Ссылки на психологические сайты — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Ссылки на психологические сайты

2017-11-27 261
Ссылки на психологические сайты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

www.psy.msu.ru/links/ — коллекция ссылок на официальном сайте факультета психологии МГУ.

www.psychology.ru/links/ — коллекция ссылок на сайте Psychology.ru.

www.psycho.all.ru/NLPlink.htm — ссылки на сайте Psychology Online Russia.

www.nsu.ru/psych/internet/links/ — ссылки на сайте PsyberLink.

www.apa.org/mfp/plinks.html — психологические ссылки на сайте APA http://www.apa.org/.

vygotsky.ru/russian/link/rus/link2.htm — ссылки на сайте Vygotsky.ru.

http://www.psychology.org/ — Энциклопедия психологии - ссылки на английские психологические сайты.

www.flogiston.ru/links/frameset.html — ссылки на сайте "Флогистон".

dir.yahoo.com/Social_Science/Psychology/ — ссылки по психологии на Yahoo.

http://www.apa.org/ — Американская психологическая ассоциация (АРА).

psychology.net.ru — Сайт "Мир психологии".

http://www.mozg.ru/ — сайт с задачами, тестами, экзаменами.

http://www.sfera.infomsk.ru/ — Информационный сервер "Психосфера".

www.psyinfo.net/links/ — каталог психологических ресурсов "PsyInfo".

http://www.psychol.ras.ru/ Институт психологии РАН

http://www.imaton.spb.su/ — сайт психологической фирмы "Иматон".

http://www.vygotsky.ru/ — сервер "Выготский".

http://www.psychology.ru/ — Psychology.ru. Большой проект, посвященный психологии. Содержит много полезных разделов: библиотека, раздел о знаменитых психологах, большую коллекцию ссылок на психологические ресурсы, форумы, психологические тесты-Онлайн и другое.

omni.adt.ru/psychology — ссылки на психологические ресурсы на сайте omni.adt.ru (OMNi WWDC).

iwep.ad-sbras.nsc.ru/test — "Психологические тесты".

www.imaton.spb.su/pg/newpg.html — Психологическая газета.

http://www.nsu.ru/psych/2000/ — раздел "Психология - итоги 20 столетия" на сайте Научно-учебного центра психологии НГУ.

правления.

cv.ru/tests — психологические тесты.

http://www.ht.ru/ — центр "Гуманитарные технологии" при факультете психологии МГУ.

http://www.ipd.ru/ — "Институт развития личности".

www.nsu.ru/psych/internet/ — психологическая сеть российского Интернета PSyberLink

allpsy.newmail.ru/ — сайт "Практическая психология"

http://www.ussr.to/All/virus_star/index.html — психические вирусы

pmsc.chat.ru/rus/page/list_pms/ — психолого-медико-социальные центры

КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ ПО ПСИХОЛОГИИ

http://www.colibri.ru/ — электронный книжный магазин "Колибри".

eshop.icsmir.ru/ — электронный магазин "ИКС МИР".

http://www.piter-press.ru/ — издательство "Питер" (есть также электронный книжный магазин).

http://www.mistral.ru/ — электронный книжный магазин "Мистраль".

http://www.bolero.ru/ — электронный магазин "Болеро" - книги, видео, аудио, канцелярия и другое.

 

