Российское философское общество — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Российское философское общество

2017-11-22 245
Российское философское общество 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ, СОЦИОЛОГИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

 

ОРИЕНТИРЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО

РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых,

аспирантов и студентов

Курск 2017


УДК 008: 316

ББК 60.5 + 87 Печатается по решению

Редакционно-издательского совета

С 69 Ориентиры социокультурного развития регионов России: Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. 18 мая 2017 г. / под ред. проф. Е.А. Когай. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2017. – 190 с.

Публикуются тексты докладов всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Ориентиры социокультурного развития регионов России», в которых ведется обсуждение актуальных проблем социально-экономического, политического и культурного развития современной России. Поднимаются проблемы философского характера. Приводятся результаты эмпирических социологических исследований.

Издание рассчитано на широкий круг читателей, на тех, кто интересуется проблемами философии, социологии, политологии и культурологии.

 

© Коллектив авторов, 2017

© Курский государственный университет, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Социально-философское осмысление

Проблем социокультурного развития

Анисимов В.А. Гражданское общество: историческая идея

и реальность наших дней……………………………………………………………5

Арбатская С.А. Ролевые игры живого действия:

социокультурное значение………………………………………………………….7

Афанасьева С.А. Феномен религиозной веры

в жизни современного человека…………………………………………….………

Билибенко А.В. Критика медицины как социального института

в концепции болезни И. Иллича………………………………………..…………17

Буцукина М.В. Экзистенциальные концепции свободы………………..……….

Евстратова С.В. Особенности развития гражданского общества

в постсоветской России…………………………………………………..……….

Изотов А.И. Феномен эвтаназии в современном мире…………………..……

Мельникова Д. О., Калашникова С.М. Роль ценностей

в социокультурном преобразовании общественных процессов……………….

Полковников В.М. Восприятие политического лидера в России……………

Прокопчук Т. Л. Культурная идентичность современной России

в условиях глобальных трансформаций……………………………………….

Сохина А.А. Архетипы как элементы человеческой психики……………….

Ткачёва О.С. Особенности проявления массового общества

в XXI столетии……………………………………………………………………

Социально-экономическое и политическое

Развитие регионов России

Бэрг Е.А. Особенности российско-турецких отношений в нач. ХХI в………..133

Кузнецов А.С. Теория и практика лоббизма в России……………………

Моталева А.С. Социальные проблемы городов в современной России..

Петракова Л. А. Сопоставительный анализ: работодатели

и выпускники вузов на рынке труда города Москвы……………………….

Ротарь Е.М. Неравномерность развития российских регионов…………

Сорокин Н.С. Социальное неравенство

в современном российском обществе……………………………………………

Хильчук А.С. Роль прохождения практики и стажировки на предприятиях

и организациях региона в трудоустройстве выпускников вузов……………

Хорошилова А.В. Модернизационный потенциал малого бизнеса

в Центральном Черноземье……………………………………………………..

Хузяхметов Р. Р. Социальная идентификация

российской интеллигенции……………………………………………………..

Шовкопляс А.В. Социальная и политическая активность молодёжи…………

СЕКЦИЯ I

Социально-философское осмысление проблем

Социокультурного развития

 

УДК 323.2

 

Литература

 

1. Платон. Государство // Собрание сочинений в четырёх томах. Т. 3. – М.: Мысль, 1994. – С. 79-420.

2. Аристотель. Политика// Сочинения в четырёх томах. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. – С. 375-644.

3. Васильев В.А. Идейно-теоретический генезис гражданского общества // Вестник МГЛУ. Выпуск 11 (697) / 2014. – C. 37-49.

4. Локк Дж. Два трактата о правлении// Сочинения: В 3 т. – Т. 3. – М.: Мысль, 1988. – С. 135-406.

5. Монтескье Ш. О духе законов// Электронная библиотека гражданское общество в России URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Monteskye.O dukhe.pdf (дата обращения: 05.04.2017).

6. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане// Электронная библиотека гражданское общество в России URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Kant_Idea.pdf (Дата обращения 05.04.2017).

7. Гегель Г.В.Ф Философия права // М.: Мысль, 1990. – 524 с.

