Занятие 12. Подведение итогов — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Занятие 12. Подведение итогов

2017-11-27 165
Занятие 12. Подведение итогов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Необходимые материалы: рисунки, нарисованные на занятии 3, бумага, цветные карандаши, фломастеры, ручки, бланки «Дипло­мов достижений», талисман.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (включение в работу).

2. Разминка для создания рабочего настоя. По выбору участни­ков.

3. Упражнение «Чего я достиг», позволяющее ребятам осознать личные достижения.Участники рисуют рисунок «Мои достижения», затем сравнивают его с рисунком, нарисованным на занятии 3, при об­суждении рассказывают о своих достижениях. Затем участники за­полняют «Дипломы достижений», в которых расписываются ведущий и все желающие.

4. Ритуал завершения занятий (ассимиляция опыта, выход из за­нятия). В заключительной части занятия ребята могут решить, что делать с теми групповыми произведениями, которые находятся в помещении группы.

Программа психокоррекционной работы по проблеме школьной тревожности учащихся 5-го класса
(вариант 2)

Занятие 1. Выработка правил работы в группе,
сплочение участников

 

Необходимые материалы: ватман, маркеры.

Ход занятия

1. Знакомство участников группы друг с другом и ведущим, формирование у участников конкретных целей и ожиданий от посещения тренинга. Участники группы по кругу отвечают на три вопроса:

• мое имя;

• чего я жду от участия в этой группе?

• что мне в себе нравится?

Определенные затруднения может вызвать последний вопрос; ведущий должен настаивать на том, чтобы каждый участник на­звал какое-то конкретное свое качество и произнес эти слова с гор­достью, даже, возможно, преувеличивая.

2. Обсуждение и установление правил, которые nозволяет создать атмосферу психологической безопасности. Ведущий задает вопрос: «Какие правила мы все должны соблюдать, чтобы мы могли чув­ствовать себя здесь свободно и безопасно?» Участники группы об­суждают предлагаемые правила. Ведущий, в свою очередь, предла­гает следующие правила:

• не перебивать друг друга;

• не осуждать и не оценивать себя и других участников занятий;

• говорить только о себе, от своего имени;

• соблюдать конфиденциальность (то, что происходит в гpуппе, не выносится за ее пределы);

• не пропускать занятия и не опаздывать на них.

правила фиксируются ведущим на доске или на листе ватмана, затем участники отвечают по кругу на три вопроса:

• какое правило для меня самое важное?

• какое правило мне будет легче всего соблюдать?

• какое правило мне будет труднее всего соблюдать?

Для начала обсуждения можно попросить участников предста­вить, с какими людьми им легко и приятно общаться, а с какими – нет.

3. Игра «Встаньте в круг» (цель – сплочение группы). Участники свободно передвигаются по комнате с закрытыми глазами. Затем, по сигналу ведущего, они должны встать в круг, не открывая глаз и не разговаривая. Обычно результата удается добиться только после того, как упражнение выполняется несколько раз.

4. Игра «Счет до десяти» (цель – сплочение группы). Все участ­ники встают в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. По сигналу ведущего участники закрывают глаза. Задача группы ­сосчитать до 10. Если несколько голосов произносят одну цифру, счет начинается сначала.

Игра может вызывать у участников довольно сильные чувства, в том числе и агрессивные. В конце выполнения упражнения мож­но предложить ребятам громко крикнуть, «выбрасывая» накопив­шийся гнев.

5. Игра «Путаница» (цель – сплочение группы, снижение психо­логической дистанции между участниками).Выбирается водящий, он выходит за дверь. Остальные участники встают в круг, держась за руки, и «запутываются», меняя свое местоположение, повора­чиваясь под разными углами. Задача водящего – распутать всех так, чтобы ребята вновь образовали круг. Если выполнение зада­ния слишком затягивается, можно разрешить водящему расцепить какую-то одну пару рук и переставить этих участников на нужное место.

6. Релаксация (цель – обучение навыкам расслабления; снятие те­лесных зажимов).Используется метод последовательного напряже­ния и расслабления различных групп мышц. После выполнения упражнения участники рассказывают о своем опыте, отмечая, чт хорошо получилось, а чт было трудно расслабить.

