Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-11-28 | 160 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Семинар №1
Введение в психологию труда
1. Психология труда как наука. Предмет, задачи психологии труда. Отрасли психологии труда.
2. Место психологии труда в системе наук о человеке и труде. Связь психологии труда с другими областями психологии.
3. Методы психологии труда: метод построения теорий, методы сбора эмпирических данных, методы обработки и анализа полученных данных, методы воздействия и помощи. Специфика метода эксперимента в психологии труда
4. Краткая история развития психологии труда в России и зарубежом.
5. Основные проблемы современной психологии труда.
Самостоятельная работа
1. Провести сравнительный анализ психологии труда, инженерной психологии и эргономики.
2. Раскрыть понятие эмпирико-познавательных и преобразующих методов в психологии труда.
3. В виде таблицы представить возможности и ограничения методов опроса, наблюдения, анализа продуктов деятельности в психологии труда
Литература
1. Дрент П.Дж. и др. Что такое психология труда и организационная психология //Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. Хрестоматия. - М.: «Радикс», 1995. - с. 10-20. (копия на кафедре)
2. История советской психологии труда. Тексты. - М., 1983.
3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988. с.3-5, с.117-182; издание 2004г. - с.15-22, с.128 - 155, с.207 - 283.
4. Климов Е.А., Носкова О.Г. О психологии труда в России XVIII века.// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1994, №1, с.43-51(копия на кафедре)
5. Климов Е.А., Носкова О.Г. О психологии труда в России XVIII века.// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1994, №2, с.50-57(копия на кафедре)
|
6. Климов Е.А., Носкова С.Г. История психологии труда в России. - М., 1992.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - с.8-9.
8. Носкова О.Г. История психологии труда в России. - М.: Изд-во МГУ, 1997.
9. Носкова О.Г. Психология труда. - М.:Изд.центр «Академия», 2004,-с.5 - 35.
10. Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - С. 15-42
Семинары №2
Трудовой процесс и его компоненты
1. Труд как психологическая категория. Своеобразие трудовой деятельности в сравнении с игрой, учением, общением.
2. Классификация видов труда. Условия превращения трудовой деятельности в профессиональную.
3. Эргатическая система, эргатические функции. Типология эргатических функций, их эволюция в истории человеческого общества.
4. Трудовой пост и его структура. Цели и продукты труда, их характеристики. Средства труда, их основные разновидности. Условия труда.
5. Классификация профессий по целям, средствам и условиям труда и возможности ее применения.
Самостоятельная работа
1. Составить классификацию труда по предмету, продукту труда, целям трудовых действий.
2. Описать разновидности средств и условий труда
3. Дать определение понятиям: профессия, специальность, трудовая деятельность, профессиональная задача, действие, операция.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М., 2000. с.63-66, 230-235, 242.
2. Вавилов В.А., Вавилов В.В. Психологическая проблематика субъекта в теории профессиогенеза. (копия)
3. Дмитриева М.А. и др. Психология труда и инженерная психология. - Л., 1979.
4. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М., 1987. с. 46-60.
5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988. с.29-107
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.,1975. С. 102- 10.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - с. 10-15 (копия книги на кафедре)
8. Нанеишвили В.Д. Проблемы рекламы в контексте психологии труда //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1997, №2. - с.11-22(копия)
|
9. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства - с.60-69.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. Т. 2.
Семинар №3
Субъект труда
1. Понятие о субъекте труда. Подходы к пониманию субъекта труда. Уровни изучения субъекта труда.
2. Этапы развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Психология труда и акмеология.
3. Нормативные кризисы профессионального развития личности. Биографический метод в исследовании профессионального развития личности.
4. Внутренние условия и средства деятельности субъекта труда. Психологические средства труда.
5. Профессиональные способности: соотношение способностей и умений, навыков.
6. Профессиональное сознание: самосознание личности и профессиональное самосознание.
7. Профессиональное мышление: существует ли специфический профессиональный тип мышления.
Самостоятельная работа
1. Описать психологические признаки сознания субъекта труда.