Глоссарий Аверсивный расизм(aversive racism). Установки по отношению к членам расовой группы, сочетающие в себе эгалитарные социальные ценности и отрицательные эмоции, вызванные стремлением избегать данной расовой группы. Автоматическая обработка (automatic processing). Психические процессы, которые напоминают мышление, но происходят неосознанно без специального намерения или осознания. Авторитарная личность (authoritarian personality). Тип личности, характеризующийся преувеличенной склонностью подчиняться авторитетам; крайним конформизмом по отношению к общепринятым стандартам; самоуверенной враждебностью, особенно в отношении того, что (или кто) отклоняется от нормы; и этноцентризмом. Агрессия (aggression). Любое действие, направленное на причинение кому-либо вреда. Аддитивный принцип (additive principle). При формировании впечатления — идея о том, что информация о человеке или установке обрабатывается с точки зрения оценочных значений, а затем собирается воедино для формирования полного впечатления. Иногда противопоставляется принципу усреднения. Альтруизм(altruism). Добровольно совершаемое действие по оказанию помощи другому человеку, не сопровождающееся ожиданием вознаграждения в какой-либо форме. См. также Просоциальное поведение. Андрогинизм (аndroginy). Тип людей, которые считают, что обладают особенностями, традиционно характеризующими как мужчин, так и женщин, называют андрогинным. Представление человека андрогинного типа о себе включает обладание как маскулинными, или инструментальными, качествами (например, независимость и сила), так и фемининными, или экспрессивными, качествами (например, склонность опекать и нежность). Анкетирование –метод исследования, посредством которого при обследовании респондент читает вопросы и отвечает на них письменно. Антисоциальная агрессия(antisocial aggression). Агрессивные действия, такие как убийст­во, которые нарушают общепринятые социальные нормы. Архивное исследование (archival research). Анализ данных, собранных ранее для других целей, таких как данные переписи или официальные записи регистрации рождения, смерти и брака. Ассимиляция(assimilation). При изучении изменения установки — тенденция к восприятию позиции коммуникатора как более близкой или более подобной собственной позиции, чем это есть на самом деле. Ассоциация(association). Существующая в памяти связь между различными стимулами, которые возникают в одно время и в одном месте. В результате сочетания реакции на один стимул начинают ассоциироваться с другим. Один из основных процессов, при помощи которого происходит научение. Атрибутивная неопределенность (attributional ambiquity). Неуверенность в отношении причин каких-либо обстоятельств или событий; в случае скрытой дискриминации перед людьми, часто подвергающимися дискриминации, возникает дилемма, заключающаяся в том, что они не знают, в чем причина их неудачи: дискриминация или неадекватность их собственных усилий. Атрибутивная предрасположенность в пользу своего «Я» (self-serving attributional bias). Тенденция человека считать, что положительные моменты его поведения определены внутренними ресурсами, а негативные моменты (такие как неудача) обусловлены внешними обстоятельствами. Атрибуция (attribution). Процесс использования людьми информации для формирования выводов о причинах, определяющих поведенческие акты или установки. Аффективный компонент (affective component). Часть установки, состоящая из чувств человека, ассоциированных с мнением об объекте установки; состоит в основном из оценки данного объекта (нравится/не нравится, «за»/«против»). Аффилиация(affiliation). Базовая склонность человека искать общества других людей. Бикультуральная компетентность (bicultural competence). Развитие и осознание двух культур, усвоение убрать информацию об обеих; знание, понимание и интернализация основных взглядов обеих культур. Биопсихосоциальная модель (biopsychosocial model). Точка зрения, согласно которой состояние здоровья человека определяется биологическими факторами (такими как подверженность вирусным заболеваниям), психологическими факторами (такими как стресс) и социальными факторами (такими как степень социальной поддержки). Бихевиоризм(behaviorism). Влиятельный анализ научения, связанный с именами Уотсона, Павлова и Скиннера. Предметом изучения является только внешнее поведение, а не субъективные состояния, такие как мысли или чувства. Бихевиоризм определяет ассо­циацию и подкрепление как основные детерминанты научения. Близкие отношения (close relationship). Личные отношения, включающие сильную взаимозависимость. Партнеры, между которыми существуют близкие отношения, обычно часто взаимодействуют друг с другом, имеют большое влияние друг на друга и предприни­мают совместные участия в различных видах деятельности. Боязнь