Методология, предмет, методы и принципы менеджмента — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Методология, предмет, методы и принципы менеджмента

2017-11-21 386
Методология, предмет, методы и принципы менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Многие составители и разработчики учебной и методической литературы по менеджменту избегают давать определения его предмета и метода. Причин этому много. Менеджмент – сравнительно молодая наука, поэтому трудно в полной мере охватить в одном кратком определении всё многообразие подходов учёных к данному вопросу. К тому же не прекращается полемика по поводу того, что такое менеджмент: наука об управлении или искусство управления, или и то и другое, или это синтез многих научных знаний об управлении.

Менеджмент, действительно, вобрал в себя научные знания и практический опыт экономики, правовых и технических наук, социологии, педагогики, математики, кибернетики[9], информатики, статистики, медицинских знаний и других наук, касающихся проблем управления, но у каждой из них есть свой предмет и метод. Как же объединить все это в единое целое?

Среди учёных нет единства и по вопросу о методе менеджмента. Здесь происходит смешение методологии науки с конкретными методами управленческой деятельности.

Примем за основу следующие определения.

Предмет менеджмента – изучение законов и закономерностей жизнедеятельности организации, отношений людей в процессе управления.

Это законы онтогенеза, синергии, пропорциональности, реальных условий, административной ёмкости, закономерности ритмичности работ, фронта работ и т.д. Отношения людей в процессе управления исследуются по двум основным направлениям – при демократических формах управления и при авторитарном стиле управления.

Методология менеджмента – учение об основных функциях, принципах и методах управленческой работы, системе важнейших её показателей и результатов. Основой учения являются общие для всех наук методы – исторического и логического анализа и синтеза, материалистической диалектики, конкретного и абстрактного, взаимосвязи условий и явлений и т.д.

Методы и принципы менеджмента – это правила и способы управления деятельностью организации.

Выделяют следующие методы менеджмента: организационные, административные, экономические и социально-психологические.

Управление осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются управляющие органы. В них отражается действие объективных законов и практика управления, а также определяются требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между уровнями управления, между организацией и государством, применяются те или иные методы управления.

Принципами менеджмента являются: единоначалие, внутрипроизвод-ственное планирование и разделение труда, нормирование и учёт, дисциплина и ответственность, уважение и признание права всех форм собственности, честность, правдивость, верность слову, целеустремленность и т.д.

В менеджменте как науке можно выделить теоретическую и практическую (или прикладную) части. Целью теоретических изысканий является накопление, изучение и обобщение опыта практических исследований для выработки и распространения обобщенных рекомендаций, позволяющих руководителю повышать эффективность деятельности возглавляемой им организации. Цель прикладных исследований – совершенствование управления конкретной организацией на основе достижений теории менеджмента и возможностей самой организации.

К основным видам работ в процессе прикладных исследований относятся сбор и обработка информации и моделирование деятельности объекта исследования.

 

Основными методами сбора информации являются:

1) эксперимент:

– активный – предполагает прямое вмешательство экспериментатора в рабочий процесс с целью создания неординарных ситуаций (позволяет быстро выявить слабые места в управлении, но без высокой квалификации исследователей может негативно сказаться на результатах работы организации).

– пассивный – наблюдение за работой сотрудников с фиксированием каких-либо данных (наиболее эффективен), но предъявляет высокие требования к организационно-методической подготовке.

 

2) – тестирование

– анкетирование наиболее эффективны при изучении отдельных аспектов деятельности предприятия, не требуют больших финансовых затрат и являются единственными методами сбора информации о тех аспектах деятельности предприятия, которые не находят отражения в документах.

– интервьюирование требует личного контакта и используется только для получения какой-либо дополнительной информации.

3) изучение документации предприятия.

В моделировании деятельности объекта исследования могут использо-ваться как логические, так и экономико-математические модели.

 

 

Основные понятия общей теории управления

 

Теория управления – комплекс теоретических положений, позволяющих дать описание, объяснение и предвидение объективных явлений управления; совокупность категорий, раскрывающих сущность, содержание и специфику управления.

В теории управления объектом изучения является социально-экономическая система (организация). Предмет изучения теории управления – специфическое явление общественной жизни, деятельности человека, которое имеет название «управление».

Ключевыми понятиями теории управления являются также понятия «система управления», «процесс управления», «механизм управления». Они отражают статику и динамику управления, движущие силы его осуществления, факторы эффективности и развития.

В развитии теории управления используются различные методы изучения управления. Наиболее важные и эффективные из них – методы социометрического анализа, изучения документов, моделирование процессов управления, тестирование персонала, анализа показателей, социологического исследования, научного наблюдения. Возможности проведения эксперимента в области управления ограничены, потому что предметом управления является человек и его деятельность, однако в определённых условиях эксперименты проводятся (система аттестации персонала, оплаты труда, моделирование деятельности и прочее).

Теория управления относится к классу социально-экономических наук. Но в её структуре занимают довольно значительное место проблемы, связанные с информационным обеспечением управления и технической вооруженностью управленческой деятельности, компьютеризацией управления.

Управление – определённый тип взаимодействия двух объектов: субъекта управления и объекта управления, или, другими словами, это процесс воздействия субъекта управления на объект управления, заставляющий объект совершать определённые действия, направленные на достижение целей субъекта. В некоторых (идеальных) случаях цели субъекта и объекта могут совпадать.

Управление является реальным, если имеются, с одной стороны, потребность и возможность субъекта управления управлять, а с другой – потребность и возможность объекта управления выполнять управленческие команды.

Субъект управления – часть системы управления, являющаяся источником воздействия на объект управления.

Объект управления – орган, воспринимающий управляющие воздействия со стороны субъекта управления, например, работник, трудовой коллектив, товары, ресурсы, документы и т.д.

