Принципы оказания психологической помощи — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Принципы оказания психологической помощи

2017-11-28 256
Принципы оказания психологической помощи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

законности;уважения и соблюдения прав, законных интересов и свобод граждан;добровольности полу-чения Ψпомощи;доступности получения Ψпомощи;

конфиденциальности;науч.обоснованности;профессионализма.

Обеспеч.конфиденциальности при оказании Ψпомо-щи

Инф.,полученная при оказании Ψпомощи, а т.ж. факт обращения за оказанием Ψпомощи явл.проф.тайной, охраняемой настоящим Законом. Документация пси-холога об оказании гражданинуΨпомощи применя-ется только для служебного пользования. Выписка из документации психолога об оказании гражданину Ψпомощи предоставляется по запросу этого гражда-нина или его законного представителя, за искл.слу-чаев оказания Ψ помощи анонимно.Выписка из до-кументации психолога об оказании гражданину Ψпо-мощи предоставляется в форме, доступной для пони-мания лицом, не обладающим спец.познаниями в обл.Ψ.Сведения, сост.проф.тайну, могут быть сооб-щены психологом третьим лицам только с согласия гражданина, обратившегося за оказанием Ψпомощи, или его законного представителя.Предоставление сведений, без согласия гражданина, обратившегося за оказанием Ψ помощи, или его законного предста-вителя допускается по письменным запросам:орга-нов, ведущих уголовный процесс, в связи с проведе-нием предварительного расследования или судеб-ным разбирательством;руководителей органов или учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, для обеспечения личной безопасности и ресоциализации граждан;руководи-телей гос.организаций здравоохранения, оказываю-щих Ψтерапевтическую, Ψатрическую, наркологич-ескую, сексологическую помощь, для оказания такой помощи;руководителей учреждений образования в целях улучшения условий организации обучения и воспитания обучающихся (воспитанников) этих уч-реждений;научных работников в связи с проведени-ем ими науч.исследований или специалистов, зани-мающихся педагог.деят-тью в обл.Ψ, Ψтерапии, Ψ атрии, сексологии, в связи с осуществлением ими пе-дагог. деятельности — в форме, искл.наличие сведе-ний личного хар-ра,позволяющих идентифицировать конкретного гражданина.Психологи обязаны сооб-щать в правоохранительные органы инф., сост. проф. тайну, если она содержит сведения о совершенном особо тяжком преступлении либо о готовящемся тяжком, особо тяжком преступлении.Психологи обя-заны информир.законных представителей несовер-шеннолетних и лиц, признанных недееспособными, о Ψ проблемах несовершеннолетних и лиц, признан-ных недееспособными, при кот.существует вероят-ность совершения ими суицидальных действий.Пре-доставление такой инф. не явл. разглашением проф. тайны.Обязанность сохр.проф.тайну наравне с пси-хологами распространяется также на лиц, которым она стала известна в соответствии с настоящим Законом.

 

 

14. отеч.традиции в пр-ке оказания Ψ помощи.

В развитии отеч.теор. и практикиΨпомощи довольно явственно прослеживаются опред. этапы, основания и следствия, восходящие к целостной соц.-культур-ной ситуации, сложившейся на обширных простра-нствах в начале ХХ в. В Рос.империи,затем—до нач. 1990-х годов—в Сов.Союзе и, наконец, в самом кон-це столетия в республиках Содружества. Одной из характерных социокультурных особенностей данной ситуации явл., на наш взгляд, та, что ХХ век с его социал. потрясениями, тоталитарными режимами, мировыми войнами, беспрестанным переделом гра-ниц и беспримерными жестокостями оказался бес-сильным в одном:несмотря на многократные и бесп-рецедентные попытки уничтожить культуру и науку как надгос.и общечел.образование, он еще раз обна-ружил и доказал неуничтожимость чел.духовности, неподвластность культуры ни политическим, ни соц.

потрясениям и гнету. Точно так, как невозможно за-претить течь рекам, даже если их перегородить пло-тиной, как невозможно запретить дереву расти, даже если вырубать целые леса, точно так же ни коммуни-стическому тоталитаризму, ни националистическому

политиканству не удалось остановить развитие отеч. культуры и науки, без кот.немыслим этический, науч.и духовный фундаментΨпомощи.

