Организация транспортного обслуживания в туризме — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация транспортного обслуживания в туризме

2017-11-28 434
Организация транспортного обслуживания в туризме 3.50 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

КУТЕПОВА Галина Николаевна

 

ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
В ТУРИЗМЕ

 

Монография


УДК 656.025.222

ББК 39.2 (Р)

К95

 

Рецензенты:

Кафедра экономики гражданской авиации (ЭГА) Московского государственного технического университета гражданской авиации;

д.э.н. Малолетко А. Н.

 

К95 Кутепова Г. Н. Транспортное обслуживание в туризме. Монография. – М.: ГОУ ВПО МГИИТ, 2010 г., 74 с.
   
  В монографии рассматриваются вопросы транспортного обслуживания туристов. Затронуты наиболее существенные аспекты различных видов путешествий, например, авиационные, железнодорожные, автобусные, а также водные перевозки туристов. Анализируются преимущества и недостатки различных видов транспорта применительно к сфере туризма. Отдельным вопросом рассматривается использование конкретных видов транспорта для организации туристских маршрутов с использованием регулярных и нерегулярных перевозок. Наиболее пристальное внимание уделено авиационному транспорту, поскольку в настоящее время именно этот вид транспорта является наиболее популярным и востребованным для международного и внутреннего туризма в нашей стране. Несмотря на разветвленную сеть железных дорог и достаточно широкую сеть автобусных маршрутов, авиационный транспорт становится наиболее привлекательным из-за высокой конкуренции транспортных компаний, появления лоу-костеров, а также благодаря скорости прибытия в туристскую дестинацию. Монография может быть полезна сотрудникам туристских фирм, путешественникам, профессионалам транспортной сферы, занимающимся обслуживанием туристов, а также работникам учебных заведений и студентам, обучающимся по дисциплине «Туризм».

 

УДК 656.025.222

ББК 39.2 (Р)

К95

 

© Кутепова Г. Н., 2010 год.

© ГОУ ВПО г. Москвы «Московский государственный институт индустрии туризма», 2010 год.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................ 4

1 организация транспортного обслуживания в туризме...................................................................................................................... 6

1.1 Главные составляющие индустрии туризма.................................................. 6

1.2 Роль транспортного обслуживания в индустрии туризма......................... 7

1.3 Типы и средства транспорта. Сравнительный анализ видов транспорта. Использование различных видов транспорта в туризме.................................. 8

2 организация обслуживания на Авиационном транспорте.................................................................................................................... 12

2.1 Авиационный транспорт в индустрии туризма............................................ 12

2.2 Главный принцип международного воздушного сообщения................. 12

2.3 Технические средства воздушного транспорта.......................................... 14

3 принципы организации воздушных путешествий 20

3.1 Типы авиарейсов. Структура международных авиаперевозок.............. 20

3.2 Регулярные рейсы авиакомпаний мира.......................................................... 21

3.3 Организация чартерных рейсов......................................................................... 24

3.4 Особенности транзитных путешествий......................................................... 27

3.5 Организация индивидуального путешествия.............................................. 29

4 Способы разграничения воздушных перевозок.... 33

4.1 Авиационные тарифы............................................................................................ 33

4.2 Классы обслуживания и классы бронирования на воздушном транспорте 34

4.3 Низкобюджетные авиаперевозки..................................................................... 36

5 особенности управления воздушным транспортом 40

5.1 Организация взаимодействия авиакомпаний и туристских фирм........ 40

5.2 Безопасность воздушного транспорта........................................................... 43

5.3 Мировые альянсы авиакомпаний..................................................................... 46

5.4 Правовое регулирование...................................................................................... 49

6 невоздушные способы организации перемещения туристов.............................................................................................. 50

6.1 Железнодорожный транспорт............................................................................ 50

6.2 Автобусные перевозки в индустрии туризма................................................ 56

6.3 Организация водных перевозок......................................................................... 62

Заключение....................................................................................... 66

Список источников..................................................................... 69


Введение

Туризм полностью зависит от регулярности транспортных потоков, их скорости, безопасности, качества сервисных услуг, предоставляемых туристу во время его передвижения. Понимание основ взаимоотношений с транспортными компаниями, правил взаимодействия в вопросах обеспечения безопасности пассажиров и их имущества, обслуживания, использования соответствующих скидок и льгот при продажах имеет важное значение как для туристов, так и для организаторов путешествий.

