Этапы процесса и прогноз перспектив — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Этапы процесса и прогноз перспектив

2017-11-28 264
Этапы процесса и прогноз перспектив 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Псих.помощь во всех своих разновидностях, если не ограничивается однократной ситуативной консульта-цией, независимо от формы осуществления, индиви-дуальной или гр., проходит несколько стадий.

I. Начальный этап. Этап вхождения в ситуацию псих.помощи

Ориентировка в проблеме, установление контакта и рабочих отношений, принятие решения о проживании предложенного курса консультативного или психоте-рапевтического процесса — по времени этот этап мо-жет занять одну встречу или развернуться в продолже-ние нескольких консультативных бесед.

Соответственно, основные задачи психолога на первом этапе, основополагающем для установления рабочих отношений, заключаются в следующем:

• поддержка мотивации клиента к совместной работе;

• разъяснение истинных (реалистичных) возможнос-тей псих.помощи и коррекция нереалистичных ожида-ний (например, “вернуть мужа”);

• выражение готовности понять, принять клиента и оказать ему возможную психологическую помощь;

• пробная постановка целей псих.помощи и опреде-ление ориентировочных сроков и результатов работы;

• проработка, при необходимости, собственных зат-руднений, связанных с возможным контрпереносом или возникающими проекциями.

Со стороны клиента первый этап работы может сопро-вождаться сомнениями, колебаниями, сопротивлением, проявляющимися в нежелании принять определение си-туации психологом, в агрессивном, враждебном либо, наоборот, чрезмерно зависимом отношении, возникно-вении сексуального интереса

II. Этап действования и проживания ситуации психологической помощи

Вкл.в себя работу с личн-ным материалом клиента: пе-реживаниями, отношениями, чувствами, снами, ценнос-тными смыслами. Это пространство для возникновения и проявления специфических психологических феноме-нов, свойственных консультативной и психотерапевти-ческой работе, формируемых той или иной психотера-певтической или консультативной парадигмой и тех-ой.

Возможные задачи психолога вытекают из логики его действий и феноменологии переживаний клиента:

• обеспечение эмоционального отреагирования;

• прорабатывание и символическое удовлетворение тех или иных фрустрированных потребностей;

• создание условий для инсайта и катарсиса;

• подкрепление желаемого направления действий;

• анализ при необходимости явлений переноса и контрпереноса;

• обеспечение условий для глубинной личностной рефлексии и проживания ситуации свободного и ответственного выбора и т.д.

Со стороны клиента эта стадия хар-ся чрезвычайно напряженными и насыщенными переживаниями, оби-лием личностного материала, всплывающего во всем своем многообразии во время и в промежутках между консультативными беседами и психотерапевтическими сеансами. Критериями успешного прохождения данно-го этапа могут служить спонтанно возникающие чувст-ва облегчения и благодарности.

III. Этап вхождения в новый опыт

Это стадия личностных трансформаций и попыток при-общения к иному способу проживания жизни, свобод-ному от прежних заблуждений и проблем. На данном этапе псих.помощи клиент переводит свое новое пос-тижение себя и мира в пространство действий, форми-рует и формулирует новые мотивы и цели, новые жиз-ненные ценности и стратегии, испытывает удивление, сомнение, восторг, ощущение преодоления прежних препятствий, нахождение выхода и — вместе с тем — сомнения, желания поддержки, потребность понять, “что же со мной было”. Это этап расставания с собой прежним и возврата к “подлинному себе”.

Отсюда вытекают следующие возможные задачи в деятельности психолога:

• эмоциональная и экзистенциальная поддержка;

• подкрепление тенденций к личностным переориентациям и трансформациям;

• помощь в совладании с личностной и ситуативной тревогой, вызванной изменениями жизненного мира;

• проработка ценностно-смысловых или поведенчес-ких препятствий, блокирующих осуществление необхо-димых действий;

-санкционирование возможности иного способа бытия.

Со стороны клиента типичными проявлениями могут стать чувства неуверенности в своих силах, колебания от грусти к радости, страх предстоящей разлуки с пси-хологом (“Как же я теперь буду без вас?”) и подобные чувства, связанные с вхождением в иное семантическое пространство, в иные способы бытия.

IV. Последний этап — этап вхождения в повседневность, обогащенный новым опытом

Это заключительная стадия основной психологической консультативной и терапевтической работы. Как и заве-ршение любого дела, где, как известно, конец — делу венец, данный этап чрезвычайно важен во многих отно-шениях. Его значимость отражают специфические зада-чи, стоящие перед психологом-психотерапевтом:

• подбадривание клиента и подчеркивание вр. границ как травмировавшей проблематики, так и консультатив-ного (терапевтического) процесса;

• анализ элементов зависимости в поведении клиента и помощь в достижении максимально возможной само-стоятельности и самодостаточности;

• переопределение и переосмысление ситуации псих. помощи как предоставленной возможности чел.глубже понять собственные мотивы, ценности, цели и выборы;

• нахождение “золотой середины” между тенденция-ми гиперопеки, покровительства и эмоционального отстранения от клиента.

Общезначимые параметры,

влияющие на оценку перспектив совместной работы

в ситуации психологической помощи

 

Положительный признак Отрицательный признак

1. Клиент физически и психически здоров Клиент физически или психически нездоров

2. Возраст до 45 лет Возраст свыше 45 лет, что затруд-няет переобучение и принятие нового опыта

3. Клиент осознает наличие у него проб-лемы и адекватно мо-тивирован в принятии псих.помощи Клиент не осознает наличие у него проблемы, немотивирован или неадекватно мотивирован к работе с психологом

4. Клиент готов при-нять на себя ответст-венность в совмест-ной деятельности Клиент не готов принять на себя ответственность в совместной деятельности, заявляет: “Делайте со мной, что хотите”, “Загипнотизируйте меня, чтобы я не страдал” и т.п.

