Инновационный потенциал менеджмента — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Инновационный потенциал менеджмента

2017-11-21 285
Инновационный потенциал менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В основе качественных сдвигов, происходящих в современной экономике, лежит инновационная направленность стратегии и тактики развития производства.

В соответствии с теорией М. Портера конкурентное развитие страны происходит на основе факторов производства, инвестиций, инноваций или благосостояния (высший уровень развития). Страны, входящие в мировое технологическое ядро (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция), в настоящее время развиваются преимущественно на основе активизации инновационной деятельности. Российской экономике необходимо с преимущественно первого и второго уровней развития переходить на третий на основе инноваций.

В термин «инновация» авторы зачастую вкладывают разный смысл.

Понятие «инновация» как новая экономическая категория ввёл в научный оборот австрийский (позже американский) учёный Йозеф Алоиз Шумпетер (1883-1950) в своей работе «Теория экономического развития» в 1911 году.

Сам термин «инновация» Й. Шумпетер стал использовать в 30-е годы XX века. При этом под инновацией Шумпетер подразумевал «изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности».

Согласно Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «…прибыль по существу является результатом выполнения новых комбина-ций», «…без развития нет прибыли, без прибыли нет развития».

Работы Шумпетера послужили толчком к исследованиям других учёных в области инноваций.

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Это связано с тем, что в рыночной экономике инновации представляют собой оружие конкуренции, т.к. ведут к снижению себестоимости, к росту прибыли, к созданию новых потребностей, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

В современных условиях описание инноваций базируется на международных стандартах. Так в соответствии с Руководством Фраскати (документ, принятый организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР в 1993 году в Италии, в г. Фраскати) инновация определяется следующим образом.

Инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрённого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

Другими словами, инновация – это новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедрённые на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности.

Инновация создаётся в результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Её основное свойство – новизна [14].

 

Классификация инноваций

 

1. По причинам возникновения.

1) реактивные (проявляются как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентами, обеспечивают выживание фирмы в условиях рынка);

2) стратегические (это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе).

2. По предмету и сфере приложения.

1) продуктовые (новые продукты, услуги);

2) процессные (новые технологии, новая организация производства и управленческие процессы).

В США – 1/3 всех инноваций – процессные, 2/3 – продуктовые. В Японии – обратное соотношение.

3. По масштабам распространения.

1) мировые;

2) национальные;

3) отраслевые;

4) локальные, связанные с предприятием или его отдельным подразделением.

4. По степени прогрессивности.

1) истинные, то есть делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор);

2) несущественные или модифицирующие, то есть улучшающие что-то внутри существующих систем.

5. По характеру связи с предшествующими образцами.

1) открывающие новые направления в человеческой деятельности (самолет);

2) заменяющие (электровоз и тепловоз вместо паровоза);

3) отменяющие (бумага вместо пергамента);

4) возвратные (современные парусные суда, дирижабли);

5) имитирующие, в том числе ретроспективные, возвращающие к исходным идеям, модулям, конструкциям (образцы моды).

6. По результативности.

1) завершённые и незавершённые;

2) успешные и неуспешные.

Например, нововведение не считается завершённым, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии.

7. По степени новизны.

1) абсолютные (нет аналогов);

2) относительные:

– частичные – отдельные новые элементы;

– условные – новое сочетание прежних элементов.

Потребность в инновациях возникает под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним относятся: конкурентная борьба, задачи завоевания новых рынков, изменение политической, демографической, правовой ситуации и прочее; к внутренним – неблагоприятные условия труда, рост производственных затрат и т.п.

Целесообразно разграничить понятия «инновация» и «новшество».

Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению её эффективности.

Новшества оформляются в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений и т.п. Как правило, новшествами нельзя воспользоваться без специальных знаний «ноу-хау».

Ноу-хау (знать как) – технические, управленческие или другие знания и практический опыт технического, коммерческого, финансового и иного характера, представляющие коммерческую тайну, которая не оформляется патентом.

Основные признаки ноу-хау – промышленная и коммерческая ценность и закрытость.

Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку произ-водства и оформить результаты.

Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологическо-го, научно–технического или другого вида эффекта. Необходимость постоян-ного внедрения инноваций и удержание на этой основе конкурентных преимуществ кроется в цикличности развития инноваций (см. рис. 3).

