Система межсессионной и промежуточной аттестаций — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Система межсессионной и промежуточной аттестаций

2017-11-28 382
Система межсессионной и промежуточной аттестаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе преподавания курса регулярно используются формы текущего контроля: контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, рейтинговое оценивание, - по результатам которых осуществляется промежуточная аттестация достижений студента.

Содержание контрольных мероприятий представлено в виде теста в практикуме (с.179-193).

Темы коллоквиумов

1. Своеобразие реализации содержания ФГОС НОО и Примерной программы в вариативных пропедевтических курсах «Окружающий мир».

2. Особенности построения учебных пособий по естествознанию и обществоведению для начальной школы. Технология работы с учебной литературой в курсе «Окружающий мир».

3. Содержание предшкольной естественнонаучной и обществоведческой подготовки ребенка.

4. Технология разработки конспектов и проведения разнообразных занятий по курсу «Окружающий мир».

5. Пути активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе их ознакомления с окружающим миром (методы, средства).

6. Методика формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

7. История методики преподавания естествознания и обществоведения (истории) в русской школе.

Примерная тематика рефератов

1. Историко-обществоведческий компонент современных вариативных программ «Окружающий мир».

2. Экскурс в историю становления предметных уроков в российской школе.

3. Использование драматизации и театрализованных игр в процессе преподавания обществознания в начальной школе.

4. Особенности проведения физкультурных минуток на уроках «Окружающий мир».

5. Возможности проблемного (проектного) обучения детей естествознанию (обществознанию) в начальной школе.

6. Обучение младших школьников в малых группах сотрудничества в курсе «Окружающий мир».

7. Валеологический подход к изучению предмета «Окружающий мир» в школе М.Монтессори.

8. Системы оценивания учебных достижений младших школьников в курсе «Окружающий мир».

9. Обучение младших школьников технологии преодоления конфликтных ситуаций в курсе «Окружающий мир».

10. Развитие пространственно-временных представлений предшкольников и учащихся начальных классов в процессе их ознакомления с миром.

11. Многообразие способов познания окружающего мира в современных вариативных программах.

12. Возможности применения «ТРИЗ - педагогики» в процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром.

13. Особенности применения технологии диалога культур в процессе ознакомления младших школьников с обществоведческим материалом.

14. Холистический подход в обучении младших школьников естествознанию (школа Дж.Хассарда).

Межсессионная аттестация (итоговый контроль) осуществляется в форме экзамена.

Вопросы к экзамену

1. Методологический статус методики обучения предмету «Окружающий мир».

2. Преподавание естествознания в русской школе ХVIII в. (В.Ф.Зуев). Своеобразие преломления нововведений того периода в современности.

3. Экскурс в историю становления предметных уроков в российской школе. Методика организации и проведения предметных уроков, уроков-исследований.

4. Литературный подход в изучении окружающего мира (В.Ф.Зуев, К.Д.Ушинский, Д.И.Тихомиров, В.П.Вахтеров, Н.Я.Дмитриева, О.Н.Федотова и т.д.). Синхронный принцип в оснащении УМК «Окружающий мир».

5. Становление экскурсионно-краеведческого школьного дела в России. Методика современной экскурсионно-краеведческой работы с младшими школьниками. Специфика построения краеведческих программ (на примере изучения москвоведения).

6. Особенности реализации «биологического метода» в современных вариативных программах «Окружающий мир».

7. Разнообразие взглядов на преподавание естествознания на переломе эпох (Д.И.Тихомиров, В.П.Вахтеров, И.И.Полянский, Д.Н.Кайгородов и др.) и их преломление в современной методике обучения предмету «Окружающий мир».

8. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Отдел естествознания в помещении для начальной школы. Уголок живой природы: его значение в преподавании естествознания, оборудование. Возможности использования новых педагогических технологий в процессе работы.

9. Формирование элементов научного мировоззрения на уроках по курсу «Окружающий мир». Многообразие способов познания ребенком окружающего мира и специфика ознакомления с ними в вариативных программах. Развитие поисковых способностей младших школьников в процессе их ознакомления с окружающей действительностью.

10. Содержание, принципы отбора и расположения учебного материала по курсу «Окружающий мир»: сравнительный анализ в соответствии с ФГОС 1998 г., I и II поколения.

