Мировая торговля: ее состояние, структура, географическое распределение потоков — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Мировая торговля: ее состояние, структура, географическое распределение потоков

2017-11-28 615
Мировая торговля: ее состояние, структура, географическое распределение потоков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Экономической базой формирования и реализации мировой торговли является специализация разных стран на производстве разных видов товаров и услуг. Объем и формы мировой торговли определяются, прежде всего, уровнем специализации стран, связанных между собой международной торговлей, а также состоянием их ресурсной базы и емкостью их внутреннего рынка.

Мировую торговлю можно представить как совокупность внешней торговли всех стран мира. В какой мере страны мира прибегают к внешней торговле, в той мере их внешняя торговля с учетом ее структуры и объема является составным элементом международной торговли. Таким образом, мировая (международная) торговля представляет собой форму обмена продуктами труда: товарами и услугами между продавцами и покупателями различных стран.

Международная торговля характеризуется определенными чертами:

1. высокой мобильностью по сравнению с мобильностью ресурсов, таких как капитал, рабочая сила. Перемещение ресурсов наталкивается на ряд ограничений налогового или законодательного порядка;

2. она является средством получения иностранной валюты, необходимой стране для закупки необходимой ей продукции, техники, ресурсов, оплаты внешней задолженности;

3. с учетом сложившихся торговых связей принимаются и политические решения заинтересованными странами, т.е. международная торговля оказывает существенное влияние на принятие тех или иных политических решений страны, союзов стран.

Мировая торговля оказывает существенное влияние на развитие национальной экономики, она обеспечивает:

· преодоление ограничений, определяемых наличной ресурсной базой страны и узостью внутреннего рынка;

· совершенствование структуры национального производства и интенсификацию воспроизводственного процесса экономики страны в целом;

· за счет роста производства экспортной продукции увеличение количества рабочих мест, рост занятости населения и его покупательной способности;

· создание базы для экономического роста национальной экономики.

Под влиянием развития международной торговли формируется мировой рынок, как постоянно действующий институт, где образуется мировая цена на определенные виды продуктов под влиянием взаимодействия международного спроса и международного предложения.

Мировая цена устанавливается на основе принципа сравнительных преимуществ и находится между минимальной (для одной страны) и максимальной (для другой страны) внутренними равновесными ценами на определенный продукт. На мировом рынке всегда балансируются мировой спрос и мировое предложение на экспортируемые и импортируемые товары.

Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений по обмену продуктами, произведенными отдельными странами. Субъектами мирового рынка являются государства, организации и предприятия, а также частные лица.

Современный рынок представлен рынком базовых товаров и рынком готовых изделий, каждый из этих рынков характеризуется своими «правилами игры». К базовым товарам относятся агропродукты, лесоматериалы, топливо, минеральное сырье. Конкурентоспособность таких продуктов определяется, прежде всего, природными качествами, а также издержками производства, стоимостью хранения и транспортировки. На рынке готовой продукции конкурентоспособность зависит от потребительских свойств товаров, что заставляет постоянно улучшать качество, потребительские характеристики такой продукции.

В условиях развития электроники, телекоммуникаций, автоматизации производства, биотехнологии мировой рынок представлен двумя «этажами»: верхним и нижним.

Верхний «этаж» имеет трехъярусную структуру: высоко-, средне- и низкотехнологичные изделия. Практически все высокоразвитые страны имеют свои особые ниши на каждом ярусе. Верхний ярус представлен научно-техническими инновациями, производителями которых являются постиндустриальные страны. Они жестко конкурируют между собой и не заинтересованы делить эту сферу с новыми претендентами.

Средний и нижний ярусы – это рынки средне- и низкотехнологичных в основном трудоемких готовых продуктов и полуфабрикатов. Такие рынки являются полем соперничества большинства индустриальных стран. Конкуренция усиливается за счет пополнения таких рынков представителями развивающихся стран и бывших социалистических государств и приобретает все более жесткий характер.

Нижний «этаж» представляет сферу соперничества менее развитых стран Африки, Латинской Америки, бывших социалистический государств, которые специализируются в основном на экспорте ресурсов и трудоемких готовых товаров.