Нередко на первых занятиях релаксационные упражнения мо­гут вызывать недоумение у участников группы, иногда ребята на­чинают смеяться. Помочь настроиться на работу может негромкая медитативная музыка.

7. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было инте­ресно, важно, понравилось на занятии?»

 

 

Занятие 2. Осознание проблем,
связанных со школьной тревожностью

 

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (цели – актуализация позитив­ного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия сво­бодного внимания, необходимого для психологической работы).Веду­щий по кругу просит ответить на вопрос «Что нового, что хороше­го произошло у вас за последние дни? Что красивого, смешного вы видели?».

Иногда кто-то из участников говорит, что у него ничего хоро­шего не было. В этом случае важно напомнить, что радости в жиз­ни бывают не только большие и огромные: приятные эмоции мо­жет доставить любая мелочь, просто важно помнить об этом и об­ращать на такие мелочи внимание.

2. Повторение правил работы в группе (помимо очевидной цели повторения правил, упражнение преследует цель поддержания атмо­сферы психологической безопасности).Повторение правил, сформу­лированных на предыдущем занятии, можно провести в форме сочи­нения «вредных советов». Например: «Если кто-то из членов груп­пы рассказал на занятии что-то интересненькое, не забудь сообщить об этом всей школе, напиши об этом на всех стенах и расклей объяв­ления на всех заборах». Работу удобнее проводить в малых груп­пах. Также можно предложить участникам подготовить в малых группах и разыграть небольшие сценки, изображающие работу тре­нинговой группы, в которой не соблюдаются никакие правила. После демонстрации сценки обсуждается, какие именно правила нарушались.

3. Упражнение «Прогулка по сказочному лесу» (для снятия мышеч­ных зажимов, активизации участников, развития творческого вооб­ражения).Ведущий предлагает детям представить, что они находят­ся в сказочном лесу и превращаются в различных животных (зай­цa, волка, лису, медведя, змею, собаку, кошку, лягушку, жирафа и т. д.). После окончания упражнения участники обмениваются впечатлениями о пережитом. Во время выполнения упражнения особенно важно под­держивать атмосферу психологической безопасности и безоценоч­ности.

4. Обсуждение понятия «тревожность» (цель – осознание ребя­тами личностного смысла понятия «тревожность»).Участникам задается вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас это слово?» Все ассоциации записываются на доске. В ходе дальнейшего обсужде­ния необходимо подвести участников к представлению о том, что тревожность – это личностная черта, проявляющаяся в легкости формирования беспокойства и страхов.

5. Круг «Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу и страх?», позволяющий осознать собственный опыт, получить эмо­циональную поддержку от окружающих («не у меня одного проблемы»).Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в назва­ние упражнения. Ведущий старается, чтобы дети описыва­ли конкретные ситуации, а не говорили «общими словами».

6. Медитация для обучения навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния. Участникам группы предлагается рассла­биться и понаблюдать за своим дыханием. Участники представля­ют вдыхаемый и выдыхаемый воздух, им предлагается увидеть, что вдыхают они чистый, прозрачный воздух, а выдыхают – мутный, коричневый. Это происходит оттого, что все накопившиеся за день неприятности, проблемы, негативные чувства выходят из тела вме­сте с выдыхаемым воздухом. Постепенно выдыхаемый воздух ста­новится все чище и чище. Участники наблюдают за этим процес­сом и затем рассказывают о своем опыте.

7. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было инте­ресно, важно, что понравилось на занятии?»

 

 

Занятие 3. Школьные страхи

 

Необходимые материалы: бумага для рисования, цветные каран­даши, фломастеры, краски.

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (актуализация позитив­ного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия сво­бодного внимания, необходимого для работы). См. занятие 2.

2. Игра «Поменяйтесь местами те, кто...», необходимая для спло­чения группы, получения более глубоких знаний друг о друге.Выбира­ется водящий. Он становится в круг. Остальные участники сидят на стульях. Водящий произносит фразу «Поменяйтесь местами те, кто...», заканчивая ее каким-то признаком, которым обладает он сам и, предположительно, еще несколько ребят в группе (напри­мер: «Поменяйтесь местами те, кто когда-нибудь приходил в школу, не выполнив домашнее задание»). Ребята, обладающие названным ка­чеством, меня­ются местами. Задача водящего – успеть сесть на одно из освобождаю­щихся мест. Оставшийся без места становится новым водящим.