Можно по-разному опред.дату рождения отеч. Ψ. Например, с 1873 г., когда в “Вестнике Европы” поя-вилась статья И. М. Сеченова “Кому и как разраба-тыватьΨ?”, в кот.впервые излагалась программа соз-дания Ψ науки как самостоятельной дисциплины. Можно вести счет с самой сер. ХIХ в., когда, как из-вестно, в высших учебных заведениях Рос.—и свет-ских,и духовных—наряду с философией и логикой преподавалась и Ψ. Более того, в царском указе от 1850 г. в Московском университете, к примеру, пре-дписывалось “упразднить преподавание философии светскими профессорами и, ограничив преподавание ее опытною Ψ и логикою, возлагать чтение сих наук на профессоров богословия. С др.стороны, по анало-гии с созданием в Лейпциге первой Ψлаборатории В. Вундтом в 1879 г., можно считать датой рождения науч.Ψ в России 1885 год, когда В. М. Бехтеревым

была открыта первая экспериментальная Ψ лаборато-рия при клинике Казанского университета или же 1907 год, когда в Петербурге им же был создан Ψне-врологический институт. Как бы то ни было, когда в 1912 г. при Московском университете был открыт Щукинский Ψ институт, первым директором кот. стал профессор Киевского университета Св.Влади-мира Г. И. Челпанов, в Рос.уже были не только осно-ваны, но и плодотворно развивались как естествен-нонаучные, так и культурно-философские направле-ния, исследовавшие закономерности душевной жиз-ни чел.Т.о., к нач.Первой мировой войны, кот.давно уже стала своеобразной вехой ист. отсчета, в России работали Ψневрологический институт в Петербурге и Щукинский Ψинститут в Москве. Помимо этого, курсы, постоянно действующиеΨ семинары и общес-тва существовали в Киевском университете Св. Вла-димира, в Киевской, Московской и Казанской духов-ных академиях, в Харьковском университете. К это-му же вр.относится создание 1 в Рос.Ψобщества.

Можно с уверенностью говор.о том, что нач.ХХ века выкристаллизовало три направления в Ψ проблема-тике, относящиеся к практическому ее освоению. Первое из этих направлений, восходящее к И.М.Се-ченову,— медико-биол. (Ψневрологическое,физиоло-гическое), связанное с именами И.П.Павлова, В.М. Бехтерева, М.Е.Введенского,А.А.Ухтомского,психи-атров С. С. Корсакова и П. Г. Ганнушкина, — имело ярко выраженную естественнонаучную направлен-ность в своих идеях, представлениях и методах и ориентировалось на идеалы классич. науки своего вр.: объективность истины, проверяемость и досто-верность эмпирических данных, причинно-след. де-терминизм.Это направление сост.основу последую-щих мед.моделей отеч.Ψтерапии (В. Н. Мясищев, В. М. Блейхер, Б. Д. Карвасарский, В. Е. Рожнов, М. Е. Бурно, и др.). Кстати, именно в рамках этого направ-ления в Казани, а затем и в Москве было создано первое в России Ψаналитическое общество, издава-лись и обсуждались труды З. Фрейда, развивалась рус.школа психоанализа. Второе направление —фи-лософская Ψ, преподававшаяся в духовных академи-ях, предмет кот.опред. как “сообразность и союз ду-ши с бесконечным “. По словам профессора Моск. духовной академии Ф. А. Голубинского из его курса

лекций по “умозрительной Ψ”, изданного в 1871 г., “Ψ умозрительная как наука имеет особенную поль-зу в отношении практическом”. Причем особое вни-мание в курсе удел.не только отношениям с Богом, но и отношениям с ближними, предписывались нор-мы взаимоотношений людей, их поведения, также и отношения к вещам, чужой и своей собственности”

Именно в православной духовной традиции рус.ку-льтуры появились первые спец.книги, направленные, в отличие от религиозной лит-ры в целом, не просто на общее руководство и наставление в жизни, но и на утешение и духовную поддержку в страданиях.

Одна из первых таких книг была выпущена еще в 1792 году. В 1893 г.священник, магистр богословия Г. Дьяченко выпустил сборник “Христианские уте-шения несчастных и скорбящих, испытывающих бедность, болезни, потери родных и близких сердцу, житейские неудачи, злоречия, разочарования в жиз-ни, мучительную борьбу с грехом и страстями, с ре-лигиозным сомнением, со страхом смерти и многие др. телесные и духовные скорби и страдания”. Как видно из самого названия, книга эта уже в то вр.со-держала большую часть проблематики совр.консуль-тативной Ψ. В программе курса Ψ, сост.богословом С. С. Гогоцким для Киевского университета Св. Вла-димира в 1881 г., прямо отмечалось, что душа долж-на развиваться свободно, не определяясь условиями материальной жизни. Фундаментальные вопросы Ψ ставились также в трудах К. Д. Кавелина, М. Троиц-кого, П. Ф. Каптерева, А. Я. Данилевсекого.И здесь следует выдел.еще и еще раз то обстоятельство, еще одну веху, точку отсчета, существенную для понима-ния истоков и направлений развития Ψпомощи, без