8. Титяев Н.В. Гражданское общество и государство: проблемы взаимодействия // Вестник философии и социологии КГУ, 2012, № 1. – C. 61-67.

 

 

УДК 316.723

 

Литература

 

  1. Волкова В.В. Основные признаки и функции субкультуры // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2012. – 10(76). – С. 80-81.
  2. Герлах И.В. Воспитательный потенциал молодёжной общественной организации «Клуб ролевых игр» // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2007. – № 3. – С. 30-33.
  3. Медведев Е.А. Субкультура ролевых игр и методы исследования её воздействия на личность: Дис. канд. социол. наук. – М.: Мос. гос. университет, 2004. – 186 с.
  4. Царёва А.В. Ролевые игры живого действия: определение исследовательского подхода // Социум и власть. – 2014. – № 3 (47). – С. 14-20.
  5. Martin Buchtík. Larp as an alternative medium: A Sociological perspective // Media, Power and Empowerment: Central and Eastern European Communication and Media Conference CEECOM Prague, 2012. – С. 274-279.

 

 

УДК 130.2

Литература

 

1. Стейплз К. Л. Собрание сочинений в 8 томах. Том 2. – М.: Виноград, 1998. С. 316-319.

2. Мамытов Т. Б. Религиозный фактор в конфликте цивилизаций // Известия вузов. – 2010. – № 1. – С. 3-5.

3. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.

4. Вебер М. Избранное. Образ общества. // Хозяйственная этика мировых религий. – М., 1994. – 704 с.

5. Добродум О. В. Конфликты религиозной идентичности в современном мире // Конфликтология. – 2014. – № 2. – С. 4-11.

УДК 1 (09)

Литература

 

  1. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир (фрагменты из работ разных лет). – М.: Просвещение, 2006. – 166 с.

2. Парсонс Т. О социальных системах. – М.: Академический проект, 2002. – 832 с.

  1. Степанова Г.Б., Юдин Б.Г. Феномен здоровья // Управление здравоохранениям. – 2015. – № 3 (45). – С. 27– 43.
  2. Тищенко П.Д. Биовласть: эвристическое пространство концепта в антропологии // Этнографическое обозрение. – 2013. – № 6. – С. 130– 150.
  3. Edwards R.H.T. Nemesis, Sisyphus, and a Contribution from the Medical Humanities to Health // Journal of Epidemiology & Community Health. – 2003. – Vol. 57 № 12. – P. 926– 297.
  4. Illich I. Limits to Medicine: Medical Nemesis, The Expropriation of Health. – London: Boyars, 1976. – 201 p.

 

 

УДК 123

Литература

  1. Кьеркегор С. Страх и трепет // Понятие страха. – М.: Республика,1993. С. 115-248.
  2. Бердяев Н. Самопознание: Опыт философской автобиографии / Николай Бердяев – СПБ.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. – 416 с.
  3. Бердяев Н. О рабстве и свободе человека. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 316 с.
  4. Васильева Н.А. Серен Кьеркегор: от страха – к свободе [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17967371.

 

УДК 323.2

 

В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Литература

 

1. Абакумов С.А. На пути к гражданскому обществу. От Гражданского Форума до создания Общественной Палаты РФ. – М.: «Галерия», 2005. – 135 с.

2. Абрамова М.Г., Вилков А.А. Гражданин. Общество. Государство: Россия в XXI в. – М.: Политическая энциклопедия, 2014. – 286 с.

3. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Гражданское общество: новая этика. – Тюмень: НИИ ПЭ, 2003. – 224 с.

4. Голенкова З.Т., Витюк В.В., Черных А.И. Гражданское общество: теория, история, современность / Отв. ред. З.Т. Голенкова. – М.: Издательство Института социологии РАН, 1999. – 165 с.

5. Каган С.М. Гражданское общество как культурный феномен социальной системы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.countries.ru/library/texts/kagan1.htm (дата обращения 17.04.2017).

6. Кальной И.И., ред. Гражданское общество. Истоки и современность. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. – 492 c.

7. Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/324/414/1216/7.pdf (дата обращения 02.04.2017).

8. Особенности становления и развития гражданского общества в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lawinrussia.ru/content/osobennosti-stanovleniya-grazhdanskogo-obshchestva-v-rossii (дата обращения 17.04.2017).

