Правовой режим внешнеторговых операций. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Правовой режим внешнеторговых операций.

2017-11-28 273
Правовой режим внешнеторговых операций. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Развитие промышленности и производства, научно-технического прогресса привели к тому, что экономические системы различных государств уже не могут развиваться сепаратно друг от друга и нуждаются во взаимном проникновении и установлении различного рода международных связей. В экономической сфере к таким связям следует отнести международный обмен товарами, работами и услугами, международное движение капиталов (долгосрочные заграничные кредиты, перевод за границу денежных средств с банковских счетов, прямые и портфельные инвестиции, осуществление страхования жизни), обмен информацией, иное. Экономисты определяют данное явление как открытую экономическую систему. В замкнутой экономической системе все деловые операции и сделки происходят внутри одной страны, а расчеты по ним производятся в валюте этой страны. Открытая экономическая система, кроме перечисленного, включает в себя международные внешнеэкономические связи, расчеты по которым требуют использования иностранной валюты.

Традиционно в российском праве международные экономические связи охватывались понятием «внешнеэкономическая деятельность». Именно данный термин употреблен в Указе Президента РФ от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности». Внешнеэкономическую деятельность, с одной стороны, можно рассматривать как деятельность государства по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма и науки. С другой стороны, под внешнеэкономической деятельностью понимается предпринимательская деятельность, связанная с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров (продукции) и капиталов (финансовых средств), а также оказание услуг и выполнение работ на территории иностранного государства.

 

Федеральный закон от 13 июня 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» вводит понятие «внешнеторговая деятельность», то есть предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Данное понятие имеет более узкое значение, чем внешнеэкономическая деятельность, так как не охватывает транснационального движения капиталов, под которым можно понимать финансовые сделки, которые заключаются с целью помещения капиталов или инвестирования соответствующих сумм, а не с целью оплаты товаров, работ, услуг.

 

Как отмечалось выше, внешнеторговая деятельность является предпринимательской деятельностью. Следовательно, ей присущи все характеристики предпринимательской деятельности как самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

 

Внутри страны все расчеты осуществляются в рублях и, как правило, используется термин «деньги». Так, в ГК РФ валюта и деньги представлены как взаимозаменяемые понятия. При употреблении категории «деньги» вопрос об их национальности не возникает, но в международном товарообмене международная принадлежность валюты играет первостепенную роль. Выпуск денег неразрывно связан с национальным суверенитетом и символизирует власть государства, что выражается в способности заставить своих граждан принимать печатаемые деньги. Но государство не может навязывать свои деньги к приему за пределами собственной страны. Поэтому использование национальных денег в международных расчетах предполагает договоренности сторон и связано с необходимостью конвертации (обмена) валют.

Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» определяет исчерпывающий перечень объектов внешнеторговой деятельности, к которым относит товары, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальную собственность). В зависимости от вида объекта внешнеторговой деятельности разнятся особенности правового режима валютных операций, связанных с внешнеторговой деятельностью, и особенности валютного контроля за этими операциями.

 

Под товаром Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» понимает любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности.

 

Еще в прошлом веке Г.Ф. Шершеневич указывал, что слово «товар» имеет двоякое значение, более широкое и более узкое:

 

а) в первом случае под этим термином понимается все, что только способно быть предметом торговых сделок, не только движимые вещи, но и ценные бумаги, труд;

б) во втором значении товаром называют материальные предметы торговых сделок в противоположность другим объектам, особенно ценным бумагам.

 

В настоящее время данное понятие представляется более сложным. В соответствии со ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, то есть то, что прочно связано с землей (здания, сооружения). Перемещение данных объектов невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, что исключает возможность их использования в международных торговых операциях. Однако в соответствии с ст. 130 ГК РФ к недвижимости относится ряд других объектов, которым заведомо не присущ указанный выше признак. Это воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законодатель объединил их с естественно недвижимыми вещами, поскольку и те, и другие подлежат государственной регистрации. Свойство естественной движимости позволяет перемещать данные вещи через таможенную границу России и делает их объектом международного товарообмена наряду с движимым имуществом.