Развитие туризма сдерживается тем, что транспортные системы в ряде стран не соответствуют мировым стандартам по удобству, эффективности и безопасности, а транспортные проекты в части строительства новых аэропортов, автомобильных и железных дорог требуют для своей реализации огромных инвестиций и времени. В этой связи, организация туристских потоков с использованием различных средств транспорта становится актуальной научной и практической задачей. Установление взаимосвязи между различными способами перемещения туристов позволяет повысить информативность туристских маршрутов, а также снизить время перемещения туристов между дестинациями.

Основная задача монографии заключается в раскрытии потенциала транспортного обслуживания туристов на основе анализа различных видов транспорта, выявлении их преимуществ, недостатков и взаимосвязей с учетом требований индустрии туризма. Монография разделена на шесть разделов, причем наибольшее внимание уделено авиационному транспорту, как наиболее востребованному и разнообразному способу обслуживания туристов.

В первой главе рассматриваются проблемы организации транспортного обслуживания в туризме. В частности, анализируются главные составляющие индустрии туризма, конкретизируется роль транспортного обслуживания, проводится комплексное исследование и сравнительный анализ видов транспорта, возможностей использования различных видов транспорта в туризме.

Вторая глава описывает проблемы организации обслуживания на авиационном транспорте. В материалах главы отражены основные возможности использования авиационного транспорта в индустрии туризма, обозначены главные принципы международного воздушного сообщения, дан развернутый анализ технических средств воздушного транспорта, которые в настоящее время применяются для транспортировки туристов.

В третьей главе рассмотрены принципы организации воздушных путешествий, в том числе, типы авиарейсов, структура международных авиаперевозок, выявлены основные особенности регулярных рейсов авиакомпаний мира, описаны принципы организации чартерных рейсов, конкретизированы особенности транзитных путешествий, а также рассмотрены принципы транспортного обеспечения индивидуальных путешествий.

Четвертая глава посвящена анализу способов разграничения воздушных перевозок, в рамках анализа сравниваются авиационные тарифы, классы обслуживания и классы бронирования на воздушном транспорте, проясняется роль низкобюджетных авиаперевозок. Развитием четвертой главы является пятая глава, в которой основное внимание уделено особенностям управления воздушным транспортом. Проводится исследование организации взаимодействия авиакомпаний и туристских фирм, рассматриваются требования по безопасности воздушного транспорта, также уделено внимание мировым альянсам авиакомпаний и вопросам правового регулирования их деятельности.

Шестая глава описывает невоздушные способы организации перемещения туристов. По-отдельности рассмотрены преимущества и недостатки железнодорожного транспорта, автобусных перевозок в индустрии туризма, а также организации водных перевозок. В рамках главы исследуются такие важные вопросы, как фрахт наземного транспорта, оказание специальных услуг по перемещению, размещению и др.

При подготовке монографии использовались материалы открытой печати, статистические данные официальных источников, а также материалы транспортных компаний, публикуемые на электронных и бумажных носителях. Автор благодарит своих коллег, высказавших ценные замечания и предложения по улучшению текста и конкретизации результатов исследования.


Транспортное обслуживание

Туризм не смог бы эффективно развиваться, достигнуть такого уровня разнообразия и распространения как сегодня, если бы у людей не было бы возможности перемещаться из одной точки в другую достаточно быстро и комфортно. Транспорт делает это возможным. Элементами транспортной составляющей в индустрии туризма являются: авиакомпании, железные дороги, автотранспортные предприятия, пароходства и предприятия водного транспорта.

Размещение

Туристам необходимы услуги по предоставлению места длительного или короткого пребывания в гостинице, кемпинге и др. для проживания или остановки в пути. Индустрия туризма способна удовлетворить любые предпочтения путешественника: от палатки на земле, каюты на трансатлантическом лайнере, до комфортабельного люкса в фешенебельном отеле. Элементами данной составляющей являются отели, базы отдыха и туризма, кемпинги, мотели и др.

