З) Осуществление оперативно-розыскных мероприятий — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

З) Осуществление оперативно-розыскных мероприятий

2017-11-28 181
З) Осуществление оперативно-розыскных мероприятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уголовное законодательство Казахстана длительное время не решало проблему правовой защиты сотрудников оператив­ных подразделении правоохранительных органов при осуществ­лении ими оперативно-розыскных мероприятий. Только Зако­ном Республики Казахстан от 16 марта 2001 года № 163 «О вне­сении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления борьбы с организованной преступностью и коррупцией» Уголовный ко­декс был дополнен статьей 34-1 «Осуществление оперативно-ро­зыскных мероприятий». Данная статья расширила перечень об­стоятельств, исключающих преступность деяния. Необходимость в таком обстоятельстве продиктована и повышением социаль­ной значимости оперативно-розыскных действий в условиях качественного и количественного изменения состояния преступности в нашей стране и, как представляется, связанными с этим потребностями оперативно-розыскной практики.

В соответствии с ч. 1 ст. 34-1 УК «Не является преступлени­ем причинившее вред охраняемым настоящим Кодексом инте­ресам деяние, совершенное при выполнении в соответствии с законом оперативно-розыскных мероприятии сотрудником уполномоченного государственного органа либо по поручению такого органа иным лицом, сотрудничающим с этим органом, если это деяние совершено с целью предотвращения, выявле­ния, раскрытия или расследования преступлений, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, орга­низованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), а также если причиненный вред правоохраняемым интересам менее значителен, чем вред, причиняемый ука­занными преступлениями, и если их предотвращение, раскры­тие или расследование, а равно изобличение виновных в совер­шении преступлений лиц не могло быть осуществлено иным спо­собом».

Оперативно-розыскная деятельность как средство борьбы с преступностью является аспектом деятельности правоохрани­тельных органов и возникает одновременно с их появлением. Необходимо отметить, что без помощи секретных работников нельзя эффективно бороться с такими опасными преступлени­ями, как шпионаж, терроризм, а также с организованной пре­ступностью. Это обычная практика в деятельности любого го­сударства. Например, ФБР (США) раскрывает более 80 процен­тов наиболее серьезных преступлений с помощью как агентов-информаторов, так и иных оперативных средств (негласное на­блюдение, прослушивание телефонных и иных переговоров и др.).

До недавнего времени оперативно-розыскная деятельность оставалась запретной темой для юридической литературы и средств массовой информации, а регулировалась только подза­конными актами. В настоящее время основным нормативно-правовым документом, действующим и сфере оперативно-розыс­кной деятельности, является Закон Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 года.

Что же собой представляют оперативно-розыскные мероп­риятия?

Статья 11 Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельно­сти» определяет, что; «Оперативно-розыскные мероприятия — это действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции, направленные на решение задач, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона».

К таким мероприятиям закон относит следующие действия: внедрение сотрудников в преступную среду; применение моде­ли поведения, имитирующей преступную деятельность; созда­ние конспиративных предприятий и организаций; применение специальных технических средств; прослушивание телефонных и иных переговоров; снятие информации с технических кана­лов связи, компьютерных систем и иных технических средств; наблюдение, в том числе с использованием специальных техни­ческих средств (аудио-, видеозаписи, кино-, фотосъемки и дру­гих технических средств), материалов и веществ, не наносящих вреда жизни, здоровью личности и окружающей среде и другие.

Все оперативно-розыскные мероприятия объединены общим правовым требованием: они должны быть направлены исклю­чительно на решение задач оперативно-розыскной деятельности.

Для выяснения сущности рассматриваемого обстоятельства важным является решение вопроса о том, к компетенции каких государственных органов относится оперативно-розыскная де­ятельность, каковы пределы их полномочий, кто является субъектом оперативно-розыскной деятельности?

В статье 6 Закона четко определен перечень государствен­ных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятель­ность на территории Республики Казахстан: органы внутрен­них дел; органы национальной безопасности; органы военной разведки Министерства обороны; органы финансовой полиции; Служба охраны Президента Республики Казахстан; органы по­граничных войск.

Субъект оперативно-розыскной деятельности — это физичес­кое лицо, носитель прав и обязанностей, предусмотренных опе­ративно-розыскным законом и ведомственными нормативны­ми актами.