 

В наиболее общем виде структура международного товарообмена представлена двумя основными группами товаров – сырьем и готовыми изделиями, которые охватывают преобладающую часть продукции, поступающей в каналы международного товарооборота. Внешнеторговые операции по сырьевым товарам имеют ряд специфических особенностей. Это выражается в частности, в больших объемах сделок, в том, что значительную долю в отпускной цене составляют расходы на транспортировку, обработку и хранение.

 

Особым видом внешнеторгового товара является энергия (электрическая энергия и тепловая (вода, пар). Государственное регулирование снабжения энергетическими ресурсами и контроль со стороны государства за предоставлением данного вида услуг объясняется рядом причин, в том числе естественным монопольным положением снабжающих организаций. Услуги по передаче электрической и тепловой энергии в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к естественным монополиям Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию.

 

Экспорт энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с Положением о порядке экспорта электроэнергии и мощности, утвержденным Министерством экономики РФ 17 мая 1996 г., которым установлен ряд особенностей экспорта энергии. Во-первых, определен круг производителей энергии, которые могут ее экспортировать с федерального оптового рынка электроэнергии. Во-вторых, объем поставок на экспорт электроэнергии лимитирован. Распределение между поставщиками объемов поставок осуществляет Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (далее ФЭК России) при утверждении баланса электроэнергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по представлению Минэкономики России. В-третьих, тарифы на электрическую энергию, предназначенную на экспорт, регулируются государством. Контракты с иностранными контрагентами на экспорт электроэнергии с федерального общероссийского рынка электрической энергии и мощности заключаются непосредственно подразделениями Министерства экономического развития и торговли РФ и РАО "ЕЭС России".

 

Этими особенностями определяются и особенности использования иностранной валюты при экспорте электроэнергии. Так, распределение валютной выручки от экспорта данного товара между поставщиками пропорционально их доле поставки осуществляют Министерства экономического развития и торговли РФ и РАО "ЕЭС России". В соответствии с Указом Президента РФ от 2 июля 1996 г. № 1012 «О гарантиях безопасного и устойчивого функционирования атомной энергетики Российской Федерации» РАО «ЕЭС России» было освобождено от обязательной продажи валютной выручки, получаемой в 1996-1998 г. от экспорта электрической энергии, которая распределялась между поставщиками с целью обеспечения повышения безопасности их функционирования. Таким образом, валютные операции, которые связаны с экспортом электрической энергии, обладают рядом особенностей.

 

Внешнеторговая деятельность тесно связана с транспортными операциями, которые начинают и завершают процесс реализации внешнеторговой сделки. Они тем самым не только обуславливают практическую реализацию сделки купли-продажи, но и заметно влияют на контрактную цену товара. Транспортные средства физически пересекают вместе с товаром таможенную границу России, но товаром не являются. Поэтому организациям-экспортерам разрешено оплачивать расходы по транспортировке, страхованию и экспедированию грузов из валютной выручки, поступившей от экспорта товаров, до осуществления обязательной продажи её части на внутреннем валютном рынке России. Эти платежи могут осуществляться как в пользу нерезидентов, так и в пользу резидентов за транспортировку на территории иностранных государств и в международном транспортном сообщении.

 

Особым объектом международного обмена выступают услуги, то есть экономическая продукция (конечная и промежуточная), являющаяся неосязаемой и невидимой. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» определяет услуги как предпринимательскую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений (ст. 2). Услуга как бы противостоит осязаемым товарам, но, по существу, всегда с ними прямо или косвенно связана. «Услуга есть любое мероприятие или выгода, которое одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть (а может и не быть) связано с товаром в его материальном виде»,— так определяет услуги Котлер Ф.

 

Гражданский кодекс РФ термин «услуга» использует в широком смысле (ч.2 ст.779 ГК РФ). В отечественной доктрине термин «обязательства по оказанию услуг» употребляется в широком смысле, как родовое понятие, охватывающее различные договора. Признаком, который объединяет данные договора и отличает их от подрядных отношений, обычно называют отсутствие в овеществленной форме результатов выполненной работы. Данный признак проявляется в том, создается ли в результате деятельности должника вещь, научно-техническая продукция (ноу-хау, изобретение), которые остаются в распоряжении заказчика, или его интересует сама деятельность.