Зачастую игра проходит очень шумно и динамично, ведущему стоит позаботиться о физической безопасности участников. Иног­да ребята сосредоточивают свое внимание исключительно на вне­шних признаках. В таком случае роль водящего может взять на себя психолог и показать, что фраза может заканчиваться и упомина­нием более личностно ориентированных качеств.

3. Обсуждение понятия «страх» (осознание личностного смысла понятия «страх», принятие собственных страхов).Задается вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас это слово?» Все ассоци­ации записываются на доске. Обсуждаются вопросы о том, зачем страх нужен человеку, а чем он может мешать.

4. Информирование (помимо прочего, способствует повышению у участников мотивации на работу с собственными чувствами).Веду­щий рассказывает участникам о том, что все неприятные события вызывают у человека тяжелые чувства. От природы нам дан меха­низм разрядки отрицательных эмоций. Но часто эта разрядка пре­рывается (нас утешают, говорят: «Не плачь, ты уже большой» и т. д.). В этом случае боль остается с нами, и у нас возникают психологические проблемы. Задача психологической работы – научить человека разряжать свои чувства безопасным для него и окру­жающих способом. Страх разряжается смехом, потоотделением, дрожью.

5. Рассказ о школьном страхе (цель – разрядка страхов).По кругу участникам предлагается рассказать о каком-нибудь страшном слу­чае в школе легким тоном. После упражнения производится обмен чувствами. Некоторые участники могут пережить тяжелые чувства, в этом случае ведущий должен помочь смоделировать легкий тон.

6. Рисование школьных страхов (цель – разрядка страхов).На листах бумаги участники рисуют свои страхи. Затем им предлага­ется сделать с этими рисунками то, что они хотят. По окончании упражнения ребята делятся своим опытом. При выполнении уп­ражнения важна индивидуальная работа ведущего с каждым участ­ником, направленная на то, чтобы ребенок смог выразить свои чув­ства.

7. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было инте­ресно, важно, что понравилось на занятии?»

 

 

Занятие 4. Школьные страхи

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (актуализация позитив­ного опыта участников, сплочение группы, диагностика сво­бодного внимания, необходимого для психологической работы).См. занятие 2.

2. Игра «Прогулка по сказочному лесу» (снятие мышечных зажимов, активизация участников, развитие творческого воображе­ния).Ребятам предлагается представить, что они находятся в ска­зочном лесу и ходят там по различной почве: по зеленой мягкой травке, по горячему песку, по холодному снегу, по шуршащим осен­ним листьям, по болоту и т. д. После окончания упражнения дети отвечают на вопрос: «Что понравилось в этом упражнении, что было трудно?»

3. Повторение теории (помимо актуализации теоретического материала, повышает мотивацию на работу с чувствами).Ведущий обсуждает с участниками следующие вопросы: «Как возникают у человека проблемы? Что такое разрядка? Зачем она нужна? Как ее прерывают? Какие мы знаем способы разрядки страха?»

4. Ролевая игра «Кошмарный учитель», способствующая разрядке страха.Ведущий рассказывает о том, что один из способов разря­дить свой страх – побыть в роли того, кого ты боишься. Детям по очереди предоставляется такая возможность. Им предлагается стать самым ужасным учителем, которого только можно представить. Остальная группа «пугается».

При выполнении упражнения задача ведущего – сле­дить за временем: побывать в роли «кошмарного учителя» должен каждый участник группы. Иногда дети отказываются исполнять эту роль или делают это формально, без эмоций – «не страшно». В этом случае очень важна поддержка ведущего и всей группы.

