Итоговой формой отчетности является заполнение аттестационного теста (экзамен) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Итоговой формой отчетности является заполнение аттестационного теста (экзамен)

2017-11-27 300
Итоговой формой отчетности является заполнение аттестационного теста (экзамен) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Социальная психология»

 

Направление подготовки (специальность) 030300 «Психология»
Профиль подготовки (специализация)  
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная

 

 

Разработчик(и)

 

Лабунская В.А., зав. кафедрой социальной психологии, профессор, д.пс.н.

Ростов-на-Дону – 2012

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии

 

  УТВЕРЖДАЮ Декан факультета психологии П.Н. Ермаков

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Социальная психология»

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Кафедра социальной психологии

 

Курс 2, семестр 4

 

Форма обучения

Очная

 

 

Программа разработана Лабунской В.А., зав.кафедрой социальной психологии, профессором, д.пс.н.

 

Рецензент (ы) Джанерьян С.Т, зав. кафедрой психологии личности факультета психологии, профессор, д.пс.н. Воронцов Д.В., доцент кафедры социальной психологии факультета психологии, к.пс.н.

 

Ростов-на-Дону – 2012

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета факультета психологии   протокол заседания от № Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры социальной психологии     протокол заседания от 20 сентября 2012 г. № 2
  СОГЛАСОВАНО Протокол заседания учебно-методического совета факультета психологии от №

 

1.Пояснительная записка. Цели. Задачи. Место курса в образовательной программе специальности Психология. Требования к уровню освоения содержания курса……………………………………………………………..С.4.

Компетенции, развиваемые в рамках дисциплины ………………….....С.6.

2.Учебно-тематический план курса «Социальная психология»…… С.8.

3.Учебные модули………………………………………………………….. С.10.

Модуль 1 ……………………………………………………………………...С.10.

Литература к модулю1……………………………………………………….С.21.

Проектные задания к модулю 1……………………………………………..С.22.

Рубежные тестовые задания к модулю 1……………………………...........С.22.

Модуль 2 ……………………………………………………………………..С.24.

Литература к модулю 2……………………………………………………...С.28.

Проектные задания к модулю 2……………………………………………..С.29.

Рубежные тестовые задания к модулю 2……………………………...........С.29.

Модуль 3 ………………………………………………………………...........С.32.

Литература к модулю 3………………………………………………………С.36

Проектные задания к модулю 3……………………………………………..С.38.

Рубежные тестовые задания к модулю 3……………………………...........С.38.

Модуль 4… ……………………………………………………………..........С.40.

Литература к модулю 4………………………………………………………С.41.

Проектные задания к модулю 4……………………………………………..С.43.

Рубежные тестовые задания к модулю 4……………………………...........С.44.

Планы семинарских занятий по курсу «Социальная психология»

и литература к ним………………………………………………………...С.46.

5.Темы и вопросы для самостоятельного изучения

социальной психологии……………………………………………………С.71.

6.Контрольные вопросы по курсу «Социальная психология»……….С.89.

7.Основная литература…………………………………………………….С.92.

8.Дополнительная литература…………………………………………….С.97.

9.Ссылки на психологические сайты ……………………………………С.99.

10.Глоссарий…………………………………………………………………С.101

 

Пояснительная записка.

Курс «Социальная психология» представляет собой самостоятельный, фундаментальный курс. Он является обязательным для студентов всех психологических специальностей и специализаций. Модули, разделы и темы программы охватывают предметные области социальной психологии. На основе разработанной программы читается курс лекций как для студентов дневного, так и заочного отделений, специализирующихся в области психологии. Учитывая изменения в соотношении количества часов, выделенных для аудиторных занятий и для самостоятельного изучения студентами социальной психологии, кроме планов семинарских занятий приводятся темы, изучаемые студентами самостоятельно. Данные темы, вопросы к ним и литература могу быть предложены студентам заочного отделения в качестве тем контрольных работ.

Количество часов аудиторных занятий распределяется следующим образом: 32 часа лекций и 16 часов семинарских занятий. Для самостоятельного изучения студентами социальной психологии отводится 46 часов. 3,5 ЗЕТ. Формой отчетности является экзамен в виде выполнения одного из вариантов тестового задания.

Основная цель д анного курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов представление о предмете социальной психологии, о его составляющих, о феноменах и закономерностях социального поведения личности и различных групп.

