Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-11-21 | 483 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательство в современном мире является первостепенным элементом и главной движущей силой рынка, а проектные методы управления делают его эффективным и востребованным. Проектная деятельность помогает предпринимателям эффективно разрабатывать, планировать и реализовывать проекты для достижения поставленных целей.
Предпринимательство в социально-культурной сфере – это особая форма активной деятельности, направленная на решение экономических, социальных, культурологических, педагогических и художественно-эстетических задач общества, а также позволяющая эффективно соединять факторы производства товаров и услуг с целью развития данной сферы. Предпринимательство в сфере культуры – это особый стиль хозяйствования, предполагающий новаторский и инициативный подход, ориентированный на нововведения в процессы создания, распределения и потребления культурного продукта.
В настоящее время привлекательными для предпринимательской деятельности считаются практически все сферы культуры и искусства: аудиовизуальная сфера (телевидение, видео, Интернет, кинопроизводство и кинопрокат), дизайнерская и издательская деятельность, средства массовой информации, народные промыслы, реклама, цирки, театры, эстрадная деятельность, а также музеи, выставочные залы, галереи и т.д.
Институтами предпринимательской деятельности в сфере культуры, выступают творческие союзы и объединения, архитектурные, художественные и реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры (драматические и музыкальные), концертные структуры, цирки, книгоиздательские учреждения, организации досуговой работы (клубы и кружки, просветительские общества, туристические организации), а также средние и высшие учебные заведения культуры.
|
В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию, предварительно обосновав её идею, определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения, всё это и означает разработку и реализация проекта. Поэтому особое место в системе управления организациями социально-культурной сферы занимает проектная деятельность, содержание которой составляет анализ конкретной ситуации, обоснование, разработка и реализация проектов. Всё это непосредственно касается профессиональной подготовки кадров для организаций социально-культурной сферы.
Цель настоящего учебного пособия – создать необходимые условия для глубокого и осмысленного изучения дисциплины «Предпринимательство и проектная деятельность», помочь студентам, обучающимся в вузах культуры, не только получить необходимые знания, но и выработать, необходимые для практической деятельности, умения и навыки.
Цель определяет задачи учебного пособия:
- раскрыть специфику сущности, условий, видов предпринимательской деятельности;
- раскрыть особенности практики применения организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, а также направлений и методов государственного регулирования этой деятельности;
- проанализировать актуальную структурную декомпозицию работ проекта, и специфику управления ресурсами проекта;
- дать знания и практические навыки в использовании методов, процедур, форм, документов, инструментов планирования, бюджетирования, мониторинга и контроля проектов;
- оказать помощь в освоении методики бизнес-планирования и разработки проектов.
Учебное пособие подготовлено в рамках дисциплины «Предпринимательство и проектная деятельность» и предполагает наличие у студента, обучающихся в вузах культуры, знаний по истории, основам экономики, основам права, основам психологии, по информационным системам и технологиям, по созданию художественно-творческого продукта.
|
Структура учебного пособия: введение, основная часть, заключение, глоссарий. Основная часть учебного пособия состоит двух разделов по 6 параграфов в каждом: первый раздел – «Теория и практика предпринимательской деятельности (предпринимательства)», второй раздел – «Основы проектной деятельности». Каждый из двенадцати параграфов содержит методические и иные материалы: контрольные вопросы, задания, тематика рефератов, тематика докладов (сообщений), полезные ссылки, список источников и литературы.
Все материалы учебного пособия, помимо обязательных вопросов, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего образования, содержат вопросы, наиболее актуальные для развития предпринимательства и проектной деятельности в России. Темы пособия построены на примерах российской действительности, учитывают реалии современной экономики, а в ряде случаев затрагивают дискуссионные вопросы.
Знания и умения, полученные в ходе изучения дисциплины «Предпринимательство и проектная деятельность», будут необходимы при изучении дисциплин: «Основы экономики и управления в профессиональной деятельности», «Менеджмент в сфере культуры и искусства», «Менеджмент и маркетинг в социально-культурной сфере», «Экономика социально-культурной сферы» и др.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА)
Содержание и виды предпринимательства в социально-культурной сфере
Задания
1. На основе данных статистического учета Портала Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/) ознакомится с динамикой развития предпринимательства в различных сферах экономики Российской Федерации, в том числе в отраслях социально-культурной сферы.