2. Провести сравнительный анализ труда и других видов деятельности (игры, учения).
3. Описать варианты профессиональных карьер.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М., 2000. с.63-66, 230-235, 242.
2. Вавилов В.А., Вавилов В.В. Психологическая проблематика субъекта в теории профессиогенеза. (копия)
3. Дмитриева М.А. и др. Психология труда и инженерная психология. - Л., 1979.
4. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М., 1987. с. 46-60.
5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988. с.29-107
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,1975. С. 102-110.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - с. 10-15 (копия книги на кафедре)
8. Нанеишвили В.Д. Проблемы рекламы в контексте психологии труда //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1997, №2. - с.11-22(копия)
9. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства - с.60-69
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. Т. 2.
11. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал, 1992. № 5.
12. Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления врача // Вопросы психологии. 1991. № 4.
13. Бодров В.А., Писаренко Ю.Э. Исследование структуры и динамики развития летных способностей // Психологический журнал, 1994. № 3.
|
14.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.: ПЕРСЭ, 2001.
15. Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии, 1994. № 4.
16. Готсдинер А.А. К проблеме многосторонних способностей // Вопросы психологии, 1991. № 4.
17.Завалишина Д.Н. Мышление в материально-производственном труде// Психологический журнал, 1984, №5.
18.Завалишина Д.Н. Творческий аспект практического мышления //Психологический журнал, 1991, №2
Семинар №4
Самостоятельная работа
1. Написать упражнения по развитию профессиональных умений и навыков для специалистов (профессия на выбор)
Литература 1
1. Артемьева Е.Ю. и др. Методика изучения трудовых действий // Вопросы психологии, 1984, №5.
2. Дмитриева М.А. и др. Психология труда и инженерная психология. - Л., 1979. С. 62-64.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
4. Носкова О.Е. Психология труда. - М.: Изд.центр «Академия», 2004.
5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства - М., 2001. С. 119-131.
6. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М.: Изд. центр «Академия»; Высшая школа, 2001. - с.35-65
Литература 2
1.Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. 1988. №6. (копия)
2.Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань, 1969.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
4. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.
5. Носкова О.Г. Психология труда. - М.: Изд.центр «Академия», 2004.
6. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. /Под общ. ред. В.А. Бодрова -М.: ПЕРСЭ, 2003.
7. Щукин М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Вопросы психологии, 1984, № 6.
Семинар №5
Личность профессионала
1. Профессиональные особенности когнитивных процессов в разных видах труда. Методики для их диагностики.
2. Профессиональные особенности сенсомоторики в разных видах труда. Методики для их диагностики.
|
3. Профессиональные особенности эмоционально-волевой сферы профессионала. Методики для их диагностики.
4. Требования к личностным и индивидуальным свойствам профессионала в разных видах труда. Методики диагностики.
5. Проблемы психологии совместной трудовой деятельности.
6. Специфика конфликтов в разнотипных профессиях. Возможности конструктивного разрешения профессиональных конфликтов.
Самостоятельная работа
1. Составить сводную таблицу методик диагностики профессиональных особенностей профессионала (критерии: название методики, автор, цель, на кого направлена, какие особенности выявляет, форма проведения, длительность проведения).
2. Психологическая совместимость: понятие, критерии, методы диагностики.
3. Конфликты в организации: причины, формы, виды, пути разрешения, значение
Литература
1. Буякас Т.М., Любимова Г.Ю., Михеев В.А., Родина О.Н. Конфликты в разнотипных профессиях // Мир психологии, 1997, № 3, с. 81-94.
2. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд.-во Ленингр. ун.-та, 1979. С. 6-128.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. 2-е изд. Екатеринбург: Изд.-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 280 с.
4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал, 1997, № 6.
5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд.-е Моск. ун.-та, 1988. Или 2-е изд. М.: Юнити, 1998. 350 с.*
6. Климов Е.А. Психология профессионала. Избранные психологические труды. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК» 1996. 400 С.