Вспомогательные услуги

Большинство туристов на отдыхе предпочитают развлекаться, расслабляться, угощаться и вести активный образ жизни. Для этого необходима информация о достопримечательностях, развлечениях и возможных приключениях, которые доступны в тех местах, где они отдыхают. Для туристов важны также гостиничный сервис, шопинг, а для деловых людей – доступ к оргтехнике, возможность пригласить переводчика или секретаря. Для путешественников с детьми, домашними животными, а также для людей, которые имеют какие-то ограничения по состоянию здоровья, необходим специальный сервис и дополнительные услуги. Поэтому вспомогательными услугами, кроме информационных и организационных, являются, например, заказ определенного вида питания или инвалидного кресла для доставки пассажира на борт, сопровождение в полете и аэропорту пересадки детей без родителей, визовая поддержка, экскурсионное обслуживание и др.

Продажа

Продажа или реализация, как составляющая индустрии туризма, включает в себя:

1) рекламу и продвижение отдельных составляющих или туристского продукта в целом, приближение его к потребителю;

2) организацию потребительских и финансовых потоков;

3) поддержку и ответственность производителей туристского продукта, без которой функционирование остальных составляющих было бы не возможно.

В секторе продаж по специальным технологиям происходят информационные и организационные процессы, соединяющие отдельные услуги в комплекс – туристский продукт. Организация реализации туристских услуг – наиболее сложная и важнейшая задача индустрии туризма, требующая высокого профессионализма и специальных навыков.

При благоприятных обстоятельствах, незаметная для потребителей работа профессионалов по обеспечению качества комплекса предоставляемых услуг является определяющим процессом в индустрии туризма. Таким образом, продажа или реализация, с одной стороны, – важнейшая составляющая процесса организации и предоставления тур продукта, а с другой – необходимое условие и алгоритм функционирования индустрии туризма в целом.

Существует не меньше десятка показателей, который могут определять размер авиаперевозчика. Среди них: количество перевезённых пассажиров, суммарный перевезённый груз, количество авиалайнеров в лётном парке авиакомпании, количество рейсов и др. Ни одна авиакомпания мира не является лидером по всем перечисленным показателям.

По количеству перевезённых пассажиров международных рейсов лидирует ирландская авиакомпания-дискаунтер Ryanair, которая переместила по воздуху по всему миру в 2009 году более 65,2 млн. пассажиров. Более чем на треть отстала от неё немецкая авиакомпания Lufthansa (41,5 млн. пассажиров).

Среди авиакомпаний можно выделить публичные (общественные, т.е. регулируемые государством) и частные (приватизированные).

Крупнейшие авиакомпании мира, осуществляющие перевозки в национальном масштабе – это американские авиаперевозчики: в 2009 году Southwest Airlines перевезла в США более 101,3 млн. пассажиров, идущая на втором месте компания American Airlines – 66,2 млн. пассажиров.

По пассажиро-километрам на международных рейсах крупнейшими авиакомпаниями мира являются Emirates Airline и Lufthansa (118,3 млн. пассажиро-км по данным 2009г.). [16]

В Европе деятельность авиакомпаний во многом регулируется правительствами стран. В США и Великобритании, напротив, все авиакомпании приватизированы и являются частными. Авиакомпании Swiss, SAS (Скандинавские авиалинии) частично приватизированы, частично принадлежат государству.

Российские авиакомпании также имеют разнообразные формы собственности, но чаще всего это акционерные общества, частью пакетов акций которых владеют государственные, региональные или муниципальные власти. В большинстве стран государственные авиакомпании действуют под национальным флагом, однако размер общественного или частного сектора в сфере авиаперевозок зависит от правительства конкретной страны. Как правило, функционируют три основных типа авиакомпаний, выполняющих регулярные полеты по расписанию:

– национальные компании, совершающие рейсы по всей стране и за рубеж;

– региональные – авиакомпании, функционирующие в пределах одной страны;

– местные – небольшие авиакомпании, совершающие рейсы на короткие расстояния с небольших пригородных аэродромов.