9. Салменниеми С. Теория гражданского общества и постсоциализм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268031574/S.Salmenniemi_Teoriyz_grajd.ob-va.pdf (дата обращения 17.04.2017).

 

 


УДК 128

 

Литература

 

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Эвтаназия // Этика. – М.: Гардарики, 2000.

2. Инвестиции, бизнес и право [Электронный ресурс]. URL: http://www.ibl.ru/konf/041208/73.html (дата обращения: 09.05.2017

3. Абдрахманова Г. А. Проблемы эвтаназии в современном мире // Молодой ученый. – 2015. – № 23. – С. 709-711.

4. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиатив­ной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. –162 с.

5. Протоиерей И.Г. Рождение для бессмертия. Таинство Крещения. – М.: Издательство «Лепта Книга, Христианская жизнь», 2013. – 64 с.

6. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 14. –М.-Л.: Соцэкгиз, 1931. – 359 с.

7. Шопенгауэр А. Собрание сочинений в пяти томах. Перев. Ю.И. Айхенвальда под ред. Ю.Н. Попова. – М.: Изд-во «Московский клуб», 1992.


УДК 316.752.4

РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

Литература

 

1. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Просвещение, 1979. – 174 с.

2. Кузнецов А. Г. Ценностные ориентации современной молодежи. – М.: Наука, 2003. – 193 с.

3. Томас У., Знанецкий Ф. Польский крестьянин в Европе и Америке // Собр. соч.: в 5 т. / Методологические заметки. – Нью-Йорк, 1927. – Т. 1. – С. 18 – 48.

 

 

УДК 334.02

Литература

 

1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. – Париж: ИМКА-Пресс, 1955. – 155 с.

2. Зорин В.А. Роль личностного фактора в становлении президентства в России, Украине и Белоруссии: политико-психологический анализ личностей В.В. Путина, Л. Д. Кучмы, А. Г. Лукашенко: автореф. дис. канд. полит. наук: 19.00.12 / Зорин В.А. – М., 2003. – 25 с.

3. Июньские рейтинги одобрения и доверия. [Электронный ресурс] – URL: http://www.levada.ru/2016/06/30/iyunskie-rejtingi-odobreniya-i-doveriya-6/ (дата обращения: 11.04.2017).

4. Ирхин Ю.В., Котеленец Е.А., Слизовский Д.Е. Проблема теории и психологии политики. – М. РГГУ, 1996. – 224 с.

5. Кувалдин В. Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). – М. Альпина Бизнес Букс, 2005. – 436 с.

6. Лапкин В.В. Политические изменения в глобальном мире: теоретико-методологические проблемы анализа и прогнозирования. Редкол.: И.С. Семененко (отв. ред.), В.В. Лапкин, В.И. Пантин. – М.: ИМЭМО РАН, 2014. – 218 с.

7. Ромашкина, Р. Ф. Формирование и функционирование имиджа политического лидера: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.05. – М.: Рос. акад. гос. службы, 1995. – 154 с.

8. Heider F. The Psychology of Interpersonal Relations. New York: Wiley, 1958. – 322 с.

9. Tucker R.C. Politics as Leadership. University of Missuri Press, 1981. – 228 с.

УДК 316.752

Литература

 

  1. Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. и др. Нации и национализм: Пер. с англ. и нем. – М.: Праксис, 2002. – 416 с.
  2. Большаков В.П. Культура как форма человечности. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. – 92 с.
  3. Ерасов Б.С. Самобытность // Культурология: Энциклопедия. В 2 т. – М., 2007. Т. 2. – 443 с.
  4. Лапин Н.И., Беляева Л.А. Программа и типовой инструментарий «Социокультурный портрет региона России» (Модификация 2010). М.: ИФРАН. – 111 с.
  5. Самоидентификация россиян: все дальше от прежних клише [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecpol.ru/syuzhety/1086-samoidentifikatsiya-rossiyan-vse-dalshe-ot-prezhnikh-klishe.html (дата обращения: 08.05.2017).
  6. Родина – это звучит гордо! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115866 (дата обращения: 08.05.2017).

 

 

УДК 159.964.26

Литература

 

1. Аверинцев С.С. Архетипы // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т.1. – М.: Мысль, 1980. – С. 477.