2. Оценить эффективность предпринимательской деятельности на основе данных Федерального портала малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации (http://smb.gov.ru/measuresupport/programs/srf/о) прибыльности и рентабельности организаций малого и среднего бизнеса в социально-культурной сфере.
Тематика рефератов
1. Проблемы российского предпринимательства в сфере культуры.
|
2. Перспективы развития предпринимательства в Российской Федерации в сфере культуры.
3. Международный опыт предпринимательской деятельности в сфере культуры.
4. Международные предпринимательские проекты (успешный международный опыт) в сфере культуры.
Полезные ссылки
1. Международный Форум лидеров бизнеса. Программа поддержки и развития молодежного предпринимательства «Молодёжный бизнес России» (http://www.iblfrussia.org/programmes/current/detail.php?ID=290)
2. Портал Министерства экономики Краснодарского края(http://economy.krasnodar.ru/gos-prog-kk/perech-gp/)
3. Портал Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (http://krsdstat.gks.ru/)
4. Портала Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/)
5. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации (http://smb.gov.ru/measuresupport/programs/srf/)
Источники
1. Государственная программа «Развитие культуры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.krasnodar.ru/gos-prog-kk/perech-gp/.
2. Гражданский кодекс РФ 2017. Актуальная редакция с Комментариями по состоянию на 28.03.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gkodeksrf.ru/.
3. Долгосрочная краевая целевая программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском края на 2013–2017 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krasnodar.pmp.gkr.su/registry/program/srf/03,723065/.
4. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» с изменениями и дополнениями (ред. от 29.07.2017)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/104540/.
5. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 N 88-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6857/.
6. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/.
Литература
1.Асаул, А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Учебник [Текст] / А.Н. Асаул. – С-Пб.:Питер, 2013. – 352 с.
|
2. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: Учебник [Текст] / Л.Н. Череданова. – М.: Academia, 2013. – 224 с.
Задания
1. Составьте перечень социально-значимых проектов для Вашего региона (города, района).
2. Составьте перечень характеристик, ориентированных на создание имиджа современного предпринимателя.
Тематика рефератов
1. Эффективность социально-ответственного предпринимательства.
2. Государственное регулирование социальной ответственности предпринимательства.
3. Деловой этикет в предпринимательской деятельности.
4. Регламент в деловом общении: значение и характеристики.
Полезные ссылки
· Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. Министерство экономического развития РФ (http://smb.gov.ru/)
· ЗнайБизнес.ру. Все для предпринимателя (http://znaybiz.ru/)
· 21Biz.ru / Журнал о бизнесе и экономике (http://21biz.ru/)
· Деловой клуб Кубани о социальной ответственности бизнеса ( http://oporakubani.ru/1346-2/)
· Kuban. Info / Вся информация юга России (http://smi.kuban.info)
Источники
1. Конституция РФ 2017. Актуальная редакция с Комментариями по состоянию на 13.04.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitutionrf.ru/.
2. Гражданский кодекс РФ 2017. Актуальная редакция с Комментариями по состоянию на 28.03.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gkodeksrf.ru/.
3. Трудовой кодекс РФ 2017. Актуальная редакция с Комментариями по состоянию на 28.03.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tkodeksrf.ru/.
Литература
1. Глебова, И.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом: Учебное пособие [Текст] / И.С. Глебова. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008. – 90 с.
2. Мартиросян, К.М. Основы социокультурного менеджмента: Учебное пособие / К. М. Мартиросян, Л.В. Янковская. - Краснодар: КГИК, 2016. - 154 с.
3. Предпринимательство: учебник [Текст] / под. Ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 687 с.
4. Пчелина, О.В. Предпринимательство, управление проектами и реклама в социальной сфере: учебное пособие [Текст] / О.В. Пчелина. – Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016. – 92 с.
5. Ротать, Л.С. Профессиональная этика и психология делового общения [Текст] / Л.С. Ротать. – Санкт-Петербург: «Александровский лицей», 2011. – 120 с.
