Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-11-28 | 221 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
«Имея опыт посещения первой кельи, — рассказывал отец Харалампий, — у меня вовсе не было никакого желания заходить внутрь. Но, войдя, как это не удивительно, я увидел, что здесь все было совершенно иначе. Да, келья тоже была маленькой и узкой, но ухоженной, прибранной, чистой. Тогда я почувствовал некоторое облегчение. Весть о моем приезде очень скоро дошла до отца Арсения, который встретил меня с радостью. После первых приветствий отец Иосиф задал несколько вопросов:
— Какая у тебя в жизни цель, дитя мое?
— Я хочу стать монахом.
— У нас здесь, дитя мое, жизнь очень сурова, ты так жить не сможешь.
— Я хотел бы попробовать, Геронда.
— А.... хочешь попробовать? Тогда давай сейчас сделаем первую пробу.
Тут он зовет отца Арсения и говорит ему:
— Арсений, твой крестник говорит, что он хочет стать монахом. Вы вместе сделаете по три тысячи земных поклонов, а затем ты приведешь его снова ко мне, и мы продолжим нашу беседу.
— Благословите, — был ответ.
И вот они кладут поклоны, отец Арсений заканчивает первым. Я отстал от него на пятьдесят поклонов, но, чтобы не погрешить против истины, надо отметить, что я клал поклоны на ровной земле, а мой крестный на небольшом холмике, что несколько облегчало этот труд. Заканчиваю и я, снова идем к Старцу.
— Ну, Харалампий, как ты теперь думаешь, выдержишь?
— Пока что, Геронда, я не встретил никаких затруднений, как будет дальше, не знаю.
— Итак, значит, все-таки хочешь попробовать?
— Да, Геронда, для этого я и пришел сюда. Только у меня есть желание сначала съездить еще в одно место, а затем уже окончательно переехать к вам.
— Куда же ты собираешься поехать?
— На Эгину, чтобы повидать свою тетю, монахиню Евпраксию, сестру отца Арсения. Я хотел проститься с ней и получить ее благословение.
|
— Послушай, что я скажу тебе. Если ты пришел к нам для того, чтобы стать монахом, то забудь свою тетю Евпраксию. Если же ты хочешь поехать к ней, тебя никто не удерживает, только к нам ты уже не вернешься.
— Но, Геронда, мне здесь очень понравилось. Я хочу здесь стать монахом.
— Если ты желаешь у нас стать монахом, то оставайся, считай, что ты уже в братстве. Если же ты сейчас уедешь, то здесь для тебя дверь будет закрыта.
— Ах, Боже мой! Геронда, я приехал сюда, уже заранее наметив весь этот маршрут.
— Планы? Монах — и планы? Где ты видел такое монашество — со своеволием и своими планами?»
Отец Иосиф и Харалампий еще долго говорили в том же духе, и, наконец, последний сдался. Рассудительный Старец уверился в горячем устремлении молодого человека и предузрел его будущее преуспеяние. Мог ли он допустить, чтобы такой улов ушел из его рук? В конце концов, Харалампий сказал свое «да».
Первые испытания
Без особого труда Харалампий вошел в распорядок жизни братства. Днем — послушание, молчание, работа, ночью — бдение с восьмичасовым стоянием на ногах и множеством поклонов.
Сердце молодого подвижника не замедлило воспылать огнем Божественной любви. Старец Иосиф, видя с первых же шагов такое усердие и успехи, беспрерывно восхвалял Господа, говоря отцу Арсению: «Арсений, теперь я могу спокойно сказать Господу: „Ныне отпущаеши раба Твоего". Мы с тобой жили в строгости, трудясь до пролития крови, чтобы обрести в себе Нога. Однако все эти годы меня терзала скорбь: многие пожили вместе с нами, получили пользу и ушли; разделить же с нами наше духовное делание они не смогли. Я думал, что с этой скорбью мне предстоит и умереть. Но нет, Бог призрел нас в старости, послал нам вот этих последних монахов. На них, ты вспомнишь эти мои слова, будет опираться вся Святая Гора».
Действительно, эти пророческие слова святого Старца сбылись в наши дни, когда приток новых насельников в большинство монастырей Святой Горы, так или иначе, связан с духовными чадами отца Иосифа.
|
Первые уроки
Старец, видя чрезмерное горение нового послушника и его жажду молитвы, заботился о том, чтобы, с одной стороны, преумножить этот дар, а с другой, уберечь молодого человека от сатанинской страсти превозношения.