7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону.: Изд.-во «Феникс», 1996. С. 337-434.
8. Любимова Г.Ю. Профессиоведение: конфликтологический подход // Мир психологии, 1997, № 3. С.62-70.
9. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
10. Носкова О.Г. Психология труда. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.
Семинар № 6
Самостоятельная работа
1. Раскрыть понятия: трудоспособность, работоспособность, функциональное состояние, усталость, утомление, переутомление, стресс, монотония.
2. Составить методические рекомендации по коррекции неблагоприятных функциональных состояний профессионала.
Литература
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.: ПЕР СЭ, 2001.
2. Йохансен Г. Рабочая нагрузка и ее измерение. //Леонова А.Б., Чернышева О.Н.
Психология труда и организационная психология: современное состояние и
перспективы. Хрестоматия. - М.: «Радикс», 1995. - с.88-97.
3. Картрайт С., Купер К. Стресс на рабочем месте. - М.: Изд-во Гуманитарный центр, 2004, - с.10-39(копия на кафедре)
4. Котик М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора (на
примерах управления транспортными средствами). - М.: Транспорт, 1993. - с.
129-138.
|
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
6. Носкова О.Г. Психология труда. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.
7. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические
исследования и перспективы. //Психологический журнал. — 2001, Т.22, №1,
с.90-101 (копия на кафедре)
8. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе
педагогов и других специалистов социальной сферы, (копия на кафедре)
9. Парке Д.Л. Современные проблемы и методы оценки рабочей нагрузки.
//Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная
психология: современное состояние и перспективы. Хрестоматия. - М.:
«Радикс», 1995.-С.97-117.
10. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной
пригодности. /под общ. ред. В.А. Бодрова - М.: ПЕР СЭ, 2003.
11. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М, 2001. С. 229-269.
12. Трунов Д.Г. Еще раз о «синдроме сгорания»: экзистенциальный подход, (копия на кафедре)
Семинар №7
Самостоятельная работа
1. Составить методические рекомендации по мотивации персонала (описать приемы и методы повышения мотивации, какие из них являются наиболее эффективными)
2. Сделать подборку методик диагностики удовлетворенности трудом и мотивации работников
Литература
1. Артемьева Е.Ю., Парамей Г.В. Г.В. Структуры мотивировок воспитательной деятельности абитуриентов педагогического вуза (методика) // Вестник МГУ, сер. «Психология», 1989, №1.
2. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. - СПб., 2000. С. 257- 295.
3. Душацкий Л.Е. Ценностно-мотивационные доминанты российских предпринимателей // Социс, 1999. № 7.
4. Зеличенко А.П., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ, сер. «Психология». 1982. № 4.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000. С.270-316.
6. Климычев, Смирнова Проблемы мотивации и удовлетворенности трудом у работников АПК // Социс. - 1999. № 12.
7. Крягжде СИ. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии. - 1985. № 3.
8. Лобанова Т.Н, Кочурина И.Г. Использование психодиагностической информации в коррекции мотивационной структуры руководителей // Вестник МГУ, сер. «Психология»; 1992. № 4.
9. Любимова Г.Ю. и др. О современных проблемах отечественного профессиоведения // Вестник МГУ, сер. «Психология». - 1996, №1.
10. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
11. Мильман В.Э. Производительная и потребительная мотивация // Психологический журнал. - 1988, №1.
12. Носкова О.Г. Психология труда. - М.: Изд.центр «Академия», 2004.
13. Патрушев В.Д. и др. Рабочие на частном предприятии: мотивация, оплата труда, удовлетворенность работой // Социс- 1998, № 4.
14. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. /Под общ. ред. В.А. Бодрова – М.: ПЕРСЭ, 2003.
Семинар №8
Самостоятельная работа
1. Раскрыть понятия: ошибки, аварии, несчастного случая, травмы, катастрофы, происшествия.
2. Сделать подборку методик диагностики склонности к риску
Литература
1. Елисеев С.А. Основы проблемы психологии безопасности труда //
Психологический журнал, 1982. № 5.