2. Бойко О.А. Роль индивидуации в процессе личностного совершенствования в концепции К.Г. Юнга // Вестник Тамбовского университета. – Серия: Гуманитарные науки. – Выпуск 4 (84). – 2010. – С. 182-186.

3. Бойко О.А. Социально-философский аспект антропологической теории К.Г. Юнга // Булгаковские чтения. – 2008. – Т. 2. – № 2. – С. 355-364.

4. Бойко О.А. Анализ архетипа коллективного бессознательного в концепции К.Г. Юнга // Булгаковские чтения. – 2016. – № 10. – С. 148-156.

5. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов / Пер. А.А. Спектор. – Мн.: Харвест, 2004. – 276 с.

6. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991. – 189 с.

7. Юнг К.Г Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. – М.: Мартис, 1995. – 288 с.

 

 

УДК 316.454.3

ПОНЯТИЕ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Литература

1. Дубин Б., Рейсблат А. Государственная информация и массовая коммуникация // Отечественные записки. – 2003. – № 4. – С. 77-82.

2. Леон Е.И. Властно-регулятивный аспект идеологического взаимодействия в современной России: автореф. дис. …канд. полит. наук. Краснодар. – 2001. – 182 с.

3. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: АСТ: Ермак. – 2003. – 270 с.

4. Шилз Э. Массовое общество и его культура // Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М.: Прогресс. – 1985. – С. 77-79.

 

СЕКЦИЯ II

НА СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ СТУДЕНТОВ

 

ON STUDENT'S SOCIAL SUPPORT

 

Д.Д. Васильченко

Diana D. Vasilchenko

 

Курский государственный университет, Курск, Россия

Kursk State University, Kursk, Russia

 

 

Статья посвящена проблеме противоречия между необходимостью определения значимых детерминант социального настроения студенческой молодежи (в частности, жанров современного кинематографа) с одной стороны, и недостатком эмпирических данных по данной теме – с другой. В данной статье изложены результаты анализа проведенного социологического исследования, включающего в себя 2 этапа: 1) анкетный опрос студентов; 2) три фокус-группы со студенческой молодежью.

 

Ключевые слова: студент, социальное настроение, кинематограф, киноиндустрия, жанр

 

The article is devoted to the problem of the contradiction between the need to determine the significant determinants of the social mood of student youth (in particular, genres of modern cinema) on the one hand, and a lack of empirical data on this topic, on the other. This article describes the results of an analysis of the sociological survey, which includes 2 stages: 1) a questionnaire survey of students; 2) three focus groups with student youth.

 

Key words: student, social mood, cinematography, film industry, genre

 

Кинематограф является одним из молодых, но одновременно с этим и самым массовым искусством. Сегодня можно говорить о бесспорном влиянии кино на человека. Сильнее всего оно проявляет себя в молодежной среде. Молодое поколение не представляет своей жизни без просмотра фильмов. Чтобы увидеть новинку кинопроката, при первой возможности молодые люди покупают билеты в кинотеатр, сидят дома у телевизоров или находят нужный фильм в сети Интернет. Но при просмотре фильмов молодежью преследуются разные цели, а это значит, что полученная информация будет носить различный характер.

С целью охарактеризовать социальное настроение студентов как объект влияния различных жанров современного кинематографа, было проведено социологическое исследование, включающее в себя 2 этапа: 1) анкетный опрос студентов; 2) три фокус-группы со студенческой молодежью.

Первый этап эмпирического исследования был проведен методом анкетного опроса в июне 2016 года на базе Курского государственного университета и был приурочен к году кино в России. Для формирования выборочной совокупности данного исследования использовалась одноступенчатая стихийная выборка. Выборочная совокупность включила 22,3% представителей мужского пола и 77,7% - женского. Средний возраст респондентов составил 20 лет. Количество единиц наблюдения составило 300 человек. В ходе опроса респондентам было предложено ответить на 27 вопросов.