Один из способов, призванных удерживать Харалампия в смиренномудрии, состоял в следующем: Отец Иосиф обращался с ним крайне грубо. Вместо того чтобы звать его по имени, он неизменно, обращаясь к нему, говорил: «Эй, ты...» И Харалампий, как мне рассказывал он сам, рассуждал сам с собой: «Эй, ты: Что это за „эй, ты"? У меня что, нет имени? Что это за невоспитанность? Мне приходилось работать в мэрии с мирянами, и ко мне никогда так не обращались. Всегда обращались на „вы". — „Как вы поживаете, господин Галанопулос? “— „Благодарю вас" — „Прошу вас" А здесь я еще ни разу не слышал ни одного „спасибо“, ни одного „пожалуйста". Все здесь какие-то чудаки». И продолжал: «Однако эти помыслы не могли укрыться от благодатного Старца, который прекрасно меня понимал. Он постоянно говорил: „Так... в миру ты был подвижником? Постился, совершал целонощные бдения, подвизался; ты был умным, работящим, уважаемым человеком... И чего ты всем этим достиг? Принес к нам сюда целый ворох тщеславия, эгоизма, самонадеянности. Теперь, когда закончились все эти хвалебные панегирики, не стало ли лучше?"
Действительно, благодаря этим простым, благодатным урокам Старца очень скоро мне стало понятно, что несмотря на то, что я в миру действительно крепко подвизался, однако, сам того не понимая, преисполнился тщеславия, выслушивая слова полные лести и похвалы».
Тем не менее Харалампий со свойственными ему от природы смирением, простотой и редким устремлением к подвижничеству достаточно скоро пришел в правильное устроение. Даже после того как Старец постриг нового послушника в великую схиму, а затем и походатайствовал о его рукоположении во иереи для исполнения храмовых нужд братства, он все равно продолжал говорить с ним тем же самым грубым языком. Но необходимо отметить, что такое обращение с Харалампием было напрямую связано с его духовным преуспеянием.
|
«Я помню, — говорил он, — как однажды во время трапезы у нас началась какая-то духовная беседа. Все отцы обменивались своими соображениями, но как только я захотел что-то сказать, Старец резко прервал меня: „Замолчи" Прошло несколько минут, я снова хотел высказать свое мнение, но отец Иосиф: „Сказано, замолчи. Ты ничего не говори".
Помысел говорил мне: „Да... Геронда, ты меня считаешь совсем ни за что”. Однако я немедля побивал его другим помыслом: „Знает Геронда, что делает. Вот теперь правильно”».
Когда в скором времени Харалампий хорошо усвоил эти уроки, что же еще придумал его премудрый Старец? По самомалейшему поводу, вместо того чтобы отчитать самого Харалампия, который уже привык к этому, он начинал перебирать всю его родню и даже его отца, который давно отошел в вечную жизнь.
Слыша такие слова, он снова начал смущаться. Со скорбью он рассуждал сам в себе: «Ну, это уж слишком. Мой отец уже умер, и так о нем говорить! Нет, я этого не потерплю». Однако, обращаясь к самому себе, он вновь убеждал себя, что не имеет права судить своего Старца.
Отец Арсений очень часто говорил нам о своем племяннике Харалампий: «Многие жили вместе с нами. Геронда принимал, а потом говорил мне: „Немножко начинаю подтягивать одного — уходит, только-только берусь за другого — заболевает”. Но когда пришел Харалампий, он нам сказал: „Вот, этого сколько ни бей, все сносит”».
«Но однажды, — рассказывал отец Харалампий, — я дерзнул настоять на своем. Этот случай я хорошо запомнил и получил урок на всю оставшуюся жизнь. Оказывается, „неправильный” совет Старца в тысячу раз лучше и вернее моего „правильного”» Мы занимались ремонтом наших келий в Новом Скиту. Братия договорились со Старцем о достаточно дорогостоящей закупке материалов, меня же при этом разговоре не было. В миру я хорошо разбирался в строительстве, и теперь подсчитал, что при такой покупке мы лишь выбросим деньги на ветер. Бегу к отцу Иосифу, чтобы ради общей пользы успеть предупредить его об ошибке. И что же... Он принял меня и, буквально не дав сказать ни слова, излил на меня целый поток оскорблений и, сделав строгий выговор, прогнал, как собаку. Ухожу с поникшей головой, однако не отказываюсь от своих соображений и говорю сам себе: „Хорошо, хорошо, спасибо за нагоняй. Но завтра, когда ты такую уйму денег выбросишь на ветер, тогда мы еще вернемся к этому разговору”.
Так и случилось, но я потерпел полное поражение. Когда прибыли эти материалы, то, как я и думал, они на тот момент оказались совершенно нам ненужны и были сложены на склад. Однако прошло совсем немного времени, и они пригодились для начатой новой стройки. Причем их было ровно столько, сколько нам потребовалось, как будто мы их специально для этого и заказывали. Когда стало ясно, что Старец прав, он позвал меня и преподал хороший урок».
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!