Экскурс в историю развития методики обучения предмету «Окружающий мир». — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Экскурс в историю развития методики обучения предмету «Окружающий мир».

2017-11-28 1036
Экскурс в историю развития методики обучения предмету «Окружающий мир». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные вехи в развитииметодики обучения предмету «Окружающий мир» (естествоведческий блок). Зарождение методики, донаучный период. Фрагментарность изучения естествоведческого материала в детских учебных заведениях начала XVIII в. (академический период). Вклад М.В.Ломоносова в естественнонаучное образование.

Научный этап в становлении методики обучения естествознанию, дореволюционный период. Предметно-практический подход (В.Ф.Зуев). Морфолого-систематическое направление преподавания школьного естествознания (И.И.Мартынов, А.М.Теряев). Становление эволюционно - биологического подхода к изучению естествознания в школах России в рамках направлений: биоло-генетического (А.Н.Бекетов, В.В.Половцов, К.Ф.Рулье); предметного (А.Я.Герд, В.П.Вахтеров), экскурсионного (Д.Н.Кайгородов); «отчизноведческого» (Д.Д.Семенов); психологического (И.И.Полянский). Роль литературного направления в становлении школьного естествознания (К.Д.Ушинский, В.П.Вахтеров, Д.И.Тихомиров).

Развитие методики обучения предмету «Окружающий мир»в советский период. Последовательность развития природоведческих идей в школе 1918-1950-х годов: трудовая школа, юннатское движение, программы ГУСа (1927), постановления 1930-х гг., учебные планы и нововведения в методике 1930-1980-х гг. Взгляды Б.Е.Райкова, К.П.Ягодовского, Л.Ф.Мельчакова, М.Н.Скаткина на преподавание естествознания в начальной школе.

Специфика методики обучения предмету «Окружающий мир» на современном этапе. Основные тенденции реформирования начального естественнонаучного и обществоведческого образования. Поливариативность педагогических систем и разнообразие современных программ по изучению социальной и естественной природы на начальной ступени обучения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

а) Основная литература

1. Борзова Л.П. Методика преподавания обществознания в начальной школе. История, краеведение, экономика, право, ОБЖ. - М., 2004.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-4 классы. Методика обучения. - М., 2007.

3. Ворожейкина Н.И. Пропедевтический курс истории в начальной школе: беседы с учителем. - Смоленск, 2001.

4. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания. - М., 2006 (электронный формат – URL: http://fictionbook.ru/author/evgeniya_vitalevna_grigoreva/metodika_ prepodavaniya_estestvoznaniya_u/read_online.html).

5. Клепинина З.А., Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М., 2008(электронный формат – URL: http:// www.vpkla.ru/books/akvileva-g-n-metodika-prepodavaniya-estestvoznaniya-v-nachalnoy-shkole-razdel-1, http://www.pedlib.ru /Books/6/0380/6_0380-1.shtml).

6. Клепинина З.А., Аквилева Г.Н. Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе. – М., 2008.

7. Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» - М., 2007(электронный формат – ОИЦ «Академия», 2012. - URL: http://www.academia-moscow.ru/ off-line/_books/fragment_ 7633.pdf).

8. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. - М., 2004(электронный формат – ОИЦ «Академия», 2011. - URL: http://www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment_5066.pdf, http:// vse-vdome.ru/2011/09/08/metodika-prepodavaniya-estestvoznaniya.html)

9. Методика преподавания естествознания. Част 1. Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальных классах / сост. О.Н.Лазарева. - Екатеринбург, 1999.

10. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. - М., 2002.

11. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М., 1999.

12. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / под ред. И.А.Сафроновой. – М., 2011 (Стандарты второго поколения).

13. Программно-методические материалы. Окружающий мир. Начальная школа / сост. Е.О.Яременко. - М., 2001.

14. Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы (система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова) / под общ. ред. А.Б.Воронцова. – М., 2012.

15. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В.Занкова: пособие для учителя / Н.Я.Дмитриева и др. – Самара, 2011.

16. Студеникин М.Н., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе. - М., 2001.

17. Чернова Г.А., Жукова Л.Г., Митюкова И.В. Методика преподавания обществознания в начальной школе. - М., 2008.

б) Дополнительная литература

1. Бахарева А.С. Нестандартная форма уроков природоведения. - Курган, 1996.

2. Боголюбов Л.Н. Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для студентов ВУЗов. – М., 2002.

