Типы монополизма и пути его преодоления — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы монополизма и пути его преодоления

2017-11-28 189
Типы монополизма и пути его преодоления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Монополизм — это исключительное положение экономического субъекта, возникающее из права собственности или из обладания политической властью, дающей возможность диктовать свою волю всем прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.

Монополизм, как отмечалось уже, находит свое место и в рыноч­ной экономике. О его существовании можно судить по признакам монополистического поведения: по разрушению рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).

Монополистом может быть государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.

Но даже мелкие и средние предприятия могут быть монополиста­ми, а крупная корпорация может и не занимать монопольного положе­ния и не проявлять признаков монополистического поведения.

Оказывается, что даже такие гиганты автомобилестроения, как "Форд", "Дженерал моторс" и "Фиат" не владеют монопольно рынками.

Например, американская корпорация ИБМ — лидер производства компьютеров и соответствующей технологии, а также сопутствующих товаров. Однако она уже много лет наращивает объем производства и продаж, постоянно совершенствует качество изделий и их ассор­тимент, находится на передовых рубежах НТП, гибко маневрирует ценами, не стремясь удерживать их на монопольно высоком уровне.

Наиболее безопасной с точки зрения монополизации, по мнению западных экспертов, считается ситуация, когда на рынке действует 10 и более фирм. При этом крупнейшая из них не вправе держать в своих руках более 31 % общего объема продаж, две — не более 44 %, три — 54 %, четыре — 64 %. В противном случае государство ограни­чивает участие фирмы на рынке, либо вводит экономические санкции.

Мировой экономической теории и практике известны по крайней мере шесть основных типов монополизма:

1. Монополизм, который вырастает из конкуренции и базируется на концентрации и централизации производства и капитала (производственная, сырьевая и финансовая монополия).

2. Монополизм, представленный технологической олигополией (металлургия, электроэнергетика, ж/д транспорт и т.д.). Имеется в виду несколько крупных корпораций, контролирующих производство и сбыт определенного рода продукции.

3. Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта. Дифференциация продукта является одним из основных признаков монополистической конкуренции. Она может принимать ряд различных форм:

Качество продукции: различия по функциональным особенностям, материалам, дизайну, качеству работы и т.д.

Услуги: услужливость работников магазина, репутация фирмы по продаже и обмену ее товаров и т.д.

Размещение: владельцы маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах и продажа в них производится круглосуточно.

Стимулирование сбыта и упаковка: мнимые различия могут создаваться за счет рекламы, необычной упаковки, использования торговых марок и знаков. В развитых странах этот тип монополизма получил самое широкое распространение.

4. Монополизм, который воплощают предприятия, лидирующие на тех или иных направлениях современной НТР. Он исчезает по мере распространения и коммерческого освоения результатов научных исследований и технологических разработок другими субъектами.

5. Государственный монополизм, связанный с потреблением в масштабе страны таких общественных благ, как национальная оборона, госуправление, единая энергетическая система, фундаментальные науки и т.д.

6. Монопсония. Это когда на рынке выступает лишь один поку­патель какого-либо товара, услуг или ресурса. Как правило, моно­полистом является государство, выступая в качестве единственного покупателя. К примеру, советское государство ранее через Госплан и систему госзаказов покупало всю продукцию предприятий и не только стратегического назначения.

Приведенная классификация типов монополизма не бесспорна. Она вызывает у некоторых экономистов вполне объяснимую критику. Однако автор счел возможным позаимствовать ее у А. Лившица в курсе лекций "Введение в рыночную экономику" (М., 1991, с. 165—167).

Что касается нашей экономики, то для нее все типы монополизма харак­терны в той или иной мере. Однако монополизм в нашей экономике — явление принципиально иного рода, так как он базировался на универсальной государственной собственности и отсутствии цивили­зованного рынка, т.е. тотальном огосударствлении экономики.

Негативными последствиями монополизма государственной собст­венности (государственного монополизма) являются;

1) на уровне общества — отсутствие экономической свободы, вырождение экономической системы;

2) на уровне отрасли — возникновение узковедомственных инте­ресов;

3) на уровне предприятия — негибкость, неэффективность произ­водства;

4) на уровне отдельного работника — отчуждение от собственности, управления и от результатов собственного труда.

Одним словом, по всем позициям государственный монополизм наносит экономике и народному хозяйству в целом огромный вред.

Анализ особенностей монополизма в нашей экономике показывает, что он существенно отличается по своим масштабам, причинам и устойчивости от аналогичного явления в рыночной системе.

Антиподами монополизма всегда были рынок и конкуренция, основанные на частной собственности на средства производства и предпринимательскую деятельность. Отсюда следует, что основными путями преодоления монополизма являются: формирование нормально действующей рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также разгосудар­ствление собственности и приватизация предприятий. Одним словом, сюда относятся все меры по демонополизации экономики.

Демонополизация экономики — это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.

Под "преодолением" можно подразумевать — ограничение и пре­дупреждение, недопущение и пресечение таких действий хозяйствую­щих субъектов, а также органов власти и управления, которые направлены против конкуренции и свободного предпринимательства, против формирования конкурентной среды на товарных рынках.

Главное условие поддержания и развития конкуренции, а следо­вательно, развития процесса демонополизации экономики состоит в том, чтобы обеспечить всем участникам хозяйственной деятель­ности равную свободу вне зависимости от форм собственности, масштаба производства и сбыта продукции, места расположения предприятия. При этом следует считать противозаконными меры любых органов и должностных лиц, предусматривающие прямую дискри­минацию или ограничение самостоятельности и свободы выбора отдельных хозяйствующих субъектов.

