Государственная организация общества характеризуется следующими основными признаками. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Государственная организация общества характеризуется следующими основными признаками.

2017-11-28 286
Государственная организация общества характеризуется следующими основными признаками. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

• Учреждение публичной власти, отделенной от народа. Эта власть осуществляется особой частью общества – в нее входит бюрократический аппарат, вооруженные силы, суды и т. д.

• Разделение людей по территориальному признаку. Государственная власть распространяется на определенную территорию, с определенным населением.

• Для содержания аппарата с населения взимаются налоги.

• Государство устанавливает правовые нормы.

• Устанавливается государственный суверенитет (независимость от других государств).

Не следует смешивать государство и страну. Под страной естественно понимать некоторую территорию, населенную людьми, каким-то народом. А государство – это политическая организация общества, система учреждений, институтов, организаций, выполняющих властные функции на территории определенной страны с ее населением.


Основные направления деятельности государства называются его функциями. Выделяют две функции: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя функция государства прежде всего – поддержание нормальных условий для хозяйственной жизни. Поскольку экономическое неравенство инициирует борьбу классов, социальных групп, государство должно определенным образом осуществить баланс противоположных сил, иногда для этого применяется принуждение, насилие (например, запрет забастовок). Но одного экономического и политического принуждения недостаточно. Государство духовно, идеологически воздействует на население. Для этого используется система образования, гигантская пропагандистская машина, искусство, церковь и т. д. Общественное мнение обрабатывается в нужном властям направлении. Здесь нужно отметить, что пропаганда влияет на людей, если она не находится в полном противоречии с жизнью. Пропаганда покажет то, что есть, но только то, что полезно государству, а не всю панораму действительности.

Не следует думать, что внутренняя функция государства сводится только к принуждению, подавлению. Любое государство выполняет ряд экономических, социальных задач, осуществляет регуляцию поведения людей, охрану общественного порядка и т. д.

Внешняя функция государства прежде всего – защита суверенитета. Но не только. Внешняя политика государства обусловливается экономическим строем данного общества и является продолжением внутренней политики государства. Внутренняя политика, в которой на первом плане подавление угнетенных классов, дополняется агрессивной внешней политикой; усиление эксплуатации сопровождается внешней политикой, направленной на агрессию против других государств. Война и угроза войны – традиционно методы внешней политики эксплуататорских государств. Но кроме того, государство осуществляет внешнеэкономические, политические, культурные связи с другими государствами, регламентирует перемещения граждан в другие государства и т. п. Важное место при выполнении государством его внешней функции занимают дипломатия, разведка и контрразведка.


Различают формы государства. Под формами государства понимаются:

формы правления, т. е. организация государственной власти, структура и порядок образования органов власти, распределения между ними компетенции. Наиболее характерны две формы правления – монархия и республика. Монархия – форма правления, при которой высшая государственная власть представлена лицом, занимающим престол по наследству (иногда избираемым). Монархия бывает абсолютная (неограниченная) и ограниченная (ограниченная законами – конституционная монархия). Республика – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному органу, избираемому на определенный срок. Республики были аристократические и демократические;

формы политического режима, т. е. применение определенных методов государственного руководства обществом. Это могут быть методы насилия и обмана, более мягкие формы («политика кнута и пряника»). Различают следующие формы политического режима: тоталитарный, авторитарный, либеральный, демократический, анархический;

формы государственного устройства. Здесь имеются: а) унитарные (единые) государства, в которых существуют единые для всей страны высшие органы государственной власти, и б) федеративные (союзные) государства, в которых осуществление государственных функций распределено между высшими органами всей страны и высшими органами входящих в состав федерации государственных единиц.

Существуют также конфедерации, когда между государствами осуществляется соглашение о совместной деятельности в ряде направлений, но при этом сохраняется суверенитет этих государств.

Сегодня много говорится о необходимости развития демократии, создания гарантий против узурпации власти, включения трудящихся в управление страной, учета интересов всех социальных групп, классов, наций, развития общественного самоуправления. Призывы хорошие. Но остается актуальной задача ликвидации разрыва между словом и делом. Похоже, никто не выступает против создания у нас настоящего правового государства (по крайней мере, публично). Но становление правового государства неосуществимо без развития общественного самоуправления, а самоуправление несовместимо с бюрократическим аппаратом в той форме и в том объеме, как это существует сейчас. Необходима реформа государства.

Право и правосознание

В своей общественной жизни и деятельности люди придерживаются определенных норм и правил поведения. Эти нормы и правила возникают, изменяются и отмирают с развитием общества.

В доклассовом обществе поведение членов рода, племени регулировалось обычаями и традициями, передававшимися из поколения в поколение. Они определяли, что можно и чего нельзя делать, что хорошо и что плохо и выражали общие интересы. Исполнение норм и правил поведения обеспечивалось всем коллективом, нарушение их было редким явлением. Такое регулирование общественных отношений возможно для общества, не знавшего противопоставления классовых интересов.

Когда общество раскололось на классы, когда сложились противоположные интересы, обычаи и традиции не могли уже регулировать поведение всех людей. Понятия хорошего и плохого, полезного и вредного, справедливого и несправедливого стали различными у представителей различных классов.

С возникновением частной собственности, классов и государства возникает право. На место обычаев и традиций стало право как принудительно-обязательные нормы поведения людей, устанавливаемые государством и выражающие волю экономически и политически господствующего класса.

