Трудовой процесс и его компоненты — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Трудовой процесс и его компоненты

2017-11-28 160
Трудовой процесс и его компоненты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семинар №1

Введение в психологию труда

1. Психология труда как наука. Предмет, задачи психологии труда. Отрасли психологии труда.

2. Место психологии труда в системе наук о человеке и труде. Связь психологии труда с другими областями психологии.

3. Методы психологии труда: метод построения теорий, методы сбора эмпирических данных, методы обработки и анализа полученных данных, методы воздействия и помощи. Специфика метода эксперимента в психологии труда

4. Краткая история развития психологии труда в России и зарубежом.

5. Основные проблемы современной психологии труда.

Самостоятельная работа

1. Провести сравнительный анализ психологии труда, инженерной психологии и эргономики.

2. Раскрыть понятие эмпирико-познавательных и преобразующих методов в психологии труда.

3. В виде таблицы представить возможности и ограничения методов опроса, наблюдения, анализа продуктов деятельности в психологии труда

Литература

1. Дрент П.Дж. и др. Что такое психология труда и организационная психология //Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. Хрестоматия. - М.: «Радикс», 1995. - с. 10-20. (копия на кафедре)

2. История советской психологии труда. Тексты. - М., 1983.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988. с.3-5, с.117-182; издание 2004г. - с.15-22, с.128 - 155, с.207 - 283.

4. Климов Е.А., Носкова О.Г. О психологии труда в России XVIII века.// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1994, №1, с.43-51(копия на кафедре)

5. Климов Е.А., Носкова О.Г. О психологии труда в России XVIII века.// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1994, №2, с.50-57(копия на кафедре)

6. Климов Е.А., Носкова С.Г. История психологии труда в России. - М., 1992.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - с.8-9.

8. Носкова О.Г. История психологии труда в России. - М.: Изд-во МГУ, 1997.

9. Носкова О.Г. Психология труда. - М.:Изд.центр «Академия», 2004,-с.5 - 35.

10. Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - С. 15-42

 

Семинары №2

Трудовой процесс и его компоненты

1. Труд как психологическая категория. Своеобразие трудовой деятельности в сравнении с игрой, учением, общением.

2. Классификация видов труда. Условия превращения трудовой деятельности в профессиональную.

3. Эргатическая система, эргатические функции. Типология эргатических функций, их эволюция в истории человеческого общества.

4. Трудовой пост и его структура. Цели и продукты труда, их характеристики. Средства труда, их основные разновидности. Условия труда.

5. Классификация профессий по целям, средствам и условиям труда и возможности ее применения.

Самостоятельная работа

1. Составить классификацию труда по предмету, продукту труда, целям трудовых действий.

2. Описать разновидности средств и условий труда

3. Дать определение понятиям: профессия, специальность, трудовая деятельность, профессиональная задача, действие, операция.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М., 2000. с.63-66, 230-235, 242.

2. Вавилов В.А., Вавилов В.В. Психологическая проблематика субъекта в теории профессиогенеза. (копия)

3. Дмитриева М.А. и др. Психология труда и инженерная психология. - Л., 1979.

4. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М., 1987. с. 46-60.

5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988. с.29-107

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.,1975. С. 102- 10.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - с. 10-15 (копия книги на кафедре)

8. Нанеишвили В.Д. Проблемы рекламы в контексте психологии труда //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1997, №2. - с.11-22(копия)

9. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства - с.60-69.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. Т. 2.


Семинар №3

Субъект труда

1. Понятие о субъекте труда. Подходы к пониманию субъекта труда. Уровни изучения субъекта труда.

2. Этапы развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Психология труда и акмеология.

3. Нормативные кризисы профессионального развития личности. Биографический метод в исследовании профессионального развития личности.

4. Внутренние условия и средства деятельности субъекта труда. Психологические средства труда.

5. Профессиональные способности: соотношение способностей и умений, навыков.

6. Профессиональное сознание: самосознание личности и профессиональное самосознание.

7. Профессиональное мышление: существует ли специфический профессиональный тип мышления.