 

Как объект международного обмена услуги ценны независимо от того, получают ли они какую-либо форму овеществления или нет. Предметом услуг являются действия или деятельность, а не их овеществленный результат. В некоторых случаях услуга может привести к определенному овеществленному результату: изготовление и установка сердечного стимулятора, зубного протеза и тому подобное. Достижение такого овеществленного результата неразрывно связано с проведением определенной профессиональной специальной деятельности: проведение обследований, проведение хирургического, медикаментозного лечения, и составляет с ними определенное целое.

 

В то же время фактор отсутствия овеществленного результата затрудняет реализацию государственного контроля за валютными операциями, связанными с экспортом и импортом услуг, так как очень сложно установить факт оказания услуг, так же, как и факт соблюдения сроков, установленных валютным законодательством для текущих валютных операций.

 

Отличительный признак работ как объекта внешней торговли проявляется в том, создается ли в результате деятельности должника вещь, научно-техническая продукция, которая остается в распоряжении заказчика. Данный признак положен в основу разграничения подрядных работ и услуг. В ряде случаев в качестве товара выступает не только вещь и не только деятельность как таковая, но и иной результат труда, имеющий материальную (вещественную) форму. Например, в результате ремонта вещь приобретает новые качества, стоимость ее увеличивается, хотя по сути она остается той же самой и не становится новой. Такого рода материальные, овеществленные услуги всегда являются результатом работы (труда), то есть результатом определенных действий, становящихся объектом товарообмена.

 

Основными обязательствами по производству работ являются обязательства, вытекающие из договоров подрядного типа (договор подряда, договор подряда на капитальное строительство, на выполнение проектных и изыскательных работ, подрядные работы для государственных нужд). В некоторых случаях сложно отграничить договор подряда от договора купли-продажи. Это очень важно для правильного определения валютного режима внешнеторговой сделки. Согласно Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. «договоры на поставку товаров, подлежащих изготовлению и производству, считаются договорами купли-продажи, если только сторона, заказывающая товары, не берет на себя обязательства поставить существенную часть материалов, необходимых для изготовления или производства таких товаров» (п. 1 ст. 3).

 

Особым товаром во внешнеторговой деятельности выступает информация. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» не расшифровывает содержание понятия «информация» как объекта внешнеторговой деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 25 января 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации» информация представляет собой «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления».

 

Международный обмен информационными ресурсами регулируется Федеральным законом от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене». Данный Закон обеспечивает эффективное участие России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защиту интересов российских лиц, участвующих в международном информационном процессе. Международный информационный обмен осуществляется следующими видами информации: документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства международного информационного обмена.

 

Особую группу объектов внешнеторговой деятельности составляют исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности – интеллектуальная собственность. Объектами интеллектуальной собственности являются результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним с точки зрения способов защиты средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ и услуг (ст. 138 ГК РФ).

 

К числу отдельных объектов интеллектуальной собственности относят произведения литературы, науки и искусства, объекты так называемых смежных прав (фонограммы, исполнение постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания), промышленной собственности (изобретения, полезные модели и промышленные образцы). Ктакого же рода объектам относятся товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, программы для электронных вычислительных машин и баз данных, топологии интегральных микросхем, фирменные наименования и другие.

 

Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» к интеллектуальной собственности относит исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; смежные права; на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охрана которых предусмотрена законом.

 

Итак, объекты внешнеторговой деятельности для целей валютного регулирования и валютного контроля могут быть разделены на две основные группы: материальные (товар) и нематериальные (работы, услуги, информация, интеллектуальная собственность). Однако в процессе реализации внешнеторговой сделки, предметом которой выступают нематериальные объекты, также может происходить фактическое пересечение таможенной границы России. Например, по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязан передать заказчику результаты проведенного исследования на материальном носителе. В этом случае будет осуществляться таможенный и, наряду с ним, валютный контроль. Однако результаты могут быть переданы и с использованием международной глобальной информационной сети Интернет, что затруднит реализацию государственного контроля.