Основным вопросом управления с точки зрения теории жизненного цикла является вопрос о своевременной замене выпускаемой продукции или смене действующей технологии, т.е. вопрос о сроках внедрения инновации. Учитывая, что не все инновации доводятся до успешного экономического применения, доля неуспеха может достигать от 37 до 80%, условием поддержания конкурентного статуса любой организации является непрерывное освоение инноваций.

 

 
 


результат

исследования техническое стабильный выпуск спад

и разработки освоение

│ │ │

│ │ │

│ │ │

│ │ │

│ │ │

1 2 3 4 t, время

 

Рис.3. Структура жизненного цикла инновации

 

По данным центра исследований статистики и науки, в 1997 году базовые отрасли российской экономики, такие как черная и цветная металлургия, большинство отраслей машиностроения, химическая промышленность имели менее 10% инновационной продукции в общем объёме выпуска.

Вместе с тем инновации вызывают к жизни некоторые, весьма серьёзные проблемы. Они ведут к досрочному моральному устареванию элементов производственной системы при сохранении их нормального физического состояния, требуют осуществления нововведений в смежных областях.

Инновационный процесс – процесс преобразования научных знаний в инновацию. Главная его черта – обязательное завершение инновации, т.е. получение результата, пригодного для практической реализации.

Основная цель любого инновационного процесса – получение прибыли как от использования имеющихся в наличии ресурсов, так и от удовлетворения существующего или потенциального спроса на товар, являющийся результатом осуществления данного проекта.

Этапы инновационного процесса:

1. Фундаментальные исследования.

Цель – осознание потребностей и возможности изменений, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации.

2. Прикладные исследования.

Разработка лабораторных технологий и испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий.

3. Опытно-конструкторские разработки.

Создание новых образцов, прошедших испытание и пригодных для производственного и коммерческого использования.

4. Освоение производства нового изделия.

Таким образом, инновационный процесс охватывает весь цикл от разработки идеи до её реализации на коммерческой основе.

Основу инновационного процесса составляет инновационная деятельность.

В «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» инновационная деятельность определяется следующим образом.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках.

К инновационной деятельности относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, а также маркетинговые исследования рынка сбыта и поиск новых потребителей; поиски партнёров по внедрению и финансированию инновационного проекта.

Питер Друкер охарактеризовал инновационную деятельность, как трудную и упорную работу. И эта работа должна быть организована как одна из функций каждого подразделения предприятия и на каждом уровне управления.

Успеху инновационной деятельности во многом способствуют поддержка высшего руководства, высокий творческий потенциал сотрудников, хорошее знание и эффективное использование рыночных возможностей.

Правовое регулирование инновационной деятельности – прерогатива[15] государства. Социальная, политическая и экономическая ситуация в России требует принятия закона РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике». Россия вошла в XXI век государством-инвалидом; промышленный потенциал страны в 2000 году составлял 30% потенциала 1992 года, 20% оборудования имело возраст свыше 20 лет, в 1996 году спад производства в промышленности составил 60% по сравнению с 1989 годом. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.

Правительство Российской Федерации в сентябре 2004 года одобрило долгосрочную «Стратегию управления инновациями до 2010-2015 гг.», а на заседании 18 ноября 2004 года утвердило «Программу об инновационной деятельности в Российской Федерации до 2010 года». Комментируя данный документ, премьер-министр М. Фрадков отметил: «Развитие инноваций – суперактуальная задача».

Необходимость инновационного развития производства предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Она диктует появление особого типа менеджмента, направленного на управление процессами обновления всех элементов производственных систем, инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент – система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

Инновационный менеджмент – самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путём рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент – это такое управление, целью которого является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции; модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

На современном этапе инновационный менеджмент выступает как система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг на основе постоянных нововведений.

Инновационные организации – организации, занятые инновационной деятельностью.

Малые инновационные организации:

1) малые фирмы (предприятия);

2) венчурные фирмы (рисковые);

3) фирмы «спин-офф» (фирмы – отпрыски).

Крупные инновационные организации:

1) научные парки;

2) инновационные центры;

3) технопарки;

4) технополисы;

5) стратегические альянсы;

6) финансово-промышленные группы;

7) корпорации;

8) консорциумы;

9) холдинги (холдинговые компании);

10) транснациональные корпорации.

Подробные характеристики инновационных организаций приводятся в специальной литературе. Выбор типа организации следует осуществлять после глубокого анализа различных факторов, таких как профиль организации, уровень её специализации и др.