5. Не имел вовсе или имел положительный опыт работы с психологом Имел отрицательный опыт работы с психологом

6. Незначительные жалобы на отноше-ния в родительской семье Значительные трудности, дисгармония в родительской семье, жалобы на серьезные нарушения в отношениях с родителями

7. Адекватные самоо-ценка и самоуваже-ние, ур.притязаний Неадекватные самооценка и само-уважение, амбициозный уровень притязаний

8. Клиент способен справляться со стрес-сом без регрессивных или репрессивных реакций Клиент не способен адекватно справляться с состоянием стресса, прибегает к алкоголю, медикаме-нтам, агрессии, теряет реалистич-ность, контактность, заикается, апатичен, с идеями самобичева-ния, зависимости и т.д.

9. Благоприятные житейские обсто-ятельства Неблагоприятные житейские обстоятельства (психически нездоровые члены семьи, плохие жилищные условия и т.п.)

10. Психологическая проблема ситуативна, форма адекватна содержанию Психологическая проблема является давнишней и даже хронической, психологическая форма скрывает содержание (органическое, моральное и т.п.)

11. Клиент — соц. зрелая личность Соц. незрелая личность

12. Ситуация псих. помощи не налагает чрезмерных издержек Ситуация псих.помощи налагает слишком большие издержки на клиента

 

9. Основные формы оказания Ψпомощи.

В зависимости от специфики конкретной ситуации Ψпомощи применяются2 осн.формы работы — ин-дивидуальная и групповая. Индивидуальная рабо-та проводится в тех случаях, когда по личностным, соц. или общественным причинам(специфика проб-лемы,например,измена,горе;статус клиента; чрезмер-ная застенчивость и др.)групповая форма Ψпомощи не представляется возможной.

Можно сказать, что индивидуальная форма работы предпочтительна во всех случаях, когда характер проблематики требует не столько развивающей и обучающей направленности, сколько утешения и изживания, сближая Ψ помощь с Ψтерапевтическим воздействием. В отеч.традиции подобную пр-ку все чаще именуют “внемедицинской психотерапией”.

Когда же акцент делается на развитие, обучение или же момент групповой,социальной поддержки, как, например, в течении “анонимные алкоголики” или “движении за актуализацию человеческого потенциала” (HumanPotential Movement) в 1970-е годы в США, несомненное преимущество находится на стороне групповой работы. Возможность разноплановой обратной связи, групповая динамика, сам факт совместного проживания эмоционально насыщенных событий в группе — важнейший источник и фактор психологической поддержки и личностного развития.

 

10. Трудности, связанные со спецификой работы психолога-практика.

В обл.Ψ помощи существуют вполне определенные

трудности, связанные как со спецификой профессии, так и с неопределенностью статуса и прерогатив психолога-консультанта в постсоветском обществе.

Первая из трудностей сост.в том,что психолог-кон-сультант работает не с ситуацией и не с ее трансфор-мацией, а с переживаниями, с системой ценностей, отношений и состояний чел. Во-вторых, прояснение подлинных мотивов или жизненных смыслов чел. в процессе получения соответствующей Ψ помощи мо-жет вообще сделать излишней саму жизненную си-туацию,коль скоро она явл.производной от Ψпроб-лем клиента.В-третьих,если в остальных профессиях межличностные отношения играют важную, порой даже определяющую роль, а иногда не играют ника-кой роли, не говоря уже о личностных достоинствах специалиста, то в рассматриваемой нами ситуации именно характер, динамика, своеобразие межличнос-тных отношений, личностные кач-ва психолога-кон-сультанта, предъявляемые и не предъявляемые клие-нту, но улавливаемые последним, играют определя-ющую роль в динамике процесса и, в конечном ито-ге, в действенности Ψпомощи.Уже первая встреча, первая беседа психолога с обратившимся к нему за помощью человеком подчас оказывается решающей и в том, и в другом смысле. Не случайно одним из важнейших ориентировочных критериев для выбора психолога или психотерапевта явл. и следующий: “Почувствовали ли вы облегчение после первой бе-седы?”И не случайно поэтому в одном из известней-ших амер. учебников по Ψконсультированию гово-рится: “Если бы Ψ помощь сводилась только к прие-мам, необходимость в самих консультантах была бы ничтожной”, а такой всемирно известный авторитет, как К.Роджерс,в своей книге “О том, как становятся личностью” поместил целый ряд вопросов, освещаю-щих именно человеческое, личностное “измерение” в практикеΨпомощи. Назовем некоторые из них: “Могу ли я быть личностью,которая воспринимается как заслуживающая доверие?”; “Могу ли я быть дос-таточно выразительным?”; “Могу ли я позволить се-бе испытывать положительные чувства к другому?”; “Способен ли я быть достаточно сильной личностью, чтобы отделить себя от другого?”; “Достаточно ли я внутр.защищен, чтобы позволить себе это разъеди-нение?”; “Могу ли я позволить себе полностью вой-ти в мир чувств и смыслов др.и увидеть их так, как видит он;?”,“Способен ли я принять его таким, какой он есть?”.Насколько непростыми оказываются эти вопросы, может свидетельствовать ответ на них, развернутый в процессе нашей собственной исследовательской работы и отражающий структуру процесса принятия человека человеком.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.