агрессии(aggression anxiety). Страх выразить открытую агрессию, обычно по отно­шению к определенному объекту. Бытовое насилие (domestic violence). Акты насилия, совершаемые одним членом семьи по отношению к другому или одним из нескольких индивидов, проживающих совместно, против другого. Валидность(достоверность) свидетельствует о степени правильности, истинности представленных данных, призванных подтвердить гипотезу. Взаимозависимое «Я» (interdependent self). Ощущение собственного «Я» как гибкого, изменчивого и связанного с социальным контекстом. Взаимозависимость (interdependence). Условие, при котором двое или более людей обла­дают некоторым взаимным влиянием на чувства, мысли и поведенческие акты друг друга. Взаимоотношения обмена (exchange relationships). Тип отношений, когда люди приносят пользу другим, рассчитывая на получение в ближайшем будущем в обмен на это равной пользы. См. также Общинные отношения. Влияние меньшинства (minority influence). Влияние, которым обладают члены меньшинства в отношении большинства в группе. Включенный наблюдатель –ситуация, когда исследователь активно участвует в происходящих событиях и в то же время может регистрировать поведение тех, в чьем окружении он находится. Внутриролевой конфликт –конфликт, возникающий, когда одна роль требует от человека одновременного выполнения двух разноро-дных видов деятельности. Внешняя валидность(external validity). Степень возможного обобщения результатов исследования в отношении других групп и обстоятельств. Внешняя группа (аут-группа) (outgroup). Любая группа за пределами своей группы. Внутреннее разногласие (self-discrepancy). Противоречие между тем, как мы воспринима­ем себя в реальной жизни, и тем, какими мы хотели бы быть в идеале или какими, по нашему убеждению, мы должны быть в представлении других людей. Внутренняя валидность (internal validity). Степень, в которой на основании результатов исследования могут быть сделаны обоснованные заключения о причинно-следственных связях. Возможные «Я»- (possible selves). Представления людей о том, какими они могут стать в будущем. Гало-эффект (halo effect). Склонность предполагать у понравившегося человека наличие разнообразных хороших качеств, независимо от того, имеет наблюдатель какую-либо информацию об этих качествах или нет. Гендерная идентичность (gender identity). Осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Тендерная идентичность приобретается на раннем этапе жизни. Гендерная типизация (gender typing). Процесс маркирования предметов, действий или людей такими ярлыками, как «мужские» или «женские». Например, многие люди рассматривают кукол, ссоры и уборку дома как нечто «женское». Гендерная Я-концепция (gender self-concept). Степень восприятия человеком того, что он обладает традиционно маскулинными или фемининными характеристиками. См. также Андрогинизм. Гендерный разрыв (gender gap). Различия между мужчинами и женщинами в их установках и переживаниях. Гендерный стереотип(gender stereotype). Представления о типичных личностных чертах мужчин и женщин. В соответствии с традиционными тендерными стереотипами при­нято считать, что женщины обладают экспрессивными или социальными качествами, такими как родительский инстинкт и нежность. Мужчины, как принято полагать, обла­дают инструментальными качествами, такими как независимость, напористость и ком­петентность. См. также Андрогинизм. Гештальт-психология(gestalt psychology). Теория, разработанная Вольфгангом Келером, Куртом Коффкой, Куртом Левиным и др., обращающая основное внимание на то, каким образом люди воспринимают и понимают предметы, события и других людей. Теория особо подчеркивает идею о том, что люди формируют ясные и значимые перцепции на основе целостного перцептивного поля, вследствие чего целое отличается от суммы его частей. Гипотеза –описание отношений, которые, как предполагается, име-ют место в реальности. Вслед за гипотезой должно проводиться иссле-дование, призванное подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Гипотеза фрустрации-агрессии (frustration-aggression hypothesis). В своей наиболее крайней форме данная теория утверждает, что фрустрация всегда вызывает чувство агрессии и что агрессия всегда является следствием фрустрации. Гормическая психология (от греч. horme – возбуждение, влечение, побуждение, стремление) — направление в психологии, основанное англо–американским психологом У. Мак–Дугаллом. По его представлeниям, основой любых психических явлений служит особая нематериальная сила („горме“), которая проявляется в виде инстинктов. Группа(group). Социальная совокупность, члены которой взаимозависимы (имеют взаим­ное влияние друг на друга) и обладают, по меньшей мере, потенциалом для обоюдной интеракции. Групповая идентификация— отождествление себя