кот.становится невозможным охватить целостным виденьем ист.предмета. Веха эта —1922 год, когда впервые в ист.человечества была совершена непред-ставимая, но тем не менее имевшая в действительно-сти место акция депортации из страны большинства крупнейших представителей рус.философии нач.ХХ в., по существу, эпохи духовного ренессанса и рус. философии, и рус.культуры. Катастрофичность этого события закл. не только в том, что целый народ был лишен своих выдающихся мыслителей, но и в том, что эта духовно-политическая ампутация произошла

в тот момент, когда рус.философская традиция,преи-мущественно этико-персоналистическая, только вошла в стадию собственного самоопределения, пре-одолевая“немеческое” представление в философии и мистическую мифологию материализма. Собственно говоря, сами по себе имена крупнейших рус.филосо-фов ХХ века свидетельствуют о дальнейшем разви-тии направления в отеч.философии духа и души, без кот.невозможно представить себе истинную картину бедствия, постигшего отеч. культуру:Н.А.Бердяев, С. Н.Булгаков, Б.П.Вышеславцев,И.А.Ильин,Л.П.Кар-савин,Н.О.Лосский,Ф.А.Степун,С.Л.Франк,Л.Шестов, а также расстрелянные впоследствии П.А.Флоре-нский,Г.Г.Шпет и др. Развиваясь в постоянном и на-сыщенном диалоге с такими великанами рус.культу-ры и философии, как Л.Н.Толстой,Ф.М.Достоевский, П.Я.Чаадаев,А.И.Герцен,В.С.Соловьев,эти мыслите-ли создали(гл.образом за пределами отечества) золо-той запас идей и теорий, понятий и прозрений, сост. сокровищницу рус.философской культуры, из кот. мы черпаем их идеи и понятия, порой не подозревая об этом, под именами др.авторов. Далее рассм.неко-торые из них подробнее.Возникновение третьего на-правления мы связываем со становлением сов. куль-турно-ист. Ψ.Думается,не будет чрезмерным преу-величением, если среди психологов, стоявших у ко-лыбели сов.Ψнауки, мы выделим прежде всего имя Льва Семеновича Выготского—и как символ марк-систской Ψ, и как ученого, чьи труды по своей раз-носторонности, многообразию и блеску не могли так или иначе не отразиться на попытках разработать концепцию Ψ помощи, в своих теор.представлениях

восходящую к наследию Л.С.Выготского.В разноп-лановом тв-ком наследии Л.С.Выготского проблема-тика Ψпомощи наиболее отчетливо отражена в его дефектологических и методологических работах. В

целом же, как нам представляется, общенаучная и непреходящая заслуга Л.С.Выготского сост. в том, что на том отрезке жизненного вр., кот. был отпущен ему для тв-ва,со всей присущей ему энергичностью, образованностью и интеллектом выполнил истор. миссию компенсации утрат, вызванных насильствен-ным изгнанием и уничтожением отеч.культуры и на-уки. В этом гл.смысл работ Л. С. Выготского, в кот. отражена вся основная проблематика, все осн.тече-ния и воззрения совр.ему европ.и амер.Ψ,переосмыс-ленные с позиций,восходящих к европ.рационализму ХVII в. (Декарт, Спиноза),в том числе—к франц. ма-териализму ХVII в. (Дидро, Кондильяк),англ.эволю-ционизму (Дарвин, Спенсер), нем.классич.филосо-фии и педагогике — все это в целом позволило в двадцатые годыXX века, годы разгрома рус.филосо-фии и культуры, сохр. связь с европ. и амер. тради-циями и течениями в Ψ, удержав отечественную

психологическую науку от падения в зиявшую пропасть обскурантизма и невежества.

 

 

15.совр.тенденции в теор. и пр-ки оказания Ψпом.

Осн.цель—помочь чел.полностью реализовать свой потенциал. Эта гл.цель разбивается на вспомогатель-ные:1)обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания;2)смещение локуса контроля вов-нутрь, поощрение независимости и самодостаточ-ности;3) обнаружениеΨблоков, препятствующих

росту, и изживание их.