Задачи курса:

1.Раскрыть специфику и особенности социально - психологического знания, сложность его строения, рассмотреть взаимосвязи между различными предметными областями социальной психологи.

2.Обратить внимание студентов на историю развития социально - психологических знаний, на их связь с развитием различных гуманитарных дисциплин и самой психологической науки.

3.Ознакомить студентов с разными теоретическими подходами к исследованию социально - психологических феноменов, сформировавшихся в зарубежной и отечественной науке, с новыми тенденциями развития социальной психологии.

4.Научить студентов осмысливать различные социально - психологические явления, опираясь на принципы естественно – научной и гуманитарной психологии.

5.Продемонстрировать значимость выявленных социально - психологических закономерностей для понимания современного состояния общества.

6. Показать направления прикладной социальной психологии и отметить особенности практической социальной психологии.

7.Рассмотреть трактовки понятий общение, группа, личность в социальной психологии.

8.Сформировать у студентов представления о социально-психологических закономерностях общения, его видах и типах.

9.Продемонстрировать критерии анализа уровней развития группы, выделения ее видов и типов.

10. Рассмотреть особенности изучения личности в социальной психологии.

11. Научить студентов определять социально-психологические особенности личности и их влияние на групповые процессы.

Место курса в образовательной программе специальности психология

Курс «Социальная психология» строится с опорой на предшествующие курсы: философия, история, антропология, введение в психологию, общая психология и т.д. Курс «социальная психология», в свою очередь, служит основой для многих спецкурсов, рассматривающих отдельные предметные области социальной психологии, прикладную и практическую социальную психологию.

Требования к уровню освоения содержания курса: критериями освоения студентами курса «Социальная психология» являются знание истории становления социальной психологии в России, в США и западной Европе; понимание теоретико-методологических проблем современной социальной психологии; усвоение основных понятий социальной психологии, овладение социально-психологической феноменологией; знание критериев определения видов, типов общения, групп и социально-психологических особенностей личности. В процессе освоения курса студенты выполняют проектные задания, участвуют в работе семинаров, отвечают на вопросы рубежных тестов. Для подготовки к экзамену студентам предлагается список контрольных вопросов, с ними проводится собеседование по тем темам, которые предназначены для самостоятельного изучения. В расчете на студентов заочного отделения, которым труднее находить необходимую литературу для подготовки по данному курсу, в литературе к семинарским занятиям часто указывается несколько разных источников одной и той же информации. Студенты также в рамках курса «социальная психология» проводят небольшое эмпирическое исследование одного из социально-психологических феноменов. Список тем эмпирических исследований, литература, описывающая методику исследования, прилагается. На основе предлагаемой программы курса «Социальная психология» разработан аттестационный тест, который включает 200 заданий. Во время экзамена студентам предлагаются 20 вариантов тестов, включающих по 10 заданий, соответствующих всем модулям изучаемого курса. Компетенции, развиваемые в рамках дисциплины:

· Понимание особенностей социально - психологического знания, его строения.

· Знание взаимосвязей между различными предметными областями социальной психологи.

· Умение анализировать социально-психологическую феноменологию с позиций естественно-научного и гуманитарного подходов.

· Овладение объяснительными теоретическими схемами, сложившимися в рамках теоретических направлений социальной психологии.

· Понимание современных тенденций развития отечественной и западной социальной психологии.

· Знание направлений прикладной социальной психологии.

· Понимание задач практической социальной психологии.

· Умение анализировать виды и типы общения.

· Знание критериев анализа уровней развития группы, выделения ее видов и типов.

· Понимание закономерностей формирования социально-психологических характеристик личности.

· Овладение методами изучения личности и группы в социальной психологии.

Образовательные технологии

1)визуальные презентации проектных работ

2)анализ и групповая интерпретация результатов выполненных исследований,

3).собеседование, дискуссия

4) выполнение тестовых заданий

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

К каждому модулю курса предлагаются учебные и учебно-методические пособия, разработанные автором курса и другими исследователями, которые представлены в электронной библиотеке. Студенты могут получить необходимую литературу на кафедре. Критериями освоения курса «Социальная психология» являются знания теоретико-методологических основ социальной психологии; эмпирических исследований и прикладной социальной психологии, овладение предметными полями социальной психологии.