Местные авиакомпании в основном эксплуатируют небольшие винтовые самолеты вместимостью до 40 пассажиров и осуществляют их доставку в аэропорты для последующей пересадки на рейсы крупных авиакомпаний.

Для эффективной деятельности авиакомпании необходимо учитывать основные факторы современного предпринимательства, обеспечивающие успех на современном рынке авиаперевозок. Такими факторами являются:

– создание оптимальной маршрутной сети авиалиний и выделение стратегически важных маршрутов для компании;

– вступление в международные союзы авиакомпаний;

– совершенствование глобальных компьютерных систем бронирования;

– развитие системы продвижения и сбыта перевозки посредством расширения кооперации с туристскими предприятиями;

– повышение качества предоставляемых услуг;

– создание и поддержание корпоративной культуры и имиджа авиакомпании.

Британская компания Business Traveler уже около 20 лет проводит один из самых престижных конкурсов среди авиакомпаний мира на звание лучшей авиакомпании года в нескольких номинациях. Его основа – данные опроса тысячи часто летающих бизнесменов. Запрашивается мнение респондентов об удобстве расписания, пунктуальности вылета, уровне безопасности, разветвленности сети маршрутов, отношении респондентов к таким критериям, как «стоимость и комфорт», «скидки для часто летающих пассажиров», «уровень подготовки персонала авиакомпании», «меню в полете». Учитывается также мнение о скорости оформления и регистрации билетов, приема багажа и прохождения таможенного и паспортного контроля. На протяжении нескольких лет в список лучших авиакомпаний мира традиционно входят:

– лучшие по общему впечатлению: British Airways и Virgin Atlantic, Singapore Airlines, KLM и некоторые другие;

– лучшие на дальних перевозках: Virgin Atlantic, British Airways, Singapore Airlines, Cathay Pacific, Qantas;

– лучшие по обслуживанию в первом и бизнес-классе: Virgin Atlantic, British Airways, Singapore Airlines, Emirates, Cathay Pacific;

– лучшие по обслуживанию в экономическом классе: Virgin Atlantic, Emirates, British Airways, Swiss, Singapore Airlines;

– лучшие программы поощрения часто летающих пассажиров: British Airways, American Airlines, Virgin Atlantic, Swiss, KLM.

В последние годы на рынке авиаперевозок серьезные позиции заняли арабские авиакомпании Etihad Airways и Qatar Airways, которые постоянно занимают первые строки рейтингов авиакомпаний в различных номинациях.

Пассажирам ведущих авиакомпаний на борту авиалайнера, помимо разнообразных блюд и напитков, предлагается множество различных услуг: от специальной повязки для глаз, предохраняющей от света, пледа и тапочек, до крохотного тюбика зубной пасты и щетки, набора пуговиц и иголок, бесплатных сувениров на память, а также широкий выбор журналов, газет, книг, радио- и видеопрограмм. Место авиакомпании на рынке авиаперевозок характеризуется следующими показателями:

– частотой и дальностью полетов;

– соответствием уровня сервиса классу салона;

– количеством и удобством предлагаемых тарифов;

– точностью выполнения рейсов;

– мотивационными программами;

– внутренним оборудованием авиалайнеров и др.

Данные количественные и качественные показатели определяют устойчивость авиакомпании на рынке авиа индустрии, ее рентабельность и спрос на предлагаемый сервис.

Сегодня для рынка авиаперевозок характерна сильная конкуренция среди авиаперевозчиков. Один маршрут, как правило, обслуживают сразу несколько авиакомпаний. Например, маршрут Москва – Нью-Йорк или Москва – Чикаго с пересадкой в одном из аэропортов Европы выполняют несколько ведущих авиаперевозчиков мира (KLM, Lufthansa, Finnаir, Air France, Swiss, Iberia, LOT, Alitalia, Malev и др.). При этом ценовая политика авиакомпаний может значительно отличаться.

Авиакомпании предлагают различные по цене тарифы с определенными условиями (продажи, срока действия, обмена, возврата и др.). Не смотря на то, что, в большинстве случаев определяющим фактором является цена билета, на выбор маршрута и авиакомпании пассажиром влияют также следующие данные о перелете:

– удобство расписания и продолжительность транзита (пересадки на стыковочный рейс);

– пунктуальность авиакомпании;

– продолжительность полета;

– качество предоставляемых услуг (имидж авиакомпании);

– предоставление дополнительных услуг (внедрение новых видов сервиса).