Управление – это функция биологических, социальных, технических систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определённый режим деятельности.

Следовательно, существует три класса управления:

1) в неживой природе (технических системах);

2) в организмах (биологических системах);

3) в обществе (социальных системах).

Управление в социальных системах – это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединённых в группы, коллективы с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления, объект изучения общественных наук.

Социальное управление – процесс, присущий только человеческому обществу. Оно осуществляется в целях упорядочения общества, сохранения его качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни.

Системный анализ позволяет изучать отношения управления как единое целое и связывать теоретические выводы с реальной системой производства. Применяя системный анализ, теория управления исследует виды отношений на всех уровнях иерархии.

Управление в социальных системах отличается от управления в технических и биологических системах тем, что любой вид хозяйственной деятельности субъекта управления (управляющей подсистемы) на объект управления (управляемую подсистему) осуществляется сознательно.

Процесс управления – совокупность функций, операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, осуществляющихся в рамках организационной структуры организации.

Управленческие процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. При этом в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ.

Система управления – 1) совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей; 2) совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

Система управления должна быть предметом специального проектирования, который необходимо осуществлять на серьёзной аналитической основе.

 

 

Понятие «система»

 

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике.

Система – совокупность связанных элементов, объединённых в одно целое для достижения определённой цели.

Под элементом понимается минимальный неделимый объект. При этом свойство неделимости элемента – просто удобное понятие (допущение), а не действительное его свойство как физического или экономического объекта. Например, цех – элемент предприятия, либо цех – система, элементами которой являются производственные участки.

Под целью понимается некоторый результат, для достижения которого элементы связываются в единое целое.

Система – объединение частей в целое, свойства которого могут отличаться от свойств входящих в неё частей. Любую организацию можно назвать системой.

Системы бывают открытыми и закрытыми.

Открытая система – система, питающаяся извне какой-либо энергией или ресурсами, т.е. взаимодействующая с внешней средой. Например, калькулятор с солнечной батареей (энергия поступает извне), промышленное предприятие, завод, фирма и др.

Закрытая система имеет источник энергии (ресурсов) внутри себя, жёсткие фиксированные границы, её действия независимы от среды, окружающей систему. Например, работающие часы с внутренним источником энергии, самолет, автоматическое производство со своим собственным источником энергии и т.д.

Хозяйствующие организации не могут существовать автономно, для осуществления их деятельности необходимы снабжение, сбыт, работа с потенциальными покупателями и т.д. Именно поэтому их правомерно отнести к большим открытым системам.

Если в социальной системе возникают отношения по поводу производства, распределения, перераспределения и потребления материальных благ, то такие системы называются социально-экономическими.

Примером сложной социально-экономической системы является организация, функционирующая во внешней среде.

 

 

Подходы к управлению

 

Известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

1. Классический, или традиционный подход рассматривает управление с четырёх различных точек зрения. Все школы внесли важный и ощутимый вклад в управление, но поскольку они выступали в защиту «единственного лучшего способа», рассматривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду, ни одна из них не гарантировала полного успеха во всех ситуациях.

Суть подхода: отдельно рассматривается работа, администрирование, персонал, мотивация труда, лидерство, организационная культура и т.д.

2. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Впервые был предложен приверженцами школы административного управления, однако они рассматривали функции организации, планирования, контроля, мотивации, координации как независимые друг от друга.

Число функций строго не определено, отсюда нет единого мнения о том, какие из них следует считать существенными в процессе управления, а какие нет. Концепция процессного подхода по-прежнему остаётся не раскрытой в полной мере. Она не даёт руководителю чёткого и ясного алгоритма эффективного управления. Путь к упрощению процесса управления и к наивысшей его эффективности лежит только через решение проблемы эффективной мотивации труда, которая является не просто одной из функций управления, но эквивалентна по своей значимости всем прочим управленческим функциям.

Все функции управления в процессном подходе объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что необходимо для успеха организации.

3. Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Теорию систем в менеджменте начали применять в конце 50-х годов.

Системный подход не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

Руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Люди рассматриваются только как равный среди прочих элемент. Следовательно, системный подход является очередной попыткой приблизиться к эффективному управлению организацией без учёта основного фактора, влияющего на его эффективность, – человеческого. Отсюда – изначально заложенная в самом подходе его неспособность конструктивно повлиять на эффективность управления.

Следовательно, от системы управления в значительной степени зависит эффективность процесса управления.

4. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Ситуация – конкретный набор обстоятельств, который оказывает влияние на организацию в данное время.

Подход пытается увязать конкретные приёмы и концепции с определёнными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Возникновение ситуационного подхода подчёркивает кризис в теории управления, т.е. оторванность теории от практики, её неспособность породить качественно новые подходы к управлению, позволяющие повысить эффективность организации.

С точки зрения ситуационного подхода не существует единого способа управления, следовательно, невозможно создать какую-нибудь эффективную модель управления, «не различающую» ситуаций, иными словами, способную обеспечить адаптивность процесса управления к любой из них.

Таким образом, этот тезис становится препятствием на пути развития управленческой мысли.

Все учения об управлении можно разбить на две большие группы: одномерные и синтетические.

Одномерные учения исследуют отдельно процессы труда, человека, администрирование и т.д.

Синтетические учения исследуют управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации.

К синтетическим учениям относятся:

- «школа социальных систем»;

- системный подход;

- управление по целям П. Друкера (МВО);

- ситуационные теории (методы управления меняются в зависимости от ситуации, а поэтому менеджмент является ещё и искусством);

- теория «7-S» (Т. Питерс, Р. Уотерман, Р. Паскаль, Э. Атос);

- теория Z (У. Оучи).

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.