Самостоятельная работа

1. Описать психологические признаки сознания субъекта труда.

2. Провести сравнительный анализ труда и других видов деятельности (игры, учения).

3. Описать варианты профессиональных карьер.

 

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М., 2000. с.63-66, 230-235, 242.

2. Вавилов В.А., Вавилов В.В. Психологическая проблематика субъекта в теории профессиогенеза. (копия)

3. Дмитриева М.А. и др. Психология труда и инженерная психология. - Л., 1979.

4. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М., 1987. с. 46-60.

5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988. с.29-107

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,1975. С. 102-110.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - с. 10-15 (копия книги на кафедре)

8. Нанеишвили В.Д. Проблемы рекламы в контексте психологии труда //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1997, №2. - с.11-22(копия)

9. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства - с.60-69

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. Т. 2.

11. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал, 1992. № 5.

12. Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления врача // Вопросы психологии. 1991. № 4.

13. Бодров В.А., Писаренко Ю.Э. Исследование структуры и динамики развития летных способностей // Психологический журнал, 1994. № 3.

14.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.: ПЕРСЭ, 2001.

15. Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии, 1994. № 4.

16. Готсдинер А.А. К проблеме многосторонних способностей // Вопросы психологии, 1991. № 4.

17.Завалишина Д.Н. Мышление в материально-производственном труде// Психологический журнал, 1984, №5.

18.Завалишина Д.Н. Творческий аспект практического мышления //Психологический журнал, 1991, №2

 


Семинар №4

Самостоятельная работа

1. Написать упражнения по развитию профессиональных умений и навыков для специалистов (профессия на выбор)

Литература 1

1. Артемьева Е.Ю. и др. Методика изучения трудовых действий // Вопросы психологии, 1984, №5.

2. Дмитриева М.А. и др. Психология труда и инженерная психология. - Л., 1979. С. 62-64.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

4. Носкова О.Е. Психология труда. - М.: Изд.центр «Академия», 2004.

5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства - М., 2001. С. 119-131.

6. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М.: Изд. центр «Академия»; Высшая школа, 2001. - с.35-65


Литература 2

1.Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. 1988. №6. (копия)

2.Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань, 1969.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

4. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

5. Носкова О.Г. Психология труда. - М.: Изд.центр «Академия», 2004.

6. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. /Под общ. ред. В.А. Бодрова -М.: ПЕРСЭ, 2003.

7. Щукин М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Вопросы психологии, 1984, № 6.

 

 


Семинар №5

Личность профессионала

1. Профессиональные особенности когнитивных процессов в разных видах труда. Методики для их диагностики.

2. Профессиональные особенности сенсомоторики в разных видах труда. Методики для их диагностики.

3. Профессиональные особенности эмоционально-волевой сферы профессионала. Методики для их диагностики.

4. Требования к личностным и индивидуальным свойствам профессионала в разных видах труда. Методики диагностики.

5. Проблемы психологии совместной трудовой деятельности.

6. Специфика конфликтов в разнотипных профессиях. Возможности конструктивного разрешения профессиональных конфликтов.

 

Самостоятельная работа

1. Составить сводную таблицу методик диагностики профессиональных особенностей профессионала (критерии: название методики, автор, цель, на кого направлена, какие особенности выявляет, форма проведения, длительность проведения).

2. Психологическая совместимость: понятие, критерии, методы диагностики.

3. Конфликты в организации: причины, формы, виды, пути разрешения, значение

Литература

1. Буякас Т.М., Любимова Г.Ю., Михеев В.А., Родина О.Н. Конфликты в разнотипных профессиях // Мир психологии, 1997, № 3, с. 81-94.

2. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд.-во Ленингр. ун.-та, 1979. С. 6-128.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. 2-е изд. Екатеринбург: Изд.-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 280 с.

4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал, 1997, № 6.

5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд.-е Моск. ун.-та, 1988. Или 2-е изд. М.: Юнити, 1998. 350 с.*

6. Климов Е.А. Психология профессионала. Избранные психологические труды. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК» 1996. 400 С.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону.: Изд.-во «Феникс», 1996. С. 337-434.