 

В качестве объектов внешнеторговой сделки могут выступать валютные ценности. Например, в следующих случаях: покупка уполномоченными банками наличной иностранной валюты за рубежом с целью ее использования на территории России за безналичную валюту; операции с ценными бумагами, выраженными в иностранной валюте; внешнеторговые операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Так как валютные ценности являются ограниченными в обороте объектами, правовой режим операций определяется в каждом конкретном случае. Так, совместное письмо Банка России от 19 апреля 1993 г. и ГТК РФ от 14 апреля 1993 г. № 13, 01-20/3371 «Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками» определяет, что уполномоченные банки могут свободно без ограничений ввозить на территорию России валютные ценности при соблюдении таможенных правил. Уполномоченные банки, получившие генеральные лицензии Банка России на проведение валютных операций, осуществляют вывоз наличной иностранной валюты без ограничения суммы и количества и без специальных разрешений Банка России. Ввоз наличной иностранной валюты на территорию России и её вывоз является разновидностью внешнеторговых операций, так как наличная иностранная валюта подпадает под определение товара: «любое движимое имущество» (ст.3 Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»). Концепция «товарной природы» иностранной валюты заложена также в Таможенном кодексе РФ и Налоговом кодексе РФ: товары — любое движимое имущество, в том числе — валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства (ст. 18 ТК РФ); товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Однако иностранная валюта как разновидность валютных ценностей является ограниченным в обороте объектом, поэтому операциям по экспорту и импорту иностранной валюты присущ ряд особенностей.

 

Внешнеторговая деятельность осуществляется в определенных правовых формах, которые влияют на правовое регулирование связанных с ней валютных операций. Правовыми формами внешнеторговой деятельности определяются особенности механизма валютного контроля за международными операциями. Исходя из положений Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и ТК РФ, можно дать следующую классификацию правовых форм внешнеторговой деятельности, влияющих на её валютный режим и контроль за его соблюдением:

 

Экспорт – вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе.

 

Импорт – ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации.

 

Бартерные сделки – совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Бартерные сделки не являются по своей сути принципиально новой формой осуществления внешнеторговой деятельности. Напротив, они как бы совмещают экспорт и импорт в рамках одной сделки.

 

В целях реализации различных форм государственного контроля за внешнеторговой деятельностью необходимо определить момент, в который можно зафиксировать факт экспорта или импорта. Этот момент очень важен для осуществления валютного регулирования внешнеторговой деятельности. Например, обязанность экспортера обеспечить поступление экспортной выручки в иностранной валюте на территорию России возникает с момента фиксации факта экспорта, так как в случае, если экспортируемые товары фактически не пересекли таможенной границы Российской Федерации, у экспортера не возникает обязанности по зачислению экспортной выручки на счета в уполномоченных банках на территории России.

 

Факт экспорта и импорта товаров фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, под которой понимается линия, ограничивающая таможенную территорию: "Таможенная граница — граница таможенной территории Российской Федерации" (п. 2 ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе"). Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран.

 

Таможенная граница является юридической фикцией (воображаемой линией) в отличие от государственной границы, представляющей собой реальную линию на местности. Практика таможенного регулирования (чаще всего в связи с разбирательством уголовных дел о контрабанде) не раз обращала внимание на возможность несовпадения таможенной и государственной границы и юридические последствия, вызванные этим несовпадением.

 

ТК РФ различает понятия внешней и внутренней таможенной границы: "Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Российской Федерации".

 

При экспорте/ импорте материальных объектов валютное регулирование осуществляется наряду с таможенным. Несмотря на разницу в преследуемых целях они частично пересекаются, особенно при реализации государственного контроля, что стало основой системы таможенно-банковского валютного контроля. Экспорт и импорт товаров осуществляется в соответствии с заявленным таможенным режимом. Понятие "таможенный режим" служит для обозначения специальной системы мероприятий и совокупности методов (приемов), обеспечивающих комплексное применение инструментов таможенного регулирования, с помощью которого осуществляется государственное воздействие на развитие внешнеэкономических отношений.