Позиция психолога. В гештальт-терапии и консуль-тировании психолог рассм.как“катализатор”,“помо-щник” и сотворец, интегрированный в единое целое, в “гештальт”личности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в лич-ные чувства клиента — скорее, он пытается облег-чить выражение этихчувств. Его роль — роль актив-ного, живого, тв-го, сопереживающего, изменчивого, как сама жизнь, союзника в поисках собственного “Я” клиента. Назначение—активация внутр. личнос-тных резервов клиента, высвобождение которых ведет к личностному росту.

Позиция клиента. В гештальт-терапии клиентам отводится активная роль, вкл. в себя право на собст-венные интерпретации, позиции и, гл.,—на осознава-ние “паттернов”,схем своего поведения и жизни. Предполагается, что клиент должен переключиться с

рационализирования на переживание, причем верба-лизация чувств не настолько важна, насколько важно желание клиента и его готовность принять сам про-цесс актуального переживания, в кот.он будет на са-мом деле испытывать чувства и говорить отих име-ни, а не просто сообщать о них.

Психотехники в гештальт-терапии. Психотехникам, которые в данном направлении име-нуются также “игры” и “эксперименты”,придается в гештальт-терапии большое значение.Более того, ге-штальт-терапия получила известность во многом благодаря этим “играм”,“трюкам” и тому подобным описаниям психотехник в массовой прессе.Рассм. наиболееизвестные из них. “Экспериментальный диалог”, “диссоциированный диалог”. Данная психотехника, известная также под названием “пус-той стул”, предназначена для проработки внутр. кон-фликтов клиента. Построена техника на использова-нии психодрамы, происходящей между двумя поляр-ными позициями клиента, например, позицией жер-твы и агрессора. Диалог осуществляется самим клие-нтом, который по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем др.Ψ позиции. Широко распрост-раненным приемом явл.использование двух игровых позиций: “большой пес” и “щенок”. Техника облада-ет выраженным энергетическим потенциалом, уси-ливает мотивацию клиента к более адекватному по-ведению. “Идти по кругу” — также известнейшая психотехника, согласно которой клиент по просьбе

ведущего (техника применяется в групповой работе) обходит всех участников по очереди и либо говорит им что-то, либо совершает какие-то действия с ними. Члены группы при этом могут отвечать. Техника ис-пользуется для активизации чл.группы, для поощре-ния их к риску нов.поведения и свободы самовыра-жения. Часто участнику предлагается нач.высказы-вания с просьбой завершить его“ Техника “наобо-рот” (“перевертыш”) —сущность техники закл. в том, чтобы клиент сыграл поведение,противополож-ное тому, кот.ему не нравится. Скажем, застенчивый —стал вести себя вызывающе, приторно-вежливый — грубо, тот, кто всегда соглашался, — занял бы позицию непрестанного отказывания и т.п. Техника направлена на принятие клиентом себя в новом для него поведении и на интегрирование в “Я” новых структур опыта. “Психодрама” — широко использу-ется в гештальт-терапии, в том числе для прояснения

межличностных отношений и для проработки снови-дений, которые, в отличие от психодинамического подхода, не интерпретируются, а драматизируются.

Общая характеристика концепции. Гештальт-те-рапия — популярное и весьма эффективное направ-ление в мир.практ. Ψ. Являясь разновидностью гума-нистическойΨ, гештальт-терапия направлена на уси-ление здоровой Ψ позиции личности, расширение личностного самосознания и обладает ярко выраже-нной функциональной направленностью. Созданная на стыке мн.направлений и школ практической Ψ, именно гештальт-терапия стала одной из самых рас-пространенных и доступных школ практич.Ψ, реш. задачи личностной и соц. психотерапии. О популяр-ности техник гештальт-терапии вполне резонно сде-лать следующее замечание: до сих пор многие из коллег-психологов, широко их используя, подчас и не подозревают, что“изъясняются прозой” — поль-зуются техниками гештальт-терапии. Ф. Перлз, осно-ватель направления, изначально поставил проблему выживания здоровой личности в нездоровомобщес-тве. Поэтому вся многообразная техника гештальт-терапии направлена на обеспечениеΨподдержки личности, на освобождение чел.от бремени прош.и

будущих проблем и возвращение его “Я” в богатый и изменчивый мир личностного“сейчасного” бытия. С этим связаны как преимущества, так и очевидные ограничения концепции. Наиболее популярным нап-равлением критики явл.недооценка гештальт-тера-пией когнитивных аспектов личности,односторонно-сть ориентации на сиюминутныепереживания.

Следующим уязвимым моментом становится тенденция представителей концепции избегать

объяснений и оставлять клиента одного со своими переживаниями, а также то обстоятельство, что приверженность гештальт-терапии к различным техникам открывает путь к

злоупотреблению технической стороной дела в ущерб углубленной психологической работе.