с обобщенным образом члена какой–либо социальной группы или общности, за счет которого происходит принятие, часто некритическое, ее целей и ценностей. Групповая поляризация (group polarization). В процессе обсуждения группой какого-либо спорного вопроса люди часто начинают поддерживать более крайние позиции, чем изначально, что иногда приводит к «сдвигу к риску», а иногда к «осторожному сдвигу», что зависит от изначальных мнений членов группы. Групповое единомыслие(groupthink). В соответствии с теорией Джениса, нарушение в процессе принятия решения и вынесения правильного суждения, которое может произойти в группе. Члены группы игнорируют противоречащую информацию, подвергают остракцизму оппозиционно настроенных членов и объединяются вокруг своего решения. Групповой интерес(group interest). Члены группы отдают предпочтение результатам, которые принесут пользу их группе, независимо от того, выгодны они им лично или нет. Дегуманизация(dehumanization). Процесс лишения другого человека или группы индивидуальности или человеческих качеств какими-либо действиями или мыслями о другом человеке или группе. Предполагается, что дегуманизация другого человека способствует проявлению агрессии по отношению к нему. Деиндивидуализация (deindividuation). Являясь частью группы, люди могут делать то, что обычно, находясь в одиночестве, они не стали бы делать. Анонимность является основным фактором, определяющим потерю индивидуальности. Последствия поведения при потере индивидуальности зависят от норм, существующих в определенной ситуации, и могут быть антисоциальными или просоциальными. Деловое (проблемно-ориентированное) лидерство (task leadership). Действия, направ­ленные на достижение цели, стоящей перед группой, и удачное завершение выполняемой ею работы. Проблемно-ориентированный лидер направляет и организует группу для выполнения определенного задания. Иногда противопоставляется социальному лидерству. Десенсибилизация (desensitization). Явление, возникающее в тех случаях, когда избыток материала, обычно вызывающего сильные эмоции, такие как ярость или сексуальность, делают индивида невосприимчивым к нему. Дилемма узника(prisoners dilema). Лабораторная игра, широко используемая при изучении конкуренции и сотрудничества. Игра основана на решении принципиальной дилеммы: конкурировать (в надежде получить большое вознаграждение за счет другого человека) или сотрудничать (с перспективой получения меньшего личного, но большего совместного вознаграждения). Дискредитация(принижение) источника (source derogation). В ситуации убеждающей коммуникации снижение противоречия посредством дискредитации источника коммуникации, противоречащей собственным установкам, а не при помощи изменения своей установки. Дискриминация(discrimination). Бихевиоральный компонент группового антагонизма. Люди проявляют дискриминацию против группы, которая им не нравится, ставя ее в худшие условия, отказывая ее членам в возможности получения желаемой работы, образования и т. д. Диспозиционная атрибуция(dispositional attribution). Восприятие причины действия человека как проистекающей из особенностей его характера, таких как личностные качества, способности и установки. Диспозиционный оптимизм (dispositional optimism). Обобщенное ожидание позитивных результатов, которого придерживаются некоторые, хотя и не все, люди. Диссонанс (dissonance). Состояние аверсивного возбуждения, возникающее, когда человек одновременно придерживается двух убеждений, которые несовместимы или противоречат друг другу. См. также Теория когнитивного диссонанса. Диффузия ответственности(diffusion of responsibility). Присутствие других людей может позволить каждому индивиду ощущать себя в меньшей степени ответственным за происходящие события и решение возникающих проблем. Это может снизить вероятность того, что человек предпримет какие-либо действия, например поможет незнакомцу, попавшему в беду. Долженствующее Я –это совокупность всех норм, правил, требований и предписаний, вошедших в Я-концепцию человека. Они обязывают его следовать долгу и быть ответственным. Жесты-иллюстраторы –телодвижения и жесты, которые непосредственно связаны с речью, поскольку иллюстрируют ее. Жизненные стрессовые ситуации(stressful life event). События в жизни человека, требующие изменений с его стороны; как стрессовые ситуации наиболее часто воспринимаются негативные, непонятные и неконтролируемые события. Принято считать, что жизненные стрессовые ситуации способствуют возрастанию риска заболеваний. Зависимая переменная (dependent variable). Реакции на манипуляции и измеряемые характеристики независимой переменной при проведении эксперимента. Защита методом «прививок» (inoculation defence). Предположение Мак-Гвайра о том, что в процессе изменения установки сопротивляемость человека