5. Медитация «Полет на ковре-самолете» (обучение на­выкам расслабления и саморегуляции психического состояния).Участ­никам группы предлагается расслабиться, закрыть глаза и пред­ставлять себе то, о чем говорит ведущий: «Представьте себе, что у вас есть волшебный ковер-самолет. Какого он цвета? Он однотонный или с узорами? Это огромный ковер или маленький ков­рик? Какой он на ощупь? Мягкий, шелковистый, шершавый? Из какого материала он сделан? Вы садитесь на свой волшебный ко­вер самолет и поднимаетесь в воздух. Вам хорошо, тепло, безо­пасно. Ковер ласково поддерживает вас и несет туда, куда вам хо­чется. Вы поднимаетесь над городом, летите над лесами, полями, реками... Вдруг вы видите замечательное место, очень красивое, уютное и привлекающее вас. Вы спускаетесь на ковре. Что вы там видите? Что вас окружает? Там очень спокойно и безопас­но. Побудьте в этом месте столько, сколько вы захотите. Затем вы снова садитесь на ковер-самолет и возвращаетесь обратно, в эту комнату, но ощущение покоя и безопасности найденного вами места остается с вами».

Ведущий должен произносить текст достаточно медленно, что­бы у участников былодостаточно времени для разворачивания соб­ственных зрительных образов. После завершения упражнения участники делятся своим опытом, можно предложить нарисовать найденное безопасное место.

6. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что былоинте­ресно, важно, что понравилось на занятии?»

 

 

Занятие 5. Школьные страхи

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (актуализация позитив­ного опыта участников, сплочение группы, диагностика сво­бодного внимания, необходимого для психологической работы).См. занятие 2.

2. Игра «Превращение в камень»,позволяющая развить навыки
са­морегуляции.Дети могут бегать, прыгать, т. е. активно двигать­ся.
По сигналу ведущего они замирают, превратившись в камень.

3. Сочинение страшилок о школе (цель – разрядка страха).Вна­чале ведущий разговаривает с участниками о том, что такое стра­шилка и чем она отличается от волшебной сказки. Затем каждому участнику предлагается сочинить страшилку на тему своего школь­ного страха и рассказать ее страшным голосом. Задача остальной группы – пугаться. После окончания работы можно попросить детей разделиться на малые группы, выбрать одну из сочиненных страшилок и инсценировать ее.

Для того чтобы упражнение дало максимальный эффект, необ­ходимо создать в комнате для занятий подходящую атмосферу: потушить свет, задернуть шторы. Ведущий должен помогать рас­сказчику говорить страшным голосом, а остальной группе – пугаться. Иногда участникам трудно начать рассказывать страшилки, в этом случае роль первого рассказчика может взять на себя ве­дущий.

4. Игра «Волшебный магазинчик страхов» (позволяет изменить отношение к собственным страхам).Ведущий рассказывает сказку Д. Со­колова «Дед, внучка и боюськи». Детям предлагается пред­ставить, что они приходят в волшебный магазинчик, где можно выгодно продать свои страхи, обосновав их «полезность». Ведущий исполняет роль продавца.

5. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было инте­ресно, важно, что понравилось на занятии?»

 

 

Занятие 6. Агрессивность

 

Ход занятия

1. Упражнение «Hoвoe, хорошее» (актуализация позитив­ного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия сво­бодного внимания, необходимого для психологической работы).См. занятие 2.

2. Игра «Прогулка по сказочному лесу» (способствует разрядке агрессивных чувств лаем, рычанием и т. д.).На этот раз участникам предлагается перевоплощаться в агрессивных животных: собак, тигров, медведей.

3. Обсуждение понятия «aгpeccивнocть» для осознания личност­ного смысла понятия «aгpeccивнocть», ее позитивных и негативных сторон. Ведущий задает участникам следующие вопросы: «Какие ассоциации рождает это слово? Зачем агрессивность нужна чело­веку?
А чем она может помешать?»

Нередко тревожные дети не могут определить, что же хорошего может быть в агрессивности. Важно помочь им сформулировать мысль о том, что гнев необходим человеку для защиты, это важный источник жизненной энергии.

4. Круг «кaкиe ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?» (для осознания собственного опыта, получения поддержки от окружа­ющих «не один я такой»).Участники по очереди отвечают на во­прос, вынесенный в название упражнения. Ведущий должен ста­раться, чтобы дети описывали конкретные ситуации, а не говори­ли «общими словами».