6. Федорянич, О.И. Правовое обеспечение профессиональной и предпринимательской деятельности: учеб. [Текст] / О. И. Федорянич. – М.: Академия, 2015. – 189 с. – ISBN 978-5-4468-1572-2
Задания
1. Ознакомиться с деятельностью и уставом «КТО «Премьера» им. Л.Г. Гатова» (г. Краснодар). Какую организационно-правовую форму имеет эта организация?
2. Ознакомиться с деятельностью и уставом Кубанского войскового казачьего общества (Кубанское казачье войско). Какую организационно-правовую форму имеет эта организация?
|
3. Ознакомиться с деятельностью и уставом Музея имени Ф.А. Коваленко (г. Краснодар). Какую организационно-правовую форму имеет эта организация?
4. Подобрать организационно-правовые формы для танцевальной студии, хоровой студии, детского развивающего центра, гончарной мастерской, дома культуры, творческого объединения, литературного клуба.
Тематика рефератов
Полезные ссылки
· Портал государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru/)
· Федеральный портал малого и среднего предпринимательства (http://smb.gov.ru/)
· Лизинг в Краснодаре (http://krd.yuginform.ru/catalog/leasing)
· Лизинговые компании. Краснодарский край (http://www.all-leasing.ru/lizingovye-kompanii/krasnodarskiy-kray/)
· Франшизы в Краснодаре (https://franshizas.ru/krasnodar)
· «КТО «Премьера» им. Л.Г. Гатова» (http://www.to-premiera.com/official-information/services-premiere.html)
· Кубанское Казачье войско (http://slavakubani.ru/)
· Музей имени Ф.А. Коваленко
(http://kovalenkomuseum.ru/muzeum/information)
Источники
1. Гражданский кодекс РФ 2017. Актуальная редакция с Комментариями по состоянию на 28.03.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gkodeksrf.ru/.
2. Федеральный закон №7-ФЗ от 12.12.1996
"О некоммерческих организациях". Актуальная редакция закона 7-ФЗ от 19.12.2016 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kodeks.systecs.ru/zakon/fz-7/.
Литература
1. Малютина О. Н., Москвина И.А. Аутсорсинг в развитии делового партнерства [Текст] / О. Н. Малютина, И.А. Москвина. – М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2012. – 240 c.
2. Основы фандрайзинга: учебное пособие [Текст]. – Екатеринбург: Федеральное агентство по образованию,2008. – 230 с.
3. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов [Текст] / А.Н. Фомичев. – М.: Дащков и К, 2016. – 468 с.
4. Франчайзинг от А до Я [Текст] / Меркулов А., Фокин В., Ватутин С., Тришин М., Соколова Т. – М.: Феникс, 2013. – 160 c.
5. Экономика предприятия: Учебник [Текст] / В.Д. Грибов, В.П., Грузинов. – М.: КУРС: Инфо-М, 2015. – 445 с.
1.4. Бизнес-планирование в социально-культурной сфере
1.4.1. Система планирования в организациях социально-культурной сферы
В настоящее время технология планирования в социокультурной сфере стала принципиально новой как в теоретическом, так и в прикладном плане. Это актуально для всех уровней управления в сфере культуры, включая региональные органы власти и государственные учреждения, а также муниципальные органы местного самоуправления и культурные организации всех типов. Это обусловлено тем, что используемая частично до настоящего момента советская система планирования с самого начала выражала унитарный характер, где процессы анализа, планирования и отчетности имели идеологическую направленность и были предельно централизованы.
Толковый словарь русского языка даёт следующее определение: план – намеченная система мероприятий, которая предусматривает последовательность, порядок и сроки выполнения работ. Планирование (установка целей и способов их достижения) предполагает проработку и осуществление планов, обеспечивающих оптимальное достижение целей.
Во время организации плановой деятельности неизбежно появляются трудности обобщения, объясняемые разнообразием планирования. Планы различаются
· по масштабам и сложности (от момента планирования плана совещания до плана отрасли, от плана организации и до плана на уровне целой страны),
· по времени (от минуты до нескольких десятилетий),
· по количеству вовлеченных людей (от одного человека, самостоятельно планирующего и исполняющего личный план, до нескольких десятков, а то и сотен людей, которые планируют работы, для реализации которых потребуется вовлечение тысячи людей).
