Рентабельность: значение, понятие, система показателей рентабельности. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Рентабельность: значение, понятие, система показателей рентабельности.

2017-11-28 191
Рентабельность: значение, понятие, система показателей рентабельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рентабельность (доходный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.

Показатели рентабельности:

Рентабельность продукции- характеризует эффектив-ть текущих затрат. Рпр=приб от продажи/себестоимость

Рент-ть продаж- показывает, какую прибыль имеет предпр с каждого рубля проданной продукции.Рпрод=приб от прод/Vпродаж=приб от упл налогов/Vпродаж=чист прибыль/Vпродаж

Рент произв фондов(рент-ть призводства, общая рент-ть)- показывает насколько эффективно исп-ся имущество предприятия. Робщ=бух прибыль/ОСср.г+ Обср.г

Рент собственного капитала-показывает эффект-ть использования средств, принадлежащих собственникам предприятия, т.е. сколько копеек собств прибыли пих-ся на 1 руб собств-го капитала. Рск=Прибыль/собств капитал

Рент основного капитала- Рок=прибыль/осн капитал

Рент имущества предприятия (активов)- Ра=прибыль/осн капитал

Рент инвестиций- Ри=приб до упл налогов/(собств капитал+долгосрочн обязательства)

И другие

43. Эффективность работы предприятий во многом зависит от состояния оперативно-производственного планирования. Оперативно-производственное планирование (ООП) заключается в разработке конкретных производственных заданий на короткие промежутки времени (месяц, декаду, сутки, смену, час) как для предприятия в целом, так и для его подразделений, и в оперативном регулировании хода производства по данным оперативного учета и контроля.

Задачей оперативно-производственного планирования является организация равномерной, ритмичной и слаженной работы всех производственных подразделений предприятия для обеспечения своевременного выпуска продукции в установленном объеме и номенклатуре при наиболее эффективном использовании всех производственных ресурсов. Особенность этого вида планирования заключается в том, что разработка взаимосвязанных и взаимообусловленных плановых заданий всем подразделениям предприятия непосредственно сочетается с организацией их выполнения.

Процесс планирования на предприятии осуществляется поэтапно. В соответствии с этими этапами выделяют три вида планирования – стратегическое, тактическое и оперативное.

Стратегическое планирование – это планирование на перспективу, которое указывает направление действий для обеспечения реализации миссии предприятия. Главное отличие стратегического планирования от других методов планирования заключается в следующем:

1) плановая работа нацелена на будущее, а не описывает текущую ситуацию; 2) стратегический план не является детерминированным, то есть в нем нет жесткой регламентации по ресурсам, исполнителям и срокам, он обосновывает общие перспективные направления деятельности и развития фирмы; 3) в системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее можно предусмотреть только по результатам прошлого.

Тактическое планирование – это планирование на средние промежутки времени, в рамках которых происходит реализация конкретного управленческого решения относительно выпуска продукции или освоения нового рынка или укрепления позиций на старом с указыванием необходимых для этого ресурсов. Содержание этих планов охватывает обычно отрезок времени в 1-2 года.

Оперативное планирование – это планирование работы на короткие промежутки времени (в пределах одного года с разделением на кварталы и месяцы), в процессе которого детализируются планы подразделов и служб предприятия (вплоть до отдельных рабочих мест) и происходит их коррекция в связи с изменением обстоятельств, которые не были предусмотрены при составлении тактических планов.

Различают два вида оперативного планирования:

Межцеховое планирование – где координируются действия между цехами предприятия, в соответствии с последовательностью технологических процессов, учитывая функциональные возможности вспомогательных цехов.

Внутрицеховое планирование – основная задача которого, состоит в распределении труда по участкам и рабочим местам, для обеспечения выполнения задач поставленных производственной программой.

Все три вида планирования должны согласовываться между собой и составлять единую целостную систему планов, стержнем которой является генеральная цель, миссия предприятия, которая может быть реализована лишь при условии детальной проработки всех аспектов среды ведения хозяйства и внутреннего потенциала предприятия.

 

44. Основная цель предприятий реализуется в процессе выполнения производственной программы. Производственная программа (план производства и реализации продукции) — это комплексное задание по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на достижение целей организации (предприятия).

Отражая цели и задачи производственной деятельности предприятия, производственная программа является ведущим разделом плана предприятия. Все другие разделы плана разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на обеспечение ее выполнения в установленные сроки и при наименьших затратах. В основу составления производственной программы должна положена реальная потребность в конкретной продукции, объем выпуска продукции, рассчитанный на основе заключенных договоров на поставку продукции и изучения конъюнктуры рынка, по номенклатуре и ассортименту должен служить исходной базой для дальнейших расчетов по производственной программе и другим разделам плана предприятия. После этого производственная программа разрабатывается в следующей последовательности:

Определяются номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, объем поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам.

На основе объема поставок определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении.

Объем производства по отдельным видам продукции обосно-вывается расчетами производственных мощностей.

Исходя из натуральных объемов производства и поставок рассчитываются стоимостные показатели: товарная, реализованная; валовая и чистая продукция.

Составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками договоров.

Производственная программа распределяется по основным подразделениям предприятия.

 

45.Ценообразование и ценовая политика.

Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органам. Основные принципы ценообразования:

Ориентация цен на внутренние факторы (издержки производства):

цена должна обеспечить возмещение затрат и получение прибыли в количестве необходимом для развития предприятия;

цена определяется эффективностью использования факторов производства.

Ориентация цен на внешние факторы (спрос, предложение, потребительские свойства товара):

выше спрос - выше цена;

выше предложение - ниже цена;

выше потребительские свойства - выше цена.

Комбинированный (внутренние факторы определяют кривую предложения, внешние - спроса).