2. Котик М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора (на примерах
управления транспортными средствами). - М.: Транспорт, 1993. - с. 21-37, 78-83,89-101.
3. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин, 1987.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
5. Носкова О.Г. Психология труда. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.
6. Психологическое обеспечение профдеятельности/под ред. Г.С.Никифорова. - СПб, 1991. С. 127-137.
7. Расмуссен Дж. Что можно узнать, изучая ошибки людей? //Леонова А.Б.,
Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. Хрестоматия. - М.: «Радикс», 1995. - с.117-136.
8. Солнцева Г.Н. О психологическом содержании понятия «риск» // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология, 1999. № 2.
9. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М.: Изд. центр «Академия»; Высшая школа, 2001.
10. Эргономика /под ред. А.А. Крылова, Г.В. Суходольского - Л., 1988-С. 127-148
Литература
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001.
2. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации. //Вопросы психологии. – 1987, №1.
3. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы // Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М.-Воронеж, 1998. С. 108-142.
4. Дмитриева М.А. Цели профессиографии и структура профессиограммы (копия на кафедре)
5. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987. С. 36-74, 81-90.
6. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992. С. 23-49, 52-60.
7. Каверина Р.Д. Опыт психологической классификации некоторых профессий в целях профконсультации // Вопросы психологии, 1978, №4. (копия на кафедре)
8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд-во МГУ, 1988. с.107-116
9. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1998. С. 64-86, 194-204.
10. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995. С. 45-69.
11. Клищевская М.В., Солнцева Г.Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник МГУ, серия 14 «Психология», 1999, №4.
12. Кулагин Б.В. Основы профессиональной диагностики. – Л., 1984. – с.33-47 (Копия на кафедре)
13. Маркова А.К. Психология профессионализма – М., 1996. –с.15-39
14. Носкова О.Г. Психология труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
15. Основы профессиографии. – Брянск, 1991.
16. Практикум по дифференциальной -\ психодиагностике профессиональной пригодности. /Под общ. Ред. В.А. Бодрова – М.: ПЕР СЭ, 2003.
17. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов /сост. Л.В. Винокуров. – СПб., 2001. С. 84-91.
Семинар 10
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Разработать сборную характеристику профессии (на выбор из сферы «человек-техника») с опорой на следующие основные пункты:
- история профессии;
- краткая характеристика;
- профессиональная пригодность;
- физиологические и психологические особенности личности профессионала;
- особенности индивидуального стиля деятельности;
- критерии эффективности;
- карьерное развитие.
Задание готовит группа из 2-3 человек в виде презентации. Допускаются незначительное отхождение от темы и добавление своих пунктов.
Список литературы
1. Абдуллаева М. М. Семантические характеристики профессиональной направленности медиков: Автореф. дис.... канд. наук. М., 1993.
2. Абельская Н. А. Личностные особенности поэтов // Системное исследование индивидуальности. Пермь. 1991. С. 128-129.
3. Абрамова В. Н., Белехов В. В. Формирование профессионально важных личностных качеств оператора АЭС // Психологический журнал. 1988. № 4. С. 60-69.
4. Акимова М. К. Проявление силы нервной системы в некоторых видах интеллектуальной деятельности // Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты. Тезисы докладов. Пермь, 18-20 июня 1975 г. М, 1975. С. 3-4.
5. Алексеев Н. П., Герасимов О. Г., Глазкова В. А., Лукьянов В. П., Мщнюков В. К., Руса-лова М. Н., Симонов П. В., Фролов М. В. Экспериментальное исследование эмоциональности студентов театрального вуза // Журнал высшей нервной деятельности. 1983. Вып. 6. С. 1019-1027.
6. Аминов Н. А. Модельные характеристики способностей и одаренности учителя // Способности: К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. Дубна, 1997.
7. Аминов Н. А. О некоторых психофизиологических факторах, определяющих индивидуальную устойчивость к действию однообразия // Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты. Тезисы докладов. М., 1975. С. 11-13.
8. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 71-77.
9. Андреева Т. В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1998. С. 203-216.
10. Ахтариева Л. Г. Индивидуально-психологические характеристики личности учителей с различным уровнем педагогического мастерства // Совершенствование профессиональных знаний педагогических кадров. Ч. 1. Л., 1978. С. 106-107.
11. Баринова Т. В. Изучение влияния природных особенностей на формирование индивидуально-своеобразной стратегии профессионального поведения у ткачих-ковровщиц // Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека. Тезисы докладов Всесоюзного симпозиума. Пермь, 1982. С. 11-12.
12. Бачманова Н. В., Стафурина Н. А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 5. Л., 1985.
13. Белоус В. В. Функциональная роль типа темперамента в индивидуальной и совместной деятельности людей // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 102-106.
14. Бодров В. А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал. 1985. № 2. С. 85-94.
15. Бодров В. А., Лукьянова Н. Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность // Психологический журнал. 1981. № 2. С. 51-65.
16. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991.
17. Бочкарев Л. Л. Социально-перцептивные механизмы музыкального переживания // Вопросы психологии. 1986. № 3. С. 150-157.
18. Браиловский Е. С. Психологическая характеристика профессии шофера // Психология труда. Ч. 1. М., 1969.
19. Глушко О.В., Клюев Н.В. Труд и здоровье водителя автомобиля – М.: Транспорт, 1976 – 176с.
20. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – Спб.: Питер, 2008 – 432с.
21. Карцев И.Д., Халдеева Л.Ф., Павлович К.Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям – М.: Медицина, 1977 – 176с.
Семинар 11
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Группой из 2-3- человек разработать систему подбора персонала для конкретной должности (выбрать 1 из списка, в группах должности не должны повторяться):
- менеджера по продажам в строительную компанию
- риэлтор
- менеджер по подбору персонала в строительную компанию
- секретарь в деревообрабатывающую компанию
- уборщицу в продуктовый магазин
- водитель трактора на работу вахтовым методом
- менеджера по работе с претензиями.
Вам необходимо разработать:
- профиль должности
- методы подбора (подробно собеседование, какие тесты, если нужно, кейс-ситуации)
- представить в виде презентации.
Литература
1. Беспалов Б.И. Психодиагностика профессионально важных качеств и профотбор диспетчеров пожарной службы «01».//Вестник МГУ, Серия «Психология», 1998, №3.
2. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал, 1985, № 2.
3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001.
4. Борисова Е.М. и др. Диагностика управленческих способностей //Вопросы психологии. – 1997. № 2.
5. Ильин Е.П. Мотивы человека: теории и методы изучения. Киев, 1998. С. 181-183.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону,/ 1996. Гл. 10.
7. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984. – С. 40-47.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
9. Носкова О.Г. Психология труда. – М.: Изд.центр «Академия», 2004.
10. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. С. 152-
154.
11. Основы психодиагностики / под ред. А.Г.Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. С. 420-
448.
12. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной
пригодности. /Под общ. Ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ, 2003.
13. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001. С. 42-49; С. 328-367.
14. Пряжников Н.С. Активизирующие профконсультационные опросники // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1997. № 2.
15. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /под ред. Г.С.Никифорова, СПб., 1991. Гл. 1.
16. Психология работы с персоналом в трудах отечественных психологов /под ред.
Л.В. Винокурова – СПб., 2001. С. 126-143, 188-196,252-268, 281-346.
Семинар 12
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Разработать программу аттестации специалиста (группа по 2-3 человека):
- менеджера по продажам в строительную компанию
- риэлтор
- менеджер по подбору персонала в строительную компанию
- секретарь в деревообрабатывающую компанию
- менеджера по работе с претензиями.
Все оформить в виде презентации. Опорные пункты:
- цели аттестации;
- программа;
- методы;
- параметры оценки;
- аттестационные листы, бланки;
- представление результатов.