к воздействиям убеждаю­щих коммуникаций увеличивается, если он подвергается воздействию слабых контрар­гументов. Зеркальный образ (mirror image). Образ, поддерживаемый членами двух конфликтующих наций; наличие зеркального образа приводит к тому, что каждая группа верит в то, что своя собственная нация является миролюбивой, а другая — враждебна и опасна. Идентификация с "удачливым неудачником" –одна из разновидностей социального сравнения, когда люди идентифицируются с героями-неудачниками, которых по сюжету фильма или книги неизбежно, фатально ждет заслуженная удача. Наиболее показательны в этом отношении "мыльные оперы". Интервью –метод исследования путем обследования, в ходе которого интервьюер задает ряд предварительно систематизированных вопросов и регистрирует ответы респондентов. Интимная зона— это расстояние между людьми от непосредственного соприкосновения до 0,5 метра. Такая дистанция свидетельствует об очень близких отношениях собеседников. Идеальный Я-образ(ideal self). Личные качества, которые человек хотел бы иметь или приобрести. Идентификация личности— механизм, работа которого основана на существовании эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего его родителями, приводящий к уподоблению, чаще всего неосознанному, этим значимым другим. Ориентация на другого человека как на образец существенно повышает показатели социального научения. За счет идентификации у маленького ребенка происходит формирование поведенческих стереотипов, образующих черты личности, определение ценностных ориентаций и полоролевой идентичности. Идеология(ideology). Абстрактная система общих убеждений, включающая устойчивые установки по отношению к различным вопросам. Либерализм и консерватизм — наиболее распространенные идеологии в западных индустриальных странах. Избирательное воздействие (selective exposure). Тенденция человека быть более восприимчивым к информации (например, используемой в целях пропаганды), в большей степени соответствующей его собственному уже имеющемуся мнению, чем к информации, которая согласуется с противоположной позицией. Иллюзорная взаимосвязь(illusory correlation). Убеждение, что две вещи связаны друг с другом, основывающееся на ожидании, что они должны быть взаимосвязаны, хотя на самом деле данные вещи очень мало связаны друг с другом или не связаны вообще. Имплицитная теория личности (implicit personality theory). Система обыденных представлений человека, описывающая, каким образом определенные личностные характери­стики связаны с другими чертами, например, «слабоволие» соотносится с «трусостью» или «невозмутимость» — с «решительностью». Имплицитное познание(implicit cognition). Суждение или решение, находящееся под кон­тролем автоматически активизирующейся оценки; представляет собой автоматическое воздействие прошлого опыта на текущие чувства, мысли или действия, происходящее неосознанно. Имплицитные стереотипы (implicit stereotypes). Стереотипы, проявляющиеся неосознанно и неконтролируемые самим человеком. Ингрупповой фаворитизм(эффект предпочтения представителей своей группы) (ingroup favoritism effect). Тенденция давать более благоприятные оценки и большие вознаграждения членам своей группы, чем членам других групп. Индивидуализм (individualism). Убежденность в ценности идентичности личности, уникальности и свободы. В индивидуалистической культуре личные цели имеют приоритет перед целями группы и самоидентификация личности основана в большей степени; на личностных достижениях, чем на отождествлении себя с группой. Информационное влияние(informational influence). Одной из причин конформизма является желание правильно себя вести и интерпретировать неясные ситуации. Информационное влияние возникает, когда мы проявляем конформность, поскольку поведение других людей обеспечивает нас полезной информацией. См. также Нормативное влияние. Искажения группового восприятия(group-serving biases). Члены группы имеют тенденцию давать позитивные оценки поведению членов своей группы (внутренее обоснование успеха, внешнее — для неудачи) и неблагосклонные оценки поведению членов другой группы. История случая(case history information). Информация об определенном человеке или событии. Данный вид информации часто оказывает на суждения людей более убедительное воздействие, чем статистическая информация, лучшая с точки зрения объективности, но менее впечатляющая. Катарсис(catharsis). По мнению Фрейда, агрессивное побуждение человека может быть ослаблено посредством «высвобождения» агрессии. Категоризация(categorization). Процесс, с помощью которого мы воспринимаем людей или другие стимулы в терминах групп или категорий, а не каждого человека как отдельного индивида. Кибернетическая теория саморегуляции (cybernetic theory of self-regulation). Процесс, посредством