Ученые, внесшие вклад в становление и развитие педагогической психологии. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Ученые, внесшие вклад в становление и развитие педагогической психологии.

2017-11-21 6674
Ученые, внесшие вклад в становление и развитие педагогической психологии. 5.00 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

 

Амонашвили Шалва Александрович (род. 1931) – психолог-педагог, учёный и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе технологию гуманно-личностного обучения. Особая роль в технологии Ш.А.Амонашвили отводится безотметочному обучению.

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) – выдающийся российский психолог, основоположник целостного подхода в исследовании психики человека. Автор монографии «Психология педагогической оценки» (1936).

Асмолов Александр Григорьевич (род. 1949) – российский психолог, последователь всемирно известной школы культурно-исторической психологии. Автор историко-эволюционного подхода в исследовании личности, а также организатор службы практической психологии, сторонник и разработчик гуманистического подхода в образовании.

Бандура Альберт (1925-1988) – американский психолог, создатель социально-когнитивной теории личности, в которой центральная роль отводится викарному научению (научение через подражание социальным образцам).

Басов Михаил Яковлевич (1892-1931) – советский психолог, известен как разработчик метода наблюдения в исследовании психики детей в системе образования.

Блонский Павел Петрович (1884-1941) – советский психолог, один из представителей педологического направления в отечественной психологии. Сторонник построения педагогического процесса на основе знаний возрастных и индивидуальных особенностей детей. В учебнике «Педология» (1934) в результате обобщения огромного научного материала дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ними особенностей воспитания и обучения.

Божович Лидия Ильинична (1908-1981) – советский психолог, специалист в области детской и педагогической психологии. Разрабатывала вопросы развития и социального формирования личности, особое место отводила изучению механизмов мотивации (в том числе мотивации учения) и волевой регуляции поведения.

Брунер Джером (род.1915) – американский психолог, один из основателей когнитивной психологии. Работы Дж.Брунера посвящены исследованию познавательной деятельности, в частности, восприятия и мышления, проблемам психического развития, психологическим основам обучения. По Дж.Брунеру, учение – процесс создания ребенком собственного (культурного) опыта, который носит социальный характер и обусловлен конкретным культурно-историческим контекстом.

Выготский Лев Семенович (1896-1934) – выдающийся советский психолог, создатель культурно-исторического подхода в психологии, разработчик методологических основ педагогической психологии. Основные идеи в области обучения и воспитания изложены в книге «Педагогическая психология» (1926).

Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) – советский психолог, последователь Л.С.Выготского, специалист в области теории и методологии психологии, автор теории поэтапного формирования умственных действий, в основу которой положена идея интериоризации.

Давыдов Василий Васильевич (1930-1998) – российский психолог, создатель теории учебной деятельности, разработчик идеи развивающего обучения на основе содержательного обобщения.

Занков Лев Васильевич (1901-1977) – советский педагог и психолог, последователь школы Л.С.Выготского, создатель экспериментальной модели развивающего обучения, основу которой составляет идея интенсификации всестороннего развития личности.

Зинченко Владимир Петрович (род. 1931) – российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, предложил оригинальную концепцию целей и ценностей образования. В качестве основной ценности образования рассматривает понимание, а в качестве основного средства – «живое знание».

Ильясов Илья Имранович (род. 1937) – российский психолог, исследователь структуры и процесса учения.

Ительсон Лев Борисович (1926-1974) – советский психолог, специалист в области общей и педагогической психологии, исследователь структуры, источников и теорий учения как вида деятельности.

Каптерев Петр Федорович (1849-1922) – русский педагог и психолог, основоположник исследований по педагогической психологии в России. Предлагал рассматривать сущность образования не только с внешней стороны, но и с внутренней - с точки зрения психологических особенностей субъектов учения.

Коменский Ян Амос (1592-1670) – чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Заложил основы традиционной педагогики. Одним из первых обратил внимание на необходимость учитывать в ходе обучения и воспитания индивидуальные различия учащихся.

Крутецкий Вадим Андреевич (1917-1991) – советский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, большое внимание уделял исследованию проблемы развития способностей в процессе обучения, выступил систематизатором теоретических и экспериментальных материалов по возрастной и педагогической психологии.

Лазурский Александр Федорович (1874-1917) – русский психолог, один из организаторов и активных участников русских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогики, основоположник метода естественного эксперимента.

Левитов Николай Дмитриевич (1890-1972) – советский психолог, автор первого учебника для педагогических вузов по детской и педагогической психологии.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) – советский психолог, основатель деятельностного подхода в психологии. Концепция деятельности А.Н.Леонтьева получила развитие в различных отраслях психологии. Деятельностный подход стал методологической основой разработки образовательного процесса в России.