Роль и назначение субъектов различны, что позволяет диф­ференцировать их на две категории:

а) сотрудники оперативных подразделений органов, осуще­ствляющих ОРД. В свою очередь, они подразделяются, во-пер­вых, на штатных работников, действующих открыто (гласно) от имени соответствующей оперативной службы, а во-вторых, не­гласных (секретных) штатных работников, чья принадлежность к органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятель­ность, в интересах конспирации скрывается;

б) отдельные лица, привлеченные с их согласия к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий и так назы­ваемые «конфиденты» (см. прим.) - конспиративно сотруднича­ющие с оперативным подразделением.

Ко второй категории субъектов оперативно-розыскного де­ятельности относятся и граждане, содействующие органу, осу­ществляющему оперативно-розыскную деятельность, тайно. Несмотря на разницу в объеме прав и обязанностей субъектов оперативно-розыскной деятельности, их объединяет то, что и те и другие вовлечены в оперативно-розыскную деятельность при наличии предусмотренных законом оснований. Лица, не явля­ющиеся субъектами оперативно-розыскной деятельности, в слу­чае причинения вреда, не могут быть освобождены от уголов­ной ответственности в связи с тем обстоятельством, что они осуществляли оперативно-розыскные мероприятия.

Каждое оперативно-розыскное мероприятие может осуще­ствляться посредством многообразных по организации и такти­ке оперативно-розыскных действий. В значительной мере орга­низация и тактика проведения оперативно-розыскного мероп­риятия определяется самим субъектом оперативно-розыскной деятельности в зависимости от сложившейся ситуации, а также тех возможностей (оснащенности специальными техническими средствами, численностью и активностью подсобного аппарата и т. д.), которым он располагает. Но эти работники всегда обяза­ны действовать в рамках закона и других правовых норм.

Все действия субъекта оперативно-розыскной деятельности должны быть обусловлены целью: предотвращение, выявление, раскрытие или расследование преступлений, совершенных груп­пой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной орга­низацией). Никакие иные цели, кроме указанных в законе, не могут быть оправданы в случае причинения вреда при осуще­ствлении оперативно-розыскных мероприятий.

Согласно закону вред, причиненный правоохраняемым ин­тересам в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий, должен быть менее значительным, чем вред, при­чиняемый указанными преступлениями.

Кроме того, не может быть оправдан вред, причиненный в результате осуществления оперативно-розыскной деятельно­сти, если предотвращение, раскрытие или расследование пре­ступлений, а также изобличение виновных в совершении пре­ступлений лиц могло быть осуществлено иным способом.

Согласно ч. 2 ст. 34-1 УК «положения части первой настоя­щей статьи не распространяются на лиц, совершивших деяния, сопряженные с угрозой жизни или здоровью человека, эколо­гической катастрофы, общественного бедствия или иных тяж­ких последствий».

Наличие такой угрозы исключает правомерность действий при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.

В законе говорится об угрозе для жизни или здоровья людей, т.е. неопределенного их числа, отсюда следует, что в случае уг­розы для жизни или здоровья одного человека не исключается признание действий при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий правомерными.

Понятие общественная опасность угрозы убийством или при­чинением тяжкого вреда здоровью раскрывается в ст. 112 УК РК.

Одновременно в законе указывается и на угрозу экологичес­кой катастрофы и общественного бедствия или иных тяжких последствий, что представляется не случайным, ибо эти послед­ствия сами по себе опасны для жизни людей.

Таким образом, условия правомерности действий при осу­ществлении оперативно-розыскных мероприятий сводятся к следующему:

1) оперативно-розыскные мероприятия выполняются толь­ко сотрудником уполномоченного государственного органа либо по поручению такого органа иным лицом, сотрудничающим с этим органом;

2) деяние совершено с целью предотвращения, выявления, раскрытия или расследования преступлений, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организо­ванной группой или преступным сообществом (преступной орга­низацией);

3) причиненный вред правоохраняемым интересам должен быть менее значительным, чем вред, причиняемый указанными преступлениями;

4) предотвращение, раскрытие или расследование, а равно изобличение виновных в совершении преступлений лиц не мог­ло быть осуществлено иным способом;

5) не признается обстоятельством, освобождающим от уго­ловной ответственности, осуществление оперативно-розыскных мероприятий лицами, совершившими деяния, сопряженные с угрозой жизни или здоровью человека, экологической катаст­рофы, общественного бедствия или иных тяжких последствий.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.