8. Любимова Г.Ю. Профессиоведение: конфликтологический подход // Мир психологии, 1997, № 3. С.62-70.

9. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

10. Носкова О.Г. Психология труда. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.

 


Семинар № 6

Самостоятельная работа

1. Раскрыть понятия: трудоспособность, работоспособность, функциональное состояние, усталость, утомление, переутомление, стресс, монотония.

2. Составить методические рекомендации по коррекции неблагоприятных функциональных состояний профессионала.

Литература

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.: ПЕР СЭ, 2001.

2. Йохансен Г. Рабочая нагрузка и ее измерение. //Леонова А.Б., Чернышева О.Н.
Психология труда и организационная психология: современное состояние и
перспективы. Хрестоматия. - М.: «Радикс», 1995. - с.88-97.

3. Картрайт С., Купер К. Стресс на рабочем месте. - М.: Изд-во Гуманитарный центр, 2004, - с.10-39(копия на кафедре)

4. Котик М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора (на
примерах управления транспортными средствами). - М.: Транспорт, 1993. - с.
129-138.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

6. Носкова О.Г. Психология труда. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.

7. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические
исследования и перспективы. //Психологический журнал. — 2001, Т.22, №1,
с.90-101 (копия на кафедре)

8. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе
педагогов и других специалистов социальной сферы, (копия на кафедре)

9. Парке Д.Л. Современные проблемы и методы оценки рабочей нагрузки.
//Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная
психология: современное состояние и перспективы. Хрестоматия. - М.:
«Радикс», 1995.-С.97-117.

10. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной
пригодности. /под общ. ред. В.А. Бодрова - М.: ПЕР СЭ, 2003.

11. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М, 2001. С. 229-269.

12. Трунов Д.Г. Еще раз о «синдроме сгорания»: экзистенциальный подход, (копия на кафедре)

 


Семинар №7

Самостоятельная работа

1. Составить методические рекомендации по мотивации персонала (описать приемы и методы повышения мотивации, какие из них являются наиболее эффективными)

2. Сделать подборку методик диагностики удовлетворенности трудом и мотивации работников

Литература

1. Артемьева Е.Ю., Парамей Г.В. Г.В. Структуры мотивировок воспитательной деятельности абитуриентов педагогического вуза (методика) // Вестник МГУ, сер. «Психология», 1989, №1.

2. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. - СПб., 2000. С. 257- 295.

3. Душацкий Л.Е. Ценностно-мотивационные доминанты российских предпринимателей // Социс, 1999. № 7.

4. Зеличенко А.П., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ, сер. «Психология». 1982. № 4.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000. С.270-316.

6. Климычев, Смирнова Проблемы мотивации и удовлетворенности трудом у работников АПК // Социс. - 1999. № 12.

7. Крягжде СИ. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии. - 1985. № 3.

8. Лобанова Т.Н, Кочурина И.Г. Использование психодиагностической информации в коррекции мотивационной структуры руководителей // Вестник МГУ, сер. «Психология»; 1992. № 4.

9. Любимова Г.Ю. и др. О современных проблемах отечественного профессиоведения // Вестник МГУ, сер. «Психология». - 1996, №1.

10. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

11. Мильман В.Э. Производительная и потребительная мотивация // Психологический журнал. - 1988, №1.

12. Носкова О.Г. Психология труда. - М.: Изд.центр «Академия», 2004.

13. Патрушев В.Д. и др. Рабочие на частном предприятии: мотивация, оплата труда, удовлетворенность работой // Социс- 1998, № 4.

14. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. /Под общ. ред. В.А. Бодрова – М.: ПЕРСЭ, 2003.


Семинар №8

Самостоятельная работа

1. Раскрыть понятия: ошибки, аварии, несчастного случая, травмы, катастрофы, происшествия.

