Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-11-22 | 294 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
(ПРИРОДНО-ПСИХИЧЕСКОГО) СТАРШЕМУ ЗВЕНУ
(СОЦИАЛЬНО –ПСИХИЧЕСКОМУ).
СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЕ
Ч «СДВИГ»
ПРИРОДНО-ПСИХИЧЕСКОЕ
Конкретным выражением подобного сдвига субординационных отношений в психике могут быть расторможение и патологическое усиление влечений, инстинктивных потребностей, низших эмоций при некоторых типах формирующихся психопатий и особенно при психопатоподобных состояниях разного генеза.
ЯВЛЕНИЕ РЕГРЕССА ПСИХИКИ С ВОЗНИКНОВЕНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ФЕНОМЕНОВ И ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ, СВОЙСТВЕННЫХ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЕЕ РАННЕМ ЭТАПАМ ОНТОГЕНЕЗА: - двигательные стереотипии. Проявление психической инертности. Непроизвольное, многократное повторение однообразных, лишенных смысла и ничем не вызванных движений, наблюдается при органических поражениях головного мозга (болезнь Пика, некоторые послеинсультовые состояния), при кататонической шизофрении, сумеречном помрачении сознания, особенно у больных эпилепсией. – эхопраксии. Непроизвольное повторение или имитация человеком движений окружающих его лиц. Проявляется при поражении конвекситальной префронтальных отделов. Хотя данное явление принято относить к тиковым расстройствам, его можно наблюдать у людей, страдающих аутизмом, синдромом Туретта, синдромом Гензера, шизофренией (в особенности кататонической шизофренией), некоторыми фрмами клинической депрессии и другими неврологическими расстройствами. - моторные автоматизмы. – мутизм. В психиатрии и неврологии состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не дает понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими. Является симптомом психомоторного расстройства, может наблюдаться после сотрясения и ушиба мозга, тяжелой психической травмы, пожара, гибели близких, как одно из последних проявлений синдромокомплекса «СПИД – деменция». При мутизме отсутствует как ответная так и спонтанная речь. При этом способность разговаривать и понимать чужую речь сохраняется. Особенности ухода за больными мутизмом заключается в том, что медсестра должна поддерживать постоянное общение с такими пациентами, используя мимику, письмо, жестикуляцию. Беседы в сочетании со средствами, стимулирующими деятельность нервной системы, весьма полезны и полностью снимаю глухоту и немоту. Для лечения мутизма по назначению врача применяется метод растормаживания. После инъекции 1 мл 10% раствора кофеина спустя 3-5 минут больному внутривенно очень медленно (1мл/мин) вводят раствор амиталнатрия до появления состояния легкого опьянения. Как правило, достаточно одной процедуры. Завершая процедуру, медсестра должна несколько раз в течение дня лечения заставлять больного отвечать на вопросы и вступать с ним в беседу.- общее двигательное застывание. - временная или стойкая утрата двигательных навыков и навыков опрятности - возобновление «лепетной» речи - появление повышенной боязливости и готовности к страхам ПОДОБНОЕ НАБЛЮДАЕТСЯ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ, РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЯХ, ОРГАНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА
|
ТИП ОБЩЕГО И ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА – один из видов изменения соотношения между социальным и биологическим.
Дизонтогенез психики выражается в различных нарушениях темпа, сроков развития психики в целом и ее отдельных составных частей, а так же в нарушении соотношения развивающейся психики ребенка и подростка.
Основной клинический тип дизонтогенеза психики – РЕТАРДАЦИЯ.
РЕТАРДАЦИЯ – запаздывание или приостановка развития всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики.
|
При данном типе, характерном для олигофрении и так называемых задержке психического развития, включая состояния общего и парциального психического инфантилизма, запаздывает переход от более простых, преимущественно природно-психических свойств к более сложным социально-психическим. В связи с этим возникает недостаточность социально-психических функций, прежде всего познавательных.