III.Учебные модули

Введение. Актуальность изучения социальной психологии в период трансформации российского общества и перехода к новым социально-экономическим условиям развития. Значение социальной психологии для развития практической психологии. Прикладные области социальной психологии.

Модуль 1. Теоретико – методологические основы современной социальной психологии.

Комплексная цель. Сформировать у студентов исторический взгляд на формирование социальной психологии как междисциплинарной отрасли знания; ознакомить с основными теоретическими ориентациями и продемонстрировать значимость выявленных социально - психологических закономерностей для понимания современного состояния общества.

 

Тема 1. Философские, социологические, психологические предпосылки становления социальной психологии как самостоятельной науки.

Этапы становления социальной психологии: философско- социологический этап, описательный и экспериментальный этапы.

Античная философия и социально - философская мысль нового времени как истоки формирования современной социальной психологии. Развитие социально - психологических идей в русле социально - философских и социологических учений. Социально - психологическая проблематика в историко - эволюционной социологии 19 века. Теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. Издание в 1859 г Г.Штейенталь и М.Лацарусом журнала по этнической психологии и языкознанию.

Проблема общества и личности в социологических и психологических концепциях конца 19 - начала 20 века. Формирования представлений о возможных механизмах регуляции социального поведения человека. Проблема соотношения индивидуального и социального в работах Э. Дюркгейма. "Факты коллективного сознания" как исторический аналог понятия социальных представлений в современной когнитивной социальной психологии. В. Парето как представитель направления психологизма в социологии.

Социально - психологические вопросы в работах К.Маркса. Понятия коллектива, совместной деятельности, отчуждения.

Постановка вопроса об иррациональных аспектах социального поведения индивида. Культура как предмет социально - психологического анализа, архетипическое в социальной жизни.

Э. Гуссерль о роли субъективной представленности целей социального поведения. Феноменологический метод в анализе взаимосвязей личности и общества. Основные идеи концепции М.Вебера. Понятия социального действия, социального отношения, статуса и авторитета. Появление "понимающей психологии" В. Дильтея и Э. Шпрангера. Проблема обыденного сознания в феноменологическом направлении социологии и психологии. Антипозитивистская направленность "понимающей" традиции. Смена методологических оснований в социальном познании. "Понимание" как основной метод исследования социальности.

Формирование французской социологической школы (Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль, М.Блондель, А.Фулье, П.Жане и др). Оформление психологического направления в социологии, идеи позитивизма О. Конта.

Литература к модулю 1.

1. Андреева Г.М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI века //Социальная психология в современном мире. М.: Аспект-Пресс, 2006, с.9-27

2. Андреева Г.М. К истории становления социальной психологии в России // Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер. 2000, с.40-52.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008

4. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальна психология XX столетия. М.:Аспект-Пресс, 2001.

5. Перспективы социальной психологии. М.: Эксмо,2001,

6. Социальная психология. Ключевые идеи. СПб.: Питер, 2003, Гл.11.

7. Введение в практическую социальную психологию М.: Смысл. 1994.

8. Герген К. Дж. Социальная психология как история//Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект Пресс. 2009с.22-30

9. Лабунская В.А. Методические указания к курсу «Социальная сихология». В двух частях. Ростов-на-Дону: РГУ. 2006. 86с.

10. Майерс Д. Социальная психология в модулях. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2006.

11. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: Питер. 2003.

12. Практические приложения социальной психологии//Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект Пресс. 2009 C.433-473.

13. Шихирев П. Современная социальная психология. М.: Институт психологии РАН. 1999.

14. Ярошевский М.Г. Социальная и культурно-историческая психология

15. //Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект Пресс. 2009. С.30-37.

16. Социальная психология. //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М.-СПб.: Речь, 2005.

17. Тейлор Ш., Пипло Д., Сирс Д. Социальная психология и здоровье //Социальная психология. СПб.:Питер, 2004. Гл. 14.

18. Тейлор Ш., Пипло Д., Сирс Д. Социальная психология и политика //Социальная психология. СПб.:Питер, 2004. Гл. 15.

19. Тейлор Ш., Пипло Д., Сирс Д. Теории и методы социальной психологии//Социальная психология. СПб.:Питер, 2004. Гл. 1.

 

Проектные задания к модулю 1.

Т.Ньюком

3. Ф.Хайдер

4. К.Роджерс.

