Тема 15 Прогнозирование объемов перевозок транспортного комплекса — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 15 Прогнозирование объемов перевозок транспортного комплекса

2017-11-28 1732
Тема 15 Прогнозирование объемов перевозок транспортного комплекса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Транспорт – одна из важнейших отраслей производственной инфраструктуры и экономики страны по перевозке грузов и пассажиров, которая обеспечивает связь между отраслями народного хозяйства, регионами, странами мира. Транспорт образно называют кровеносной системой экономики.

Транспортный комплекс включает железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный транспорт. Основную долю составляет транспорт общего пользования. Главная цель функционирования транспортного комплекса – своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках с наименьшими затратами.

В процессе прогнозирования рассчитываются общий объем перевозок, объемы грузооборота и пассажирооборота, потребности в транспортных средствах, топливно-энергетических, трудовых ресурсах и др.

Среди методов, используемых при прогнозировании объема перевозимых грузов, следует выделить методы экстраполяции (на начальных этапах при краткосрочных прогнозах), метод укрупненных нормативов и балансовый.

Метод укрупненных нормативов предполагает применение коэффициентов транспортоемкости и перевозимости. Коэффициенты транспортоемкости (нормативы) устанавливается на 1 млрд. руб. валовой продукции (работ) по отдельным отраслям экономики, по товарам народного потребления – на 1 млрд. руб. розничного товарооборота. Путем умножения нормативов на прогнозируемые объемы производства продукции (работ, товарооборота) можно оперативно определить объем перевозимых грузов. Коэффициенты перевозимости характеризуют долю перевозимой продукции в объеме производства и определяются отношением объема перевозимых грузов к объему производства продукции. Как правило, коэффициенты перевозимости меньше единицы. При повторных перевозках они могут быть больше единицы. Чем больше продукции потребляется на месте, тем меньше коэффициент перевозимости.

Балансовый метод является наиболее точным при прогнозировании объема перевозимых грузов. Разрабатываются районные балансы по важнейшим видам грузов, где отражаются ресурсы (остатки на начало периода, производство, др.) и распределение (потребление на месте, остатки на конец периода, объем продукции, перевозимой ведомственным транспортом). Разница между ресурсами и их распределением будет составлять объем перевозок грузов транспортом общего пользования.

Грузооборот прогнозируется исходя из объема перевозимых грузов и расстояния перевозок, которые целесообразно определять путем решения транспортной задачи.

Объем пассажирооборота прогнозируется исходя из численности населения страны и его транспортной подвижности. Транспортная подвижность характеризует количество пассажиро-километров в год на одного жителя страны. Она зависит от ряда факторов: реальных доходов населения, тарифов, степени развития транспортной системы, уровня «открытости» экономики. Прогнозируемый объем пассажирооборота (Q П) на внегородском сообщении рассчитывается:

,

 

где П – транспортная подвижность населения; С – соотношение между транспортной подвижностью и уровнем реальных доходов населения; ΔД – прогноз прироста реальных доходов населения; Ч – численность населения страны; ΔЧ – прирост численности населения.

Потребность в транспортных средствах определяется исходя из прогнозируемых объемов перевозок и технико-экономических характеристик каждого вида транспорта.

Потребность в грузовых вагонах (N в.г.) рассчитывается по формуле:

 

,

 

где Q Г – объем отправления грузов в прогнозируемом году, т; t В – среднее время оборота вагона, сут.; НС – статическая нагрузка на вагон, т; α – процент резерва вагонов.

Количество пассажирских вагонов (N в.п.) прогнозируется:

 

,

 

где Q П – прогнозируемый объем пассажирооборота на год, пкм; S – среднесуточный пробег пассажирского вагона, км; НВ – средняя заполняемость вагона, чел; α – процент резерва вагонов.

Для выявления степени обеспеченности перевозок транспортными средствами разрабатываются балансы, в которых отражаются наличный парк транспорта на начало и конец прогнозного периода, выбытие и потребность в транспортных средствах.

Контрольные вопросы

 

1. Какие виды транспорта включает транспортный комплекс и каково его значение в экономике страны?

2. Какова главная цель функционирования транспортного комплекса?

3. Что рассчитывается в процессе прогнозирования развития транспорта?

4. Выберите правильный ответ. Какие методы применяются при прогнозировании объема перевозимых грузов: а) методы экстраполяции; б) метод укрупненных нормативов; в) балансовый метод; г) программно-целевой метод; д) производственный метод; е) все ответы верны.

5. Что собой представляют коэффициенты транспортоемкости и для чего они применяются?

6. Что характеризуют коэффициенты перевозимости, как они определяются, что рассчитывается на их основе?

7. В чем сущность балансового метода прогнозирования объема перевозимых грузов?

8. Как определяется грузооборот?