Пассажиру необходимо выбрать для себя наиболее подходящий вариант: приобрести авиабилет по наиболее привлекательной цене с удобным расписанием и максимальными правами на перевозку, т.е. с минимальными ограничениями по тарифу.

Авиационные тарифы

Цена авиабилета складывается из авиационного тарифа, налогов аэропортов и сервисных сборов.

Авиационный тариф – это стоимость авиаперевозки из пункта отправления в пункт назначения и права пассажира по данному тарифу.

Налоги аэропортов – это сборы, которые авиакомпании выплачивают аэропортам за предоставление соответствующей инфраструктуры: взлетно-посадочной полосы, стоянки для авиалайнеров, проведение технических осмотров и контроля, заправку, обслуживание на стоянке, услуги наземных служб аэропорта, услуги по проведению специальных процедур контроля и досмотра пассажиров в аэропорту, погрузку-выгрузку и контроль багажа и др.

В настоящее время налоги аэропортов могут составлять в структуре цены авиабилета до 60%.

Сервисные сборы взимаются с пассажира за оформление (бронирование и выписку) авиабилета при внесении изменений и возврате. Дополнительно могут взиматься топливные и другие сборы.

При приобретении авиабилета бронирование проводится бесплатно и не обязывает пассажира в дальнейшем приобретать забронированный билет. В этом случае авиакомпания или авиа агент вправе ожидать ответной вежливости от пассажира: аннулирования заказа.

Авиационные тарифы подразделяются на опубликованные, конфиденциальные, нормальные и специальные.

Опубликованные тарифы – это тарифы открытого доступа, размещенные в системах бронирования, справочниках, доступных всем изданиях и Интернете. Опубликованные тарифы называют тарифами IATA, потому что они согласовываются и утверждаются IATA, являются одинаковыми для всех авиакомпаний по соответствующим направлениям и служат основой для расчетов между авиакомпаниями.

Конфиденциальные – закрытые тарифы, которые разрабатываются авиакомпаниями на определенные сроки по строгим правилам, публикуются только в собственных системах бронирования и доступны дистрибьютерам компании (авиа агентам).

Нормальные тарифы – тарифы с максимальным разрешением по всем параметрам.

Специальные тарифы – разработанные авиакомпаниями на определенные сроки действия тарифы с ограничениями и запретами, а также для определенных групп пассажиров (студентов, моряков, молодежи, детей, граждан определенной страны и др.). Права по перевозке по специальным тарифам не могут быть переданы другим авиакомпаниям.

Существуют также нормальные и специальные тарифы IATA, которые публикуются в открытых справочниках и являются, таким образом, опубликованными. Именно нормальные опубликованные тарифы используются для расчетов между авиакомпаниями.

Основные составляющие (параметры) авиационного тарифа:

1) срок действия, условия применения по датам и рейсам;

2) min stay – минимальный срок, который пассажир обязан провести в конечном пункте своего маршрута до продолжения полета в обратном направлении: правило выходного дня (Sunday Return Rule) или ограниченное количество дней, 2 или 3. Правило выходного дня ограничивает минимальное время пребывания в пункте назначения первым воскресеньем после прибытия в дестинацию, т.е. ночь с субботы на воскресенье пассажир должен провести в пункте назначения;

3) мax stay – максимальный возможный срок пребывания, срок действия авиабилета (от 1 недели до 1 года);

4) refund – правила полного или частичного возврата стоимости авиабилета до или после вылета (на обратном пути);

5) rebooking – правила изменения даты вылета и смены рейса до или после вылета (на обратном пути);

6) upgrade – правила перехода к более высокому (более дорогому) тарифу;

7) open date – возможность оформления перевозки с открытой, не фиксированной датой обратного перелета;

8) no show – действительность билета в случае опоздания или неявки на рейс: билет может быть аннулирован полностью, без возможности восстановления или (для высоких, т.е. дорогих тарифов) восстановлен за штраф, или бесплатно;

9) discounts – скидки для детей до 2-х лет и от 2-х до12-ти;

10) unaccompanied minors – возраст и условия транспортировки детей без сопровождения родителей.