Поскольку важным назначением права была защита частной собственности, именно с этим были связаны самые жестокие законы древности (например, законы Дракона в Афинах).

С точки зрения марксизма, право – это воля господствующего класса, возведенная в закон.

Право – продукт исторического развития общества, и само оно изменяется. Правовые нормы складывались в истории общества двумя путями: путем перерастания первобытных обычаев и традиций в нормы права и путем правотворчества государственных органов. Формирование права привело к возникновению в обществе нового вида отношений – правоотношений. Участники правоотношений выступают как субъекты – носители прав и юридических обязанностей.

Право и правоотношения в конкретных исторических типах общества соответствуют определенному экономическому базису. Так, в рабовладельческом обществе рабы не являются субъектом права. Раб лишь охраняется правом как собственность рабовладельца, подобно другим объектам собственности. В феодальном обществе право закрепляет собственность феодалов на землю и зависимость от них непосредственных производителей (наиболее тяжелая форма этой зависимости – крепостное право). Феодальное право юридически закрепляет неравенство различных сословий перед законом.


В правовых нормах государства (в конституциях и других актах) закрепляется экономическое, политическое и т. д. равенство или неравенство людей, социальных групп, выражаются их интересы и воля путем установления прав и обязанностей людей и социальных групп.

Право выполняет функции:

• регулятивно-статическую – возложение на лиц обязанностей воздерживаться от определенных действий (например, запрет на воровство и хищения);

• регулятивно-динамическую – предписывает гражданам совершать активные действия (например, защита страны от внешних посягательств);

• охранительную – охрана существующих общественных отношений.

Нормы права, с одной стороны, предоставляют людям права и возможности действовать определенным образом, а с другой – возлагают на людей обязанности, необходимость определенного поведения. Право определяет меру социальной свободы индивида и в то же время ограничивает, регламентирует нормативно-обязательные элементы социальной деятельности.

Нормы права, юридические законы должны удовлетворять определенным требованиям. Небезынтересно привести мнение В. С. Соловьева по этому поводу.

«Три отличительных признака закона:

1) его публичность – постановление, не обнародованное во всеобщее сведение, не может поэтому иметь силу закона;

2) его конкретность – закон выражает норму действительных жизненных отношений в данной общественной среде, а не какие-то отвлеченные истины и идеалы, и

3) его реальная применимость, или удобоисполнимость в каждом единичном случае, ради чего с ним всегда связана так называемая санкция, т. е. угроза принудительными и карательными мерами, – на случай неисполнения его требований или нарушения его запрещений»[21].

В государстве имеются специальные учреждения, которые разрабатывают и издают законы (законодательные органы), следят за их выполнением (прокуратура), карают за их нарушения (суды, органы охраны порядка) и поддерживают одобренный законом общественный порядок. В государстве существует гражданское, уголовное, трудовое, брачно-семейное, международное и другие области права, создаются своды законов (кодексы).

Право, связанная с ним правовая деятельность учреждений отражаются и осознаются особой формой общественного сознания – правосознанием. Правовое сознание оперирует такими понятиями, как справедливость, законность, общественный порядок, преступление, наказание.


Право и правосознание взаимосвязаны. Когда государство устанавливает правовые нормы, оно в ходе воспитания стремится сформировать в обществе правосознание, соответствующее установленному праву. Но с другой стороны, устанавливая новые правовые нормы, государство должно считаться с уже существующими традициями, моралью, правом, правосознанием.

В правовом сознании есть обыденное сознание и правовая идеология. Правовое обыденное сознание основывается на представлении о социальной справедливости. С этой точки зрения оно оценивает нормы права и юридическую деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов. Характерно, что обыденное сознание обычно поддерживает идею порядка в обществе.

Правовая идеология – систематизированное выражение правосознания социальных групп. Оно теоретически обосновывает равенство или неравенство людей в обществе, права и обязанности людей и социальных групп, объясняет, что такое свобода и справедливость. Правовая идеология обосновывает назначение правовых отношений, норм и учреждений, структуру и функции законодательства, суда и прокуратуры и т. д. Правовая идеология ставит своей целью защиту или установление правового порядка (правоотношений), соответствующего интересам определенной социальной группы.

Уровень правосознания играет важную роль в жизни общества. Сознавая свои права, человек должен сознавать и свои обязанности, что ему разрешено и что запрещено, а также сознавать, что и у всех других есть права, которые нужно признавать. Правопорядок связывает людей друг с другом; он представляет собой систему взаимно признаваемых прав и обязанностей. Правосознание – своеобразная духовная дисциплинированность, чувство ответственности и чувство меры во всех социальных проявлениях деятельности человека.

Правовое государство предполагает соответствие слова и дела, норм и действительной юридической практики, однозначное действие законов. Необходимо развивать правосознание. Действительная демократия невозможна без того, чтобы каждый человек в полной мере осознавал свои права и обязанности, имел сформировавшиеся представления о справедливости, законности, понимал характер правовых отношений, специфику работы правовых учреждений, их компетенцию. Демократия предполагает не только юридическую грамотность, но и реальное участие граждан в общественных отношениях, в самоуправлении. Демократия предполагает, далее, не только развитое правовое сознание, но и дисциплину, основывающуюся не на принуждении, а на сознательном выполнении правовых норм, поскольку они выражают волю народа, соответствуют интересам народа, а тем самым и каждой личности.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.