Во время планирования работникам организаций социально-культурной сферы требуется составлять различные виды планов:
· исходя из срока, на который был составлен план, и степени детализации плановых расчетов (среднесрочные, текущие, долгосрочные);
· по содержанию плановых решений (финансовые, производственные и т.п.);
· по способу представления (графические, текстовые, табличные и т.п.);
· по уровню разработки (региональный, федеральный, местные планы и др.);
· с точки зрения обязательности плановых заданий (индикативные и директивные);
· по использованной методике планирования (аналитико-расчетные, программно-целевые и др.).
Нужно учесть, что один и тот же план, может быть классифицирован по разным параметрам. Например, план может быть как федеральным, так и директивным, стратегическим, финансовым, табличным. Это зависит от срока, на который был составлен план, и степени детализации плановых расчетов, кроме того, принято различать тактическое (оперативное, краткосрочное, текущее) и стратегическое планирование (два вида – перспективное и среднесрочное, или долгосрочное).
Тактическое (оперативное, текущее, краткосрочное) планирование охватывает период сроком до одного года, содержит различные виды планов: месячные, полугодичные, недельные, квартальные, декадные и т.п. Осуществляется среднесрочное планирование в период от года до пяти лет. Во многих учреждениях среднесрочное планирование сочетается с тактическим (текущим) планированием, составлением пятилетних скользящих планов с подробным описанием первого года работы. Этот раздел среднесрочного плана является, по сути, текущим планом работы.
Перспективное планирование осуществляется на срок свыше 5 лет, например 5-20 лет. Такие планы предназначены для определения долгосрочной стратегии развития отрасли или учреждений.
Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. По своей форме они являют собой один и тот же процесс, но содержание различно. Прогнозирование – процесс предвидения, который строится на вероятном, обоснованном наукой суждении о перспективе развития в будущем, о возможном его состоянии. Прогнозирование позволяет найти альтернативные варианты разработки планируемого объекта или процесса и доказать выбор более подходящего варианта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования. Так же прогнозирование имеет возможность выступить как самостоятельная функция. Такое положение особенно важно для учреждений социально-культурной сферы: большинство явлений и процессов никак планированию не поддаются (примером может служить духовная жизнь, демографический процесс и пр.), но напрямую влияют на деятельность учреждений социально-культурной сферы, именно поэтому в прогнозном плане они должны учитываться.
С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование.
Директивное планирование – это процесс принятия решений, которые являются обязательными для учреждений социально-культурной сферы. Вся система планирования при социализме имела только директивный характер, поэтому за невыполнения плана руководители организаций были подвергнуты дисциплинарной ответственности. Директивные планы, как правило, имеют адресный характер и характеризуются чрезмерной детализацией. В то же время в директивном плане не следует рассматривать только негативные аспекты и считать неуместным использовать его в современных условиях. Директивный план может быть эффективным инструментом решения многих задач, стоящих перед организациями социально-культурной сферы, например, в организации работы среди подростков и детей, с престарелыми людьми, в формировании списка услуг, которые могут быть предоставлены и т. д.
Стоит отметить, что директивное планирование также применяется в уже сложившихся рыночных отношениях. Директивный план часто используется не только государством, но и бизнесом для решения задач и получения прибыли.
Индикативное планирование представляет собой противоположность директивного планирования, из-за того, что индикативный план не носит обязательного для исполнения характера. В основе индикативного плана могут быть обязательные задания, но весьма ограничивало их количество. В общем смысле план носит рекомендательный, направляющий характер.
Различают планы в зависимости от уровня, на котором они разрабатываются федеральном, региональном или муниципальном. Помимо этого, к такому виду планов относят планы, которые разрабатываются на уровне отдельных отраслей экономики, отдельных учреждений и подразделений, также персональные (индивидуальные) планы.
Основными документами планирования федерального уровня являются бюджет Российской Федерации, рабочие планы различных министерств (наука и образование, культура и т. д.).
Региональные планы разрабатываются для регионов нашей страны, например, в рамках стратегии социально-экономического развития Краснодарского края, разрабатываются планы развития здравоохранения, культуры, туризма, образования и пр.
Особенно нужно выделять индивидуальные планы. Они могут быть как персональными, так и производственными, отражать разные аспекты деятельности. Например, тайм-менеджмент, производственный план работника, план научных исследований аспиранта, и т. д.