Верхний и нижний «этажи» взаимосвязаны между собой и в единстве образуют мировой рынок как форму реализации мировой торговли.

Мировая торговля является отражением состояния реального сектора мировой экономики, развитие которой основывается на пяти группах факторов:

1. ресурсно-технологических;

2. экономико-географических;

3. социокультурных;

4. институциональных;

5. экономической политики.

Каждый из этих факторов оказывает влияние на направленность, тенденции, динамику, структуру и объем мировой торговли.

Основными характеристиками мировой торговли являются:

· внешнеторговый оборот каждой страны, участвующей в мировом товарообороте;

· товарная структура мировой торговли, а также структура и динамика экспорта и импорта стран-участниц в мировом товарообороте;

· географическая структура мировой торговли.

Внешнеторговый оборот – это сумма стоимостных оценок экспорта и импорта страны.

Экспорт – это продажа иностранному покупателю товаров и вывоз их за границу.

Импорт – покупка у иностранных продавцов товаров с ввозом их из-за границы.

Разность стоимостных оценок экспорта и импорта составляет торговое сальдо.

Экспорт и импорт образуют два встречных потока, объем и динамика которых зависят от конкурентоспособности продукта, форм оплаты, степени развитости внешнеторговой инфраструктуры. Внешнеторговая инфраструктура включает транспортные средства, средства связи, складские помещения и пр. Расчеты по внешнеторговым операциям осуществляют банки, страхование перевозок и грузов осуществляет страховой бизнес страны.

Внешнеторговый оборот может быть представлен в двух формах, как стоимостный объем и физический объем.

Стоимостный объем рассчитывается за определенный период времени в текущих ценах с учетом действующих курсов валют.

Физический объем рассчитывается в постоянных ценах базового периода. Это позволяет определять динамику реальных объемов внешней торговли.

Мировая торговля оказывает влияние на распределение доходов не только между торгующими странами, но и внутри этих стран. Доходы участников производства внутри страны зависят от цен на факторы производства и товаров, производимых с помощью этих факторов производства. Классические теории рассматривали влияние внешней торговли на доходы страны в целом и считали, что она не влияет на распределение доходов внутри страны. Неоклассические теории проблему доходов считали ключевой. Теория Хекшера-Олина рассматривала сам механизм перераспределения доходов внутри страны между владельцами избыточных факторов производства и владельцами относительно недостаточных факторов производства. Первые выигрывают, получают дополнительные доходы от внешней торговли, а вторые проигрывают. П. Самуэльсон обосновывает положение о выравнивании цен на факторы производства и соответственно происходит выравнивание и доходов владельцев этих факторов производства.

Теория специфических факторов производства рассматривает двойственное влияние на доходы владельцев таких факторов. Если специфические факторы используются для производства экспортной продукции, то доходы владельцев таких факторов растут. Если же специфические факторы используются для производства продуктов, конкурирующих с импортом, то доходы владельцев таких факторов уменьшаются.

В процессе внешней торговли цены на товары изменяются, это оказывает влияние и на доходы владельцев тех факторов производства, которые наиболее интенсивно используются в производстве соответствующих товаров. В теореме Столпера-Самуэльсона обосновывается положение об изменении степени доходности владельцев факторов с ростом цен на отдельные виды продукции. П. Самуэльсон и Ф. Столпер рассматривают два вида продукта: один – трудоемкий, а для производства другого требуется большое количество земли. На конкурентном рынке факторы производства мобильны и цены товаров равняются валовым издержкам производства. С ростом же цены на трудоемкий товар увеличивается спрос на труд и растет цена этого фактора. Соответственно растут и доходы в целом такого производства. Но происходит уменьшение численности работников, необходимых для производства другого продукта, сокращается спрос на землю и уменьшаются доходы владельцев земли. Как правило, повышение и снижение цен на факторы производства, интенсивно используемых в производстве товаров, происходят в большей степени, чем изменение цен самих товаров.