 

Экспорт товаров осуществляется в соответствии с таможенным режимом «экспорт товаров». Согласно ст. 97 ТК РФ, это таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории России без обязательства об их ввозе на эту территорию. Аналогичное определение понятию "экспорт" (в отношении товаров) дано и в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". В соответствии с данным Законом (ст. 2) к экспорту товаров также приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с российской таможенной территории, в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки, в целях последующего вывоза переработанного товара за границу.

 

В законодательстве такое расширительное толкование экспорта уже использовалось и до принятия указанного Закона, хотя и в достаточно ограниченных рамках. Так, указанием ГТК РФ от 29 декабря 1994 года № 01-12/1645 "Об особенностях таможенного оформления товаров, полученных в результате переработки сырья, закупленного иностранными лицами на таможенной территории Российской Федерации за иностранную валюту, и вывозимых в соответствии с таможенным режимом экспорта предприятиями черной металлургии" устанавливалось, что при соблюдении перечисленных в этом указании требований сырьевые товары после их продажи указанным лицам подлежали таможенному оформлению применительно к порядку, установленному для оформления товаров, вывозимых в соответствии с режимом экспорта.

 

Импорт товаров осуществляется в соответствии с таможенным режимом «выпуск для свободного обращения». Регламентация таможенного режима выпуска товаров для свободного обращения установлена ст.ст. 30-31 ТК РФ. Помимо этих положений правила, касающиеся режима выпуска товаров для свободного обращения, содержатся в иных законодательных актах Российской Федерации. В соответствии со ст. 30 ТК РФ выпуск товаров для свободного обращения — это таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе.

 

Таможенный контроль в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, необходимость соблюдения условий заявленного таможенного режима при экспорте и импорте товаров позволяет компетентным государственным органам эффективно осуществлять валютный контроль за данными операциями, не допуская утечки капитала при международном обмене товарами. На сопоставлении информации, получаемой таможенными органами при проведении таможенного оформления товара, с информацией уполномоченных банков о валютных средствах, перечисляемых импортерами или получаемых экспортерами, основана система таможенно-банковского валютного контроля за валютными операциями экспортеров и импортеров — резидентов.

 

Сложнее определить момент, в который следует фиксировать экспорт или импорт нематериальных объектов внешнеторговой деятельности: услуг, работ, информации, результатов интеллектуальной деятельности. В данном случае не происходит фактического перемещения материальных объектов через таможенную границу. Факт экспорта и импорта услуг и результатов интеллектуальной деятельности фиксируется в момент предоставления либо получения услуг и результатов интеллектуальной деятельности. Особенность экспорта и импорта услуг в том, что, в отличие от товаров, имеющих материальную форму, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контрактах между их производителями и потребителями, что затрудняет возможность вмешательства в их регулирование и контроль государственных органов и банков.

 

Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» не содержит специальных указаний относительного того, в какой момент следует фиксировать факт экспорта/импорта работ и информации. Факт экспорта и импорта последней должен определяться в соответствии с Федеральным законом «Об участии в международном информационном обмене».

 

Отличительный признак работ как объекта внешней торговли проявляется в том, создается ли в результате деятельности должника вещь, научно-техническая продукция, которая остается в распоряжении заказчика. Данный признак положен в основу разграничения подрядных работ и услуг. Следовательно, факт экспорта и импорта работ при изготовлении вещи (если данная вещь подлежит вывозу (ввозу) с таможенной территории России) фиксируется в момент пересечения таможенной границы России. В данном случае будет применен таможенный режим «экспорт товаров» (экспорт работ) либо «выпуск товаров в свободное обращение» (импорт работ).

 

При переработке вещи (если она подлежит вывозу (ввозу) с таможенной территории России) фиксация факта экспорта или импорта также происходит в момент пересечения таможенной границы России. При экспорте работ по договорам подряда могут быть применены следующие таможенные режимы – переработка на таможенной территории и переработка под таможенным контролем, при импорте работ – переработка вне таможенной территории. Если объектом внешнеторговой сделки выступают другие работы, то факт её выполнения фиксируется в момент передачи результатов заказчику либо в момент принятия результатов заказчиком.