Согласно полученным результатам проведенного исследования, большая часть опрошенных студентов (68,3%) интересуется современным кинематографом. 23% респондентов отметили свою незаинтересованность в современных фильмах. 8,7% участвующих в опросе затруднились ответить на данный вопрос. Полученные в ходе опроса данные, свидетельствуют о том, что студенты, как правило, уделяют внимание современным фильмам несколько раз в месяц (40,3%). Приблизительное одинаковое количество студентов ответили, что просматривают фильмы каждый день (15,7%), 4-5 дней в неделю (17,7%), реже 1 раза в месяц (14,0%). Несколько раз в год смотрят фильмы 9,3% респондентов. 3% Курских студентов ответили, что смотрят фильмы реже 1 раза в год.

При этом, в качестве отдыха опрошенные студенты, как правило, отдают свои предпочтения зарубежным комедиям и детективам. Полученные данные говорят о том, что на сегодняшний день отечественный кинематограф в глазах студенческой молодежи является менее развитым и интересным, нежели зарубежный.

В настоящее время современный кинематограф развивается с каждым днем все активнее. Достижения в сфере кино увеличиваются с каждым днем. Среди киноновинок студенчество выбирает фильмы с участием любимых актеров, обладающие удачно подобранными костюмами и гримом персонажей (41,3%), а также насыщенные визуальными спецэффектами (50,3%), профессиональной компьютерной графикой и специальным компьютерным оборудованием (38,3%). Распределение ответов на данный вопрос говорит о том, что привлекательный для молодого поколения фильм должен быть интересным, захватывающим, насыщенным визуальными и спецэффектами, а также проработанным до мелочей, так как наличие визуальных эффектов, удачно подобранные костюмы и грим персонажей удовлетворяют эстетические потребности кинозрителя. За просмотром такого фильма, молодые люди абстрагируются от повседневных проблем и погружаются в беззаботный, ирреальный мир.

Исходя из данных, полученных в ходе опроса, кинематограф можно охарактеризовать как один из наиболее популярных способов не только провести свободное время и отвлечься от рутины, но и получить новую информацию и эмоции, которых не достает в повседневной жизни.

Для того чтобы узнать, как оценивают влияние кинематографа на общество Курские студенты, им было предложено ответить на вопросы «Какое положительное влияние несет кинематограф?» и «Какое отрицательное влияние преобладает в фильмах?». По мнению респондентов, современный кинематограф несет в себе некоторые аспекты, которые способны положительно влиять как на отдельного индивида, так и на общество в целом. Ответы большей части студентов свидетельствуют о том, что кинематограф несет в себе укрепление нравственных ценностей (80%), а также способствует саморазвитию (64,7%). 58% респондентов в качестве положительного влияния кинематографа на общество выделили передачу жизненного опыта, 46,3% - расширение кругозора.

Следует отметить, что положительные аспекты влияния современного кинематографа на общество, указанные курскими студентами можно соотнести с базовыми функциями кинематографа: регулирующей, познавательной, информационной, трансляционной, образовательной, социальной, интегративной и адаптационной.

Опрошенные студенты считают, что кинематограф несет в себе не только такие положительные аспекты, как укрепление нравственных ценностей и саморазвитие, но и отрицательные – Изменение идеологических и политических взглядов (34,7%), уход от реальности (34,3%), пропаганда алкоголя, курения, наркотиков (32,7%). Также, студентами были отмечены такие аспекты отрицательного влияния, как размывание ценностных ориентиров (25%), склонность только к развлечениям (19%), пропаганда насилия (17,3%).

На себе курские студенты, как правило, ощущают влияние фильмов, основанных на реальных событиях и таких факторов, как: мысль, которую хотел передать режиссер (16%); реалистичные события и действия (16%); образ жизни героев (13,3%).

Вследствие непосредственного влияния просмотренного фильма, респонденты могут совершить необдуманные поступки финансового (67,4%), творческого (62,8%) и романтического (47,4%) характера.

На сегодняшний день практически ни один фильм не обходится без скрытой рекламы. Современная скрытая реклама в кинематографе настолько разнообразна, что позволяет сказать: в кино «продвигаются» практически все виды товаров. В ходе просмотра современных фильмов, студенческая молодежь горда Курска, как правило, замечает скрытую рекламу в современном кинематографе, но особого значения ей не придает.