11. Методика формирования и развития у младших школьников природоведческих (естественнонаучных, обществоведческих) представлений и понятий (показать на конкретных примерах). Составление урока по принципу «понятийной грозди».

12. Методика ознакомления младших школьников с историческим материалом. Сравнение существующих подходов (на примере 2-3 программ).

13. Реализация «предметного метода» в современных вариативных программах «Окружающий мир». Специфика проведения уроков с ИКТ.

14. Виды практических методов обучения «Окружающему миру», их характеристика. Методика практических работ в классе (показать на конкретных примерах).

15. Методика работы с картографическими пособиями в младших классах. Виды практических работ по плану, карте и глобусу (привести пример из конкретного урока). Специфика работы над данной темой в различных программах.

16. Система организационных форм обучения предмету «Окружающий мир». Разнообразие форм внеурочной естественнонаучной деятельности (Интернет-клуб, факультативы и т.д.), методика их организации и проведения.

17. Типология современных уроков «Окружающий мир». Сравнение традиционной и «дробной» структуры занятия. Особенности реализации технологии проблемно-диалогического обучения (проиллюстрируйте на конкретных примерах).

18. Методика проведения комбинированных уроков «Окружающий мир» (показать на конкретных примерах). Возможности использования в процессе работы новых педагогических технологий.

19. Методика проведения вводных, контрольных и обобщающих уроков «Окружающий мир» (показать на конкретном примере). Многообразие нестандартных уроков. Возможности использования в процессе работы новых педагогических технологий.

20. Роль учебно-опытного участка в освоении учащимися начальных классов содержания курса «Окружающий мир» (обустройство, методика работы по классам). Возможности использования в процессе работы новых педагогических технологий.

21. Формирование экологической культуры у младших школьников в процессе обучения естествознанию. Понятие «биосферной этики» (сравните специфику подхода к подаче экологического материала в различных курсах).

22. Особенности ознакомления младших школьников с окружающим миром в системе развивающего обучения (сравнение программ Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, Е.Н.Букваревой, Е.В.Чудиновой). Специфика организации и проведения уроков.

23. Разработать конспект урока по теме (по выбору преподавателя) курса «Окружающий мир» (А.А.Плешаков; З.А.Клепинина, Н.И.Ворожейкина; А.А.Вахрушев и др.; О.Т.Поглазова; Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов; О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов; Е.В.Саплина, В.И.Сивоглазов, А.И.Саплин; Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков; Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева). Проведите аналогию с вариантами подачи темы в других программах.

Темы курсовых работ

1. Возможность проведения младшими школьниками опытно - экспериментальной естественнонаучной работы в домашних условиях.

2. Развитие познавательного интереса у учащихся посредством организации и проведения экскурсий в биологические музеи города Москвы.

3. Система наблюдений за природой как способ развития познавательного интереса учащихся 1-4 классов.

4. Методика создания с младшими школьниками экологических троп.

5. Влияние применения учебной дискуссии на степень усвоения младшими школьниками обществоведческого материала.

6. Специфика применения средств наглядности в процессе ознакомления младших школьников с историей Отечества (цивилизаций).

7. Возможности использования краеведческого материала в пропедевтическом курсе «Окружающий мир».

8. Место нестандартных уроков в процессе ознакомления учащихся с обществоведением (естествознанием, социологией, историей, основами безопасности жизнедеятельности, экономикой) (по выбору).

9. Возможности использования новых педагогических технологий в процессе ознакомления младших школьников с обществоведческим материалом.

10. Преемственность в экологическом воспитании дошкольников и младших школьников в рамках теории решения изобретательских задач.

11. Специфика профориентационной работы в современных вариативных пропедевтических программах «Окружающий мир».

12. Возможности применения современных педагогических технологий в процессе экологического образования учащихся классов раннего развития.

Тематика дипломных работ

1. Формирование у младших школьников представлений о здоровом образе

жизни в современных вариативных программах «Окружающий мир».

2. Влияние междисциплинарных связей на процесс формирования целостной картины мира у учащихся начальной школы и классов раннего развития.

3. Возможности использования малых фольклорных форм (занимательности) как средства активизации познавательной деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир».

4. Преемственность в формировании естественнонаучной картины мира у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

5. Развитие творческих способностей младших школьников в современных вариативных программах «Окружающий мир».