3. Боголюбов Л., Лазебникова А. Общая методика преподавания обществознания в школе. – М., 2008.

4. Бровкина Е.Т., Козлова Т.А., Герасимов В.А. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: методика преподавания в начальной школе. - М., 1999.

5. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Материалы курса «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы: Лекции 1–4. – М., 2008; Лекции 5-8. – М., 2008.

6. Глаголев С.М., Голубова М.В. и др. Методика проведения летних экологических школ. - М., 1995.

7. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения. - М., 1984.

8. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. – М., 2009.

9. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. - М., 2004 (Педагогика. Психология. Управление).

10. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М., 1999.

11. Куприна Л.Е. Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир». Рабочая программа для студентов специальности «031200 - Педагогика и методика начального образования» заочной формы обучения. - Тюмень, 2011. (электронный формат – URL: http://www.umk.utmn.ru/?section=discipline&spy_id=193&d_id=3396&dh id=4809&specialize_id).

12. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Кн. для учителя. – М., 2002.

13. Обществознание в схемах и таблицах / авт.-сост. К.М.Северинов. - М.-СПб., 2010 (электронный вариант - http://www.alleng.ru/d/soc/soc49.htm).

14. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М., 1990.

15. Практикум по методике преподавания природоведения / под ред. А.Л.Филоненко-Алексеевой. - Вып. 1-4. - М., 1980-1983.

16. Сазонова Т.Г. Обществознание в таблицах и схемах. - СПб., 2006 (электронный вариант - http://www.twirpx.com/file/475121).

17. Саплина Е. Историческое образование в начальной школе. Путешествие в историю. - М., 1998 [электронный вариант - Саплина Е.В. История в начальной школе // Преподавание истории в школе. – 2008. - URL: http://pish.ru/blog/articles/articles2008/144 (время доступа - 16.03.2010 г.)].

18. Старостенко Г.П., Пастухова Н.А. Современные открытые уроки естествознания и истории. 3-4 кл. – Ростов - н./Дону, 2002.

19. Сухаревская Е.Ю. Окружающий мир. 1-4-й классы: справочник для ученика начальной школы. – Ростов н/Д., 2010.

20. Филоненко-Алексеева А.Л. Из истории методики преподавания природоведения в русской школе. - М., 1993.

Методическая литература по УМК:

1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Программа. 1-4 классы (+ CD). – М, 2012 (Виноградова Н. Особое значение изучения предмета «Окружающий мир» в первом классе. - URL: http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200701309).

2. Гин А. А. «Приемы педагогической техники». Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителей. – М., 2009.

3. Гин А.А., Кудрявцев А.В., Бубенцов В.Ю., Серединский А. Теория решения изобретательских задач. – М., 2009.

4. Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). - М., 2010 (Образовательная система «Школа 2100»).

5. Данилов Д.Д., Кузнецова И.В., Сизова Е.В. Учусь оценивать себя. 2-4 кл. Пособие по технологии оценивания образовательных достижений в начальной школе. - М., 2012 (Образовательная система «Школа 2100»).

6. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов. - М., 2010 (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»).

7. Кузнецова И.В., Самойлова Е.А. Образовательная система «Школа 2100». Рабочие программы. 1 кл. Пособие для учителей. - М., 2012; 2 кл. – М., 2012; 3 кл. – М., 2012; 4 кл. – М., 2012. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»).

8. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. - М., 2006.

9. Мельникова Е.Л., Кузнецова И.В. Я открываю знания. Пособие по технологии проблемного диалога в начальной школе (3–4 классы). – М., 2011 (Образовательная система «Школа 2100»).

10. Основная образовательная программа начального общего образования для школ, работающих по УМК «Начальная инновационная школа» / авт.-сост. С.А.Болотова. – М., 2011.

11. Петерсон Л.Г., Железникова О.А., Климанова Л.Ф. и др. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. - М., 2011.

12. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. - М, 2011.

13. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы. – М., 2012.

14. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / под ред. И.А.Сафроновой. – М., 2011 (Стандарты второго поколения).

15. Программа общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 КЛ. УМК «Планета Знаний»: Русский язык, Математика, Литературное чтение, Окружающий мир / под ред. И.А.Петровой. – М., 2011.

16. Программа. Краткие методические рекомендации. Тематическое планирование курса. Окружающий мир. 1-4 классы / авт.-сост. Л.М.Цветова. – М., 2006.

