Принцип неприменения силы и угрозы силой — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Принцип неприменения силы и угрозы силой

2017-11-28 528
Принцип неприменения силы и угрозы силой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этот принцип, изло­женный в п. 4 ст. 2 Устава ООН и имеющий одновременно силу обычноправовой нормы, новелла современного международного права. Ранее действовавший со времени Лиги Наций принцип ненапа­дения имел существенно иное содержание.

Основные положения этого принципа, согласно Декларации о принципах международного права 1970 г., предусматривают следую­щее.

Каждое государство обязано воздерживаться в своих международ­ных отношениях от угрозы силой или ее применения:

Ø как против тер­риториальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Такая угроза силой или ее применение являются на­рушением международного права и Устава ООН, они никогда не должны применяться в качестве средства урегулирования международных проблем;

Ø с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения меж­дународных споров, в том числе территориальных споров, и вопросов, касающихся государственных границ;

Ø с целью нарушения международных демаркационных линий, таких, как линии перемирия, установленных или соответствующих международному соглашению, стороной которо­го является данное государство или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании;

Ø агрессивная война составляет преступление против мира, за кото­рое предусматривается ответственность в соответствии с международным правом;

Ø государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий [17], связан­ных с применением силы;

Ø территория государства не может быть объектом военной оккупа­ции, являющейся результатом применения силы в нарушение положе­ний Устава ООН;

Ø территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Такие территориальные приобретения не должны признаваться законными.

Нарушением данного принципа являются также блокада портов или берегов государства, любые насильственные действия, препятствующие народам осуществлять право на самоопределение. Согласно утвердившемуся в доктрине и практике мнению применение силы в нарушение данного принципа рассматривается как агрессия. Самый опасный вид агрессии – агрессивная война – объявляется в Декларации 1970 г. преступлением против мира.

14 декабря 1974 года Генеральная Ассамблея ООН приняла без голосования определение агрессии. К ней относится ряд действий государств, представляющих наиболее серьезные и типичные акты применения вооруженной силы, при­чем они квалифицируются как агрессия в том случае, если ка­кое-либо государство совершило их первым (принцип первенст­ва). Отступления от принципа первенства возможны, если Совет Безопасности ООН признает, что какие-либо действия в силу тех или иных обстоятельств, в том числе отсутствия серьезных по­следствий, не являются актами агрессии. Совету Безопасности принадлежит исключительное право выносить юридически значи­мое, общеобязательное решение о том, был или не был совершен акт агрессии. К таким актам он может отнести и действия, кото­рые не предусмотрены в определении.

В ряде случаев сферы действия принципа неприменения си­лы и принципа невмешательства совпадают. Так, военная интер­венция нарушает оба принципа.

Запрещено как прямое применение силы (например, вторже­ние регулярной армии одного государства на территорию другого, военная оккупация и т. п.), так и косвенное засылка на терри­торию другого государства вооруженных банд, наемников, оказание помощи одной из сторон в гражданской войне, участие в гражданской войне, организация террористических актов на территории другого государства и т. д. Недопустимым считается также осуществление иных силовых актов, неимеющих военного характера (например, действия, посягающие на экономическую безопасность государства).

 

Однако ничто в вышеприведенных положениях не должно истол­ковываться как расширяющее или ограничивающее каким-либо обра­зом масштабы действия положений Устава ООН, затрагивающих слу­чаи, при которых применение силы является законным, в частности (гл.7 Устава ООН):

1. в целях самообороны (ст.51) при вооруженном нападении на государство. При этом прямо исключено применение вооруженной силы против государства в случае принятия им мер политического либо экономического характера. В подобных ситуациях, даже если налицо угроза нападения, государство может прибегнуть к ответным мерам лишь при соблюдении принципа соразмерности: не допускается применение ответных шагов, превышающих изначальные действия;

2. по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст.42).

 

Таким образом, в лице ООН с учетом ее целей, функций и полно­мочий создана система коллективной международной безопасности, основанная на идее применения вооруженных сил «не иначе, как в общих интересах», исключительно для поддержания международного мира и только по решению ООН.

Принимать такие решения правомочен Совет Безопасности, на который государства-члены (практически все государства мира), воз­ложили «главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности» (ст. 24 Устава) и согласились «подчиняться ре­шениям Совета Безопасности и выполнять их» (ст. 25 Устава).

Совет Безопасности призван определять «существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии» и решать «какие меры следует предпринять», не связанные с использованием вооруженных сил или с использованием таковых, для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 39 Ус­тава).

В Совете Безопасности действует принцип единогласия великих держав постоянных его членов, иначе говоря, право вето каждого из них при принятии решений, кроме процедурных. Политико-юридичес­ки это означает, что решение Совета о принудительных мерах против постоянного его члена не может быть принято.

Следовательно, законное использование вооруженных сил возмож­но только и исключительно по решению ООН в лице Совета Безопас­ности в общих интересах международного сообщества государств, а также в случае законной самообороны.

Однако в реальной международной действительности такой право­порядок существенно нарушается, свидетельством чему явились десят­ки вооруженных межгосударственных конфликтов в период после Вто­рой мировой войны. В связи с этим получили хождение концепции неэффективности ООН и разного рода проекты ее реформы.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.