Основы потребительского выбора и закон насыщения потребностей — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Основы потребительского выбора и закон насыщения потребностей

2017-11-27 167
Основы потребительского выбора и закон насыщения потребностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В основе потребительского выбора покупателя лежат его предпочтения. При этом предполагается, что этот выбор представляет собой лучшую комбинацию благ (или потребительский набор) из всех возможных комбинаций. Лучшую в том смысле, что этот потребительский набор приносит покупателю наибольшую полезность.

Потребительский выбор представляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения. Чем руководствуется потребитель, выбирая лучший набор благ, набор с максимальной полезностью? В чём состоит правило максимизации полезности?

Простейшее правило максимизации полезности - это правило здравого смысла: если вы не можете увеличить полезность, меняя комбинации благ (потребительские наборы), значит, вы достигли максимума полезности, и данный потребительский набор является наилучшим.

Наибольшую совокупную полезность приносит такой набор благ, в котором предельная полезность каждого блага в расчёте на рубль затрат является одинаковой для всех благ.

Правило максимизации полезности: Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ.

Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей двух благ равняется отношению цен этих благ.

Существует бесконечное множество потребностей, но каждая в отдельности потребность имеет свой предел. Это привычное, коренное свойство человеческой натуры можно сформулировать в виде закона насыщаемых потребностей, или закона убывающей полезности, следующим образом: общая полезность вещи для человека (т.е. совокупность приносимого удовольствия или иной выгоды) возрастает вместе с каждым приращением у него запаса этой вещи, но не с той скоростью, с какой увеличивается этот запас. Если запас увеличивается равномерно, то извлекаемая из него выгода возрастает убывающим темпом. Иными словами, дополнительная польза, которую человек извлекает из данного прироста своего запаса какой-либо вещи, уменьшается с каждым новым приростом уже имеющегося запаса.

Кривая безразличия свойства

Ординалистский принцип потребительских предпочтений иллю­стрирован в виде функции безразличия, с помощью графика и соот­ветствующей кривой, множество точек которой — это множество различных комбинаций наборов благ с одинаковой полезностью для потребителя.

Таким образом, кривая безразличия — это графическая интер­претация выбора потребителем того или иного набора благ. С помо­щью кривых безразличия изучают не количественные соизмерения потребностей, а ранжирование этих потребностей в соответствии с субъективными предпочтениями. Любая кривая безразличия — это наборы товаров, обладающих одинаковой полезностью, так что по­требителю как бы безразлично, какой из них выбрать.

Представим себе четыре таких варианта, включающих товарный набор X (одежда) и набор У (продукты), из которых покупатель осу­ществляет свой выбор. Они различаются лишь сочетанием, т.е. ком­бинацией одних и тех же товаров, делающих эти наборы во всех ва­риантах равноценными.

 

Варианты наборов благ в различной комбинации (продукты и одежда)

Варианты, набора Продукты, (единиц) Одежда, (единиц)
А    
В    
С    
д    

 

Предпочтения субъективны и некоторые неравенства в одних ва­риантах окажутся для покупателей удовлетворительными, так как они уравновешены иным набором в других вариантах. Меньшее ко­личество одного блага вполне компенсируется большим количест­вом другого, в результате потребительский эффект каждого варианта практически одинаков. Следовательно, все четыре варианта — это наборы безразличия, которые удовлетворительны для покупателя в равной степени. Все варианты могут быть изображены на графике, формируя соответствующую кривую безразличия, (см. рис. 17).

У, продукты

 

Рис. Кривая безразличия: точки А, В, С, Д — варианты набора благ

 

Любая кривая безразличия соответствует только одному уровню потребления, ранжированному в различных вариантах наборов благ. При этом наличие множества вариантов равнозначных наборов благ означает, что для потребителя они в определенной мере взаимозаме­няемы. Количественная мера такой взаимозаменяемости измеряется

предельной нормой замещения — MRS (от англ. — marginal rate of substitution)

при U = const.

MRSy x — предельная норма замещения благ Y и X;

Qx, Qy количества взаимозамещаемых благ X и У;

Р х, Ру цены взаимозамещаемых благ;

U = const — фиксированный уровень полезности для достиг­нутого уровня благосостояния потребителя.

Предельную норму замещения чаще всего обосновывают, опира­ясь на графическую иллюстрацию кривой безразличия. В частности, как видно из рис., приведенного чуть выше, кривая безразличия имеет отрицательный на­клон; во-вторых, ей свойственна выпуклость к началу координат; в-третьих, она имеет нисходящий, ниспадающий вид. Перечислен­ные характеристики графической иллюстрации кривой безразличия имеют весьма важную трактовку применительно к теоретическим категориям и практике потребительского поведения.

Так, нисходящий вид кривой безразличия отражает величину MRS предельной нормы замещения, показывающей количество единиц блага, от которого покупатель готов отказаться ради дополнительного 1 приобретения и потребления другого блага с целью максимизации полезности набора благ. Используя графическую иллюстрацию кривой безразличия, величину предельной нормы замещения можно определить количеством единиц блага на вертикальной оси, от которого потребитель готов отказаться ради замены его единицей благ, отмеченных на горизонтальной оси.

Обычная выпуклость кривой безразличия к началу координат графика означает, что предельная норма замещения неуклонно уменьшается с увеличением потребления одного блага вместо другого в процессе их взаимного замещения. Кривая безразличия приняла бы вид прямой линии (с более крутым наклоном, чем бюджетная ли­ния) при выборе совершенно взаимозаменяемых благ. Практический смысл этой ситуации состоит в том, что при совершенной взаимозаменяемости благ потребители делают выбор в пользу того из них, цена которого ниже.

При совершенно дополняемых друг друга благах кривая безраз­личия приняла бы вид прямых углов (пример таких благ — пара перчаток, или пара обуви, которые предназначены только для правой и левой конечностей человека и не могут быть взаимно заменяе­мыми).

Отрицательный наклон кривой безразличия, как и выпуклость ее к началу координат графика означает, что предельная норма заме­щения двух благ всегда отрицательна. Числовая величина MRS все­гда со знаком «минус» поскольку, для получения большего количе­ства благ, при сохранении достигнутого уровня благосостояния по­купатель сокращает потребление другого блага. Однако для общей характеристики MRS обычно принимается во внимание лишь ее аб­солютное значение (модуль числового значения). Предельная норма замещения одного блага другим уменьшается по мере движения вдоль кривой безразличия по ее ниспадающему наклону слева на­право.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.