2. Сделать подборку методик диагностики склонности к риску

 

Литература

1. Елисеев С.А. Основы проблемы психологии безопасности труда //
Психологический журнал, 1982. № 5.

2. Котик М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора (на примерах
управления транспортными средствами). - М.: Транспорт, 1993. - с. 21-37, 78-83,89-101.

3. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин, 1987.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

5. Носкова О.Г. Психология труда. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.

6. Психологическое обеспечение профдеятельности/под ред. Г.С.Никифорова. - СПб, 1991. С. 127-137.

7. Расмуссен Дж. Что можно узнать, изучая ошибки людей? //Леонова А.Б.,
Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. Хрестоматия. - М.: «Радикс», 1995. - с.117-136.

8. Солнцева Г.Н. О психологическом содержании понятия «риск» // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология, 1999. № 2.

9. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М.: Изд. центр «Академия»; Высшая школа, 2001.

10. Эргономика /под ред. А.А. Крылова, Г.В. Суходольского - Л., 1988-С. 127-148

 

Литература

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001.

2. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации. //Вопросы психологии. – 1987, №1.

3. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы // Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М.-Воронеж, 1998. С. 108-142.

4. Дмитриева М.А. Цели профессиографии и структура профессиограммы (копия на кафедре)

5. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987. С. 36-74, 81-90.

6. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992. С. 23-49, 52-60.

7. Каверина Р.Д. Опыт психологической классификации некоторых профессий в целях профконсультации // Вопросы психологии, 1978, №4. (копия на кафедре)

8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд-во МГУ, 1988. с.107-116

9. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1998. С. 64-86, 194-204.

10. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995. С. 45-69.

11. Клищевская М.В., Солнцева Г.Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник МГУ, серия 14 «Психология», 1999, №4.

12. Кулагин Б.В. Основы профессиональной диагностики. – Л., 1984. – с.33-47 (Копия на кафедре)

13. Маркова А.К. Психология профессионализма – М., 1996. –с.15-39

14. Носкова О.Г. Психология труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.

15. Основы профессиографии. – Брянск, 1991.

16. Практикум по дифференциальной -\ психодиагностике профессиональной пригодности. /Под общ. Ред. В.А. Бодрова – М.: ПЕР СЭ, 2003.

17. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов /сост. Л.В. Винокуров. – СПб., 2001. С. 84-91.

 

 

Семинар 10

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Разработать сборную характеристику профессии (на выбор из сферы «человек-техника») с опорой на следующие основные пункты:

- история профессии;

- краткая характеристика;

- профессиональная пригодность;

- физиологические и психологические особенности личности профессионала;

- особенности индивидуального стиля деятельности;

- критерии эффективности;

- карьерное развитие.

Задание готовит группа из 2-3 человек в виде презентации. Допускаются незначительное отхождение от темы и добавление своих пунктов.

Список литературы

1. Абдуллаева М. М. Семантические характеристики профессиональной направленности медиков: Автореф. дис.... канд. наук. М., 1993.

2. Абельская Н. А. Личностные особенности поэтов // Системное исследование индивидуальности. Пермь. 1991. С. 128-129.

3. Абрамова В. Н., Белехов В. В. Формирование профессионально важных личностных качеств оператора АЭС // Психологический журнал. 1988. № 4. С. 60-69.

4. Акимова М. К. Проявление силы нервной системы в некоторых видах интеллектуальной деятельности // Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты. Тезисы докладов. Пермь, 18-20 июня 1975 г. М, 1975. С. 3-4.

5. Алексеев Н. П., Герасимов О. Г., Глазкова В. А., Лукьянов В. П., Мщнюков В. К., Руса-лова М. Н., Симонов П. В., Фролов М. В. Экспериментальное исследование эмоциональности студентов театрального вуза // Журнал высшей нервной деятельности. 1983. Вып. 6. С. 1019-1027.

6. Аминов Н. А. Модельные характеристики способностей и одаренности учителя // Способности: К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. Дубна, 1997.