 

Заключение

 

Деятельность менеджера разнообразна и многогранна. Самая большая сложность в обучении менеджменту состоит в формировании таких качеств, как «видение», умение ставить цель. Эти качества столь же сложны для понимания, как и интуиция, и проявляются в смелости, предприимчивости, умении вдохновлять, находить новое, быть непредсказуемыми. Важно отметить, что наличие намерений и умение ставить цели существенно отличается от умений принимать решение, вести переговоры и разрешать конфликты.

Личностные качества менеджера, амбиции, характер, его философия бизнеса и этические воззрения имеют большее значение для формирования будущего, чем его компетенция. Бесполезно руководить, следуя только техническим навыкам и навыкам общения, делать вещи правильно, но вести людей в неправильном направлении. Менеджеру необходимы, в первую очередь, концептуальные навыки, он должен видеть, что нужно сделать, чего нужно добиться, поставить цель, а уже потом потребуется умение заинтересовать людей и обеспечить выполнение поставленных задач.

 

Терминологический словарь

 

Адаптация – приспособление системы и её отдельных элементов к изменяющимся условиям внешней среды.

Анализ – разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования и оперативного управления реализацией управленческого решения по развитию объекта.

Аппарат управления – 1) система органов государственного управления, совокупность учреждений и организаций, обеспечивающих управление в какой-либо сфере или области деятельности; 2) совокупность работников (руководителей, специалистов, технических исполнителей) какого-либо учреждения или организации, выполняющих работу по управлению.

Аттестация – комплексная оценка персонала за 3–5 лет, призванная оценить уровень труда, качеств и потенциала личности, соответствие требованиям выполняемой деятельности. По результатам аттестации принимают решение о служебном росте, перемещении или увольнении работника.

Безопасность – создаваемые системой условия, гарантирующие предотвращение утечки конфиденциальной информации, нарушение тайны, осуществление диверсии, сохранение экосистемы и здоровья человека. В качестве объектов безопасности могут быть страна, регион, экосистема, фирма, человек и др. По направлениям безопасность может быть военная, экологическая, экономическая, информационная, техническая и др.

Бизнес – инициативная деятельность, осуществляемая за счёт собственных или заёмных средств на свой страх и риск, под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли, другого результата, развитие собственного дела.

Бизнесмен –собственник, применяющий свой или заёмный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода.

Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью различного рода средств (авторитета, права, принуждения).

Власть в организации – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия части людей в организации на выполнение заданий. Основные типы власти основаны на принуждении, вознаграждении, компетенции, примере и традиции. Руководство может также влиять через разумную веру, вовлечение в принятие решений и убеждение.

Влияние – способность изменять поведение окружающих людей или ход процессов.

Внешняя среда организации – компоненты макросреды, инфраструктуры региона и микросреды организации, оказывающие прямое или косвенное влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспособность организации.

Группа –совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т.п. Большинство идей, положений, касающихся группы, вообще можно синтезировать в следующих утверждениях: люди живут в группах в состоянии постоянной взаимозависимости; члены одной группы имеют общие нормы и преследуют общие цели; группы имеют неодинаковые функции. Индивиды участвуют во многих группах. Группа является естественной и неизбежной частью жизни человека. Существуют постоянные, временные и случайные группы; некоторые группы являются свободными, в них вступают по желанию, другие имеют обязательный характер (семья, нация и т.д.). Группы могут быть формальными и неформальными. Формальные группы характеризуются организованной структурой. В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой.

Делегирование полномочий –передача части прав одного лица другому (как правило от высшего к низшему), которое принимает на себя ответственность за них. Вышестоящее лицо делегирует подчинённым в основном ответственность за рутинные вопросы, освобождая себя для решения более важных проблем.

Дерево целей – построенная по иерархическому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, программы, плана, в которой выделены: главная цель ("вершина дерева"), подчинённые ей подцели первого, второго и т.д. уровней ("ветви дерева").

Деятельность – активное взаимодействие человека с окружающей действительностью с целью удовлетворения своих потребностей.

Дисциплина – обязательное для каждого работника, для каждой организации подчинение установленному порядку и правилам.

Должность –служебное место, связанное с исполнением определенных служебных обязанностей и определенной ответственностью.

Единый тарифно-квалификационный справочник – основной государственный документ для тарификации работ, предназначенный для определения уровня квалификации рабочего в пределах конкретной профессии, а также объема профессиональных знаний, навыков и умений учащихся профтехучилищ.

Жизненный цикл организации –совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.

Задача –совокупность требований для принятия действий в конкретной ситуации.