По способу представления планы подразделяются на несколько категорий. Текстовые планы являются наиболее распространенным способом представления плановых документов. Графические планы чаще всего используются в экономическом планировании. Матричные планы – это своего рода графические планы, но они получили особый статус, в первую очередь, при планировании организационных структур управления организациями. Сетевой график – это особый вид плана, представляющий собой графическое моделирование процессов в их строгой последовательности и в соответствии с особыми правилами. Закономерно, разработать комплексные планы, в которых объединены все способы представления информации.
Наиболее распространенные в организациях социально-культурной сферы следующие методы планирования:
· метод от достигнутого;
· программно-целевой подход;
· метод мозгового штурма (брейн-шторминг);
· моделирование,
· проблемно-поисковые деловые игры,
· бизнес-планирование.
При использовании метода от достигнутого на основе анализа планируется увеличить показатели, расширить диапазон содержания, внедрить новые ресурсы и др. Однако такой метод считается устаревшим и на всех уровнях подвергается критике.
В настоящее время широко применяется программно-целевой метод, в рамках которого деятельность планируются на основе миссии, видении и стратегических целей организации.
Метод мозгового штурма относят к экспресс-методам, поскольку он позволяет в очень короткое время получить нужную информацию для плана или принятия решения.
Моделирование в форме схем, таблиц, графиков и пр., является одним из наиболее распространенных графических методов. Такой метод дает возможность наглядного представления желаемого результата и отслеживания процесса и до достижения.
Содержание и виды планируемой деятельности, возможности их предоставления во многом определяют требования к профессиональной команде работников культуры, реализации кадровой работы, методам и видам контроля и учета деятельности учреждений культуры.
Многомерность и сложность деятельности в социально-культурной сфере является снованием для разнообразия и вариативности задач. Технология планирования находится на одном из главных мест в системе управления социально-культурной деятельностью, поскольку она определяет содержание, направление и ресурсную поддержку деятельности на определенный срок. Особенно важно учитывать, что в зависимости от конкретного плана предоставляются финансовое материальное и другое оснащение для учреждений культуры.
Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации социально-культурной сферы необходимы четыре обязательных условия (компонента).
Во-первых, организация должна иметь соответствующую методологическую и методическую базу для разработки, мониторинга и анализа реализации бизнес-плана, а сотрудники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированными, для того чтобы иметь возможность применять эту методологию на практике.
Во-вторых, для разработки финансовых планов необходима внутренняя информация о деятельности организация и внешняя информация. Основным информационным блоком (компонентом) процесса бизнес-планирования является экономическая и учетная информация, отчеты финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация о товаре, информация валютных бирж и другая финансовая информация, политическая информация и т.д. Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках существующих нормативно-правовых обеспечений.
В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда осуществляется через соответствующую систему управления и организационную структуру, которые составляют блок организационного процесса.
В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля осуществляется регистрация и обработка больших массивов информации.
Таким образом, бизнес-планирование ‒ упорядоченный набор этапов и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, планированием (разработка бизнес-плана), реализацией бизнес-плана, продвижением бизнес-плана на рынок, мониторингом его реализации.
1.4.2. Бизнес-план: цели и задачи, функции и стадии
Бизнес-план ‒ основной документ, разрабатываемый организацией и предоставляемый инвестору (кредитору) по реальному проекту; программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению конкретных целей его деятельности, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов.
Бизнес-план представляет собой одну из самых важных составляющих планирования. В этом плане дается характеристика того как функционирует организация, показано как руководители достигнут своих целей. Бизнес-план представляет собой подробный структурированный документ, который продуман и внимательно подготовлен менеджерами, описывающий то, чего предприятие стремится достичь, как оно достигнет этой цели и, как все будет выглядеть после выполнения поставленных задач.
Основная цель разработки бизнес-плана ‒ планировать хозяйственную деятельность организации на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с основной, определяющей целью, составители бизнес-плана должны отражать другие цели:
1) социальные цели – преодоление нехватки услуг и товаров, улучшение психологического состояния населения, изменение экологической обстановки, создание новых культурных и духовных ценностей, развитие творческого и научно-технического потенциала, расширение международных связей и деловых контактов;
2) улучшение статуса предпринимателя через укрепление и развитие его экономического потенциала. Это послужит предпосылкой и гарантией успеха последующих сделок, повышая престиж предпринимателя, порожденный его славой, хорошей репутацией, гарантиями высокого качества услуг и товаров;
3) иные, специальные задачи и цели – увеличение контактов, вхождение в различного рода ассоциации, зарубежные поездки и пр.