Список литературы
1. Азямова, Л. В. Организация и проведение аттестации персонала по решению
работодателя / Л. В. Азямова // Справочник кадровика. - 2001. - № 1. - С.20-28.
2. Асенова, Е. Технологические аспекты проведения аттестации / Е. Асенова // Управление персоналом. - 1999. - № 2. - С. 22-28.
3. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала – СПб.: Питер, 2002
4. Вялова, Л. М. Аттестация работников: документальное оформление / Л. М. Вялова // Справочник кадровика. - 2003. - № 5. - С.43-52.
5. Гуськова, И. М. Оценка деятельности и аттестация государственных служащих: методическое пособие / И. М. Гуськова, В. Н. Меньшова; Сиб. акад. гос. службы. - Новосибирск, 1998. - 111 с.
6. Жданова, Т. А. Методология подготовки и проведения аттестации персонала / Т. А. Жданова // Науч. и техн. б-ки. - 2001. - № 2. - С. 142-157. - Библиогр.: 17 назв.
7. Корсун, Л. Аттестация - не формальность / Л. Корсун // Библиотекарь. - 1991. - № 1. - С. 30,31.
8. Львов, В. Проведение аттестации / В. Львов // Независимый адвокат. - 2005. - № 5. - С. 37-40.
9. Маслов, Е. В. Управление персоналом предприятия: учебное пособие / Е. В. Маслов. - Москва-Новосибирск: ИНФРА-М, 1998. - 312 с.
10. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала, подготовка и проведение аттестации - М.: ЗАО "Бизнес-школа "
11. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-практ. пособие. – 4-е изд. – М.: Дело, 2002
12. Хижнякова А.В. Аттестация как определение творческой ценности сотрудников // Справочник кадровика. - 2002. - № 7. - С.109-113.
Семинар 13
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Разработать систему мотивации для конкретной должности:
- подавец в продуктовый магазин
- менеджер по продажам в рекламную компанию
- риэлтор
- оператор колл-центра
- менеджер по работе с претензиями
- водитель пассажирского транспорта
- научного работника – эколога
При разработке нужно обратить внимание на:
- методы диагностики мотивации
- описание различных мотивов
- подбор мотиваторов под ценности и потребности сотрудников
- разработка программы мотивационных мероприятий на 1 год
Список литературы
1. Самоукина Н.В. Управление персоналом: российский опыт / Н.В. Самоукина. — СПб.: Питер, 2003.
2. Самоукина Н.В. Коучинг — ваш проводник в мире бизнеса / Н.В. Самоукина, Н.К. Туркулец. — СПб.: Питер, 2004.
3. Кэ де Ври М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / М. Кэ де Ври. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
4. Белбин Р.М. Команды менеджеров. Как объяснить их успех и неудачу / Р. М. Белбин. — М.: Кивитс, 2007.
5. Де Боно Э. Шесть шляп мышления / Э. де Боно. — М.: Попурри, 2008.
6. Рамперсад Х. Индивидуальная сбалансированная система показателей / Х. Рамперсад. — М.: Олимп-Бизнес, 2006.
7. Рамперсад Х. Универсальная система показателей деятельности / Х. Рамперсад. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
8. Морита А. Sony. Сделано в Японии / А. Морита, — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
9. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология / Л. Джуэлл. — СПб.: Питер, 2001.
10. Кабанченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами / Т.С. Кабанченко. — СПб.: Питер, 2003.
11. Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель / Р.Л. Кричевский. — М.: Дело, 1996.
12. Кобъелл К. Мотивация в стиле экшн. Восторг заразителен / К. Кобъелл. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
13. Пуденко Т.И. Как мотивировать продуктивную работу персонала / Т.И. Пуденко. — М.: ИУО, 2001.
14. Стивенсон Н. Как мотивировать людей / Н. Стивенсон. — М.: Олимп-Бизнес, 2003.
15. Ходаковский В. Формирование лояльности: практические аспекты // Менеджмент и менеджер. — 2003. — № 5.