которого люди сравнивают свое поведение с неким стандартом, принимают решение о том, соответствует ли оно стандарту, и продолжают приспособление и сравнение до того момента, пока не произойдет совпадение со стандартом или отказ от него. Приводятся доводы в пользу того, что предпосылкой данного вида саморегуляции является самопознание. «Классический» расизм (old-fashioned racism). Устарелые представления о превосходстве белой расы, сегрегации и формальной дискриминации. Ковариация(covariation). Оценка ковариации подразумевает определение того, насколько сильна связь между двумя факторами, такими как время суток и частота совершаемых преступлений или потребление кофеина и состояние тревожности. Когда люди полагают, что два фактора совпадают, они склонны переоценивать реальную степень ковариации. Когнитивная согласованность (cognitive consistency). Стремление человека к согласован­ности установок; рассматривается как основная детерминанта формирования установки и ее изменения. Когнитивный компонент (cognitive component). Составная часть установки, включающая в себя убеждения личности, знания и фактические данные об объекте установки. Коллективизм(collectivism). Убеждение о том, что благополучие группы имеет большее значение, чем личное благополучие индивида. Коллективистские культуры придают особое значение преданности семье, следованию принятым в группе нормам и сохранению гармонии в социальных отношениях с членами своей группы. Комплексность собственного «Я»(self-complexity). Количество параметров, которые человек использует для размышления о самом себе. Некоторые люди рассматривают себя 5 с многих точек зрения, в то время как другие ограничиваются одной или двумя. Контраргументирование (counterarguing). При изменении установки механизм противо­стояния влиянию при помощи противоречащих коммуникаций; индивид обдумывает и активно опровергает аргументы, приводимые коммуникатором. Контраст(contrast). При исследовании изменения в установках тенденция восприятия индивидом позиции коммуникатора как отличной от его собственной позиции в большей степени, чем это есть на самом деле. Конформизм(conformity). Добровольное выполнение действия, вызванное тем, что это делают остальные. Конформизм часто возникает из-за желания человека вести себя правильно (информационное влияние) и/или желания понравиться (нормативное влияние). Каузальная атрибуция –процесс приписывания причин событиям, действиям и поступкам своим собственным и других людей. Когнитивная схема –одно из основных понятий когнитивных теорий, которое обозначает особым образом организованную систему прошлого опыта, обретенного в процессе познания и с помощью которой объясняется переживание опыта настоящего времени. Коммуникация –это передача того или иного содержания от одного сознания (индивидуального или коллективного) к другому посредством знаков. Компенсаторная теория власти –теория А. Адлера, согласно которой стремление к власти может рассматриваться как компенсаторный механизм для преодоления комплекса неполноценности. Комплекс неполноценности –ключевое понятие как всей теории индивидуальной психологии, так и концепции власти А. Адлера. Комп-лекс неполноценности заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности. Контент-анализ –метод выявления и оценки специфических харак-теристик текстов и других носителей информации, в котором в соот-ветствии с целями исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации. Конформизм –это уступка в ответ на непрямое, т. е. не выраженное в форме требования, но, вместе с тем, ощущаемое индивидом, давление группы, стереотипизирующее его поведение, а также убеждения и образ мыслей. Конформность –социальное качество, выражающееся в беспрекос-ловном согласии с группой. Концепция внутриличностного расхождения Тори Хиггинсаутверждает, что отрицательные чувства в отношении себя самого возникают у человека не от того, что он осознает какие-то свои недостатки, а по другой причине — из-за расхождения между актуальным Я и идеальным Я, или долженствующим Я. Концепция локусов контроля –концепция, предложенная в конце 60-х годов XX века Джулианом Роттером, который полагал, что в целом люди делятся на тех, кто уверен, что преимущественно они сами контролируют собственную жизнь, и на тех, кто убежден в обратном, т. е. в том, что их жизнь и судьба находятся во власти каких-то внешних сил: обстоятельств, других людей, неконтролируемых политических, социальных, экономических процессов и т. д. У первой категории людей развит внутренний локус контроля, а у второй, соответственно, внешний. Концепция приобретенной беспомощности –концепция, согласно которой переживание состояния неконтролируемых последствий приводит к возникновению трех видов дефицита: дефицита мотивации, когнитивного дефицита и