5.Автором концепции социальных представлений является (выберете правильный ответ)

1. Г.Блумер

2. Д.Хоманс

3. С.Московиси

4. Г.Келли.

6.Теория коллективной рефлексологии была предложена (выберете правильный ответ)

В.М.Бехтеревым

2. И.Н.Сеченовым

3. П.К.Анохиным

4. Д.Н.Узнадзе.

7.Теорию отношений создал (выберете правильный ответ)

1. А.А.Леонтьев

2. В.Н.Мясищев

3. В.А.Ядов

4. Б.Д.Парыгин

Литература к модулю 2.

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс. 2007.

2. Андреева Г.М. Атрибутивные процессы// Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект Пресс. 2009.С.152-175.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008

4. Андреева Г.М. Трудности социального познания: «образ мира» или реальный мир //Социальная психология в современном мире. М.: Аспект-Пресс, 2006, С.182-203

5. Бодалев А.А. Психология общения. М- Воронеж: НПО «МОДЭК».2009, гл. 1,2,3.

6. Лабунская В.А. Личность как субъект общения // Психология личности. Учебное пособие. М., ЭКСМО. 2007. С.297-330.

7. Лабунская В.А. Самопрезентация личности и отношение к внешнему Я// Психология личности. Учебное пособие. М., ЭКСМО. 2007. 265-296

8. Лабунская В.А., Менжджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. М.: Академия 20010, Гл.1-4.

9. Лабунская В.А.Социальная психология общения как основа организации переговоров(учебное пособие). Ростов-на-Дону. Изд-во ЮФУ, 2010. 130с.

10. Лабунская В.А. Зависть: путь к победе или поражению? LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co., 2011, 140 с.

11. Майерс Д. Социальная психология в модулях. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2006.

12. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: Питер. 2003.

13. Соловьева О.В. Общение: традиционные исследования и новая проблематика// Социальная психология в современном мире. М.: Аспект-Пресс, 2006. С.61-76.

14. Социальная психология. //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М.-СПб.: Речь, 2005.

Проектные задания к модулю 2.

Литература к модулю 3.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальна психология XX столетия. М.:Аспект-Пресс, 2001.

3. Битянова М.Р. Социальная психология. М.: Эксмо-Пресс, 2007.

4. Аш С. Влияние группового давления на модификацию и искажение суждений.//Пайнс Э, Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер,2000, С.210-225

5. Богомолова Н.И., Донцов А.И.Фоломеева Т.В.Психология больших социальных групп: новые судьбы, новые подходы// Социальная психология в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2006, С.132-148

6. Социальная психология. Ключевые идеи. СПб.: Питер, 2003, Гл.11.

7. Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии//Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект Пресс. 2009 С.175-182

8. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра// Социальная психология в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2006, С.76-96.

9. Донцов А.И.,Дубовская Е.М., Жуков Ю.М. Группа-коллектив-команда. Модели группового развития// Социальная психология в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2006, С.96-115

10. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Исследование малой группы в отечественной и зарубежной социальной психологии //Социальная психология. Хрестоматия. М. Аспект Пресс. 2009.С.209-229.

11. Майерс Д. Социальная психология в модулях. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2006.

12. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: Питер. 2003.

13. Практические приложения социальной психологии//Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект Пресс. 2009 C.433-473.

14. Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. СПб.: Питер. 2008.

15. Стефаненко Т.Г. Социальная психология в культурно-исторической перспективе//Социальная психология в современном мире. М.: Аспект-Пресс, 2006,С.27-42.

16. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М. Аспект Пресс. 2009.

17. Социальная психология. //Психологический лексикон. Энциклопедический

18. словарь в шести томах. М.-СПб.: Речь, 2005.

 

Проектные задания к модулю 3.

Структурирования

Поляризации

4. Изгнания

5. Фассилитации

6. Избрания

Литература к модулю 4.

1. Агеев В.С. Социальная идентичность личности//Cоциальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект Пресс.2009.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008

3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект-Пресс, 2006.

4. Дубовская Е.М. Социализация в изменяющемся мире//Социальная психология в современном мире. М.:Аспект Пресс, 2006, С.148-162

5. Лабунская В.А. Личность как субъект общения // Психология личности. Учебное пособие. М., ЭКСМО. 2007. С.297-330.