7. Аминов Н. А. О некоторых психофизиологических факторах, определяющих индивидуальную устойчивость к действию однообразия // Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты. Тезисы докладов. М., 1975. С. 11-13.

8. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 71-77.

9. Андреева Т. В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1998. С. 203-216.

10. Ахтариева Л. Г. Индивидуально-психологические характеристики личности учителей с различным уровнем педагогического мастерства // Совершенствование профессиональных знаний педагогических кадров. Ч. 1. Л., 1978. С. 106-107.

11. Баринова Т. В. Изучение влияния природных особенностей на формирование индивидуально-своеобразной стратегии профессионального поведения у ткачих-ковровщиц // Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека. Тезисы докладов Всесоюзного симпозиума. Пермь, 1982. С. 11-12.

12. Бачманова Н. В., Стафурина Н. А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 5. Л., 1985.

13. Белоус В. В. Функциональная роль типа темперамента в индивидуальной и совместной деятельности людей // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 102-106.

14. Бодров В. А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал. 1985. № 2. С. 85-94.

15. Бодров В. А., Лукьянова Н. Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность // Психологический журнал. 1981. № 2. С. 51-65.

16. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991.

17. Бочкарев Л. Л. Социально-перцептивные механизмы музыкального переживания // Вопросы психологии. 1986. № 3. С. 150-157.

18. Браиловский Е. С. Психологическая характеристика профессии шофера // Психология труда. Ч. 1. М., 1969.

19. Глушко О.В., Клюев Н.В. Труд и здоровье водителя автомобиля – М.: Транспорт, 1976 – 176с.

20. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – Спб.: Питер, 2008 – 432с.

21. Карцев И.Д., Халдеева Л.Ф., Павлович К.Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям – М.: Медицина, 1977 – 176с.

 

 


Семинар 11

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Группой из 2-3- человек разработать систему подбора персонала для конкретной должности (выбрать 1 из списка, в группах должности не должны повторяться):

- менеджера по продажам в строительную компанию

- риэлтор

- менеджер по подбору персонала в строительную компанию

- секретарь в деревообрабатывающую компанию

- уборщицу в продуктовый магазин

- водитель трактора на работу вахтовым методом

- менеджера по работе с претензиями.

Вам необходимо разработать:

- профиль должности

- методы подбора (подробно собеседование, какие тесты, если нужно, кейс-ситуации)

- представить в виде презентации.

 

Литература

1. Беспалов Б.И. Психодиагностика профессионально важных качеств и профотбор диспетчеров пожарной службы «01».//Вестник МГУ, Серия «Психология», 1998, №3.

2. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал, 1985, № 2.

3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001.

4. Борисова Е.М. и др. Диагностика управленческих способностей //Вопросы психологии. – 1997. № 2.

5. Ильин Е.П. Мотивы человека: теории и методы изучения. Киев, 1998. С. 181-183.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону,/ 1996. Гл. 10.

7. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984. – С. 40-47.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

9. Носкова О.Г. Психология труда. – М.: Изд.центр «Академия», 2004.

10. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. С. 152-
154.

11. Основы психодиагностики / под ред. А.Г.Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. С. 420-
448.

12. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной
пригодности. /Под общ. Ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ, 2003.

13. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001. С. 42-49; С. 328-367.

14. Пряжников Н.С. Активизирующие профконсультационные опросники // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1997. № 2.

15. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /под ред. Г.С.Никифорова, СПб., 1991. Гл. 1.

16. Психология работы с персоналом в трудах отечественных психологов /под ред.
Л.В. Винокурова – СПб., 2001. С. 126-143, 188-196,252-268, 281-346.


Семинар 12

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Разработать программу аттестации специалиста (группа по 2-3 человека):

- менеджера по продажам в строительную компанию

- риэлтор

- менеджер по подбору персонала в строительную компанию

- секретарь в деревообрабатывающую компанию

- менеджера по работе с претензиями.

Все оформить в виде презентации. Опорные пункты:

- цели аттестации;

- программа;

- методы;

- параметры оценки;

- аттестационные листы, бланки;

- представление результатов.