эмоционального дефицита. Кооперативная взаимозависимость (cooperative interdependence). Отношения, при которых результаты, получаемые двумя людьми или группами, зависят от каждого, вследствие чего вознаграждение, получаемое одним, увеличивает вознаграждение, получаемое другими. Когда для достижения цели члены команды работают вместе, успех одного из них становится вознаграждением для всех членов команды. Корреляционное исследование(correlational research). Пассивная оценка двух переменных и выявление возможной связи между ними. Исследования, устанавливающие связи между курением и заболеваемостью раком легких, являются корреляционными: они оценивают количество выкуренных курильщиком сигарет, и наличие у данного человека заболевания раком легких для того, чтобы определить, существует ли связь между этими двумя факторами. Основная проблема корреляционных методик — сложность определения того, отражает корреляция причинно-следственные отношения или нет. Культура(culture). Убеждения, ценности, традиции и особенности поведения, общие для определенной группы. Культурный стереотип(cultural stereotype). Социальные образы членов социальной группы, подобные тем, которые представлены в произведениях искусства и литературы, религиозных учениях и средствах массовой информации. Например, телевизионная реклама может представлять женщин в образе обеспокоенных покупательниц и мужчин как хорошо осведомленных экспертов. См. также Личностный стереотип. Легитимная власть(legitimate authority). Во многих ситуациях социальные нормы позво­ляют людям, наделенным властью, выдвигать какие-либо требования. Среди примеров, иллюстрирующих законную власть, право правительства требовать от граждан уплаты налогов, право родителей требовать, чтобы дети мыли посуду после еды, и право работодателя определять обязанности работника. Личностная вовлеченность(ego involvement). Субъективная связь установки и сильных потребностей «Я», которая в процессе изменения установки делает установку более эмоционально нагруженной, повышая тем самым ее устойчивость к изменению. Личные интересы(self-interest). Представление, согласно которому установки и поведение человека мотивируются кратковременными выгодами для его материального благополучия. Личные стереотипы (personal stereotypes). Собственные представления индивида о характерных особенностях членов определенной группы. Личные стереотипы могут совпадать с культурными стереотипами или отличаться от них. Ложное согласие(false consensus). Искажение в восприятии других людей, приводящая к преувеличению человеком сходства его собственных мнений и поведения с мнениями и поведением других людей. Лабораторные социально-психологические исследования –исследования, проводящиеся в условиях специально смоделированных контролируемых ситуаций. Личностная зонаустанавливается в пределах от 0,5 до 1,25 метра. Она характерна для общения людей, имеющих дружеские отношения, или между близко знакомыми индивидами. Ложный консенсус –тенденция считать, что большинство людей разделяет наши установки, убеждения и ведет себя точно так же, как мы сами. Манипуляции –один из видов жестов, несущий определенную смысловую нагрузку в процессе общения. К ним относятся все те движения, которыми отряхивают, массируют, потирают, держат, щиплют, ковыряют, чешут какую-либо часть тела или совершают иные действия с ней. Межролевой конфликт –конфликт, возникающий, когда человек совмещает несколько ролей, не совместимых между собой, но требующих одновременного исполнения. Мимическая программа –паттерны движений лицевой мускулатуры, которыми сопровождается переживание каждой эмоции. Метаанализ (meta-analysis). Количественный подход к суммированию и синтезированию результатов ряда эмпирических исследований по какой-либо теме, например половые различия при проявлении агрессии. Статистические данные используются для оценки общего значения «эффекта» или полового различия, а также для проверки согласованности (гомогенности) данных, полученных в ходе исследований. Метод наученияпри помощи шоковых ударов (shock-learning technique). Экспериментальная методика, заключающаяся в том, что испытуемый выступает в роли «учителя», который должен нанести удар электрического тока «ученику» (помощнику экспериментатора), когда тот допускает ошибку. Метод обмена шоковыми ударами(shock-competition technique). Экспериментальная мето­дика, при использовании которой испытуемые соревнуются в игре на скорость реакции и победитель наносит удар проигравшему. Механизм психологического эволюционирования(evolved psychological mechanism). Данный термин используется для описания свойственных человеку склонностей и предпочтений, сформировавшихся в результате естественного отбора. Они представляют собой адаптивные реакции на специфические проблемы, с которыми