16. Тузова А.А. Мотивация трудовой деятельности Учебный курс (учебно-методический комплекс)
Семинар 14
Список литературы
1. Адашкин Н.Г. Психолог в современном предприятии. М.: Наука, 2004. 400 с.
2. Белочкина М.Е. Психология и бизнес: процесс взаимопроникновения. М.: Просвещение, 2004. 425 с.
3. Борисова Е. Поведенческие ошибки при оценке персонала // Персонал-Микс. 13.07. 2003. с. 27-31.
4. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха.: Пер. с нем. М.: Интерэскперт. 2003. 510 с.
5. Волина В. Методы адаптации персонала // Управление персоналом. 1998. 4. с. 37-43.
6. Володина Н.П. Оценка и управление персоналом ресурс эффективного управления // ЭКО. 2003. 6. С.154-165
7. Володин Н.П., Буралчук Л.Ф. Оценка и управление персоналом: проблема выбора инструментов. // ЭКО. 2003. 11. С.89-104
8. Гагарина Н.Д. Психология в системе менеджмента. М.: Психея, 2003. 460 с.
9. Голованов А.Н. Система отбора персональных менеджеров, как способ получения конкурентных преимуществ на региональном рынке банковских услуг // Кадры предприятия. 2002. - 4. с. 28-33.
10. Даринова Г.Н. Отбор кадров на предприятии: психологический аспект. М.: Наука, 2004. 400 с.
11. Ивонова Н.С. Принципы отбора кадров психология поведения. М.: Наука, 2002. 482 с.
12. Кузнецова М.С. Кадры предприятия взгляд психолога. М.: Психея, 2004. 520 с.
13. Лапшина Н.Л. Кадровый менеджмент организации с точки рения психолога. М.: Психея, 2003. 500 с.
14. Митина Н.В. психология и кадры предприятия. М.: Наука, 2003. 465 с.
15. Поляков В.А. Методы оценки и управления персонала // Кадровый вестник. 2001. 2. с. 43-48.
16. Пронин В.Г. Как оценить специалиста?// Управление персоналом. 1998. 9. С.10-12
17. Сысоев Н.Н. Построение системы отбора кадров // Кадры предприятия. 2003. - 6. с. 22-25.
18. Трофимов Н.Г. Методы и приемы отбора кадров. // Кадры предприятия. 2003. - 8. с. 35-39.
19. Таврилова О.А. Управление кадрами предприятия. М.: Высшая школа, 2002. - 410 с.
20. Туриков Н.Н. Психология отбора кадров. М.: Наука, 2004. 430 с.
21. Уварова Е.Н. Психолог на предприятии. М.: Просвещение, 2004. 488 с.
22. Устинов Н.Н. Взаимоотношения психолога организации и ее сотрудников. М.: МГУ, 340 с.
23. Федорова А.Л. Психология отбора кадров. М.: Просвещение, 2003. 390 с.
24. Хлебникова М.С. Психолог в современной фирме. М.: Дело, 2004. 488 с.
25. Хомутова Е.Н. Психолог в организации: теория и практика. М.: Гнозис, 2003. 412 с.
26. Хуварова Н.Н. Психолог и организация. М.: ИДЕЯ-ПРЕСС, 2003. 450 с.
27. Шестопал Н.Д. Место психолога в формировании современной организации. М.: Просвещение, 2004. 492 с.
28. Циценко Н.Р. Психология в современной фирме. М.: Наука, 2003. 468 с.
29. Шибодоева М.С. Психология и предпринимательство. М.: ИДЕЯ-ПРЕСС, 2004. 490 с.
30. Эви Н.Г. Психология в современном бизнесе. М.: Наука, 2001. 410 с.
31.http://dps.smrtlc.ru/Metod_K_Pr_3/1_Kurs_Pr_3.htm
Семинар 15
Профессиональная ориентация
1. Психологические аспекты профориентации молодежи и реориентации людей, вынужденных сменить работу.
2. Выбор профессии как проектирование профессионального жизненного пути. Управление карьерой персонала в организации.
