История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-11-28 | 344 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет занимают налоги. На их долю приходится 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.
Налоги — сложная и многофункциональная категория. В процессе своего развития они прошли путь от простейших натуральных податей до целостной налоговой системы. В целом утвердилось определение налогов (сборов, пошлин и других платежей) как обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня или внебюджетный фонд, которые осуществляют налогоплательщики в соответствии с законодательством. Совокупность взимаемых в государстве налогов (сборов, пошлин и других платежей), форм и методов их построения, организаций, контролирующих этот процесс, образуют налоговую систему. Она имеет такую же структуру, как и бюджетная система страны.
Основополагающие принципы налогообложения, желательные в любой экономической системе, сформулированы еще А.Смитом, а на их основе сложились две основные концепции налогообложения. Первая связана принципом выгоды от получения благ. Согласно ей разные люди должны облагаться налогами по-разному, пропорционально той выгоде, которую они могут ожидать от деятельности государства. Вторая основана на концепции платежеспособности, согласно которой тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость от дохода и уровня благосостояния.
В практике налогообложения рыночных государств используется одновременно оба подхода. Если какие-то услуги обеспечиваются органами местной или центральной власти специально в интересах определенных групп, то применяется первый принцип. Эксплуатация дорог местного значения обычно оплачивается местными жителями и т.п.
|
Итак, налоговая система включает разнообразные налоги, каждый из которых ориентирован на решение конкретных задач. Все налоги можно разбить на две большие группы: прямые и косвенные налоги, различающиеся по объектам налогообложения, механизму расчетов и взимания, по роли в формировании доходов бюджета.
Прямые налоги взимаются с конкретного физического и юридического лица. Это налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпорации (фирм); на социальное страхование и фонд заработной платы и рабочую силу; на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.
Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, они включаются в цену товара, и их оплачивает покупатель этих товаров и услуг (независимо от уровня дохода). Косвенные налоги подразделяются на три группы: акцизы, фискальные монополии, таможенные пошлины. Важнейшее место среди них занимают акцизы, которыми в зависимости от особенностей той или иной страны облагаются различные товары массового спроса, услуги транспорта, связи, коммунальные услуги и т.д. Акцизы подразделяются на специфические, которые устанавливаются на отдельные потребительские группы (как правило, неэластичного ценового спроса) и универсальные, которые устанавливаются на все товары, поступающие в оборот. К последним относят налог с продаж, налог на добавленную стоимость. В последнем случае налогом облагается не вся выручка от реализации данного товара, а только стоимость, добавленная на данном этапе производственной деятельности. В последнее время универсальные акцизы рассматриваются как самостоятельный вид косвенных налогов.
Фискальной монополией облагаются те товары, производство или сбыт которых монополизированы государством. В зависимости от специфики той или иной страны это могут быть табачные изделия, винно-водочные напитки, соль и т.д. Особенность акцизов и фискальных монополий заключается в том, что их размеры не связаны с издержками производства товаров и услуг, они устанавливаются в зависимости от целей налогообложения и потребностей доходной части бюджета.
|
Таможенные пошлины как вид косвенного налога представляют собой денежный сбор с товаров, имущества, ценностей, перевозимых через государственную границу. Они подразделяются на вывозные, ввозные, транзитные пошлины. Наиболее важную роль играют пошлины, взимаемые при импорте иностранных товаров. С их помощью государство может эффективно ограничивать импорт каких-либо товаров, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.
Очевидно, что косвенные налоги выражают фискальные интересы государства, но их разумное применение может положительно воздействовать на процессы ценообразования, структуру потребления.
В зарубежной практике налогообложения косвенные налоги всегда считались предпочтительнее прямых в силу преимуществ и для налогоплательщика, и для государства. Для налогоплательщика они предпочтительнее чисто психологически — облагаются налогом расходы, а не доходы. Для государства использование косвенных налогов предпочтительнее потому, что от них труднее уклониться; с ними связано меньше экономических нарушений; они повышают заинтересованность в росте доходов.
В то же время рост косвенных налогов имеет и недостатки, наиболее важными среди которых являются: их инфляционный и регрессивный характер; сокращение потребления каких-либо товаров с высокой ценовой эластичностью спроса и соответственно поступлений в бюджет; сокращение чистой прибыли у фирм при высокой эластичности предложения, что вызывает сокращение инвестиций.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение, например, отчисление в дорожные фонды, на социальное страхование и др.
Нормой налогообложения является налоговая ставка, или размер налога на единицу объекта налога (доход, стоимость товара, имущество, добавленная стоимость и т.д.). Различают пропорциональные, прогрессивные, регрессивные, твердые налоговые ставки.
|
Пропорциональная налоговая ставка означает установление одинакового процента к объекту налога независимо от его величины. По этим ставкам взимается большинство прямых и косвенных налогов.
Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста доходов. Таким образом налогоплательщик уплачивает в виде налога не только большую абсолютную сумму дохода, но и его большую долю. Прогрессивными ставками облагаются, как правило, индивидуальные доходы.
Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Таким образом, в виде налога изымается все меньшая доля дохода по мере его увеличения. В практике налогообложения встречаются также твердые ставки, которые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения (например, на автомобиль, тонну нефти) независимо от ее цены.
Если налоговая система является двухуровневой, то налоги подразделяются на две группы: налоги центральных и налоги местных органов власти. Если налоговая система трехуровневая, то налоги делятся на три группы. Например, в Российской Федерации различают налоги: федеральные; республик, краев, областей в составе Федерации; местные.
Соотношение рассмотренных групп налогов в значительной степени зависит от роли региональных и местных органов власти в социально-экономических процессах, но общая долгосрочная тенденция такова: все большая доля совокупных налоговых поступлений направляется в бюджета центрального правительства в ущерб местным бюджетам.
Определение налогов выдвигает фискальную функцию — устойчивое формирование доходов бюджетов всех уровней — в качестве главной. Однако за последние 15— 20 лет значение и роль налогов вышли далеко за пределы этой функции. Заметное развитие получили социальная и регулирующая функции, о чем свидетельствует увеличение доли налоговых изъятии в объеме ВНП (ВВП). В развитых странах она варьирует от 36—38 до 50% ВВП.
Социальная функция налогов состоит в том, чтобы сгладить неравенство в доходах отдельных социальных групп и тем самым способствовать социальной стабильности в обществе. Инструментами реализации этой функции являются: система прогрессивного налогообложения личных доходов и доходов корпораций; социальные взносы; предоставление налоговых льгот многодетным семьям, переселенцам из-за границы на свою историческую родину, студентам и лицам, повышающим свою квалификацию. Социальную и одновременно регулирующую направленность имеют: льготы мелким и средним предпринимателям, впервые начинающим бизнес, фермерам; скидки с личных доходов и прибылей, направляемых на жилищное строительство, покупку, реконструкцию садового домика, дачи, загородного дома; освобождение от налога части прибыли, перечисляемой в пенсионный фонд фирмы и др.
|
Регулирующая функция налогов заключается в том, чтобы создать общие и селективные стимулы у хозяйствующих субъектов к действиям, соответствующим целям государственного регулирования экономики. Она реализуется с помощью изменения системы налогообложения, определения налоговых ставок и их дифференциации, предоставления или отмены налоговых льгот, скидок, отсрочки платежа налога и т.д.
Снижение ставок налогов в краткосрочном периоде может обернуться потерями государственного бюджета. Однако в долгосрочной перспективе поступления увеличиваются за счет расширения базы налогообложения. Снижение налогов на прибыль корпораций вызывает рост объемов сбережений и инвестиций, что обеспечивает рост экономики. Уменьшение подоходного налога стимулирует занятость населения.
Обоснование зависимости между уровнем налоговых ставок на прибыль, заработную плату и объемами государственных доходов принадлежит американскому экономисту А.Лафферу. Кривая, иллюстрирующая эту зависимость, называется кривой Лаффера (рис. 30). На рисунке t — средний уровень налоговых ставок в процентах, Y— среднегодовой долгосрочный показатель объема государственных доходов.
t 100% tB tA tC |
YB YA Y |
B |
A |
C |
Рис.30 t - средний уровень налоговых ставок в процентах; Y – среднегодовой долгосрочный показатель объема госу-дарственных доходов |
Если допустить, что уровень налогообложения равен нулю, то государство лишится соответствующих доходов. Когда же оно намеревается отобрать всю прибыль, экономический процесс также останавливается и бюджет остается без доходов. Предположим, что реально существующие налоговые ставки находятся на отметке tB, поток налоговых поступлений измеряется величиной Y B. Снижение налоговых ставок, например до уровня tA, может вызвать временное сокращение доходов бюджета, но в долгосрочной перспективе обернется ростом доходов государства (Y A ) вследствие роста сбережений, инвестиций, занятости и соответственно доходов, подлежащих налогообложению.
|
Эту возможность увеличения налоговых поступлений при снижении налоговых ставок назвали эффектом Лаффера. Выявилось существование оптимального уровня налогообложения (tA), позволяющего обеспечить максимум налоговых поступлений (YA).
Не вдаваясь в подробный критический анализ этой теории, отметим следующее: эффект Лаффера проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов; помимо налоговых ставок на инвестиции влияет множество факторов, важное место среди которы х занимают особенности цикла, соотношение спроса на продукцию компаний, динамика их прибыли и др. Это в конечном счете подтвердили и налоговые реформы. Но несмотря на это, налоги заняли видное место среди прочих инструментов государственного регулирования экономики.
[1] Ликвидное средство, значит легко реализуемое.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!