Одновременно с этим, ответы респондентов свидетельствуют о том, что под влиянием скрытой рекламы студенты, как правило, приобретали одежду, похожую на одежду героев фильма, такую же технику, как у героев просмотренного кино, а также продукты питания, рекламируемые в фильмах. Таким образом, можно отметить, что современные фильмы настолько «внедряют» свой образ в повседневную жизнь общества, что вызывают у кинозрителей, в частности у молодых людей, желание быть похожими на главных героев кинофильма, начиная от схожести во внешнем виде и приобретаемой одеждой, заканчивая схожестью в дорогой технике и даже автомобильных средствах. Тем самым у кинозрителей формируются ложные системы оценки престижа и успешности человека в современном мире.

В целях выявления специфики влияния современного кинематографа на общества респондентам было задано несколько вопросов о пропаганде кинематографом наркомании и алкоголизма, а также о манипулировании общественным сознанием при помощи кино в целом. Студенческая молодежь города Курска отмечает существенное влияние кинематографа на уровень наркомании и алкоголизма в обществе (61,7%). Однако желание попробовать запрещенные вещества после просмотра современных кинофильмов основная часть опрошенных студентов (67,3%) никогда не испытывала. Оценивая возможности различных жанров современного кинематографа, курское студенчество (78%) придерживается мнения о том, что киноновинки являются эффективным инструментом манипулирования общественным сознанием.

Таким образом, в сложившихся условиях совершенно необходимо обучение молодежи дешифровке посланий, заключенных в оболочке продукции современного кинематографа. Требуется создание системы досуговых клубов по интересам, которые помогали бы студенческой молодежи разбираться в кинопродукции и ее контекстах, внедрение в вузы основ медиаобразования и медиаграмотности, продвижение спецкурсов, посвященных анализу современной массовой культуры в целом и современного кинематографа в частности.

Научный руководитель – канд. филос. н., ст. преподаватель С.А. Горчакова

 

Литература

 

  1. Дондурей Д.Б. Кинопрокат: жемчужина индустрии развлечений // Отечественные записки. − 2005. − № 4. − С. 28-35.
  2. Жабский М.И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись (1969-2005 гг.). – М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2009. − 774 с.
  3. Тощенко Ж.Т. Социальное настроение: феномен современной социологической теории и практики // Социологические исследования. − 1998. − № 1. − С. 55-59.

 


УДК 316.346.32. – 053.6

 

В лучшую сторону

(в процентах от числа опрошенных)

Варианты ответов %
Да 67,3
Трудно сказать 13,5
Нет 19,2
Итого  

 

Таким образом, гипотеза о том, что большинство курских студентов проявляют высокий интерес к ведению здорового образа жизни, выдвигавшаяся в исследовании, подтвердилась. Однако среди множества различных аспектов здорового образа жизни, стоит заметить, что не вся информация одинаково интересна студенческой молодежи Курского региона. Здоровье – это не только правильное питание, оно включает в себя целую структуру различных форм жизнедеятельности. Формирование здорового образа жизни общества, интерес к данному направлению требует достаточно серьезного системного подхода к разработке единой государственной политики. В будущем продуманная и адаптированная комплексная политика здорового образа жизни, интерес к ней и ее активная пропаганда в массы даст эффект в форме растущего человеческого капитала, что позволит России конкурировать с ведущими странами.

 

Научный руководитель – к. соц. н., доцент Ю.М. Пасовец

Литература

1. Воскресенский Б.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи. – М.: Знание, 1987. – 40 с.

2. Дубик Е.А. Формирование человеческого капитала: здоровый образ жизни как составляющий фактор [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chelovecheskogo-kapitala-zdorovyy-obraz-zhizni-kak-sostavlyayuschiy-faktor (дата обращения: 17.04.2017 г.)

3. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. – СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996. – 163 с.

4. Пасовец Ю.М., Кадничанская, М.И., Галкина, Е.П. Молодежь российских регионов. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2017. – 236 с.

 

УДК 316.346.32.-053.6

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ О ВВЕДЕНИИ ВСФК «ГТО» КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

KNOWLEDGE OF STUDENTS TO INTRODUCTION RSFC "RLD" AS FACTOR OF STATE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF YOUNG

 

В.М. Дьяченко

Valeria M. Dyachenko

 

Курский государственный университет, Курск, Россия

Kursk State University, Kursk, Russia

 

Статья посвящена анализу роли информированности студентов о введении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (комплекса ГТО) в развитии государственной системы физического воспитания молодежи. На примере опроса курских студентов выявляется уровень осведомленности обучающихся вуза о введении комплекса ГТО, его нормативах для возрастных категорий. Проводится сравнительный анализ с результатами всероссийского опроса, посвященного изучению отношения различных групп населения к введению ВФСК «ГТО».