сталкивались наши далекие предки. Минимальная межгрупповая парадигма (minimal intergroup situation). Базовая ситуация исследования, используемая для проверки теории социальной идентичности: людей произвольно делят на группы (например, команды красных и синих), а затем позволяют им назначать друг другу вознаграждения. Минимальный риск (minimal risk). Идея о том, что риск, которому подвергаются участники научного исследования, не должен превышать риска, с которым они сталкиваются в по­вседневной жизни. Моделирование(modeling). Люди часто усваивают формы поведения и социальные установки при помощи простого наблюдения за установками и формами поведения других людей, получивших название «моделей». Моделирование происходит, когда человек не только наблюдает, но и фактически копирует поведение модели. Научение посредст­вом наблюдения может происходить без какого-либо внешнего подкрепления. Однако независимо от того, реально действует человек или копирует модель, поведение, приоб­ретенное в результате наблюдения, подвержено влиянию последствий, вызванных для человека данным действием. Моделирование известно также как имитация или науче­ние через наблюдение. Модель «уточнение-правдоподобие». Теория убеждения и изменения установок, основной переменной которой является степень тщательности осмысления аргументов (правдоподобие уточнения). При более тщательной обработке информации изменение в установке в большей степени зависит от реальной силы аргу­ментов и в меньшей — от периферийных стимулов. Модель двойственного процесса обработки информации. Люди спо­собны обрабатывать информацию тщательно и систематически или же способом, кото­рый отличается большей скоростью, эффективностью и эвристичностью. Некоторые аспекты, характеризующие человека и ситуацию, позволяют предсказать, какой из спо­собов обработки выберет человек. Модель минимальных эффектов Теория, согласно которой массо­вые коммуникации скорее усиливают изначальные установки реципиента, чем приво­дят к широким изменениям в установках. Модель ослабления негативного состояния В соответствии с данной моделью оказания помощи, люди помогают другим с целью улучшения собст­венного плохого настроения или облегчения личного переживания через восприятие страданий жертвы. Модель осознанного действия Модель, предсказывающая публич­ное поведение человека, проистекающее из осознанных поведенческих намерений, ко­торые в свою очередь основываются на расчетах эффективности такого поведения него оценки другими людьми. Модель отвлечения внимания. Объясняет эффекты социальной фасилитации. Присутствие других людей создает конфликт между двумя основными тенденциями: 1) уделять внимание аудитории и 2) уделять внимание выполнению задания. Данный конфликт приводит к возбуждению, которое может по­мешать выполнению задания. Модель поддержания самооценки.Исследование Тес-сера, посвященное изучению реакций человека на успехи других: реагирует ли он с гор­достью (радуется славе другого) или с досадой (страдает из-за сравнения с другим че­ловеком). Ключевым фактором является соответствие или несоответствие того, что делает другой человек, нашему представлению о себе. Мозговой штурмМетодика выявления новых и творческих решений про­блем. Члены группы обсуждают какую-либо проблему и генерируют максимально воз­можное количество различных решений, воздерживаясь от критики, пока не будут представлены все возможные решения. Мышление против фактов. Создаваемые в воображении альтер­нативные версии реальных событий; мысли людей типа «А что, если бы?» или «Если бы только...» о результатах и обстоятельствах в прошедшем и настоящем времени. Научение через наблюдение. Научение на основе наблюдения за тем, что делают другие люди, и повторения их действий; также относится к формирова­нию установок посредством моделирования установок других людей, например роди­телей или учителей. Научение через сообщение. Представление о том, что изменение уста­новки зависит от научения индивида под влиянием содержания коммуникации. Невербальная утечка информации. Передача истинных эмоций через невербальные каналы, даже в том случае, когда человек, используя вербальные комму­никации, стремится скрыть эти эмоции. Независимая переменная. Переменная в исследовании, которая рас­сматривается как причина изменений зависимой переменной. В ходе эксперимента ис­следователь может систематически манипулировать независимой переменной или пас­сивно оценивать ее в ходе корреляционного исследования. Независимое «Я». Ощущение собственного «Я» как замкнутого, еди­ничного и изолированного от социального контекста. Неофрейдизм— направление в психологии, возникшее в 20–30–е гг., в котором ключевые понятия психоанализа З. Фрейда были переработаны, на основе пост

Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.