Софистика и эклектика – разновидности метафизики, зародившиеся в древней Греции и использовались для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Софистика и эклектика – разновидности метафизики, зародившиеся в древней Греции и использовались для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью.

2017-11-28 460
Софистика и эклектика – разновидности метафизики, зародившиеся в древней Греции и использовались для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Среди философских методов познания наиболее древними являются: диалектический метафизический. Рассмотрим кратко характерные особенности диалектики и метафизики. Диалектика Диалектика (греч. dialektike – веду беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

Три основные формы диалектики: Античная диалектика, которая была «наивной и стихийной», поскольку опиралась на житейский опыт. Она представлена в учениях Гераклита («всё течёт, всё изменяется»), Платона (который понимал диалектику как искусство диалога), Зенона (который пытался выразить реальные противоречия в логике понятий) и в некоторых других. Немецкая классическая диалектика, которая была разработана Кантом, Фихте, Л. Шеллингом и особенно глубоко Гегелем. Материалистическая диалектика, основы которой были заложены классиками марксизма и которая представляет собой целостную систему принципов, категорий и законов.

Диалектический метод исходит из того, что если в объективном мире происходит постоянное развитие, возникновение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы правильно отразить развивающуюся реальную действительность. Поэтому важнейшим принципом диалектики является историзм – рассмотрение предмета в его развитии, самодвижении, изменении. Окружающий нас мир представляет собой единое целое, определённую систему, где каждый предмет как единство многообразного неразрывно связан с другими предметами и все они постоянно взаимодействуют друг с другом. Из положения о всеобщей связи и взаимозависимости всех явлений вытекает один из основных принципов материалистической диалектики – всесторонность рассмотрения. Кроме историзма и всесторонности, диалектический метод включает в себя и другие принципы – объективность, конкретность, детерминизм, «раздвоение единого» (принцип противоречия) и др.

Основные категории диалектики: развитие, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, общее и единичное, качество и количество, содержание и форма и др. Связь и взаимодействие определённых философских категорий выступают как законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии – его источник, каким является противоречие (взаимосвязь противоположностей).

Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: «Разделение на противоположности, их борьба и разрешение». Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм развития: постепенное накопление количественных изменений в определённый момент необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям (скачкам), к возникновению нового качества, которое в свою очередь оказывает обратное влияние на характер и темпы количественных изменений. Закон отрицания отрицания выражает поступательный, циклический, преемственный характер развития и его формулу: «спираль», а не «круг» или «прямая линия». При этом развитие предстаёт как процесс, как бы повторяющий пройденные уже ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе.

В современном обществознании понятие «метафизика» имеет три основных значения: Философия как наука о всеобщем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». Её основные категории – это предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект и субъект познания. Особая философская наука – онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем – особенно в современной западной философии. Философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Именно в этом значении понятия «метафизика» далее пойдёт речь. Самая характерная, существенная черта метафизики – односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире – того или иного элемента целого, момента деятельности в любой её форме. Единства и различия Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических формах, среди которых можно выделить две основных: «Старая» метафизика была характерна для философии и науки в XVII – XIX вв.

(метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики – отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие целостного системного взгляда на мир, мышление по принципу «или-или», убеждение в окончательной завершённости всех мировых связей. Новая метафизика в отличие от старой не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие – это было бы абсурдно в эпоху громадных достижений науки и общественной практики.

Особенность антидиалектики в новой форме – сосредоточение её усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития. Это может пониматься следующим образом: а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение, или наоборот, уменьшение (т. н. «плоский эволюционизм»), т. е. как только количественные изменения; б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»); в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»); г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»); д) как движение, из которого при этом изымается его сущность – противоречие; е) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному. Возможны и другие – в том числе и смешанные – интерпретации развития, связи и взаимодействия. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.