Звук Ль живет в домике под на­званием «Буква Л». (Демонстрация буквы Л.) Рас­смотрите букву и напишите ее пальчиком: сначала на столе, а затем в воздухе. 11. Развитие фонематического слуха.

Повторение слоговых рядов вслед за логопедо ля — лю


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.293 с.