6. Лабунская В.А. Самопрезентация личности и отношение к внешнему Я// Психология личности. Учебное пособие. М., ЭКСМО. 2007. 265-296

7. Лабунская В.А. Теоретические подходы к проблеме измерения уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения как составляющей социального и эмоционального интеллекта //Социальный и эмоциональный интеллект от процессов к измерениям. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2009. С.228-264.

8. Лабунская В.А. Надежда как проблема психологии человеческого //Психология субъекта и психология человеческого бытия. Краснодар. Изд-во Кубанского гос. Университета. 2010.Раздел 3.6, С.340- 357.

9. Лабунская В.А. Зависть: путь к победе или поражению? LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co., 2011, 140 с.

10. Майерс Д. Социальная психология в модулях. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2006.

11. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: Питер. 2003.

12. Психология личности. Учебное пособие. М., ЭКСМО, 2007. 656 с.

13. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности

14. //Социальная психология. Хрестоматия. М.: 2009. 416-433.

15. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон - Пресс- Ц, 2008.

16. Кун М., Макпартленд Т. Кто я // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. - С.460-469.

17. Социальная психология. //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М.-СПб.: Речь, 2005.

Проектные задания к модулю 4.

Литература к заключению

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,2009.Раздел 5.

2. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Применение социально-психологических знаний в сферах права, работы, здоровья//Социальная психология. Ключевые идеи. СПб.: Питер, 2003, Гл.11.

3. Практические приложения социальной психологии//Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2009 C.433-473.

4. Тейлор Ш., Пипло Д., Сирс Д. Социальная психология и здоровье //Социальная психология. СПб.:Питер, 2004. Гл. 14.

5. Тейлор Ш., Пипло Д., Сирс Д. Социальная психология и политика //Социальная психология. СПб.:Питер, 2004. Гл. 15.

6. Шихирев П. Прикладная наука: социальный психолог как участник социальных изменений //Современная социальная психология. М.: Институт психологии РАН. 1999.Гл.12.

 

IY.Планы семинарских занятий по курсу «Социальная психология» и литература к ним.

Литература

1. Андреева Г.М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI века //Социальная психология в современном мире. М.: Аспект-Пресс, 2006, с.9-27

2. Андреева Г.М. К истории становления социальной психологии в России // Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер. 2000, с.40-52.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008

4. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальна психология XX столетия. М.:Аспект-Пресс, 2001.

5. Герген К. Дж. Социальная психология как история//Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект Пресс. 2009с.22-30

6. Лабунская В.А. Методические указания к курсу «Социальная сихология». В двух частях. Ростов-на-Дону: РГУ. 2006. 86с.

7. Майерс Д. Социальная психология в модулях. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2006.

8. Социальная психология. //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М.-СПб.: Речь, 2005.

9. Тейлор Ш., Пипло Д., Сирс Д. Социальная психология и здоровье //Социальная психология. СПб.:Питер, 2004. Гл. 14.

10. Тейлор Ш., Пипло Д., Сирс Д. Социальная психология и политика //Социальная психология. СПб.:Питер, 2004. Гл. 15.

11. Тейлор Ш., Пипло Д., Сирс Д. Теории и методы социальной психологии//Социальная психология. СПб.:Питер, 2004. Гл. 1.

 

 

Литература

1. Андреева Г.М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI века //Социальная психология в современном мире. М.: Аспект-Пресс, 2006, С.9-27

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008. Гл.3

3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Развитие критических тенденций в социальной психологии во второй половине XX века// Зарубежная социальна психология XX столетия. М.: Аспект-Пресс, 2005, С.221-270.

4. Мюнстид Энтони С.Р., Симин Гюн Р. Методология в социальной психологии: проверка гипотез. // Перспективы социальной психологии. М.: Эксмо, 2007. С.94-121.

5. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: СПбГУП,, 2003,С.50-60, Гл.3-4.

6. Социальная психология. Ключевые идеи. СПб.: Питер, 2003, Гл.11.

7. Шихирев П. Контуры будущей парадигмы//Современная социальная психология.М.: Институт психологии РАН, 1999. С.379-391

 

Литература.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008.Гл.4-5.

2. Бодалев А.А. Психология общения. М- Воронеж: НПО «МОДЭК».2009, гл. 1,2,3.

3. Лабунская В.А. Личность как субъект общения // Психология личности. Учебное пособие. М., ЭКСМО. 2007. С.297-330.