 

Психоаналитическая модель

Фрейд

Цели псих.помощи. В классич. психоанализе выдел.две гл. цели психотерапии и консультирования: 1. Осо-знавание неосознаваемого и принятие адекватной и реалистической интерпретации. 2. Усиление Эго для построения более реалистичного поведения.

Роль психолога-консультанта. В классич. психоанализе роль и позиция психотерапевта (консультанта) доста-точно жестко фиксирована. Осн.требования к нему: невмешательство, отстраненность, нейтралитет и лич-ностная закрытость; умение и способность выдержи-вать “перенос” и работать с “контрпереносом”; тонкая наблюдательность и способность к адекватным интер-претациям. Одним из важнейших требований к психоа-налитику выступает требование осознания собствен-ных проблем, реакций и их возможного влияния на клиента. Недаром прохождение курса длительного и подробного психоанализа есть непременное условие профессиональной подготовки психоаналитика.

Требования и ожидания от клиента. 1) от клиента ожи-дается принятие самой концепции психоанализа. 2) предполагается полная открытость и готовность к длительному периоду совместной работы. 3) в условия контракта вносится пункт, согласно кот.клиент берет на себя обязательство воздерживаться от резких пере-мен личной жизни на протяжении курса психоанализа.

Психотехника в классическом психоанализе. Классический психоанализ вкл.5 базисных техник:а) метод свободных ассоциаций;б)толкование сновиде-ний;в)интерпретация;г)анализ сопротивления;д) анализ переноса.

Юнг

Цели псих.помощи. Основатель аналитической Ψ под-черкивал эмпирический и, в сущности, пробный харак-тер психотерапии, кот.он понимал как разновидность образовательного процесса. Последнее связано, по-ви-димому, с тем, что К. Юнг, в отличие от З. Фрейда, предпочитал рассуждать не о болезни клиента, а об “общем неврозе возраста”. Имея дело, как правило, с людьми во второй половине их жизни, К. Юнг одним из первых сформулировал не клиническое, а экзистен-циальное понимание проблематики клиентов, связан-ное с утратой смысла бытия.

Поэтому цели формулируются в терминах обучения постижению собственного внутр.мира и самопознания посредством переживания всей полноты своего бытия, что в перспективе ведет к индивидуации—к углубле-нию полноты гармонического бытия.

Роль психолога-консультанта. В отличие от классич. психоанализа, в аналитическойΨотсутствует жесткая фиксация позиции психолога-консультанта. Более то-го, психолог-консультант юнгианского направления, судя по описаниям, строит свои терапевтические отно-шения с клиентом отчасти аналогично, отчасти проти-воположным Ψаналитической традиции образом. Общ.явл.признание и использование переноса и контр-переноса. Отличие сост.в обеспечении принятия кли-ента и в специфике работы с его внутренним миром. Важным моментом в аналитической Ψтерапии явл.по-мощь клиенту в разделении осознаваемых и неосозна-ваемых инстанций и установлении коммуникации ме-жду ними.

Специфика позиции и активность клиента. З. Фрейд отказывался работать с шизоидами из-за их “нарцис-сизма”. Юнгианский аналитик, в свою очередь, исклю-чит из числа клиентов алкоголиков, наркоманов и лиц с суицидальными или агрессивными тенденциями. Что касается специфической позиции клиента в аналити-ческой психотерапии и его переживаний, единствен-ным условием по отношению к нему выступает нали-чие определенной мотивации, хотя это условие насто-лько универсально, что вряд ли стоит выдел.его спец.

Психотехника в аналитической психотерапии. За искл.упомянутых выше особенностей, психотехника аналогична Ψанализу, но гораздо большее внимание уделяется толкованию сновидений, в кот.контекст ин-терпретаций выходит далеко за пределы сексуальных коннотаций, а символика трактуется не редукционист-ски-биологическим, а,культурологическим образом.

Адлер

Цели псих.помощи. В адлерианской Ψтерапевтической модели цели псих.помощи вытекают из осн.положений концепции. Вкратце их можно представить след.обра-зом: снижение чувства неполноценности; развитие соц. интереса, коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни.

Роль психолога-консультанта. Психологи, раб.в адле-рианском русле, в центр своей д-ти выдвигают когни-тивные аспектыΨтерапии. Осн.предпосылка их работы — найти ошибку в “картине мира” клиента, из-за кот. возникаютΨпроблемы. Выдел.4 типа ошибок: недове-рие, себялюбие, нереалистические амбиции и недоста-ток уверенности. Отсюда начальная позиция Ψтерапев-та (консультанта): диагностика. Для диагностики важ-на инф.о “семейном созвездии” клиента и его “ранних воспоминаниях”.