3. Факторы, влияющие на построение личного профессионального плана оптанта, типы индивидуальных ситуаций выбора профессии.
4. Задачи психологической профконсультации; средства труда психолога-профконсультанта. Методы профконсультации. Способы оценки эффективности работы профконсультантов.
5. Психологические проблемы социально-трудовой реабилитации и реадаптации больных и инвалидов.
Литература
1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб., 2006.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов - на Дону, 1996.
3. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М., 1983.
4. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии, 1989, №5.
5. Первичная психологическая профконсультация. Врачебная профконсультация // Сост. Л.А. Головей и др. – Л., 1988.
6. Профориентация школьников: сборник учебно-методических материалов /под ред. Т.В. Черниковой. - Волгоград, 2007.
7. Профессиональная консультация школьников. – М., 1992.
8. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М., 1999.
Семинар №1
Введение в психологию труда
1. Психология труда как наука. Предмет, задачи психологии труда. Отрасли психологии труда.
2. Место психологии труда в системе наук о человеке и труде. Связь психологии труда с другими областями психологии.
3. Методы психологии труда: метод построения теорий, методы сбора эмпирических данных, методы обработки и анализа полученных данных, методы воздействия и помощи. Специфика метода эксперимента в психологии труда
4. Краткая история развития психологии труда в России и зарубежом.
5. Основные проблемы современной психологии труда.
Самостоятельная работа
1. Провести сравнительный анализ психологии труда, инженерной психологии и эргономики.
2. Раскрыть понятие эмпирико-познавательных и преобразующих методов в психологии труда.
3. В виде таблицы представить возможности и ограничения методов опроса, наблюдения, анализа продуктов деятельности в психологии труда
Литература
1. Дрент П.Дж. и др. Что такое психология труда и организационная психология //Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. Хрестоматия. - М.: «Радикс», 1995. - с. 10-20. (копия на кафедре)
2. История советской психологии труда. Тексты. - М., 1983.
3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988. с.3-5, с.117-182; издание 2004г. - с.15-22, с.128 - 155, с.207 - 283.
4. Климов Е.А., Носкова О.Г. О психологии труда в России XVIII века.// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1994, №1, с.43-51(копия на кафедре)
5. Климов Е.А., Носкова О.Г. О психологии труда в России XVIII века.// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1994, №2, с.50-57(копия на кафедре)
6. Климов Е.А., Носкова С.Г. История психологии труда в России. - М., 1992.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - с.8-9.
8. Носкова О.Г. История психологии труда в России. - М.: Изд-во МГУ, 1997.
9. Носкова О.Г. Психология труда. - М.:Изд.центр «Академия», 2004,-с.5 - 35.
10. Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - С. 15-42
Семинары №2
Трудовой процесс и его компоненты
1. Труд как психологическая категория. Своеобразие трудовой деятельности в сравнении с игрой, учением, общением.
2. Классификация видов труда. Условия превращения трудовой деятельности в профессиональную.
3. Эргатическая система, эргатические функции. Типология эргатических функций, их эволюция в истории человеческого общества.
4. Трудовой пост и его структура. Цели и продукты труда, их характеристики. Средства труда, их основные разновидности. Условия труда.
5. Классификация профессий по целям, средствам и условиям труда и возможности ее применения.
Самостоятельная работа
1. Составить классификацию труда по предмету, продукту труда, целям трудовых действий.
2. Описать разновидности средств и условий труда
3. Дать определение понятиям: профессия, специальность, трудовая деятельность, профессиональная задача, действие, операция.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М., 2000. с.63-66, 230-235, 242.
2. Вавилов В.А., Вавилов В.В. Психологическая проблематика субъекта в теории профессиогенеза. (копия)
3. Дмитриева М.А. и др. Психология труда и инженерная психология. - Л., 1979.
4. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М., 1987. с. 46-60.
5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988. с.29-107
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.,1975. С. 102- 10.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - с. 10-15 (копия книги на кафедре)
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!