Каждый хозяйствующий субъект вправе осуществлять на своем предприятии деятельность по обновлению выпускаемой продукции, повышению ее технического уровня и качества вне зависимости от того, в какой мере это затрагивает интересы других предприятий.

Что касается российской монополизированной экономики, то ей при переходе к рынку приходится решать такие проблемы, как: обра­зование рыночных структур, проведение институциональных и струк­турных преобразований; устранение прямых препятствий свободной конкуренции и формирование в системе управления экономикой такого механизма, который бы преодолевал, сокращал монополизм в его различ­ных формах.

Существенную значимость для регулирования экономики и ее демонополизации имеет такая мера, как государственное поощрение конкуренции. Здесь надо иметь в виду основные задачи:

1) активизация предпринимательской состязательности;

2) всяческая поддержка ее добросовестной, честной формы.

В развитом рыночном хозяйстве поощрение конкуренции на практике сводится главных образом к стремлению ограничить монопо­лизм в товарном производстве и обращении. Еще в конце XIX в. в США, а затем и в других крупных государствах были приняты так называемые антитрестовские законы, которые запрещали соглашения и объединения фирм, направленные на ограничение торговли, тем более на ее монополизацию. Были созданы специальные ведомства по реализации этих правовых норм. После второй мировой войны подобные законы и организации появились почти во всех западноевропейских странах, Японии, ЮАР, некоторых латиноамериканских странах. Осуществляются меры против ценовой экспансии крупных фирм и ком­паний. Речь идет прежде всего о демпинге, т.е. массовой продаже товаров по заниженным ценам с целью захвата того или иного рынка. В этом направлении центральные и местные власти ряда стран тоже приняли соответствующие юридические акты, создали необходимые органы. Вводится жесткая регламентация “естественных монополий” — тех хозяйственных отраслей, где по технологическим и экономическим причинам невозможна или нецелесообразна конкуренция. Ограничения здесь обеспечиваются чаще всего ведомственным установлением фик­сированных цен и тарифов, иногда даже национализацией указанных отраслей.

Правительством России разработана и принята "Государствен-ная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ". Следует отметить, что раньше утверж­дались различного рода мероприятия по развитию конкуренции и ограничению монополистической деятельности. Например, в отдельный реестр были выделены 2 тыс. предприятий, занимающие доминирующее положение на отечественном рынке. Даже был введен уровень рента­бельности, который они свободно обходили, завышая искусственно производственные издержки. Данная программа предусматривает изме­нить саму монополизированную структуру, которая сложилась в нашей экономике в прошлые времена. Чтобы реализовать эту программу серьезные усилия следует приложить антимонопольному комитету; необходимо участие в этом процессе территорий, целых регионов и отраслей, а также расширение законодательной базы.

В 1994 г. был осуществлен отказ от государственного ограни­чительного регулирования цен предприятий-монополистов, и реестр из инструмента регулирования был переведен в информационно-наблюдательный режим. В начале 1996 г. он был снова восстановлен.

В настоящее время готов пакет законодательных актов, которые должны способствовать развитию конкуренции в различных сферах хозяйственной деятельности. Для этого предполагается начать с принятия следующих законов: "О монополиях", "О концессиях", "Об организованных товарных рынках" и др. Чтобы процесс демонополиза­ции экономики пошел успешнее, нужно иметь ясные цели и конкретные задачи.

Целями государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ являются повышение эффектив­ности производства на основе рыночного регулирования экономиче­ских процессов, развитие предпринимательства. Основной задачей этой политики является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках по определенным группам товаров (работ, услуг).

Реализация этой главной задачи предусматривает решение более частных задач:

1. Анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений.

2. Формирование необходимых организационно-экономических предпосылок для эффективной конкуренции.

3. Установление и поддержание единого экономического прост­ранства на территории России.

4. Создание действенной системы государственного контроля и регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.

5. Развитие предпринимательства, поддержка малого и среднего бизнеса.

6. Реформирование государственных предприятий и формирование рыночной инфраструктуры.

Демонополизация экономики и развитие конкуренции на рынках РФ взаимосвязаны с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами государства, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Процесс демонополизации экономики, формирование и развитие конкурентной среды рассчитаны на долгосрочную перспек­тиву с ежегодным уточнением приоритетов. Осуществление этого процесса предусматривает также учет следующих общих требований:

1) ориентация на создание конкурентного рынка, защиту прав и интересов потребителей;

2) комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки;

3) дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых и региональных особен­ностей;

4) взаимосвязанность решения проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;

5) определение приоритетов и места демонополизации и развития конкуренции в обшей государственной политике экономических реформ;

6) установление этапов и методов формирования и развития конкурентной среды;

7) учет факторов интеграции российской экономики в мирохо­зяйственную систему, а также открытости товарных рынков России для международной конкуренции;

8) обеспечение гласности проводимых мероприятий и их резуль­татов.

И, наконец, политика демонополизации и развития конкуренции должна будет учитывать, как предусмотрено Программой, интегра­ционные процессы в промышленности, создание промышленных или финансово-промышленных групп, действующих на российских рынках и оказывающих вероятное воздействие на состояние конкуренции.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.