Однако сохраняется общая закономерность единства биологического и социального при ведущей роли социального.
Единство проявляется в тесной взаимозависимости биологического и социального при всех вариантах ретардации, включая олигофрению.
ИТАК:
1)Степень развития социально-психических функций и свойств при олигофрении находится в прямой зависимости от степени недоразвития нейрофизиологических мозговых механизмов (т.е биологического).
СОЦИАЛЬНО – ПСИХИЧЕСКИЕ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ФУНКЦИИ И СВОЙСТВА МОЗГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ
(биологические)
17
16
15
14
13ЗАВИСИМОСТЬ ЗАВИСИМОСТЬ
11
5
1
2) В то же время степень «социализации» умственно отсталого ребенка оказывает значительное влияние в направлении выявления и использования потенциальных возможностей мозга олигофрена и в направлении развития компенсаторных механизмов.
ВЛИЯНИЕ
РАЗВИТИЕ
КОМПЕНСАТОРНЫХ
МЕХАНИЗМОВ И
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВЫЯВЛЕНИЕ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ
17 МОЗГА
16
15
14
13ЗАВИСИМОСТЬ
5
1
Это влияние социализации можно считать одной из основных причин значительного уменьшения возраста количества зарегистрированных больных олигофренией в населении вследствие их не только социальной адаптации, но и частичной биологической (нейродинамической) реституции.
ВЕДУЩАЯ РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО СОХРАНЯЕТСЯ ПРИ ЛЮБЫХ ВАРИАНТАХ РЕТАРДАЦИИ, ИСКЛЮЧАЯ ГЛУБОКУЮ ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ И ИДИОТИЮ, ПРИ КОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЕ ПОЧТИ НЕ РАЗВИВАЕТСЯ, И СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЕ ПРИ ВСЕЙ ЕГО НЕДОСТАТОЧНОСТИ ОСТАЕТСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА ОЛИГОФРЕНА ИЛИ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Именно социально-психическое играет решающую роль в приспособлении такого ребенка, хотя и на более низком уровне, к жизни в обществе. В связи с этим социально-психическое при олигофрении не должно рассматриваться как нечто только недостаточное, ущербное. Оно способно играть активную роль в выработке компенсаторных, приспособительных форм поведения олигофрена.
|
ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЗАИМООТНОШЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И ДРУГИХ «РЕТАРДАЦИЯХ» ПОЗВОЛЯЕТ ПОНЯТЬ НЕДОСТАТОЧНУЮ НАУЧНУЮ ОБОСНОВАННОСТЬ БИХЕВИОРИСТСКОЙ ПРАКТИКИ «ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО ОБУСЛАВЛИВАНИЯ» (operant conditioning) в лечебной педагогике умственно отсталых за рубежом.
Вместо привлечения и активизации деятельности социально-психических компонентов психики с целью воспитания и обучения детей-олигофренов и коррекций у них нарушений поведения указанный метод построен на основе условнорефлекторного закрепления тех или иных форм поведения, т.е исходит из полного игнорирования личности больного, представляя по существу разновидность дрессуры.
АСИНХРОНИЯ РАЗВИТИЯ – неравномерное, диспропорциональное психическое развитие, при котором одни компоненты психики развиваются со значительным опережением, а другие запаздывают или происходит усиление развития отдельных свойств формирующейся личности, характера, которое ведет к дисгармонии.
При данном типе дизонтогенеза психики (асинхронии развития), свойственном психопатиям в период их становления и отчасти шизофрении детского возраста. происходит неравномерное развитие компонентов и свойств психики ребенка нередко с преобладанием недостаточности или болезненного обнажения и усиления природно-психических компонентов и явлений, например темперамента, влечений и потребностей опирающихся на инстинктивные механизмы.
В то же время социально-психические компоненты психики (запас знаний, отвлеченное мышление, направленность личности, высшие интересы, нравственные установки) могут развиваться с той или иной степенью опережения (акселерации).