5. Обсуждение вопроса о безопасных способах разрядки гнева (ре­бята получают знания о способах безопасной разрядки гнева).Веду­щий беседует с участниками о том, к чему приводит долго сдержи­ваемый гнев. Обсуждается понятие «безопасная разрядка гнева» (это способы выразить свои чувства, не нанеся вреда ни себе, ни окружающим). Затем участникам предлагается сказать, какие способы безопасной разрядки гнева они знают и используют.

Довольно часто участники начинают называть способы, которые приводят не к разрядке гнева, а к отвлечению от негативных эмоций (например, съесть что-нибудь вкусное, послушать музыку). В этом случае ведущий должен остановиться и прояснить разницу.

6. Упражнение «Выпустим пар» (позволяет разрядить агрессив­ные эмоции).каждый участник группы выбирает оптимальные для себя способы разрядки гнева и использует их на занятии. При выполнeнии упражнения нужно следить за соблюдением правил безопас­ности.

7. Медитация (разрядка агрессивных эмоций).Ребята рас­слаб­ля­ются, закрывают глаза и представляют себя на небольшой выставке, где находятся портреты людей, вызывающих у них раз­дражение, обиду, гнев. Они «ходят» по этой выставке, рассматри­вают портреты. Затем выбирают один из портретов, представ­ляют этого человека. Им предлагается представить, что они гово­рят этому человеку и делают с ним все, к чему побуждают их чувства, не сдерживаясь. После окончания упражнения участники расска­зывают о своем опыте.

8. Получение обратной связи. Oтвет на вопрос: «Что было инте­ресно, важно, что понравилось на занятии?»

 

 

Занятие 7. Агрессивность

 

Необходимые материалы: подушки.

Ход занятия:

1. Упражнение «Новое, хорошее» (актуализация позитив­ного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия сво­бодного внимания, необходимого для психологической работы).См. занятие 2.

2. Игра для развития навыков саморегуляции. Дети бегают, кри­чат. По сигналу ведущего замирают в позах, в которых их застал сигнал.

3. Повторение теории. Обсуждается ряд вопросов: «Что такое аг­рессия? Всем ли она свойственна? Чем агрессивность нам помога­ет, зачем она нам нужна? Как агрессивность может нам помешать? Что такое безопасные способы разрядки гнева? Какие из них вы знаете?»

4. Выполнение техники «И-а»(разрядка агрессии).Для выполнения упражнения необходим стол с уложенными на нем подушками. Участники по очереди подходят к столу и резко бьют по подушкам рукой с громким криком «И-а». «И» произносится на вдохе, «а» – очень резко, на выдохе.

Многие дети вначале очень стесняются выполнять это упраж­нeниe. Особенно тяжело дается громкий крик. Здесь может помочь поддержка ведущего и всей группы (например, прорепетировать крик всем вместе, хором).

5. Упражнение «Выпустим пар». См. занятие 6.

6. Медитация. См. занятие 6.

7. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что былоинте­рес­но, важно, что понравилось на занятии?»

 

 

Занятие 8. Принятие себя

 

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (актуализация позитив­ного опыта участников, сплочение группы, диагностика сво­бодного внимания, необходимого для психологической работы). См. занятие 2.

2. Игра «Растение» (помогает научиться произвольно чередо­вать состояния мышечного напряжения и расслабления).Дети посте­пенно «вырастают» из семечек, затем «ломаются».

3. Игра «Изобрази чувство» (создание атмосферы спло­ченности в группе, повышение чувствительности к невербальным сред­ствам общения).Один участник выходит из комнаты. Ведущий на­зывает ему какое-нибудь чувство. Задача этого участника – пока­зать это чувство невербально. Группа отгадывает. Иногда ребенок говорит, что не знает, как показать доставшееся ему чувство. В этом случае ведущий может помочь.

4. Игра «Передача чувства прикосновением» (создание атмосферы сплоченности в группе, повышение чувствительности к невербальным средствам общения).Водящий участник садится спи­ной к группе.
К нему по очереди подходят остальные и передают прикосновением одно из четырех чувств: страх, радость, любопыт­ство или грусть. Водящий должен сказать, какое чувство ему пе­редали.