Методы ценообразования:

Нормативный, где себестоимость и прибыль рассчитываются по нормам и нормативам.

Параметрические методы:

метод удельных показателей

метод балльных оценок

экономико-математические методы

Затратный метод, где себестоимость определяется исходя из затрат предприятия.

Агрегатный метод.

Метод экспертных оценок(используется для прогнозирования уровня цен).

Комбинированные методы

Ценовая политика фирмы формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает ценовую стратегию и тактику ценообразования. Ценовая политика разрабатывается в несколько этапов:

Установление целей ценообразования (максимизация прибыли, доли на рынке, демпинг и т. д.);

Оценка спроса (размер, эластичность);

Анализ собственных возможностей (структуры затрат, каналов сбыта и т. д.);

Анализ возможностей конкурентов (для определения ценовой политики);

Выбор ценовой стратегии и метода ценообразования (критерий - получение максимальной прибыли);

Анализ и учет факторов, влияющих на установление цен (инфляция, колебания конъюнктуры и т. д.);

Окончательное принятие цены.

Ценовая политика отражает общие цели фирмы, которые она стремится достичь, формируя цены своей продукции. Политика цен — это общие принципы, которых предприятие собирается придерживаться в сфере установления цен своих товаров или услуг. На политику в области ценообразования сильное влияние оказывают цены конкурентов и их возможная реакция на изменение цен на рынке.

 

47. Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Оно может быть только относительным, фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Показатели качества: Пок-ли назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Пок-ли надежности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. Пок-ли технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий. Пок-ли стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Эргономические пок-ли отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Эстетические пок-ли - это рациональность формы, сочетание цветов, стабильность товарного вида изделия, стиль. Пок-ли транспортабельности выражают приспособленность изделия для транспортировки различным транспортом без нарушения его свойств. Патентно-правовые пок-ли характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. Экологические пок-ли отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации и потреблении продукции. Пок-ли безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделий.

Под конкурентоспособностью продукции понимается ее способность удовлетворять требования конкретного потребления в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на потребление и эксплуатацию данной продукции. К факторам конкурентоспособности можно отнести:

Технические - мощность, долговечность, дизайн

Экономические - цена на рынке, стоимость эксплуатации

Экологические - чистота и ее потребления.

Организационные - условия и сроки поставки, условия гарантийного обслуживания, послереализационное обслуживание

Конкурентоспособность зависит от набора потребительских параметров и различают:

Жесткие потребительские параметры, которые соответствуют строго регламентируемым стандартам.

Мягкие потребительские параметры, которые отражают эстетические и психологические свойства товара.

Факторы, влияющие на качество продукции:

Внутренние: -технические(внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья — материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции), -организационные(связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала и тп), -экономические(обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции), -социально-психологические(в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы и тп).

Внешние- в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относятся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; нормативные документы в области качества продукции; необходимость завоевания достойного места как на внутреннем, так и на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и др.

В основном все факторы, как внутренние, так и внешние, тесно связаны между собой и все они влияют на качество продукции.

48. Инновационные процессы на предприятии. Понятие, задачи,предпосылки инновационной деят-ти предприятия.

Инновационный процесс - мощный рычаг, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Инновационный процесс призван обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

Для развития инновационной деятельности необходим также комплекс мер по созданию чисто рыночных структур (например, бирж инноваций для выполнения инновационных проектов, организации открытых торгов ценными бумагами инновационных фирм и информационного обеспечения участников инновационного рынка).

Реализация основных этапов инновационной деятельности, начиная от превращения научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, и заканчивая освоением их в производстве, требует расширения сети технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технических центров в тех регионах России, где сосредоточена инфраструктура, обеспечивающая активизацию инновационного процесса.

Управление инновационной деятельностью имеет особенности по сравнению с традиционной деятельностью. Прежде всего, это обусловлено наличием научно-исследовательских и проектных работ. Другой особенностью - является ее рискованность. На любом этапе создания новых потребительских продуктов и образцов техники возможно появление неожидаемых, не видимых ранее проблем, которые могут привести к нарушению сроков, перерасходу ресурсов, к недостижению запланированных целей или даже к закрытию инновационного проекта

В процессе управления инновационной деятельностью необходимо решать технические и производственные вопросы с учетом экономической целесообразности и коммерческой выгоды, внедрять новые технологии, осваивать новые изделия и их сбыт, обеспечивать согласованность, непрерывность, динамику инновационной деятельности предприятия на всем ее протяжении - от идеи до реализованного материального продукта. Каждое нововведение требует более тщательного анализа и разработки практических рекомендаций по внедрению инноваций.

Управление инновационными процессами - это управление научной, научно-технической, производственной деятельностью и интеллектуальным потенциалом персонала фирмы с целью совершенствования производимого или освоения нового продукта (услуги), а также способов, организации и культуры его производства и на основе этого удовлетворение потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах.

Виды инновационного процесса

В зависимости от того, где применяется инновация - внутри фирмы или за ее пределами различают три вида инновационного процесса:

- простой внутриорганизационный (натуральный);

- простой межорганизационный (товарный);

- расширенный [18.С.13].

Простой внутриорганизационный (натуральный) процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. Хотя в роли потребителей выступают те подразделения и сотрудники, которые используют внутрифирменную инновацию.

При простом межорганизационном (товарном) процессе новшество выступает как предмет купли-продажи на внешнем рынке. Такая форма инновационного процесса означает полное отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей, нарушении монополии производителя-пионера, дальнейшем распространении товара - диффузии. Явление диффузии инновации способствует экономическому развитию общества и является стимулом для инициации нового инновационного процесса.

Инновационная деятельность - это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.