 

Бартерные сделки представляют собой обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности. Правовой режим данных сделок определяется Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок». Данные сделки совершаются в простой письменной форме путем заключения двустороннего договора мены, который оформляется в виде одного документа.

 

В договоре определяются номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товаров; перечень работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, их стоимость, сроки выполнения работ, момент предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности; перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности; порядок удовлетворения претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора.

 

В связи с товарообменными операциями не предполагается осуществление расчетов денежными средствами, поэтому, как правило, не возникают валютные операции. В то же время бартерные сделки являются одним из основных источников утечки валюты из России – как неэквивалентный обмен стоимостей (завышение цен при экспорте и занижение при импорте товаров). Поэтому в настоящее время принят ряд мер по своей сути сходных с валютным регулированием (введена паспортизация бартерных сделок). При осуществлении таможенного контроля товары, являющиеся предметом бартерной сделки, преимущественно вывозятся в режиме экспорта товаров, а обязательный ввоз эквивалентных по стоимости товаров, иных объектов внешнеторговой деятельности либо денежных средств является одним из требований данного таможенного режима (ст. 98 ТК РФ).

 

Помимо названных основных правовых форм внешнеторговой деятельности, выделяются некоторые специфические формы, определяющие особенности валютного режима внешнеторговых сделок, в частности, свич-сделки, приграничная торговля, реэкспортные и реимпортные операции. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» содержит понятие «особые режимы осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности», к которым относятся приграничная торговля и свободные экономические зоны (ст.ст.22, 23). Особенности валютного режима свободных экономических зон определяются в соответствии с федеральным законом, определяющим правовые и экономические основы создания и функционирования таких зон. Например, в Федеральном законе от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» глава VI посвящена валютному регулированию и валютному контролю в Особой экономической зоне. В Валютный кодекс РФ следует включить нормы, определяющие особенности валютного режима в свободных экономических зонах.

 

Внешнеторговая деятельность осуществляется в сфере международного обмена различными объектами, поэтому в ней участвуют российские и иностранные лица. Правом осуществлять внешнеторговую деятельность обладают все российские лица. Законодательством России могут быть установлены отдельные исключения. Следует выделить такие группы российских участников:

 

Граждане, зарегистрировавшиеся как предприниматели.

 

Юридические лица — организации, которые обладают обособленным имуществом, несут самостоятельную имущественную ответственность, выступают в гражданском обороте от своего имени и имеют организационное единство.

 

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Данные субъекты непосредственно вступают во внешнеторговые отношения только в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которыми могут быть предусмотрены особенности их участия в валютных отношениях.

 

На сегодняшний день наметилась тенденция по унификации валютных отношений с участием индивидуальных предпринимателей и организаций. Так, в настоящий момент на них распространены требования валютного контроля за законностью проводимых во внешнеторговой деятельности валютных операций, включая паспортизацию экспортных и импортных сделок. С 1 января 2000 г. введена паспортизация экспортных сделок индивидуальных предпринимателей, а с 1 января 2001 г. – паспортизация импортных сделок.

 

Иностранные лица осуществляют внешнеторговую деятельность на территории России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иностранными участниками могут выступать граждане-предприниматели и иностранные юридические лица. Иностранные юридические лица могут иметь на территории России представительства или филиалы. Аккредитация представительств иностранного юридического лица осуществляется в соответствии с Постановлением СМ СССР от 30 ноября 1989 г. «Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций». Создание филиала регулируется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Временным положением "О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации", утвержденное Минюстом РФ 31 декабря 1999 г., иными документами. В некоторых случаях участником внешнеторговой сделки может выступать иностранное государство, которое выступает стороной в соответствующих правоотношениях при выпуске им займов, облигаций, приобретаемых российскими лицами; при строительстве здания для посольства в России, аренде земельного участка или найме жилого дома, в иных случаях.

 

Особым участником внешнеторговых отношений являются оффшорные компании. Термин off-shore уходит в XIX век и переводится как «вне побережья», «за морем». Возникают так называемые оффшорные зоны чаще всего в небольших государствах, на островах. Как правило, оффшорные компании не ведут деятельности на территории страны базирования и им предоставляется режим налогового благоприятствования, то есть минимальные <


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.