5. Игра «Пиn» для создания атмосферы сплоченности в группе, повышения чувствительности к невербальным средствам общения.Участники сидят в кругу. Водящий с завязанными глазами нахо­дится в центре круга. Его раскручивают, чтобы он потерял ориен­тацию, и одновременно все меняются местами. Задача ведущего ­подойти к какому-нибудь месту в кругу, своими коленями нащу­пать колени сидящего, не прикасаясь руками, сесть на эти колени. Тот, на кого сели, должен не своим голосом сказать: «Пип!» А водя­щий должен определить, у кого на коленях он сидит.

6. Информирование ( помимо получения теоретических знаний, спо­собствует повышению мотивации на работу с проблемой «Я недоста­точно хорош(а)»).Вводится понятие самооценки. Обсуждаются особенности самооценки у тревожных людей. Ведущий говорит о том, что часто возникает проблема «Я недостаточно хороша». Как возникает эта проблема? Как воспринимают себя маленькие дети? Важно подчеркнуть следующее: то, что мы называем неуверенно­стью в себе или скромностью, это не черта характера, а хроничес­кая психологическая проблема.

7. Круг для определения источников проблемы «Я недостаточно хо­роша» (осознание источников проблемы, получение эмоцио­нальной поддержки).Участники по очереди отвечают на вопрос: «Кто говорил вам об этом?» Важно просить участников вспоми­нать конкретные случаи и высказывания окружающих.

8. Медитация (осознание собственного тела, принятие его).Участники расслабляются, закрывают глаза. Следуя словам веду­щего, они «путешествуют» по своему телу, стараясь осознать, что происходит в разных его частях. В конце участникам предлагается произнести про себя фразу: «Это я (называется имя). Я здесь живу». После окончания упражнения участники отвечают на во­прос о том, что нового им удалось узнать о собственном теле.

9. Упражнение «Что мне нравится в себе?» (цель – принятие сво­его физического Я).Участники письменно отвечают на вопрос: «Что мне нравится в своей внешности, своем физическом обли­ке?», затем зачитывают эти списки вслух. Очень важно, чтобы упражнение выполнил каждый участник, ведущему стоит проявить здесь мягкую настойчивость.

10. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, что понравилось на занятии?»

Занятие 9. Принятие себя

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (актуализация позитив­ного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия сво­бодного внимания, необходимого для психологической работы). См. занятие 2.

2. Игра «Открытые вопросы» (для получения поддержки от окру­жающих, повышения самооценки). Ведущий говорит: «Встаньте те, кто хотя бы раз в жизни ездил в транспорте без билета. Как нас много! А теперь встаньте те, кто хотя бы раз в жизни грубил роди­телям». Вопросы могут задавать все участники группы, сохраняя неизменной формулировку «Встаньте те, кто хотя бы раз в жизни...»

Иногда задающий вопрос может попытаться «проверить» осталь­ных участников группы, называя поступок, который сам он не со­вершал. Важно подчеркнуть, что задавать можно только такой во­прос, на который ты сам отвечая должен был бы встать.

3. Повторение теории (с целью актуализации теоретических зна­ний, повышения мотивации на работу). Обсуждаются следующие во­просы:

• Что такое самооценка?

• Какая самооценка обычно у тревожных людей?

• Что такое принятие себя? Зачем оно нужно?

4. Упражнение «Похвальное слово самому себе», создающее условия для повышения самооценки.В течение 5 минут с закрытыми гла­зами участники вспоминают все свои достижения, заслуги, все дела, которыми они могут гордиться. Затем делятся этими воспомина­ниями по кругу.

5. Упражнение «Комплименты», позволяющее расширить знания участников о самих себе, повысить самооценку.Каждому уча­стнику группа рассказывает о том, что в нем нравится. Упражне­ние эффективно только в том случае, если комплименты говорят­ся искренне, а слушающий их молча принимает, не пытаясь про­тиворечить или благодарить.

6. Медитация «Маяк» (способствует осознанию внутренних ре­сурсов, повышению уверенности в себе).Участники представляют себя маяками, стоящими на скалистом острове. У маяка очень прочные, надежные стены. Днем и ночью, в хорошую и плохую погоду маяк посылает мощный пучок света, служащий ориенти­ром для судов. Важно постараться ощутить в себе этот внутрен­ний источник света.

7. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было инте­ресно, важно, что понравилось на занятии?»


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.