Основные задачи, решаемые посредством бизнес-плана:
· установить точное направление деятельности организации;
· определить целевые рынки и место организации на этих рынках;
· сформулировать долгосрочные и краткосрочные цели организации, стратегию и тактику для их достижения;
· выбрать номенклатуру услуг и товаров, которые будут предложены потребителям;
· проанализировать и определить затраты на создание и реализацию услуг и товаров;
· оценить условия мотивации труда персонала для достижения поставленных целей;
· определить состав маркетинговых видов деятельности для организации рекламы, изучения рынка, ценообразования, продвижения продаж, каналов продаж и т. д.;
· осуществить мониторинг финансового и материального положения организации, а также соответствия доступных и привлекаемых ресурсов для целей организации, чтобы предотвратить трудности и возможные «подводные камни», мешающие осуществлению бизнес-плана.
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций:
1) использование бизнес-плана для разработки бизнес-стратегии, что крайне важно в период создания организации, а также при разработке новых направлений деятельности;
2) планирование деятельности, позволяющее оценить возможности для разработки новой линии деятельности, отслеживать процессы внутри организации;
3) привлечение денежных средств (кредитов, ссуд). В условиях увеличения невозвратности кредитов, банки совершают целый ряд мер для обеспечения возврата денежных средств и предпочитают работать с организациями, имеющими грамотно составленный бизнес-план;
4) привлечение к осуществлению планов потенциальных партнеров, пожелавших вложить в организацию свои капиталы или технологии;
5) вовлечение всех сотрудников в процесс разработки бизнес-плана, что улучшает их понимание предстоящих действий и координацию усилий, а также создаёт мотивацию для достижения целей.
Выделяют несколько основных стадий бизнес-планирования:
1) подготовительную стадию;
2) стадию разработки бизнес-плана;
3) стадию продвижения бизнес-плана на рынок;
4) стадию реализации бизнес-плана.
На подготовительной стадии бизнес-плана разрабатывается бизнес-идея. Довольно часто еще на стадии подготовки бизнес-плана находятся потенциальные инвесторы и партнеры.
Бизнес-идея – идея новой услуги или продукта, технического, экономического, организационного решения и пр., которая разрабатывается на подготовительной стадии бизнес-планирования.
Источниками новых идей могут быть:
1) отзывы потребителей,
2) продукция, выпускаемая конкурентами,
3) мнение работников отдела маркетинга,
4) публикации федерального правительства о патентах,
5) проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и др.
Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет первостепенное значение. Как правило, инициаторы бизнес-плана выступают в качестве заказчика и сами его не разрабатывают. Разработчиками бизнес-плана являются организации, которая специализируется в области маркетинговой деятельности, отдельные авторы, авторские коллективы, При необходимости могут привлекаться консалтинговые эксперты и фирмы.
При бизнес-планировании подлежат взаимному учету и координации интересы и условия всех заинтересованных сторон:
1) заказчик бизнес-плана – его интерес представляет собой осуществление проекта и получение дохода;
2) инвестор, интерес которого – получение дивидендов и возврат вложенных средств;
3) потребители, которые используют продукт бизнес-плана, интерес которых – удовлетворение потребностей в работах, товарах, услугах и др.;
4) органы власти, определяющие потребности и приоритеты развития бизнеса, основная цель которых – удовлетворение общественных потребностей людей.
Если рассматривать временный аспект бизнес-планирования, то можно увидеть что большое количество организаций разрабатывает планы на год. В них подробно рассматриваются различные направления деятельности организации в этот период, а дальнейшее развитие описывается лишь поверхностно. Небольшое количество организаций разрабатывают планы сроком до 5 лет, и только крупные, которые твердо стоят на ногах, разрабатывают план на срок от 5 лет.