Существуют специальные тарифы для студентов, преподавателей и молодежи, – годовые, с гибкими правилами обмена даты (STAR travel). Однако если студентам и преподавателям необходимо краткосрочное путешествие, то оптимальным вариантом будет бронирование билета по строгим специальным краткосрочным тарифам, которые значительно дешевле.

Правила тарифов, требования к документам пассажира при перевозке детей без сопровождения необходимо уточнять в авиакомпании или в специализированном агентстве.

Железнодорожный транспорт

Среди наземных средств передвижения наибольший интерес для целей туризма представляет применение железнодорожного и автомобильного транспорта. Железнодорожный туризм – путешествие, совершаемое по железной дороге на специализированном железнодорожном транспортном средстве физическими лицами с продолжительностью от 24 часов до 1 года, либо меньше 24 часов, но с ночевкой, в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, религиозных и других целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью. В нашей стране взаимоотношения туроператоров и железных дорог обычно строятся по трем возможным схемам.

Первый вариант – продажа железнодорожных билетов в офисе туроператора. Вторая схема взаимоотношений оператора и железных дорог – бронирование железнодорожных билетов для групп туристов через железнодорожные кассы. В случае планового группового заезда (особенно на пиковые даты) оператор заблаговременно обеспечивает наличие мест для своих клиентов.

Не менее распространенная и наиболее приемлемая для туроперрейтинга форма взаимодействия с железными дорогами – организация туристических поездов и вагонов. Эта форма сотрудничества основывается на подписании между туроператором и пассажирским управлением железной дороги договора, по которому в пользование оператора предоставляется либо отдельный вагон (вагоны), либо пассажирский состав для совершения перевозки по договоренному маршруту за определенную плату. Фрахтование вагонов возможно следующим образом:

– прицепные вагоны, – оплаченные оператором вагоны цепляют к составам, ходящим по расписанию. Например, прицепные вагоны «Ростов – Прага» сначала цепляют к скорому поезду «Адлер – Брест», а далее, к скорому «Москва – Прага». В этом случае время нахождения вагонов в пути, а также длительность стыковочной стоянки (в данном случае в Бресте) зависят от расписания движения регулярных поездов;

– туристические поезда, в этом случае оператор самостоятельно фрахтует целый состав; по договоренности с управлением железной дороги утверждается маршрут и расписание движения самостоятельного поезда.

Организация туристических поездов позволяет туроператору в случае наличия возможностей железной дороги, устанавливать расписание движения поезда, максимально соответствующее целям тура (например, более быстрая доставка пассажиров, предпочтительные ночные переезды, сокращенные стоянки в транзитных пунктах и, наоборот, более длительные стоянки в городах, посещение которых входит в тур-пакет).

Организация прицепных вагонов и турпоездов является более выгодной, чем бронирование групповых поездок на регулярных поездах, формой сотрудничества железных дорог и туроператоров. Крупные туроператоры имеют рыночные и организационные возможности продажи максимального количества путевок, планируют туры на пиковые даты (когда проблемы приобретения железнодорожных билетов наиболее остры), а также разрабатывают маршруты, доставка пассажиров по которым невозможна из-за отсутствия регулярного железнодорожного сообщения.

Кроме того, в случае фрахтования вагона или состава целиком, средняя стоимость плацкарты по утвержденному маршруту будет значительно ниже аналогичного тарифа, применяемого на регулярных поездах. Перевозка пассажиров рейсовыми поездами постоянного сообщения осуществляется в том случае, когда туристская фирма не имеет необходимости перевозить большое количество туристов.

В России, туристские фирмы обращаются к предприятию «РЖД» (Российские железные дороги) с письменным заявлением установленного образца о выделении необходимого количества проездных документов на регулярный рейсовый поезд. Резервирование мест для организованных групп осуществляется на основании заявки, где указываются: полное наименование организации заказчика, его адрес, реквизиты банка, дата выезда, тип вагона и др. Заявка должна быть подписана руководителем туристской организации, главным бухгалтером и заверена печатью учреждения.