Позиция клиента. Осн.для клиента — занять партнер-скую позицию,т.е. быть на равных по отношению к ко-нсультанту. От клиента ожидается активность, ответс-твенность, стремление к сотрудничеству и взаимное доверие. Гл.направление совместного поиска—базис-ные ошибки в мышлении о мире и поиск путей их кор-рекции. Клиент рассм.не как“больной”,а как “растеряв-шийся”,“обескураженный”,поэтому подбадривание и обращение к его лич-ным ресурсам —важное условие совместной работы. В нач.Ψтерапии именно клиент формулирует условия контракта:цели, план осуществ-ления, возможные препятствия, пути их эффективного преодоления и т.п.

Психотехника в аналитической психотерапии А. Адле-ра. Техника психотерапевтической и консультативной работы данного направления вкл.в себя след.процеду-ры: установление правильных психотерапевтических отношений, анализ и проработку личностной позиции клиента, поощрение развития самопонимания (инсай-ты) и помощь в переориентации. Эти же процедуры соответствуют и по названию, и по содержанию 4этапам психотерапии.

1этап. Установление правильных отношений. Осн.здесь —соответствующие установки в отношении клиента: уважительность, вера в возможности и способности чел., слушание, проявление искреннего интереса, под-держка и подбадривание. Никаких особых приемов, кроме соответствующих коммуникативных умений, не требуется.

2этап. Анализ личностной динамики. Гл.на этом этапе — добиться понимания, осознания специфики стиля жизни клиента. Важное место уделяется поэтому опросу: о целях жизни и т.д.

3этап. Поощрение инсайта. Осн.здесь — создание ус-ловий для инсайта—путем сочетанияΨподдержки и ко-нфронтации, а также соответствующих интерпретаций, с тем чтобы высветить для клиента его неосознавае-мые цели, ложные ценности и стиль жизни. В интерп-ретациях полезны намеки, подсказки и предположе-ния, с помощью кот.снижается ур.Ψзащиты клиента. Реальное самопонимание — вот смысл третьего этапа.

4этап. Помощь в переориентации. Эта закл.стадия Ψ терапии известна также под названием “воплощение инсайта в действие”. Существуют спец.Ψтерапевтичес-кие приемы, способствующие изменению прежних це-лей и принятию новых решений.

Э.Берн

Цели Ψпомощи. Гл.цель — помочь клиенту осознать свои игры, жизненный сценарий, эго-состояния и—при необходимости—принять нов.решения, относящиеся к поведению и построению жизни. Сущность Ψпомощи закл.в том, чтобы освободить чел.от выполнения навя-занных программ поведения и помочь ему стать неза-висимым, спонтанным, способным к полноценным от-ношениям близости.

Позиция психолога. Исходя из общего замысла концеп-ции и целейΨпомощи, осн.задача психолога—обеспе-чить необходимый инсайт.Отсюда вытекают и требо-вания к его позиции:партнерство, принятие клиента, сочетание позиций учителя и эксперта. Вместе с тем психолог обязан апеллировать к эго-состоянию “взрос-лый” в клиенте, а не потакать невротическим поведен-ческим стереотипам.

Позиция клиента. Как правило, условием работы в тра-нсактном анализе явл.заключение контракта. Поэтому позиция клиента, принимающего решение пройти курс психотерапии, предполагает заключение обоюдного соглашения об условиях работы и характере отноше-ний. Клиенту, как правило, отводится роль анонимного участника, кот.ставит свои собственные цели с указа-нием критериев оценки их достижения. Такая форма совместной работы предполагает взаимную ответстве-нность обеих сторон.

Психотехника в трансактном анализе. Психотехника трансактного анализа в осн.заимствована из гештальт-терапии. Однако в центре консультативного и Ψтера-певтического процесса находятся специфические при-емы, вытекающие из содержания самой концепции.

 

 

Бихевиаральная модель

ЦелиΨпомощи. В соответствии с общей направленно-стью бихевиоральной Ψтерапии, гл.цель Ψпомощи — обеспечение нов.условий для научения,т.е. выработка нов.обусловливания и на этой основе помощь в овла-дении новым поведением.Частные цели могут вкл.в себя: формир.новых соц.умений, овладение Ψцелями саморегуляции, преодоление вредных привычек и сня-тие стресса, избавление от эмоциональных травм и т.п.