Существуют определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций. Если бизнес уже существует, то в план включаются данные отчетности за предыдущий год, с которыми сравниваются показатели запланированного года. Бизнес-план для организаций с большим инвестиционным проектом, который требует внешнего финансирования, является самым сложным видом бизнес-плана. Показатели, характеризующие инвестиционный проект, занимаю здесь первое место. После этого указываются обычные разделы бизнес-плана, которые увязаны с инвестиционным проектом. Особенностью диверсифицированных организаций является направленная реализация нескольких видов деятельности, что должно отразиться в бизнес-планах таких организаций. Чаще всего в диверсифицированных организациях определенные виды деятельности осуществляются в специальных подразделениях – филиалах (бизнес-единицах).
Бизнес-план, как и любой другой план, имеет внешнюю ориентацию, превращается в своего рода продукт, продажа которого должна приносить максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана социального и экономического развития организации, бизнес-план учитывает не только внутренние цели организации, но и внешние цели людей, которые могут быть полезны для нового дела. Кроме того, бизнес-план фокусируется на маркетинговых и финансово-экономических аспектах бизнеса, а научные, технологические, технические и социальные аспекты представлены менее подробно.
Общая структура бизнес-плана в соответствии со стандартами UNIDO (UnitedNationsIndustrialDevelopmentOrganization‒ Организация Объединенных Наций по промышленному развитию), состоит из следующих разделов:
1. Резюме.
2. Описание отрасли и компании.
3. Описание услуг (товаров).
4. Продажи и маркетинг.
5. План производства.
6. Организационный план.
7. Финансовый план.
8. Оценка эффективности проекта.
9. Гарантии и риски компании.
10. Приложения.
Резюме ‒ в этот раздел входит информация о главных направлениях деятельности, приносимых доход. Объем данного раздела ‒ всего одна-две страницы. Разработкой этого раздела лучше заниматься уже после составления всех основных разделов, что дает возможность раскрытия более полно сути данного раздела. Примерная структура резюме: название организации, организационно-правовая форма, форма собственности, численность работников за год, уставной капитал, валовой оборот за последний год, контактные данные, расчётный счёт, руководитель организации, цель организации, краткое описание продукта (услуги), ключевые сотрудники, преимущества бизнеса, необходимые инвестиции, источники финансирования, эффективность бизнеса, анализ рисков.
Описание отрасли и компании. Информация об учреждении ‒ предоставляются данные об учреждении, благодаря которым можно узнать название и адрес организации, Ф.И.О. руководителя, адрес и контактные данные учредителя и пр.
Описание услуг (товаров). Характеристики услуг ‒ описываются услуги (товары), предлагаемые организацией, в соответствии с такими критериями: преимущества и недостатки предлагаемых услуг (товаров), возможная цена, потребители.
Продажи и маркетинг. Маркетинговый анализ ‒ представляется ситуация на рынке реализации предлагаемых услуг. В этом же разделе осуществляется описание системы их продвижения и реализации. Например, организациями социально-культурной сферы предлагаются похожие услуги (товары), существующие на рынке. Несмотря на это, каждый руководитель подчеркивает, что его услуги (товары) предоставляются на более высоком уровне. Однако потребители не всегда согласны с этим мнением, и никакая реклама не может изменить их убеждения. Именно поэтому лучше заранее изучить рынок и найти там свое подходящее место. Стоит уделять особое внимание потребителя к дополнительным преимуществам услуги (товара), если они не имеют каких-то уникальных качеств.
План производства. В производственном плане дается краткое описание технологического процесса изготовления продукции или оказания услуги. Производственный план формируется на основе плана сбыта выпускаемой продукции или оказание услуги. Помимо этого, здесь указываются показатели качества, методы контроля и возможности использования инновационных технологий.
Организационный план ‒ осуществляется оценка реального потенциала менеджмента организации социально-культурной сферы. Особое внимание следует уделить уровню профессиональной компетентности работника, который будет заниматься финансово-экономическими вопросами, включая бухгалтерский и налоговый учет, реализацию налогового планирования, расчет стоимости услуг и т.д.
Финансовый план является ключевым разделом бизнес-плана и рассчитывается в соответствии с прогнозами объема реализации товаров (услуг). Этот раздел представляет собой один из наиболее эффективных инструментов мониторинга на основе налоговой и бухгалтерской отчетности. Финансовый план состоит из нескольких документов, основными из которых являются: план доходов и расходов; отчет о движении денежных средств. Первый помогает проанализировать самоокупаемость
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!