9. Выберите правильный ответ. Исходя из каких показателей определяется объем пассажирооборота: а) доходов населения, б) тарифов, в)численности населения и его транспортной подвижности, г) миграции населения, д) численности населения, е) средней продолжительности отпусков, ж) все ответы верны.

10. Что характеризует транспортная подвижность населения?

11. Выберите правильный ответ. По каким показателям определяется потребность в транспортных средствах: а) объему производства продукции; б) наличию транспортных средств; в) объему перевозок и технико-экономических характеристик каждого вида транспорта; г) все ответы верны.

12. Как определяется степень обеспеченности перевозок транспортными средствами?

Задачи

1. В базисном периоде объем пассажирооборота составил 3 500 млн. пкм. Численность населения 9,8 млн. чел. соотношение темпов прироста транспортной подвижности населения и денежных доходов равно 1,3. В прогнозном периоде денежные доходы на душу населения повысятся на 35 %, численность населения сократится на 1 %. Как изменится транспортная подвижность и объем пассажирооборота при этих условиях?

2. * В прогнозном периоде предполагается объем перевозок грузов 960 млн. т. Рассчитайте потребность в грузовых вагонах и определите обеспеченность перевозок грузов вагонами. Средняя грузоподъемность вагона 40 т; время оборота вагона – 7 суток; количество дней в году – 365; резерв вагонов – 4 %; наличный парк вагонов – 235 400 шт., в том числе находится в ремонте – 5 % от общего их количества.

3. Определите объем перевозок в прогнозном периоде на основе данных таблицы 15.1.

Таблица 15.1

Показатели Объем, млрд. руб. Норматив перевозок грузов на 1 млрд. руб., т
Производство промышленной продукции 21 600 20 000
Производство продукции сельского хозяйства 8 300 30 000
Строительно-монтажные работы 1 100 120 000
Розничный товарооборот 10 430 25 00

 

4. Определите потребность в пассажирских вагонах при следующих условиях: объем пассажирооборота – 2 700 млн. пкм.; средняя заполняемость вагона – 36 чел.; среднесуточный пробег вагона – 1 100 км. Резерв вагонов – 5 % от потребности в них.

5. Рассчитайте потребность в пассажирских автобусах в прогнозном периоде. Объем пассажирооборота будет равен 900 млн. пкм.; среднесуточный пробег автобусов – 350 км; коэффициент выпуска автомобилей на линию – 0,84; средняя вместимость автобуса – 40 человек; коэффициент использования вместимости – 0,9; коэффициент использования пробега – 0,85.

6. * Объем автомобильных грузоперевозок в прогнозном периоде будет равен 360 млн. ткм; средняя грузоподъемность автомобиля – 4 т; среднесуточный пробег автомобиля – 400 км; коэффициент выпуска автомобилей на линию – 0,7, использования пробега – 0,85, грузоподъемности – 0,7. Определите потребность в грузовых автомобилях в прогнозном периоде.

7. * Объем перевозок в прогнозном периоде составит 121 млн. тонн, оборот локомотивов – 1,2 суток, оборот вагонов – 7,5 суток. Средняя нагрузка на вагон – 40 т, средняя масса нетто грузового поезда – 1 600 т. Резерв подвижного состава по вагонам 4 % от потребности в грузовых перевозках, а по локомотивам – 5 %. Наличие подвижного состава на начало прогнозируемого периода с учетом выбытия: локомотивов – 220 шт., вагонов – 70 тыс. шт. Обоснуйте объем перевозок железнодорожным транспортом.

Темы рефератов

1. Динамика объемов перевозок грузов в нашей стране.

2. Динамика пассажирских перевозок в Беларуси.

3. Динамика и структура объема международных перевозок.

4. Перспективы развития железнодорожного (автомобильного, речного, воздушного) транспорта в Республике Беларусь.


Методические указания

 

Для ответа на вопросы в ситуациях задачи 1 необходимо рассчитать транспортную подвижность населения в базисном и прогнозном периодах, затем определить объем пассажирооборота в прогнозном периоде. Путем сравнения показателей базисного и прогнозного периода определяется их изменение.

При решении задачи 2 вначале рассчитывается потребность в грузовых вагонах, исходя из объема перевозок грузов, технико-экономических характеристик вагонов и коэффициента их резерва, затем определяется наличный парк действующих вагонов. Степень обеспеченности перевозок грузов вагонами выясняется путем сравнения потребности с наличным парком вагонов.

Задача 3 решается нормативным методом.

Решение задачи 4 предполагает расчет потребности в пассажирских вагонах без учета резерва, определение резерва вагонов и общей потребности в вагонах с учетом резерва.

При решении задач 5, 6 и 7 определяется годовая производительность автомобиля (автобуса, локомотива), затем исходя из объема грузоперевозок (пассажирооборота) рассчитывается потребность в автомобилях (автобусах, локомотивах, вагонах).

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.