Общими закономерностями взаимоотношения социального и биологического в группе «диспропорционального» развития можно считать:
|
К примеру:
Формирование эпилептоидных черт характера, эгоцентрической установки, определенных конкретно-житейских интересов при становлении эпилептоидной психопатии в значительной мере определяется такими особенностями природно-психических образований, таких как:
- обнажение и усиление влечений.
- нарушение низшей эффективности со склонностью к аффективной возбудимостью.
- мало подвижный темперамент.
В то же время личность ребенка и подростка с формирующейся эпилептоидной психопатией реагирует на аномальные природно-психические свойства, нарушающие её социальную адаптацию, разнообразными компенсаторными и псевдокомпенсаторными (или гиперкомпенсаторными) образованиями.
С известной долей условности можно отнести аккуратность, педантизм, скупость, гиперсоциальность у таких детей - к компенсаторным образованиям,
а недоверчивость, склонность к наговорам, завистливость, готовность к ипохондрической фиксации – к псевдокомпенсаторным.
СТРУКТУРА ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ КОНСТИТУЦИИ (ядерной) психопатии, таким образом, складывается из СЛОЖНО ПЕРЕПЛЕТАЮЩИХСЯ НАРУШЕНИЙ ПЕРВИЧНЫХ ПРИРОДНО-ПСИХИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ, частичных изменений СУБОРДИНАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ между ними и СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ, СДВИГ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЯХ, обусловленных влияниями ПРИРОДНО-ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ, и, наконец, разнообразных вторичных социально-психических образований, связанных с реакцией личности на её аномальные свойства и на затруднения в социальной адаптации (во взаимоотношениях с окружающими, в приспособлении требованиям общества, приобретение определенной социальной роли).
Еще более сложное переплетение и взаимовлияние социального и биологического наблюдается при психическом дизонтогенезе, связанном с процессуальными заболеваниями (шизофрении, эпилепсии), начавшимися в детском возрасте.
Например:
При вялотекущем шизофреническом процессе нередко еще в доманифестном периоде имеет место сочетание явлений парциальной психической акселерации преимущественно социально-психических компонентов:
С ПРИЗНАКАМИ ЧАСТИЧНОЙ РЕТАРДАЦИИ (отставание в развитии моторики и психомоторики, эмоциональная незрелость, задержка развития волевых качеств, практическая неприспособленность), ОБУСЛОВЛЕННЫМИ ПРЕЖДЕ ВСЕГО НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ БИОЛОГИЧЕСКИХ, ИНСТИНКТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ.
|
Развивающаяся личность ребенка реагирует на дефектность природно-психических свойств и связанные с нею нарушения социальной адаптации выработкой комплекса компенсаторных и псевдокомпенсаторных образований защитно-приспособительского характера, таких как:
- чрезмерная привязанность к матери.
- боязнь нового.
- приверженность к устойчивому режиму и ритму жизни.
- своеобразные привычки.
- напоминающие навязчивые ритуалы.
- крайняя избирательность контактов.
- односторонние интересы.
ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ВТОРИЧНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫМИ В СОБСТВЕННОМ СМЫСЛЕ СЛОВА, ХОТЯ ПРИ ТЕКУЩЕМ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ТЕСНО СВЯЩАНЫ С ПРОДУКТИВНОЙ И НЕГАТИВНОЙ СИМПТОМАТИКОЙ, СВОЙСТВЕННОЙ ПОСЛЕДНЕМУ.
На значительную роль подобных компенсаторных образований в клинике шизофрении указывали E.Bleuer (1911) Е.К. Краснушкин (1960). Рассмотрение этих образований в динамически - эволютивном плане закономерно приводит к представлениям о возможности вычленения явлений психогенного патологического развития личности в рамках шизофрении (преимущественно вялотекущей), что явилось источником не вполне удачного термина «шизофрения развития». К тому же к ряду клинических форм можно отнести выделенные А.В. Снежневским (1972) «ПОСТЕПРОЦЕССУАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ» у больных шизофренией. Близкие по направленности взаимоотношения возникают также при эпилепсии, начавшиеся в детском возрасте. В этом случае многие изменения психики (педантизм, аккуратность и т.п), так же как и при эпилептоидной психопатии, относятся к кругу вторичных, приспособительных образований и явлений своеобразного развития личности. |
Эволюционно-динамический подход позволяет лучше возрастные особенности выделяемых со времени исследований Джексона негативных и позитивных психопатологических симптомов.