Роль психолога-консультанта. В бихевиоральной Ψте-рапии психолог-консультант выступает в четко опред. роли учителя, наставника или врача. В соответствии с фиксированной ролью, психолог-консультант должен быть готов принять на себя груз соц.-Ψмодели, образца для подражания, каким он выступает в глазах клиента, а также осознавать специфику защитного механизма идентификации, играющего для клиента важную роль в бихевиоральной психотерапии.

Требования к клиенту. Позиция психотерапевта носит четко фиксированный характер, четко определяется и роль клиента. Поощряется его активность, сознатель-ность в постановке целей Ψтерапии, желание сотруд-ничать с психологом и импровизация с новыми форма-ми поведения. Важнейшим моментом в Ψпозиции кли-ента высту-пает выработка готовности к применению новых форм поведения.

2. Техники в Ψ консультировании, Ψтерапии и новей-шие течения.

Техника Ψ работы в бихевиоральном направлении ст-роится на детерминистической посылке; определенное поведение есть следствие определенного воздействия. Это значит, что дезадаптивное (невротическое) поведе-ние явл.результатом неверного научения. Поэтому в основу Ψтерапии положена совокупность приемов фо-рмирования нового поведения (переучивания), базиру-ющаяся на экспериментальных исследованиях и теор. допущениях бихевиоризма. Рассм.вначале методы воз-действия, основанные на + подкреплении.

Гипноз.

Среди совр.суггестивных техник особенно популярны недирективные техники, получившие след.названия: нейро-лингвистическое программирование (reframing), эриксоновский гипноз (косвенное внушение, построен-ное на развертывании семантики метафор) и так назыв. “управляемое воображение”, базисные принципы кот. весьма близки.

Суггестивные техники работы, в той или иной степени использующие гипноз, наиболее эффективны при раб.с лицами, отличающимися демонстративными чертами хар-ра и инфантилизмом, что, в свою очередь, сужает их диапазон принятия возможной Ψ помощи.

Систематическая десенсибилизация. Одна из наиболее эффективных традиционных психотехник в бихевио-ральной терапии, основанная на классическом обусло-вливании, при кот. травмирующее воздействие сочета-ется с реакцией торможения. Как правило, данный прием применяется в сочетании с релаксацией и испо-льзованием управляемого воображения (визуализаци-и). Важным моментом в применении данного приема явл.определение иерархии беспокоящих стимулов и обучение приемам релаксации.

Тренинг релаксации. Обычно тренинг релаксации, раз-работанный различными авторами в 1930-е годы и применяющийся как средство совладания со стрессом, требует от 4до 8часов занятий. Клиенту предлагается принять расслабленную позу, глубоко и ритмично ды-шать, в то же вр.сосредоточивая внимание на опред. теме (образе, переживании и т.п.). Овладение умением расслабляться выступает важной предпосылкой в про-граммах саморегуляции.

Эмоц.тренинг поведения. Данная техника известна так-же под названием “тренинг адекватного самовыраже-ния”, его назначение сост.в обучении клиента адекват-ному поведению и сост. уверенности в себе в различ-ных ситуациях общения:с супругом, с руководителем, с подчиненными, с представителями власти и т.п. Вни-маниеΨга-консультанта привлекают, как правило, те ситуации общения или те межличностные отношения, в кот.клиент чувствует себя обиженным, виноватым, в сост.раздражительности, агрессии или, наоборот, ведет себя с гипертрофированной вежливостью и т.п.Техни-ка реализуется посредством ролевой игры, в кот.дета-льно анализируются фрагменты поведения и на основе подробной ориентировки в действиях и чувствах, кот. они вызывают, а также чувствах по поводу вызванных чувств, осуществляется выработка новой, идеальной формы поведения. Широко известным приемом из данной техники явл.обучение ролевым конструкциям типа “Я чувствую... “ или навыкам открытого высказы-вания желаемого вместо постановки вопросов и т.д.

Погружение. Эта техника напоминает “систематичес-кую десенсибилизацию”, но без контробусловливания. Сущность ее в том, что клиент, испытавший пережива-ния страха и тревоги, связанные с опред. ситуацией, с помощью воображения погружается в ситуацию опас-ности, в то время как Ψтерапевт стремится поддержи-вать с помощью детализированной обратной связи со-ответствующие переживания. Обычно защитное тор-можение вкл.прим.через 20—40 мин, хотя весь сеанс может длиться до 2 часов. Важна подробная проработ-ка всех деталей ситуации. Возможно использование техники НЛП.