Заявление на перевозку группы детей школьного возраста заверяет подписью директор школы, в которой обучаются дети, или заведующий районным отделом образования, или руководитель предприятия-организатора поездки. Заявка подается в кассу железнодорожного вокзала для групповых заказов и регистрируется у старшего кассира.

Оплата за услуги по резервированию мест вносится наличными деньгами в день заказа за каждое забронированное место независимо от того, какое количество мест будет фактически выкуплено. При возврате приобретенных организациями по предварительным заявкам проездных документов (билетов) в железнодорожные билетные кассы менее чем за семь суток до отправления поезда и не позднее, чем за трое суток до отправления поезда, собственнику билета возвращается полностью стоимость билета и плацкарты, а при возврате таких проездных документов позже, чем за трое суток до отправления поезда, стоимость плацкарты удерживается полностью.

Если возврат происходит менее чем за трое суток, но не позднее, чем за 3 часа после отправления поезда, возвращается только стоимость билета.

Наиболее сложным по организации и, вместе с тем, наиболее насыщенным и разнообразным по количеству и качеству предоставляемых услуг является путешествие на туристском экскурсионном поезде дальнего следования.

При организации специальных железнодорожных туров между железной дорогой и туристской фирмой заключается договор на выделение поездов и вагонов. Предметом соглашения является предоставление арендатору (туристской фирме) специального поезда на определенное количество мест. В общее количество мест включаются места для дирекции туристического поезда, поездной бригады и работников вагонов-ресторанов.

В договоре определяется порядок сдачи-приема поезда. Передача поезда арендатору и его возвращение осуществляется на основе акта. Оговариваются стоимость аренды и порядок расчетов. При оформлении перевозок туристов в арендованных вагонах взимается плата: за аренду по ставкам, установленным администрацией железной дороги; стоимость проезда по фактическому количеству туристов, но не менее количества мест в вагоне по тарифам, соответствующим виду пассажирского поезда; стоимость перевозки багажа.

В арендную плату, также, входит оплата постельного белья из расчета одного комплекта на туриста на 7 дней, стоимость холостого (нулевого) пробега, стоимость отстоя поезда на специально оборудованных путях, стоимость 3-4 разового питания и другие расходы. К сумме чистой арендной платы добавляется сумма установленной (объявленной) нормы прибыли.

В случае отказа арендатора от аренды после подписания договора за 20 дней до его отправления, заказчик оплачивает неустойку в процентном отношении от суммы аренды. Если железная дорога отказывает арендатору в выполнении договора, оплачивается неустойка в пользу заказчика.

В договоре аренды специализированного туристского поезда оговариваются:

– маршрут поездки и пункты остановок;

– сроки путешествия с указанием дат и продолжительности остановок в каждом пункте маршрута;

– количество вагонов-ресторанов;

– предоставление услуг в пути (напитки, чайная продукция, завтраки в купе и др.).

В штате туристско-экскурсионного поезда дальнего следования, кроме обслуживающих поездных бригад, предусматриваются: директор туристского поезда (руководитель маршрута), инструктор-методист по туризму, культ-организатор, аккомпаниатор, врач и др.

В вагонах для путешественников размещается следующая справочная информация: расписание движения туристского поезда, фамилии и имена директора, инструктора-методиста, врача, номер вагона-ресторана, в котором туристы питаются, время приема пищи, расписание культурных мероприятий и др. На специальных пунктах отстоя туристских поездов должны быть следующие виды обустройства:

– освещение всей территории;

– радиофикация, электронные навесные часы;

– телефоны;

– площадка для стоянки автобусов;

– туалеты, умывальники, комнаты отдыха туристов, бытовые комнаты;

– устройства для заправки вагонов водой, топливом, зарядки аккумуляторных батарей;

– устройства для сбора и удаления мусора.

Экскурсионное обслуживание осуществляется местными туристскими организациями. Как правило, во время путешествия по железной дороге группы туристов сопровождает представитель туристской фирмы (руководитель туристской группы).