4. Лабунская В.А.Социальная психология общения как основа организации переговоров(учебное пособие). Ростов-на-Дону. Изд-во ЮФУ, 2010. 130с.

5. Лабунская В.А., Менжджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. М.: Академия 20010, Гл.1-4.

6. Майерс Д. Социальная психология в модулях. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2006. С.60-66.

7. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.:Питер, 2007.

8. Соловьева О.В. Общение: традиционные исследования и новая проблематика// Социальная психология в современном мире. М.: Аспект-Пресс, 2006. С.61-76.

9. Социальная психология. //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М.-СПб.: Речь, 2005.

Литература

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс. 2007.

2. Андреева Г.М. Атрибутивные процессы// Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект Пресс. 2009.С.152-175.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008

4. Андреева Г.М. Трудности социального познания: «образ мира» или реальный мир //Социальная психология в современном мире. М.: Аспект-Пресс, 2006, С.182-203

5. Бодалев А.А. Познание человека человеком как научная проблема//Социальная психология в трудах отечественных психологов.Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000, С.236-249

6. Лабунская В.А. Самопрезентация личности и отношение к внешнему Я// Психология личности. Учебное пособие. М., ЭКСМО. 2007. 265-296

7. Лабунская В.А.Внешний облик человека в контексте психологии социального познания//Константа в неопределенном и меняющемся мире. М.:МГУ. 2009.С.313-333

8. Майерс Д. Социальная психология в модулях. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2006.

9. Соловьева О.В. Общение: традиционные исследования и новая проблематика// Социальная психология в современном мире. М.: Аспект-Пресс, 2006. С.61-76.

10. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон - Пресс- Ц, 2008.

11. Социальная психология. //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М.-СПб.: Речь, 2005.

12. Хьюстоун М., Финчем Ф.Теория атрибуции и исследования // Перспективы социальной психологии. М.: Эксмо, 2001.С.189-225.

Семинар 5.Малая группа как предмет социальной психологии

1.Критерии определения группы.

2.Понятие о малых группах. Структура малой группы.

3.Динамические процессы в группе. Уровни развития группы.

5.Особенности влияния членов группы друг на друга.

6.Понятие о лидере и лидерстве в социальной психологии.

6.Критерии определения стиля руководства группой.

7.Феномены группового поведения: конформизм, групповая поляризация; сплоченность, ценностно-ориентационное единство и др.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008 Гл. 9,10.

 

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальна психология XX столетия. М.:Аспект-Пресс, 2001. Гл. IY, С.161-179; гл.Y., С.207-216

3. Аш С. Влияние группового давления на модификацию и искажение суждений.//Пайнс Э, Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер,2000, С.210-225

4. Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии//Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект Пресс. 2009 С.175-182

5. Донцов А.И.,Дубовская Е.М., Жуков Ю.М. Группа-коллектив-команда. Модели группового развития// Социальная психология в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2006, С.96-115

6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Исследование малой группы в отечественной и зарубежной социальной психологии //Социальная психология. Хрестоматия. М. Аспект Пресс. 2009.С.209-229.

7. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Лидерство как структурный феномен// Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2009. С.268-274.

8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Власть, влияние, лидер// Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2009.С.294-311

9. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: СПбГУП, 2003, Гл.11,18.

10. Социальная психология. //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М.-СПб.: Речь, 2005.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008. Гл.14.

2. Богомолова Н.И., Донцов А.И.Фоломеева Т.В.Психология больших социальных групп: новые судьбы, новые подходы// Социальная психология в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2006, С.132-148

3. Браун Р. Межгрупповые отношения //Перспективы социальной психологии. М.: Эксмо,2001, С.548-576.

4. Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии//Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект Пресс. 2009 С.175-182

5. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра// Социальная психология в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2006, С.76-96.

6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: Питер. 2003. Гл.12.

7. Социальная психология. //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М.-СПб.: Речь, 2005.

8. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.:Эксмо-Пресс, 2009.

 

Литература.

1. Агеев В.С. Социальная идентичность личности//Cоциальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект Пресс.2009.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008. Гл.15-16.

3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальна психология XX столетия. М.:Аспект-Пресс, 2001. Гл.Y., 181-187;С. 193-207.

4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект-Пресс, 2001. Гл.1,2,3.