 

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, информированность, комплекс ГТО

 

The article is devoted to the study of the problem of the organization of physical education in the university, as well as the identification of students' awareness of the implementation of the programs of the RLD complex. A comparative analysis is given with the All-Russian poll, which is devoted to the study of various groups of the population to the introduction of the sports and fitness complex "Ready for Labor and Defense".

 

Key words: students, physical education, awareness, the RLD complex

 

В последнее время проблема организации физического воспитания молодежи в образовательных организациях, особенно в сфере высшего образования, приобрела особую актуальность в науке и социальной практике [2; 7]. Это обусловлено следующими важными причинами: низким уровнем физической подготовленности студентов, их слабым интересом и мотивацией к занятиям физической культурой и спортом, а как следствие – увеличением количества студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Несмотря на то, что учебный предмет «физическая культура» по-прежнему остается обязательным в учебных планах образовательных организациях России, ситуация с физическим состоянием обучающихся не улучшается. Негативные тенденции явно просматриваются и со здоровьем школьников и студентов, и взрослого населения России.

В этой связи государством принимается ряд мер по повышению уровня физической подготовленности населения, и прежде всего, студенческой молодежи. Одной из таких мер является введение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее – ВФСК «ГТО», или комплекса ГТО), указ о внедрении которого подписан Президентом России В.В. Путиным 24 марта 2014 года [6]. На основании этого правого документа через образовательную и воспитательную функции физической культуры и спорта возможно сформировать систему физического воспитания молодежи. Также ВФСК «ГТО» содержит в себе истоки и нормы физического воспитания студентов и является одним из определяющих критериев уровня физической подготовки и выносливости.

Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», часть населения, регулярно занимающаяся физической культурой и спортом, к 2020 году должна возрасти до 40%, а среди обучающихся – до 80%. Для решения данной задачи необходимо создание современной и эффективной государственной системы физического воспитания населения, важное место в которой и занимает Всероссийский физкультурно-спортивный Комплекс «Готов к труду и обороне» [4].

На наш взгляд, особое место в реализации программы комплекса ГТО имеет осведомленность населения, в том числе и студентов, о создании программной и нормативной основы системы физического воспитания, о содержании и структуре ВФСК «ГТО». При этом П.А. Виноградов подчеркивает, что эффективность внедрения комплекса ГТО будет выше, если использовать весь потенциал современных возможностей СМИ, Интернета и других средств пропаганды для осуществления информационного, просветительско-образовательного обеспечения внедрения комплекса ГТО, включая разработку общенациональных пропагандистских компаний (типа «ГТО – в жизнь каждого») [3].

С целью выявления уровня информированности студенческой молодежи о введении ВФСК «ГТО» и его аспектах при нашем личном участии в ноябре 2016 г. был проведен социологический опрос студентов под руководством Ю.М. Пасовец. В опросе приняло участие 250 респондентов.

В рамках нашего исследования был задан следующий вопрос респондентам: «Скажите, Вы знали, что в 2014 году в нашей стране введен комплекс ГТО?». Подавляющее большинство опрошенных (82,4%) знают об этом. Соответственно остальная часть – 17,6% – не знают о введении ВФСК «ГТО». Как показывают результаты нашего исследования, не все опрошенные студенты знают о введении комплекса ГТО. При этом К.И. Балобанов отмечает, что на сегодняшний день выявлены достаточно слабая информированность о ВФСК «ГТО» среди студентов и отсутствие у большинства из них желания быть участником данной программы [1].

Было интересно проанализировать, знают ли респонденты конкретные нормативы комплекса ГТО для своего возраста. По результатам исследования видно, что треть опрошенных студентов 35,2% знают, а 44% не знают об этом, остальные – 20,8% затруднились дать ответ на поставленный вопрос.