Группа собирается в заранее обусловленное время, чаще всего возле указанного вагона. Перед началом маршрута руководитель группы обязан:

– детально ознакомиться с программой обслуживания в каждом пункте маршрута, правилами и порядком проезда, с калькуляцией стоимости услуг, которые должны быть предоставлены туристу;

– проверить наличие резервированных мест, правильность оформления комиссионных сборов в пунктах пересадки и обратного выезда, оплаты в местах размещения, питания и экскурсионного обслуживания туристов.

Руководитель группы должен иметь:

– план-задание к наряду с указанием всех реквизитов группы: № группы, маршрута, тура, путевок, количества человек в группе; сроки обслуживания, наименование, телефон и адрес организации, купившей путевку (или данные туристов-индивидуалов). План-задание к наряду оформляется менеджером или методистом туристской фирмы и, заверенное его подписью, выдается руководителю туристскойгруппы;

– памятку руководителя туристской группы;

– копию калькуляции принимающего бюро путешествий (турфирмы);

– копию расчета стоимости путевки;

– список туристов;

– доверенность на обслуживание туристов, выписанную на его имя в принимающую турфирму (бюро);

– бланк отчета;

– бланк отзыва туристов о маршруте.

Перед началом поездки руководитель группы обязан:

– проверить список туристов и наличие необходимых документов на маршруте, убедиться в соответствии числа туристов количеству закупленных мест;

– проверить наличие у туристов путевок и документов, удостоверяющих личность (у групп учащихся школ, училищ – заверенного списка, участников путешествия);

– представиться туристам, ознакомить их с маршрутом следования, программой и содержанием поездки.

Руководитель обязан провести с туристами инструктаж о правилах проезда в железнодорожном транспорте, правилах соблюдения личной безопасности в поездке и на остановках.

Существуют однодневные и непродолжительные многодневные туры. Однодневные туры начинаются утром и заканчиваются вечером того же дня. Например, поезда «Здоровье», «Грибник», «Лыжник», «Ягодник» и др. – это однодневные маршруты с оздоровительными или спортивными целями. Также к числу таких маршрутов относятся и культурно-просветительные, например, вывоз жителей сельских местностей в города для посещения театров, кино, выставок, ярмарок и др.

Непродолжительные, 2-3-х дневные железнодорожные туры, когда пассажиры проживают в отдельном купе, традиционно составляются с таким расчетом, чтобы ночью, когда все спят, поезд находился в пути. Днем туристы обычно участвуют в запланированных экскурсионных мероприятиях. Особой популярностью пользуется железнодорожный приграничный туризм с Финляндией. Сейчас в Хельсинки можно доехать тремя фирменными скорыми поездами: «Лев Толстой» (из Москвы), «Репин» и «Сибелиус» (из Санкт-Петербурга).

Отечественные поезда «Лев Толстой» и «Репин» сформированы из вагонов 1-го и 2-го классов (двухместные «СВ» и четырехместные купейные).

Большим достоинством путешествий на данных поездах является их точное следование по расписанию, высокий уровень комфорта, выезд из центра одного города и прибытие в центр другого, а также проведение таможенного досмотра во время движения.

При организации многодневных туров, в зависимости от маршрута и экскурсионной программы, туристы часто находятся в пути и в дневное время. Как показывает практика, чтобы путешественники не утомлялись, безостановочно между двумя пунктами туристский поезд должен находиться в пути не более полутора суток. Продолжительные дневные переходы планируются, как правило, в тех случаях, когда по пути следования открываются интересные виды и ландшафты. В отдельных случаях, предполагаются кратковременные «зеленые стоянки» непосредственно в лесу или в горах, на берегу моря или большого озера.

Например, на Американском континенте, по популярности лидируют три продолжительных маршрута: «Транс-Канада» (10 суток), «Транс-Америка» (12 суток), «Транс-Атлантика» (12 суток).

Сеть высокоскоростных железных дорог соединяет многие европейские страны: Вену – с Венецией, Цюрихом и Гамбургом, Лондон –с Парижем и Брюсселем. Кроме того, национальные высокоскоростные поезда курсируют во Франции, Швейцарии, Испании, Германии, Японии. Перечисленные маршруты пользуются популярностью у в


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.