5. Дубовская Е.М. Социализация в изменяющемся мире//Социальная психология в современном мире. М.:Аспект Пресс, 2006, С.148-162

6. Кун М., Макпартленд Т. Кто я // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. - С.460-469.

7. Лабунская В.А. Личность как субъект общения // Психология личности. Учебное пособие. М., ЭКСМО. 2007. С.297-330.

8. Майерс Д. Социальная психология в модулях. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2006.

9. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: Питер. 2003. Гл.5.

10. Психология личности. Учебное пособие. М., ЭКСМО, 2007. 656 с.

11. Социальная психология. //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М.-СПб.: Речь, 2005.

12. С.148-162

Литература.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальна психология XX столетия. М.:Аспект-Пресс, 2001.

3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект-Пресс, 2001. Гл.7,8,12,13.

4. Лабунская В.А. Теоретические подходы к проблеме измерения уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения как составляющей социального и эмоционального интеллекта //Социальный и эмоциональный интеллект от процессов к измерениям. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2009. С.228-264.

5. Лабунская В.А. Надежда как проблема психологии человеческого //Психология субъекта и психология человеческого бытия. Краснодар. Изд-во Кубанского гос. Университета. 2010.Раздел 3.6, С.340- 357.

6. Лабунская В.А. Зависть: путь к победе или поражению? LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co., 2011, 140 с.

7. Майерс Д. Социальная психология в модулях. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2006. Гл.4.

8. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: Питер. 2003., Гл.7.

9. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования./Под ред. Ушакова Д.В., Люсиной Д.В.) М.: Институт психологии РАН, 2004.

10. Штальберг Д., Фрей Д. Установки: структура, измерение и функции//Перспективы социальной психологии. М., Эксмо,2001, С.228-261.

11. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности

//Социальная психология. Хрестоматия. М.: 2009. 416-433.

 

Y.Темы и вопросы для самостоятельного изучения социальной психологии

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов.

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение ряда тем курса, которые раскрывают особенности различных предметных полей социальной психологии.

В УМК представлены вопросы по каждой теме и литература к ним. Основные положения, выбранных для самостоятельной работы тем, входят в перечень рубежных тестовых заданий. В состав тем, предлагаемых для самостоятельной работы, входят темы, углубляющие знания о феноменологии социальной психологии. Студентам рекомендуется в процессе выполнения этих видов работ использовать специальные учебно-методические указания к курсу, размещенные в инкампусе, обращаться к учебно-методическим материалам, которые получает каждый студент в процессе чтения спецкурса (Методические указания к курсу Социальная психология в 3-х частях), а также к учебной литературе к научным статьям, написанным автором курса (Лабунская В.А. Личность как субъект общения // Психология личности. Учебное пособие. М., ЭКСМО. 2007. С.297-330.Лабунская В.А. Самопрезентация личности и отношение к внешнему Я// Психология личности. Учебное пособие. М., ЭКСМО. 2007. 265-296:Лабунская В.А. Теоретические подходы к проблеме измерения уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения как составляющей социального и эмоционального интеллекта //Социальный и эмоциональный интеллект от процессов к измерениям. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2009. С.228-264; Лабунская В.А.Внешний облик человека в контексте психологии социального познания//Константа в неопределенном и меняющемся мире. М.:МГУ. 2009.С.313-333; Лабунская В.А. Надежда как проблема психологии человеческого //Психология субъекта и психология человеческого бытия. Краснодар. Изд-во Кубанского гос. Университета. 2010.Раздел 3.6, С.340- 357; Лабунская В.А.Социальная психология общения как основа организации переговоров(учебное пособие). Ростов-на-Дону. Изд-во ЮФУ, 2010. 130с.

Лабунская В.А. Зависть: путь к победе или поражению? LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co., 2011, 140 с.

и к ряду других публикаций, которые приводятся к каждой самостоятельной работе. Основными формами оценки выполнения самостоятельной работы является собеседование, презентация проектных работ, выполнение рубежных тестов. В УМК приводятся электронные ресурсы, на которых находится рекомендуемая для выполнения самостоятельной работы литература.

В учебно-методических материалах указывается, на какие вопросы должны ответить студенты в процессе выполнения задания. Качество выполнения этих работ определяется на основе их предъявления в письменном виде и обсуждения содержания работ, выводов на специально организованных занятиях. Самостоятельн


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.197 с.