Список литературы

1. Азямова, Л. В. Организация и проведение аттестации персонала по решению
работодателя / Л. В. Азямова // Справочник кадровика. - 2001. - № 1. - С.20-28.

2. Асенова, Е. Технологические аспекты проведения аттестации / Е. Асенова // Управление персоналом. - 1999. - № 2. - С. 22-28.

3. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала – СПб.: Питер, 2002

4. Вялова, Л. М. Аттестация работников: документальное оформление / Л. М. Вялова // Справочник кадровика. - 2003. - № 5. - С.43-52.

5. Гуськова, И. М. Оценка деятельности и аттестация государственных служащих: методическое пособие / И. М. Гуськова, В. Н. Меньшова; Сиб. акад. гос. службы. - Новосибирск, 1998. - 111 с.

6. Жданова, Т. А. Методология подготовки и проведения аттестации персонала / Т. А. Жданова // Науч. и техн. б-ки. - 2001. - № 2. - С. 142-157. - Библиогр.: 17 назв.

7. Корсун, Л. Аттестация - не формальность / Л. Корсун // Библиотекарь. - 1991. - № 1. - С. 30,31.

8. Львов, В. Проведение аттестации / В. Львов // Независимый адвокат. - 2005. - № 5. - С. 37-40.

9. Маслов, Е. В. Управление персоналом предприятия: учебное пособие / Е. В. Маслов. - Москва-Новосибирск: ИНФРА-М, 1998. - 312 с.

10. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала, подготовка и проведение аттестации - М.: ЗАО "Бизнес-школа "

11. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-практ. пособие. – 4-е изд. – М.: Дело, 2002

12. Хижнякова А.В. Аттестация как определение творческой ценности сотрудников // Справочник кадровика. - 2002. - № 7. - С.109-113.


Семинар 13

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Разработать систему мотивации для конкретной должности:

- подавец в продуктовый магазин

- менеджер по продажам в рекламную компанию

- риэлтор

- оператор колл-центра

- менеджер по работе с претензиями

- водитель пассажирского транспорта

- научного работника – эколога

При разработке нужно обратить внимание на:

- методы диагностики мотивации

- описание различных мотивов

- подбор мотиваторов под ценности и потребности сотрудников

- разработка программы мотивационных мероприятий на 1 год

 

Список литературы

1. Самоукина Н.В. Управление персоналом: российский опыт / Н.В. Самоукина. — СПб.: Питер, 2003.

2. Самоукина Н.В. Коучинг — ваш проводник в мире бизнеса / Н.В. Самоукина, Н.К. Туркулец. — СПб.: Питер, 2004.

3. Кэ де Ври М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / М. Кэ де Ври. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

4. Белбин Р.М. Команды менеджеров. Как объяснить их успех и неудачу / Р. М. Белбин. — М.: Кивитс, 2007.

5. Де Боно Э. Шесть шляп мышления / Э. де Боно. — М.: Попурри, 2008.

6. Рамперсад Х. Индивидуальная сбалансированная система показателей / Х. Рамперсад. — М.: Олимп-Бизнес, 2006.

7. Рамперсад Х. Универсальная система показателей деятельности / Х. Рамперсад. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

8. Морита А. Sony. Сделано в Японии / А. Морита, — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

9. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология / Л. Джуэлл. — СПб.: Питер, 2001.

10. Кабанченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами / Т.С. Кабанченко. — СПб.: Питер, 2003.

11. Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель / Р.Л. Кричевский. — М.: Дело, 1996.

12. Кобъелл К. Мотивация в стиле экшн. Восторг заразителен / К. Кобъелл. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

13. Пуденко Т.И. Как мотивировать продуктивную работу персонала / Т.И. Пуденко. — М.: ИУО, 2001.

14. Стивенсон Н. Как мотивировать людей / Н. Стивенсон. — М.: Олимп-Бизнес, 2003.

15. Ходаковский В. Формирование лояльности: практические аспекты // Менеджмент и менеджер. — 2003. — № 5.