Тем не менее, мы видим, что уровень знаний у студентов вуза о конкретных нормативах комплекса ГТО, которые предстоит выполнять, низкий. Обратимся к Всероссийскому опросу населения, посвященному выявлению отношения различных групп населения к введению норм комплекса ГТО, который проходил под руководством П.А. Виноградовым. Этот автор отмечает, что наиболее информированными оказались респонденты 5 возрастной ступени, т.е. обучающиеся (от 16 до 17 лет) – 28,4%, а категория населения 6 возрастной ступени (от 18 до 29 лет) – в том числе и студенты, оказались менее информированными практически в 2 раза (12,4%) [3].

В связи с этим необходимо провести значительную работу, направленную не только на повышение общей информированности различных категорий и групп населения о ГТО, но и обратить особое внимание на существенное повышение уровня знаний населения о комплексе ГТО с учетом специфики каждой возрастной группы. Следует разобрать и принять конкретные меры по повышению роли образовательных организаций, средств массовой информации, Интернета в просвещении и распространении знаний о ГТО, в первую очередь среди обучающихся [3].

Значимость имеет анализ ответов опрошенных нами студентов на вопрос: «Интересуетесь ли Вы информацией, советами по комплексу ГТО в целом?». Большинство респондентов (66%) не интересуются информацией по комплексу ГТО, и только оставшаяся часть – 34% отметили положительный вариант ответа. Получается, что только треть респондентов заинтересованы в том, чтобы получать информацию и советы по комплексу ГТО в целом. Возможно, существуют проблемы в понимании студентами целей введения физкультурно-спортивного комплекса ГТО на фоне слабой мотивации студентов к подготовке и участию в сдаче норм ГТО [5]. Говоря про эффективность внедрения комплекса ГТО, по мнению П.А. Виноградова, она связана с активизацией работы по созданию организационной основы развития физической культуры и спорта – спортивных клубов [3]. В частности, предлагается включать в Положение о спортивном клубе обязанности проводить работу по пропаганде, созданию условий для подготовки и выполнения нормативов и требований ГТО.

Таким образом, на примере студентов Курского государственного университета мы установили, что большинство опрошенных студентов (82,4%) знают, что с 2014 г. в нашей стране введен комплекс ГТО, при этом только 35,2% респондентов знают конкретные нормативы для своего возраста. Полученные данные подтверждают и тот факт, что опрошенные студенты не интересуются информацией и советами по комплексу ГТО (66%). Из этого следует, что респонденты имеют поверхностное представление о содержании комплекса ГТО, не углубляясь в саму структуру.

Поэтому следует обратить внимание не только на повышение общей доступности каналов получения информации и пропаганды физической культуры и спорта, но и на выявление особенностей мотивации студентов в данной сфере. Мы предлагаем разработать и осуществить практические меры по внедрению комплекса ГТО в учебно-тренировочный процесс по предмету «физическая культура» как нормативной основы оценки физической подготовленности учащейся молодежи; принять меры по своевременному обеспечению учебных заведений пропагандистской и методической литературой; считать главным в работе по комплексу ГТО освоение учебных программ по физическому воспитанию в учебных заведениях, спортивных секциях и клубах.

 

Научный руководитель – к. соц. н., доцент Ю.М. Пасовец

Литература

  1. Балобанов К.И. К вопросу об информированности студентов о комплексе ГТО // Возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: проблемы, опыт, перспективы: сб. науч.-метод. ст. по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Киров: Радуга-ПРЕСС, 2016. – С. 16–19.
  2. Беспалов Д.В., Пасовец Ю.М. Отношение студентов к физической культуре и спорту в вузе // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях. – 2016. – № 1. – С. 1-8.
  3. Виноградов П.А., Окуньков Ю.В. Изучение отношения различных групп населения к всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) как фактора (условия) его эффективного внедрения (опыт социологического исследования) // Вестник спортивной науки. – 2015. – № 3. – С. 38–42.
  4. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gto.ru (дата обращения: 16.04.2017).
  5. Золотухин Е.А., Стародубцева И.В. Результаты изучения отношения студентов к участию в сдаче норм комплекса ГТО // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – М., 2015. – С. 515–516.
  6. Лубышева Л.И. Всероссийский комплекс ГТО: Организационные основы и пути реализации в услов

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.16 с.