Среди техник, основанных на отрицательном подкреп-лении, можно выделить следующие:

Аверсивная терапия. Этот, один из наиболее противо-речивых по своему характеру воздействия, набор пси-хотехник берет начало еще в д-ти В. М. Бехтерева, вы-рабатывавшего отвращение к алкоголю у больных ал-коголизмом с помощью гипноза либо путем введения спец.лекарственных средств.

Символическая экономия. Психотехника, предложен-ная Б. Скиннером для “модификации поведения” зак-люченных, сост. в том, что право на получение разных льгот реализуется путем предъявления жетонов, кот. изымаются при всяком нарушении режима.Построен-ная на принципах оперантного обусловливания, данная техника, весьма жесткая и манипулятивная, применя-ется лишь когда не срабатывают более приемлемые ср-ва коррекции. Вместе с тем, некоторые совр.амер.Ψги считают приемлемым использование “символической экономии” в школе.

В кач-ве частных приемов коррекции отклон.поведе-ния у детей, основанных на отрицательном подкрепле-нии, используются следующие:

“Тайм-аут”—удаление из класса(из группы), при кот. реб.с отклон.поведением лишается возможности полу-чать + подкрепления, связанные с гр. деятельностью.

Доказано, что прием удаления эффективен в коррек-ции агрессивного, деструктивного поведения.

Гиперкоррекция — прием, эффективный для коррек-ции поведения детей(или даже взрослых), нарушаю-щих институциональные нормы. Сущность его в том, чтобы индивид вначале немедленно восстановил раз-рушенный им порядок вещей, принес извинения в свя-зи со своим неадекватным поведением, а затем принял на себя доп. обязанности по сохр.среды обитания.

Штраф —не нуждается в комментарии.За искл.того, что следует точно оговорить иерархию нарушений и размер соответствующего штрафа.

 

 

Когнитивная модель.Эллис

ЦелиΨпомощи. Гл.цель—помощь в пересмотре систе-мы убеждений, норм и представлений.Частная цель— освобождение от идеи самообвинения. А. Эллис сфор-мулировал ряд желаемых качеств, достижение кот.мо-жет выступить конкретной целью консультативной или Ψтерапевтической работы: соц.интерес, интерес к себе, самоуправление, терпимость, гибкость, принятие неопределенности, научное мышление, вовлеченность, самопринятие, способность к риску, реализм.

Позиция Ψга. Позиция Ψга-консультанта или Ψтерапев-та, раб.в русле данной концепции, безусловно, дирек-тивна. Он разъясняет, убеждает, он — авторитет, кот. опровергает ошибочные суждения, указывая на их не-точность, произвольность и т.п. Апеллирует к науке, к способности мыслить и, по выражению А. Эллиса, не занимается “отпущением грехов”, после кот.клиенту, может быть, чувствуется и легче, но неизвестно, легче ли живется.

Позиция клиента. Клиенту отводится роль ученика и, соответственно, его успех трактуется в зависимости от мотивации и идентификации с ролью учащегося.Пред-полагается, что клиент проходит3ур.инсайта: поверх-ностный, углубленный и глубинный.

Ψтехника в рационально-эмотивной терапии. РЭТ хар-ся шир.набором Ψтехник, в том числе заимство-ванных из др.направлений и объединяемых ярко выра-женным прагматизмом.

1. Обсуждение и опровержение иррациональных взгля-дов: Ψог-консультант активно дискутирует с клиентом, опровергает его иррациональные взгляды,требует док-в, уточняет логические основания и т.д.

Большое внимание уделяется смягчению категорич-ности: вместо “ты должен” — “мне бы хотелось”;вме-сто “будет ужасно, если... “ — “наверное, не совсем удобно будет, если... “

2. Когнитивное домашнее задание:связано с самоанали-зом по АВС-модели и с переструктурированием при-вычных вербальных реакций и интерпретаций.

3. Рационально-эмотивное воображение:клиента просят ярко вообразить трудную для него ситуацию и чувства в ней, затем предлагается изменить самоощущение в ситуации и посмотреть, какие изменения в поведении это вызовет.

4. Ролевая игра — обычно проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпре-тации, в особенности несущие в себе самообвинение и самоуничижение.

5. Атака на страх — техника сост.в дом.задании, смысл кот.сост.в том, чтобы выполнить действие, обычно вы-зывающее страх или Ψ затруднение у клиента.

Глассер

ЦелиΨ помощи. Гл.—помочь клиенту стать рассудите-льным и эмоц.устойчивым.Частные цели—достижение личностной независимости,повышение ур.самосозна-вания и разработка плана личн-го совершенствования.

Позиция Ψга. Опред.как близкая к учителю; требуются также вполне определенные проф. кач-ва: сензитивно-сть, эмпатичность, способность


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.