Пенитенциарная психология. Цель и задачи пенитенциарной психологии. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Пенитенциарная психология. Цель и задачи пенитенциарной психологии.

2017-11-27 1792
Пенитенциарная психология. Цель и задачи пенитенциарной психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одной из наиболее развитых отраслей юридической психологии является пенитенциарная (от лат. poen,tent,ar,us — покаянный, исправляемый) психология. Ее также называют «исправительно-трудовой», «уголовно-исполнительной» (по названию соответствующей отрасли права) или «исправительной» психологией.

Предмет изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.

Пенитенциарная психология изучает проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в условиях лагерного и тюремного режимов, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления и перевоспитания осужденных. Исправительная психология исследует психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщение их к нормальному существованию в обычной социальной среде, динамику личности осужденного и факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а также, разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных.

Существенное влияние на становление и развитие пенитенциарной психологии в России оказали отечественные писатели (Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, Г. А. Медынский, А. И. Солженицын, О. В. Волков и др.); юристы (М. Н. Гернет, С. В. Познышев, Б. С. Утевский,); психологи (А. Ф. Лазурский, А. Г. Ковалев, А. Д. Глоточкин, В. Ф. Пирожков, И. П. Башкатов и др).

В современной пенитенциарной науке феномен наказания в виде лишения свободы рассматривается в трехракурсном плане: кара, исправление и профилактика совершения осужденными новых преступлений.

В настоящее время все более настойчиво проявляются попытки внедрять в практику исправительных учреждений психологически обоснованные технологии ресоциализации осужденных.

Перед пенитенциарной психологией стоят следующие задачи:

- исследование индивидуальных нравственно-психологических особенностей личности осужденного, подлежащего исправлению (анализ жизненной философии, мотивов совершения преступления, уровня интересов, мышления, потребностей и т. д.);

- исследование с психологических позиции самого процесса исправления, психологический анализ происходящих в сознании осужденного изменений под влиянием воспитательных мероприятий, режима, общего и профтехнического образования;

- изучение эмоционально-волевой сферы, психических состояний осужденных; использование данных о психических состояниях осужденных в практике их исправления;

- разработка психологических основ применения основных средств исправления осужденных: воспитание в процессе общественно полезного труда, общеобразовательной и профессиональной подготовки. Знание воспитателями психологических основ средств исправления делает их труд более целеустремленным и осознанным; они (воспитатели) должны быть способны объяснить необходимость и правомерность применения тех или иных методов к конкретным осужденным в тех или иных микросоциальных условиях;

- изучение особенностей осужденных, обусловленных возрастом, профессией, национальной принадлежностью, полом (например, особенности психологии женщины и мужчины, несовершеннолетнего и взрослого человека, рабочего и интеллигента и т. д.);

- исследование социально-психологических проблем в деятельности исправительного учреждения (ИУ).

45.Психология терроризма. Типы террористических группировок.

Современный терроризм в психологическом плане имеет ряд отличительных черт:

Во-первых, терроризм – средство психологического воздействия. Его отличительной особенностью является преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряженности. При этом, создается обстановка страха, напряженности не на индивидуальном или узкогрупповом уровне, а на уровне социальном и представляет собой объективно сложившийся социально-психологический фактор, воздействующий на других лиц и вынуждающий их к каким-либо действиям в интересах террористов или принятию их условий. Создание обстановки страха есть выражение терроризма, проявление его сути. Его главный объект – не те, кто стал жертвой, а те, кто остался жив. Его цель – не убийство, а устрашение и деморализация живых. Таким образом, он наносит не только материальный, экономический и политический ущерб, но и болезненную моральную травму обществу.

Во-вторых, акции терроризма совершаются с особой жестокостью, причем это изначально планируется их организаторами, то есть они не совершаются спонтанно, по неосторожности или в состоянии аффекта.

В-третьих, терроризм имеет в качестве культурного основания нигилизм – отказ от общей этики. Общечеловеческие ценности отвергаются или сводятся на нет – они просто не существуют для современного терроризма. Он отрицает основное право человека - право на жизнь.

В-четвертых, терроризм отличает публичный характер его исполнения. Терроризм без широкой огласки, без открытого предъявления требований не существует. Террористы принимают в расчет общественный резонанс, вызванный их действиями, за которым следует обвинение в адрес правоохранительных и властных органов, якобы неспособных защитить граждан. Терроризм – это всегда вызов обществу.

Из сказанного можно сделать вывод, что терроризм – это особая форма насилия, которая характеризуется жестокостью, целеустремленностью и внешне достаточно высокой эффективностью. На практике – это совершение демонстративно деструктивных, разрушительных действий для того, чтобы вызвать страх, запугать своих противников или же все население. Психологически, терроризм – естественное продолжение радикализма, экстремизма и фанатизма. Это реальный экстремизм уже не в теоретических рассуждениях, а в непосредственном практическом действии, осуществляемом с редким фанатизмом во имя абсолютно радикальных идей и ценностей.

Подавляющее большинство террористических актов открыто осуществляют террористические группы. Существуют различия между теми террористическими организациями, которые вполне автономны и отстранены от общественности и общества, и теми, которые представляют собой экстремистски настроенные фракции политических партий и общественных движений. От обычной политической организации террористическая, политизированная организация отличается стремлением к уничтожению противника. Террористические организации почти всегда идеологически претенциозные, стремятся к немедленным радикальным переменам и перераспределению власти.

Наиболее распространены два типа структурного построения террористических организаций. Первый — это система ячеек; в таких организациях решения принимаются руководством (только оно имеет полную информацию о структуре и лидерах) и спускаются вниз для выполнения изолированными друг от друга отделами. Второй тип — это так называемое колесо, когда руководство непосредственно связано со всеми подразделениями (это характерно для немногочисленных ультрасовременных организаций).

Возможны различные системы функционирования террористического подполья: есть террористы-профессионалы, живущие на нелегальном положении; есть люди, занимающиеся террористической деятельностью «по совместительству».


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.