Цены могут меняться и на внутреннем рынке, что также влияет на распределение выигрыша от внешней торговли между странами. В этом случае действует правило распределения выгод: выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен в обеих странах. Если объем экспорта одной страны равен объему импорта другой страны, то выигрыш страны-экспортера будет зависеть от степени повышения цены, а импортера от степени снижения цены.

Так, если в стране A относительные цены по сравнению с мировыми изменились на x %, а в стране B – на y %, то выигрыш составит:

 

x % / y % ∙ 100% – 100%.

 

Используя показатель «условий внешней торговли» (T), можно оценить степень выгодности мировой торговли для страны:

 

T = Px / Pm,

 

где Px – индекс экспортных цен;

Pm – индекс импортных цен.

 

Современный мировой рынок характеризуется следующими особенностями:

· темпы роста мировой торговли превышают темпы роста ВВП;

· изменяется структура товарооборота – увеличивается доля продукции обрабатывающих отраслей и уменьшается доля сырья и сырьевых товаров;

· практически ежегодно происходит обновление примерно 1/3 номенклатуры продукции обрабатывающих отраслей, особенно электроники;

· наблюдаются высокие темпы роста торговли машинами и оборудованием на основе внутриотраслевых связей и расширение международной кооперации;

· увеличивается доля услуг в стоимости машиностроительной продукции;

· происходит расширение рынка научной продукции, лицензий, патентов;

· увеличивается доля взаимной торговли между индустриальными странами, она составляет более 70% мировой торговли.

Современная международная торговля развивается достаточно высокими темпами. Среди основных тенденций развития международной торговли можно выделить следующие.

1. Преимущественное развитие торговли по сравнению с отраслями материального производства и всего мирового хозяйства в целом. Так, по некоторым оценкам, за период 50–90-х годов ХХ века ВВП мира вырос примерно в 5 раз, а товарный экспорт – не менее чем в 11 раз. Соответственно если в 2000 году ВВП мира оценивался в 30 трлн. долларов, то объем международной торговли – экспорт плюс импорт – в 12 трлн. долларов.

2. В структуре международной торговли растет доля продукции обрабатывающей промышленности – до 75%, из которой более 40% - машиностроительная продукция. Лишь 14% составляет топливо и другое сырье, доля сельскохозяйственной продукции – около 9%, одежда и текстиль – 3%.

3. Среди изменений в географическом направлении потоков международной торговли следует отметить повышение роли развитых стран и Китая. Однако развивающимся странам (в основном за счет выдвижения из их среды новых индустриальных стран с выраженной экспортной ориентацией) удалось существенно усилить свое влияние в этой сфере. В 1950 г. на них приходилось только 16% мирового товарооборота, а к 2001 г. – уже 41,2%. Среди отдельных стран лидерство в качестве мирового экспортера продолжали удерживать США. Вторую строчку среди ведущих мировых экспортеров удерживает Германия. В целом на Западную Европу приходится не менее 1/3 внешнеторговых связей мира. В последние десятилетия значительный рывок в сфере международного обмена сделала Япония, выйдя на первое место в мире по вывозу машин и оборудования.

4. Важнейшим направлением развития внешней торговли является внутрифирменная торговля в рамках ТНК. По некоторым данным на внутрифирменные международные поставки приходится до 70% всей мировой торговли, 80-90% продаж лицензий и патентов. Учитывая, что ТНК – важнейшее звено мировой экономики, мировая торговля является в то же время торговлей в рамках ТНК.

5. Расширятся торговля услугами, причем несколькими способами. Во-первых, это трансграничная поставка, например, дистанционное обучение. Другой способ поставки услуг – потребление за рубежом, предполагает передвижение потребителя или перемещение его собственности в страну, где услуга предоставляется, например, услуга гида в туристической поездке. Третий способ – коммерческое присутствие, например, деятельность в стране иностранного банка или ресторана. И четвертый способ – перемещение физических лиц, являющихся поставщиками услуги за границей, например, врачей или преподавателей. Лидером в торговле услугами являются наиболее развитые страны мира.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.