17. Программа четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / сост. Р.Г.Чуракова. – М., 2010.

18. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа». Ч. 1 / сост. Р.Г.Чуракова. – М., 2012.Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. «Окружающий мир». 1–4 классы: программа для образовательных учреждений. – М., 2006.

19. Программно-методические материалы. Окружающий мир. Начальная школа / сост. Е.О.Яременко. – М., 2001.

20. Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы (система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова) / под общ. ред. А.Б.Воронцова. – М., 2012.

21. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В.Занкова: пособие для учителя / Н.Я.Дмитриева и др. – Самара, 2011.

4. Интернет источники:

1. Официальные Министерства образования и науки Российской Федерации – http://минобрнауки.рф/документы/544 (раздел «Стандарты»), МПГУ – www.mpgu.edu (раздел «УМО. Программы дисциплины»);

2. Издательств (www.1september.edu, http://nsc.1september.ru/urok/), www.RG.ru, www.academia-moscow.ru), УМК (www.school2100.ru, www.zankov.ru, www.ouro.ru, www.sooro.ru, www.n-bio.ru).

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы www.razumniki.ru, www.referat.ru, www.bestreferat.ru, www.shkolnymir.info, персональные сайты школ, учителей начальных классов, предметников (преподавателей биологии, истории Отечества и т.д.), Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина - www.prlib.ru; www.fsu-expert.ru

в) Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий:

1. Козина Е.Ф. «Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» (М., 2007; электронный формат – ОИЦ «Академия», 2012. - URL: http://www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment_7633. pdf); Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. «Методика преподавания естествознания» (М., 2008; электронный формат – ОИЦ «Академия», 2011. - URL: http://www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment_5066.pdf, http:// vse-vdome.ru/2011/09/08/metodika-prepodavaniya-estestvoznaniya.html).

2. Сайты: а) электронных пособий Аквилевой Г.Н., Клепининой З.А. «Методика преподавания естествознания в начальной школе» - http://www.vpkla.ru/books/akvileva-g-n-metodika-prepodavaniya-estestvoznaniya-v-nachalnoy-shkole-razdel-1, Григорьевой Е.В. «Методика преподавания естествознания» - http://fictionbook.ru/author/evgeniya_vitalevna_grigoreva/metodika _prepodavaniya_estestvoznaniya_u/read_online.html?page=4; Миронова А.В. «Методика изучения окружающего мира в начальных классах» http://www.twirpx.com/file/495782/, Куприной Л.Е. «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир». Рабочая программа для студентов специальности 031200 - Педагогика и методика начального образования заочной формы обучения» (Тюмень, 2011.- http://www.umk.utmn.ru/?section =discipline&spy_id=193&d_id=3396&dh_id=4809&specialize_id=); б) официальные Министерства образования и науки Российской Федерации – http://минобрнауки.рф/документы/544 (раздел «Стандарты»); б) издательств (www.1september.edu, www.RG.ru, www.academia-moscow.ru), УМК (www.school2100.ru, www.zankov.ru, www.ouro.ru, www.sooro.ru, www.n-bio.ru); в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы www.razumniki.ru, www.referat.ru, www.bestreferat.ru, www.shkolnymir.info, персональные сайты школ, учителей начальных классов, предметников (преподавателей биологии, истории Отечества и т.д.); www.fsu-expert.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения предмета необходимы:

1) оборудованные аудитории-лаборатории (переносной комплекс), класс для предшкольной подготовки (экспериментальные школы-площадки), мини-методическая библиотека (подборки научно-популярной, учебной, художественной литературы, периодики, нормативно-правовая документация; методические наработки учителей, студентов, систематизированные по тематическим блокам предмета);

2) аудиовизуальная аппаратура, технические, мультимедийные средства обучения (интерактивная доска; компьютерный класс, программно-методический компьютерный комплекс «Естествознание с основами экологии» для начальной школы, презентации к урокам по предмету);

3) наглядные пособия: полное учебно-методическое оснащение авторских курсов «Окружающий мир»; подборки фотографий, видео материалов; кассеты со звуками природы; коллекции полезных ископаемых, гербарии и т.п., систематизированные по зональному, биогеоценотическому признаку;

4) уголок живой природы, географическая площадка и учебно-опытный участок с экологической тропой.


Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики и психологии образования

Кафедра естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания

в начальной школе

 

 

Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.