Маркова Аэлита Капитоновна (1934-) - российский психолог, специалист в области педагогической психологии, исследователь становления и развития мотивации учения.

Матюшкин Алексей Михайлович (1927-2004) - российский психолог, теоретически и экспериментально разрабатывал психологические основы проблемности в обучении как фактора порождения познавательной мотивации и исследовательской активности.

Менчинская Наталья Александровна (1905-1984) – советский психолог, её научные труды посвящены психологии усвоения знаний, проблемам обучаемости и неуспеваемости школьников.

Мейман Эрнст (1862-1915) – немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики.

Нечаев Александр Петрович (1870-1948) – русский психолог, основатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии, автор книги «Курс педагогической психологии для народных учителей» (1915).

Орлов Александр Борисович (род. 1953) российский психолог,специалист в области психологии личности, разработчик и популяризатор идей гуманизации образования.

Роджерс Карл (1902-1987) – американский психолог, один из основоположников гуманистического направления в психологии, разработал принципы личностно-центрированного обучения.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) – советский психолог. Область научных интересов – теория и методология психологии. Сформулировал принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма. Исследовал проблему учения как деятельности.

Скиннер Беррес Фредерик (1904-1990) – американский психолог, один из крупных представителей современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию оперантного подкрепляемого научения, является основоположником программированного обучения.

Талызина Нина Федоровна (род.1923) – российский психолог, исследователь проблем управления процессом обучения.

Торндайк Эдуард (1874-1949) – американский психолог, крупнейший представитель педагогической психологии в США, сформулировал основные законы учения.

Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870) – русский педагог и психолог, создатель целостной концепции развития человека, один из первых обосновал роль психологии для педагогики.

Эльконин Даниил Борисович (1904-1984) – советский психолог, специалист в области детской и педагогической психологии, заложил основы теории учебной деятельности.

Якиманская Ирина Сергеевна (род. 1931) – российский психолог, специалист в области педагогической психологии, разработчик технологии личностно-ориентированного обучения.

10.2. Программа мониторинга психического развития в ходе обучения.

I. Обученность:

1. Знания и их параметры.

1.1 Виды: факты, понятия и термины, законы и теории, знания о способах деятельности и познания.

1.2 Качества: научность, фундаментальность, обобщенность, системность, мобильность, гибкость, оперативность, практическая направленность, действенность, полнота, точность, прочность.

1.3 Уровни освоения: репродуктивный и продуктивный; узнавание, воспроизведение, понимание, применение в знакомых ситуациях, применение в незнакомых ситуациях, оценивание.

2. Учебные действия (умение учиться).

2.1 Понимание и принятие учебной задачи: понимание учебной задачи, поставленной учителем; принятие школьником учебной задачи, поставленной учителем; самостоятельная постановка учеником одной или нескольких учебных задач.

2.2 Наличие учебных действий: преобразование, моделирование, анализ, синтез, сравнение,классификация, обобщение.

2.3 Качества учебных действий: осознанность, самостоятельность, свернутость, темп выполнения, автоматичность, перенос в новые ситуации.

2.4 Особенности действия самооценки: адекватная, неадекватная, завышенная, заниженная, обобщенная, частичная, прогностичная, по результату.

2.5 Особенности действия самоконтроля: по результату, пошаговый, прогностичный.

II. Обучаемость:

2.1 Качества мышления: глубина, гибкость, устойчивость, осознанность, самостоятельность, экономичность, темп продвижения.

2.2 Активность ориентировки в новых условиях.

2.3. Инициатива в выборе необязательных заданий, самостоятельное обращение к более трудным заданиям.

2.4. Настойчивость в достижении учебной цели, умение работать в ситуации помех, препятствий, монотонной деятельности.

2.5. Восприимчивость к помощи другого и чувствительность к подсказке.

2.6. Готовность к непрерывному самообразованию.

III. Характер учебной мотивации:

3.1. Направленность мотивации: положительная, отрицательная, нейтральная, мотивы- цели и мотивы- средства.

3.2. Устойчивость мотивов: устойчивая, неустойчивая, ситуативная.

3.3. Содержание мотивов: внешние, внутренние, социальные, познавательные, узколичностные.

3.4. Широта мотивов: широкие, узкие.

3.5. Действенность мотивов: реально действующие, знаемые, сильные и слабые.

IV. Личностные качества:

4.1. Уровень школьной тревожности.

4.2 Развитие Я- концепции.

4.3. Способность к рефлексии.

V. Удовлетворенность процессом обучения:

5.1. Отношение к школе и учителю.

5.2. Положение в системе межличностных отношений в учебной группе.

5.3. Доминирующий эмоциональный фон (настроение).


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.