16. Тузова А.А. Мотивация трудовой деятельности Учебный курс (учебно-методический комплекс)

 

 


Семинар 14

Список литературы

1. Адашкин Н.Г. Психолог в современном предприятии. М.: Наука, 2004. 400 с.

2. Белочкина М.Е. Психология и бизнес: процесс взаимопроникновения. М.: Просвещение, 2004. 425 с.

3. Борисова Е. Поведенческие ошибки при оценке персонала // Персонал-Микс. 13.07. 2003. с. 27-31.

4. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха.: Пер. с нем. М.: Интерэскперт. 2003. 510 с.

5. Волина В. Методы адаптации персонала // Управление персоналом. 1998. 4. с. 37-43.

6. Володина Н.П. Оценка и управление персоналом ресурс эффективного управления // ЭКО. 2003. 6. С.154-165

7. Володин Н.П., Буралчук Л.Ф. Оценка и управление персоналом: проблема выбора инструментов. // ЭКО. 2003. 11. С.89-104

8. Гагарина Н.Д. Психология в системе менеджмента. М.: Психея, 2003. 460 с.

9. Голованов А.Н. Система отбора персональных менеджеров, как способ получения конкурентных преимуществ на региональном рынке банковских услуг // Кадры предприятия. 2002. - 4. с. 28-33.

10. Даринова Г.Н. Отбор кадров на предприятии: психологический аспект. М.: Наука, 2004. 400 с.

11. Ивонова Н.С. Принципы отбора кадров психология поведения. М.: Наука, 2002. 482 с.

12. Кузнецова М.С. Кадры предприятия взгляд психолога. М.: Психея, 2004. 520 с.

13. Лапшина Н.Л. Кадровый менеджмент организации с точки рения психолога. М.: Психея, 2003. 500 с.

14. Митина Н.В. психология и кадры предприятия. М.: Наука, 2003. 465 с.

15. Поляков В.А. Методы оценки и управления персонала // Кадровый вестник. 2001. 2. с. 43-48.

16. Пронин В.Г. Как оценить специалиста?// Управление персоналом. 1998. 9. С.10-12

17. Сысоев Н.Н. Построение системы отбора кадров // Кадры предприятия. 2003. - 6. с. 22-25.

18. Трофимов Н.Г. Методы и приемы отбора кадров. // Кадры предприятия. 2003. - 8. с. 35-39.

19. Таврилова О.А. Управление кадрами предприятия. М.: Высшая школа, 2002. - 410 с.

20. Туриков Н.Н. Психология отбора кадров. М.: Наука, 2004. 430 с.

21. Уварова Е.Н. Психолог на предприятии. М.: Просвещение, 2004. 488 с.

22. Устинов Н.Н. Взаимоотношения психолога организации и ее сотрудников. М.: МГУ, 340 с.

23. Федорова А.Л. Психология отбора кадров. М.: Просвещение, 2003. 390 с.

24. Хлебникова М.С. Психолог в современной фирме. М.: Дело, 2004. 488 с.

25. Хомутова Е.Н. Психолог в организации: теория и практика. М.: Гнозис, 2003. 412 с.

26. Хуварова Н.Н. Психолог и организация. М.: ИДЕЯ-ПРЕСС, 2003. 450 с.

27. Шестопал Н.Д. Место психолога в формировании современной организации. М.: Просвещение, 2004. 492 с.

28. Циценко Н.Р. Психология в современной фирме. М.: Наука, 2003. 468 с.

29. Шибодоева М.С. Психология и предпринимательство. М.: ИДЕЯ-ПРЕСС, 2004. 490 с.

30. Эви Н.Г. Психология в современном бизнесе. М.: Наука, 2001. 410 с.

 

31.http://dps.smrtlc.ru/Metod_K_Pr_3/1_Kurs_Pr_3.htm


Семинар 15

Профессиональная ориентация

1. Психологические аспекты профориентации молодежи и реориентации людей, вынужденных сменить работу.

2. Выбор профессии как проектирование профессионального жизненного пути. Управление карьерой персонала в организации.