Задачи организации – это работа или её часть, которая должна быть выполнена определённым способом в определённый период.

Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке, обладающий высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам.

Затраты – широко распространённое в экономической литературе понятие, не имеющее, однако, общепринятого определения. В самой общей форме – это ресурсы, “уничтожаемые” в процессе производства ради получения продуктов этого производства. Тогда если рассматривать производство как кибернетическую систему, то затраты являются её входом, а результаты (продукты, эффект) – выходами: процесс производства соответственно выступает как преобразование затраты ресурсов в результаты.

Имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

Имидж организации –общественный образ организации, привле-кательность, репутация, доверие, складывающиеся у клиентов, партнеров, общественности. Его основу составляет существующий стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика: название, эмблема, товарный знак.

Инвестиции – долгосрочные вложения средств в промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли экономики с целью их сохранения и увеличения, получения дохода.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок, для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления, с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.

Инновационный менеджмент – самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путём рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научных знаний в инновацию. Главная его черта – обязательное завершение инновации, т.е. получение результата, пригодного для практической реализации.

Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрённого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

Инструкция – указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо.

Информация –совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы (объекта управления), используемых для оценки ситуации и разработки управленческих решений.

Исследование – научное изучение какого-либо объекта.

Кадровая политика – генеральная линия и принципиальные установки на длительную перспективу в работе с персоналом.

Кадровое планирование – осуществляется в интересах как предприятия, так и персонала. Для предприятия важно располагать в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для решения производственных задач. Кадровое планирование должно создавать условия для мотивации высокой производительности труда, удовлетворённости работой.

Кадровое планирование реализуется посредством осуществления комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединённых в оперативном плане работы с персоналом и включающем разделы: планирование потребности в персонале; планирование привлечения, адаптации и высвобождения персонала; планирование использования персонала; планирование обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала; планирование деловой карьеры, служебно-профессионального продвижения; планирование расходов на персонал.

Кадровый менеджмент – одно из направлений современного менеджмента, нацеленное на развитие и эффективное использование кадрового потенциала предприятия.

Кадровый резерв – группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, которые предъявляются должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.

Кадры – основной (штатный) состав квалифицированных работников предприятий, государственных учреждений, общественных организаций. Кадры характеризуются структурой, составом, численностью.

Карьерограмма – перечень профессиональных и должностных позиций в организации и вне её, фиксирующий оптимальное развитие профессионала и последовательное занятие им определённых позиций; формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на каждом последующем месте.

Категория –разряд, группа предметов, явлений, лиц, объединенных общностью каких-либо признаков.

Качество –философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом.

Качество информации для разработки управленческого решения – степень соответствия совокупности сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы требованиям, предъявляемым управляющей системой, которая использует их для оценки ситуации и разработки управленческих решений. Требования, предъявляемые к информации: достоверность, обоснованность, конкретность, системность, своевременность, сопоставимость.

Качество управления – совокупность свойств, присущих управлению и отражающих его реальное состояние, особенность и соответствие потребностям развития производства.

Качество управленческого решения – совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации.

Квалификационная характеристика – краткое изложение основных задач, навыков и умений, прав и обязанностей, предъявляемых к различным специальностям в организации.

Квалификация –степень профессиональной подготовленности к выполнению какого-либо вида работы.

Квалификация работника – это степень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения конкретного вида работы. Устанавливается в форме присвоения работнику разряда или категории.

Квалификация работы – характеристика данного вида работы, устанавливаемая по степени её сложности, точности и ответственности. Обычно определяется разрядом, к которому данная работа отнесена тарифно-квалификационным справочником.

Комитет –группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий.

Коммуникабельность – способность, склонность к коммуникации, к установлению контактов и связей.

Коммуникация – совокупность информационных каналов в системе управления. Наличие коммуникации обеспечивает возможность связи между различными звеньями системы управления.

Коммуникационный процесс –обмен информацией между двумя и более людьми.

Коммуникации в управлении –передача информации от одного субъекта другому.

Компетентность – личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определённых решений или самому решать вопросы.

Конкурентоспособность – способность товаров и услуг выдерживать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей и продаваться в связи с этим по ценам не ниже среднерыночных.

Конкуренция – экономический процесс взаимодействия и борьбы производителей или поставщиков, соперничество между ними за наиболее выгодные условия производства и сбыта.

Контроллинг – инструмент учета и контроля на предприятии.

