Структура и инфраструктура рынка. Функции рынка — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Структура и инфраструктура рынка. Функции рынка

2017-11-28 247
Структура и инфраструктура рынка. Функции рынка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рынок имеет определенную структуру.

Структура рынка – это внутреннее строение рынка, соотношение его отдельных элементов, удельный вес этих элементов в общем объеме рынка. Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются: экономическое назначение объектов рыночных отношений, географическое положение, характер продаж, степень ограничения конкуренции и др.

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений различают рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, рынок рабочей силы, финансовый рынок. Эти виды рынка подразделяются на различные сегменты или субрынки. Сегмент – это часть рынка, выделенная на основе какого-либо признака.

2. По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой.

3. По характеру продаж – оптовый и розничный.

4. По степени ограничения конкуренции – рынок чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

Чистая конкуренция — это модель рынка, которая соответствует ряду требований:

• наличие большого числа независимо действую­щих конкурирующих фирм, имеющих небольшую долю в отраслевом выпуске продукции (менее 1% общих про­даж);

• конкурентные фирмы производят стандартизо­ванную продукцию и, следовательно, отсутствуют осно­вания для неценовой конкуренции, покупателям безраз­лично, продукцию какой фирмы покупать,

• конкурентные фирмы не могут устанавливать ры­ночную цену, они только приспосабливаются к ней, это условие вытекает из первых двух,

• не существует никаких препятствий (законода­тельных, технологических, финансовых и др.) для сво­бодного вхождения новых фирм в отрасль и выхода из нее.

Чистая, или абсолютная, монополия, таким обра­зом, — это модель рынка, которая характеризуется ря­дом черт:

• фирма является единственным производителем продукта, не имеющего заменителя;

• контролируя общий объем предложения, фирма диктует цену товара;

• вступление новых конкурентов в отрасль заблоки­ровано техническими, экономическими, юридическими моментами.

Среди основных барьеров можно указать следующие.

Исключительные права, полученные от правитель­ства на определенный вид деятельности, например, транспортные услуги, услуги связи, коммунальные услу­ги. Многие государства сами имеют монополию в прода­же спиртных напитков, являются единственными легаль­ными представителями игорного бизнеса, организуют государственные лотереи.

Патенты и авторские права. Они обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет, поэтому создаваемая таким образом монополия яв­ляется временной. Такой вид монополии называют еще закрытой монополией.

Собственность на невоспроизводимые и редкие ре­сурсы, необходимые для производства продукта.

Экономия на масштабе производства, или эффект масштаба. Суть его состоит в том, что долгосрочные средние издержки минимальны, если отрасль представ­лена одной, а не несколькими конкурирующими фирма­ми. Иначе говоря, высокоэффективное производство с низкими издержками достигается только в крупных фир­мах. Такую монополию часто называют естественной мо­нополией. Она преобладает в области местного обеспече­ния электроэнергией, газом, услуг телефонной связи.

Монополистическая конкуренция — это модель рынка, которая характеризуется следующими чертами:

• наличие относительно большого числа независи­мо действующих фирм, имеющих небольшую долю в отраслевом выпуске продукции; в типичном случае раз­мер рыночной доли фирмы составляет от 1 до 10%;

• фирмы производят товар, обладающий исключи­тельными качествами или характеристиками, которые служат основанием для предпочтения их товара товару конкурирующих фирм; это является основой неценовой конкуренции;

• фирмы не считаются с реакцией соперников при выборе цен на свои товары и объемов годовых продаж;

• сравнительная легкость вступления в отрасль спо­собствует появлению конкуренции со стороны новых фирм.

Олигополия (от греч. oligos — немногий и poleo — продаю, торгую) — это модель рынка, которая характеризуется следующими чертами:

• наличие наибольшего числа фирм, господствую­щих на рынке однородного или дифференцированного продукта;

• каждая фирма при установлении объемов про­даж, цены, учитывает реакцию своих конкурентов;

• появление новых фирм затруднено или невоз­можно.

В зависимости от типа продукции различают чис­тую и дифференцированную олигополию.

Чистые олигополисты производят однородный стандартизованный продукт: алюминий, цемент, стале­литейную, химическую продукцию.

Олигополия, производящая разнообразную продук­цию одного функционального назначения, называется дифференцированной. Она обычно специализируется на выпуске товаров потребительского назначения — автомо­били, покрышки, камеры, электробытовая техника и т.д.

Точно не определено, сколькими фирмами пред­ставлена олигополистическая отрасль. Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более продаж. Поэтому единой модели олигополии не существует. Раз­личают несколько ее типов:

• «расплывчатая» олигополия, где господствуют 6—10 фирм, на которые приходится половина и более продаж продукта;

• «олигополия доминированная», представленная несколькими фирмами разных размеров, одна из кото­рых контролирует половину и более общих продаж про­дукта,

• «жесткая», или «концентрированная», олиго­полия, представленная двумя—пятью крупными фирма­ми, контролирующими до 100% общих продаж продукта.

Олигополия охватывает случаи, когда фирмы дей­ствуют в сговоре (тайная олигополия) и когда — незави­симо друг от друга.

Олигополия охватывает случаи, когда фирмы дей­ствуют в сговоре (тайная олигополия) и когда — незави­симо друг от друга.

Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, то есть вспомогательных отраслей и организаций.

Инфраструктура рынка - это совокупность учреждений, фирм, обеспечивающих функционирование рыночных отношений. Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые валютные биржи, банки, страховые компании, фонды и т.д.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т.д. Кроме этого, успешное функционирование рынка невозможно без рекламы, информационных и консультативных служб, учреждений контроля и ревизии.

Сущность рынка находит свое проявление в его функциях – регулирующей, стимулирующей и дифференцирующей.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.