3. Факторы, влияющие на построение личного профессионального плана оптанта, типы индивидуальных ситуаций выбора профессии.

4. Задачи психологической профконсультации; средства труда психолога-профконсультанта. Методы профконсультации. Способы оценки эффективности работы профконсультантов.

5. Психологические проблемы социально-трудовой реабилитации и реадаптации больных и инвалидов.

Литература

1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб., 2006.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов - на Дону, 1996.

3. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М., 1983.

4. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии, 1989, №5.

5. Первичная психологическая профконсультация. Врачебная профконсультация // Сост. Л.А. Головей и др. – Л., 1988.

6. Профориентация школьников: сборник учебно-методических материалов /под ред. Т.В. Черниковой. - Волгоград, 2007.

7. Профессиональная консультация школьников. – М., 1992.

8. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М., 1999.

 

 

 

Семинар №1

Введение в психологию труда

1. Психология труда как наука. Предмет, задачи психологии труда. Отрасли психологии труда.

2. Место психологии труда в системе наук о человеке и труде. Связь психологии труда с другими областями психологии.

3. Методы психологии труда: метод построения теорий, методы сбора эмпирических данных, методы обработки и анализа полученных данных, методы воздействия и помощи. Специфика метода эксперимента в психологии труда

4. Краткая история развития психологии труда в России и зарубежом.

5. Основные проблемы современной психологии труда.

Самостоятельная работа

1. Провести сравнительный анализ психологии труда, инженерной психологии и эргономики.

2. Раскрыть понятие эмпирико-познавательных и преобразующих методов в психологии труда.

3. В виде таблицы представить возможности и ограничения методов опроса, наблюдения, анализа продуктов деятельности в психологии труда

Литература

1. Дрент П.Дж. и др. Что такое психология труда и организационная психология //Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. Хрестоматия. - М.: «Радикс», 1995. - с. 10-20. (копия на кафедре)

2. История советской психологии труда. Тексты. - М., 1983.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988. с.3-5, с.117-182; издание 2004г. - с.15-22, с.128 - 155, с.207 - 283.

4. Климов Е.А., Носкова О.Г. О психологии труда в России XVIII века.// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1994, №1, с.43-51(копия на кафедре)

5. Климов Е.А., Носкова О.Г. О психологии труда в России XVIII века.// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1994, №2, с.50-57(копия на кафедре)

6. Климов Е.А., Носкова С.Г. История психологии труда в России. - М., 1992.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - с.8-9.

8. Носкова О.Г. История психологии труда в России. - М.: Изд-во МГУ, 1997.

9. Носкова О.Г. Психология труда. - М.:Изд.центр «Академия», 2004,-с.5 - 35.

10. Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - С. 15-42

 

Семинары №2

Трудовой процесс и его компоненты

1. Труд как психологическая категория. Своеобразие трудовой деятельности в сравнении с игрой, учением, общением.

2. Классификация видов труда. Условия превращения трудовой деятельности в профессиональную.

3. Эргатическая система, эргатические функции. Типология эргатических функций, их эволюция в истории человеческого общества.

4. Трудовой пост и его структура. Цели и продукты труда, их характеристики. Средства труда, их основные разновидности. Условия труда.

5. Классификация профессий по целям, средствам и условиям труда и возможности ее применения.

Самостоятельная работа

1. Составить классификацию труда по предмету, продукту труда, целям трудовых действий.

2. Описать разновидности средств и условий труда

3. Дать определение понятиям: профессия, специальность, трудовая деятельность, профессиональная задача, действие, операция.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М., 2000. с.63-66, 230-235, 242.

2. Вавилов В.А., Вавилов В.В. Психологическая проблематика субъекта в теории профессиогенеза. (копия)

3. Дмитриева М.А. и др. Психология труда и инженерная психология. - Л., 1979.

4. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М., 1987. с. 46-60.

5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988. с.29-107

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.,1975. С. 102- 10.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - с. 10-15 (копия книги на кафедре)


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.24 с.