НЕГАТИВНЫЕ СИМПТОМЫ – симптомы стойкого или временного выпадения психических функций.
ПОЗИТИВНЫЕ (ИЛИ ПРОДУКТИВНЫЕ) ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ –
качественно новые, болезненные психические образования, связанные с возбуждением сохранных механизмов мозга.
Детскому возрасту свойственно продолжающееся развитие и созревание физиологических систем и морфологических структур мозга.
Наряду с негативными и продуктивными симптомами, обусловленными механизмами выпадения или возбуждения относительно зрелых, завершенных в своем формировании систем, большое место в клинической картине психических заболеваний принадлежит
«НЕГАТИВНЫМ И ПРОДУКТИВНЫМ ДИЗОНТОГЕНЕТИЧЕСКИМ СИМПТОМАМ».
ОСНОВА НЕГАТИВНЫХ ДИЗОНТОГЕНЕТИЧЕСКИХ СИМПТОМОВ – ЗАДЕРЖКА ИЛИ ИСКАЖЕНИЕ РАЗВИТИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.
СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ:
1)приостановка и задержка темпа развития познавательных функций, в том числе мышления, что является главным выражением синдрома умственной отсталости и пограничных состояний, интеллектуальной недостаточности.
2) симптомы недоразвития и задержки развития речи.
3) явления задержки развития психомоторики, включая так называемую «моторную дебильность», «моторный инфантилизм», церебеллярно-двигательную, экстрапирамидную, фронтальную моторную недостаточность (например: недостаточность тонкой ручной моторики).
Негативные дизонтогенетические симптомы, связанные с механизмом искажения развития психики, включают главным образом различные проявления:
- диспропорционального развития темперамента.
- диспропорциональное развитие влечений.
- диспропорциональное развитие инстинктивных потребностей и эмоционально-волевых свойств формирующейся личности ребенка и подростка.
Сюда так же относятся симптомы входящие в структуру невропатических состояний, синдромов раннего аутизма, проявлений дизонтогенеза психики, предшествующего части случаев шизофрении детского возраста.
Посмотреть в Интернете: Периоды онтогенеза (постнатальный онтогенез и др.) (психиатрия). Способы нервно-психического реагирования. Эхолалия, эхопраксия, стереитипии, патологическое фантазирование, метафизические интаксикации, сверхценные увлечения, ипохондрические переживания, дисморфофобические переживания. |
Продуктивные дизонтогенетические симптомы имеют в своей основе явление «дисфункции созревания» или «относительной возрастной незрелости» физиологической системы.
Подобная дисфункция созревания, сопровождающаяся более или менее длительной фиксацией и автоматизацией преходящих способов нервно-психического реагирования, свойственных незрелым мозговым механизмам того или иного периода постнатального онтогенеза может быть источником ряда дизонтогенетических продуктивных симптомов психических заболеваний в детском возрасте, например эхолалии и эхопраксии, стереотипий (так называемые бессодержательные и со сверх ценным содержанием), патологического фантазирования (особенно образного), ипохондрических и дисморфофобических переживаний, а так же сверхценных увлечений и интересов (включая явления метафизической интаксикации) у подростков.
В отличии от обычных негативных психопатологических симптомов, которые, начиная с
E. Kraepelin (1913), считаются нозологически относительно специфичными, негативные дизонтогенетические симптомы у детей и подростков мало спецефичными в этом отношении и больше характеризуют период онтогенеза (преимущественно ранний), в котором возникло повреждение структуры или тяжелое нарушение функций развивающегося мозга.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!