6. Использование проблемно-диалогового обучения естествознанию (обществоведению) как средства развития личности младших школьников.

7. Развитие исследовательских способностей учащихся начальных классов в процессе проектной (опытной) естественнонаучной работы.

8. Формирование у младших школьников навыков учебной деятельности (самоконтроля, универсальных учебных действий) в современных вариативных программах «Окружающий мир» (по выбору).

9. Специфика формирования экологического сознания учащихся в пропедевтическом курсе «Окружающий мир».

10. Педагогические условия социализации личности младших школьников в курсе «Окружающий мир».

11. Возможности использования компьютерных технологий в процессе ознакомления учащихся начальных классов с окружающим миром.

12. Педагогические условия эффективной реализации краеведческого принципа в современных вариативных программах «Окружающий мир».


Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики и психологии образования

Наименование дисциплины / курса Уровень образования Статус дисциплины в рабочем учебном плане Количество зачетных единиц Форма отчетности Курс, семестр
Методика обучения предмету «Окружающий мир» бакалавриат Б3 - Цикл профессиональных дисциплин. Вариативная часть 5 Экзамен 4 курс, 8 семестр ПОБ НАЧА-к-д
Смежные дисциплины по учебному плану:
«Естествознание (землеведение, ботаника, зоология, экология)», «Естественнонаучная картина мира», «Обществознание», «Безопасность жизнедеятельности», «Педагогика», «Психология».
ВВОДНЫЙ БЛОК (проверка сформированности компетенций)
Тема или задание текущей аттестационной работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Минимальное / максимальное количество баллов
Тестирование на проверку остаточных знаний и выявление степени сформированности в ПК компетенций в области методики обучения младших школьников предмету «Окружающий мир» (7 семестр). Тест Аудиторная      
Итого:    
БАЗОВЫЙ БЛОК (проверка сформированности компетенций)  
Тема или задание текущей аттестационной работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Минимальное/ максимальное количество баллов  
Посещение лекций и практических занятий Отметка в журнале Аудиторная      
Работа на семинарах (выполнение самостоятельной работы по опережающим заданиям к каждому семинару) Устный опрос, дискуссия, балльно-рейтинговая оценка Аудиторная      
Написание конспектов, разработка презентаций Проверка выполнения, анализ работ, дискуссия, балльно-рейтинговая оценка Внеаудиторная, аудиторная      
Проигрывание уроков по курсу «Окружающий мир» в аудиторных условиях Демонстрация, обсуждение, балльно-рейтинговая оценка Аудиторная      
Контрольные работы Тест, балльно-рейтинговая оценка Аудиторная      
Реферат по персоналиям, реферирование публикаций по современным тенденциям в развитии методики обучения младших школьников «Окружающему миру» Доклад с презентацией, балльно-рейтинговая оценка Аудиторная      
Итого:      
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК  
Тема или задание текущей аттестационной работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Минимальное / максимальное количество баллов  
Коллоквиум Устный опрос, балльно-рейтинговая оценка Аудиторная      
Комплексный тест по тематике курса Тест Аудиторная      
Участие в мероприятиях естественнонаучной (обществоведческой) направленности с учащимися младших классов Отметка в журнале Внеаудиторная      
Методическая копилка Проверка выполнения, обсуждение, балльно-рейтинговая оценка Аудиторная      
Итого:      
ВСЕГО:      
                 

Примечания: работа, выполненная менее чем на 30 %, считается неудовлетворительной и оценивается в 0 баллов.

Необходимый минимум для допуска к межсессионной аттестации 15 баллов.

Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 31 балл

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на семинарах по уважительной причине:

устное собеседование с преподавателем по пропущенным темам; выполнение несделанных письменных работ (при этом дополнительно к обозначенным ранее темам уроков обязательно задание по написанию конспекта занятия аналогичного структурного ряда); отработка одного из заданий дополнительного модуля на усмотрение преподавателя.

Форма промежуточной аттестации: зачет.

Оценка промежуточной аттестации выставляется по итогам текущей аттестации.

ФИО преподавателя: Козина Елена Федоровна.

Утверждено на заседании кафедры естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе ИППО ГБОУ ВПО МГПУ 17.01.2013 г.

Протокол №5

Зав. кафедрой __________________ М.С.Смирнова


[1] Количество часов дано без учета лабораторных работ, проводимых факультативно.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.