Контроль – функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, заданий, управленческих решений; система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, выявление отклонений от программы, их причины и характер.

Конфликт – столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Концепция – комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи данного явления или системы и позволяющих определить систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы, формированию стратегии фирмы, установлению правил поведения личности.

Координация – одна из функций управления, реализация которой состоит в согласовании внутреннего состояния фирмы с условиями внешней среды, в обеспечении согласованности в работе всех звеньев системы путём установления рациональных связей (коммуникаций) между ними, взаимодействия между подсистемами, в обеспечении единства и согласования всех функций управления.

Критерии эффективности – это социально-технические параметры, оценивающие качественно и количественно степень соответствия того или иного продукта человеческой деятельности удовлетворяемой им потребности.

Критерий –1) признак, на основании которого производится оценка, классификация, определение; 2) требования, на основании которых определяются правила и процедуры однозначного выбора средств достижения определенного эффекта, варианта альтернативных решений, производится оценка степени достижения поставленной цели.

Культура – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; различают материальную и духовную культуру; в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей.

Лидер –член группы, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях; наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Лидерство – иерархическое распределение авторитета в социальной группе, организации, коллективе. Лидерство предполагает признание способностей, заслуг, образования и интеллектуального потенциала, человеческого расположения, уважения и доверия. Лидерство играет важную роль в управлении организацией.

Личность – человек, обладающий комплексом индивидуальных характеристик и качеств, отличающих его от других людей.

Лозунг –призыв, в краткой форме отражающий руководящие задачи организации.

Маркетинг – концепция ориентации деятельности на потребителя.

Менеджер – специалист по управлению хозяйственными процессами, производством и обращением товаров; наёмный управляющий. Менеджеры организуют работу в организации, руководят деятельностью сотрудников.

Менеджмент – вид управления, необходимый экономически самостоятельному звену производства в рыночной экономике и представляющий собой систему гибкого, предприимчивого, экономического управления, способного своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития.

Менталитет – склад ума, мироощущение, мировосприятие, образ мышления.

Метод – приём, способ или образ действия.

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Механизм управления – комплекс средств управляющего воздействия на управляемую систему.

Миссия – принципиальное назначение организации, которым она отличается от других организаций и в рамках которого определяет характер операций как со своей продукцией, так и на рынках. Правильно сформулированное заявление миссии от имени организации – это исчерпывающий инструмент планирования, который позволяет менеджерам концентрировать внимание на основных направлениях сегодняшней и завтрашней деятельности компании. Подобное заявление очерчивает круг клиентов компании, даёт описание предлагаемых товаров и услуг, ограничивает географическую сферу деятельности, определяет основные технологии, содержит приоритетные ценности или цели, облегчает понимание философии, положенной в основу компании. Организации, заявляющие о своей миссии, имеют лучшие финансовые показатели, так как создают себе популярный имидж.

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или систем путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения поведения и характеристик реальных систем.

Модель – копия или аналог изучаемого процесса, предмета или явления, отображающая существенные свойства моделируемого объекта с точки зрения целей исследования. Модели могут быть логическими, физическими, математическими, экономико-математическими и др.

Мониторинг – система сбора данных о сложных явлениях, процессах, описываемых с помощью определенных ключевых показателей, позволяющих диагностировать состояние объекта исследования, оперативно отслеживать тенденции и динамику происходящих в нем изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения.

Мотив – внутренняя сила, побуждающая человека к осуществлению каких-либо действий и определяющая его поведение. Мотивы обусловлены потребностями человека, осознанием степени и возможностей их удовлетворения.

Мотивация – функция менеджмента, предполагающая использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью.

Норматив – расчётная величина затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемая в нормировании труда и планировании производства.

Объект управления –управляемая подсистема, воспринимающая управляющие воздействия со стороны органа управления (управляющей подсистемы).

Организационная культура –исповедуемая сложившаяся и развивающаяся система ценностей, этических и эстетических норм и правил деятельности сотрудников организации; один из основных резервов повышения эффективности деятельности организации.

Организационные ценности –свойства тех или иных предметов, процессов или явлений, позволяющие им служить образцами, ориентирами поведения членов организации, признаваемые большинством из них.

Организация – 1) функция управления как процесс, суть которого заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования её частей; 2) форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определённой организационно-правовой формы.

Организация управления – комплекс организационных положений (регламентов, нормативов, инструкций, требований, ответственности), определяющий порядок управления.

Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-либ


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.