Общая характеристика познавательных процессов: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общая характеристика познавательных процессов: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение

2017-11-27 662
Общая характеристика познавательных процессов: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ощущением называется процесс психического отражения конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент, в форме особых субъективных образований. Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Возбуждение систем нервных клеток при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение. Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений – анализаторами. Анализатор характеризуется наличием трех специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводящие пути) и центрального (отделы коры головного мозга(зрител,обонят,слух зоны)).

В зависимости от функционального назначения ощущения подразделяются на три группы: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные. Рецепторы могут находиться непосредственно на поверхности тела (экстероцепторы:дистантное расположение(зрител,слухов) и контактное (вкусовые,осязательные)) и во внутренних органах и тканях (интероцепторы:ощущении боли и органичес ощущения). Промежуточное положение занимают проприоцепторы, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой находящиеся в мышцах и связках. Св-ва ощущений: Качество — это основная особенность данного, конкретного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Интенсивность ощущения—это сила действующего раздражителя. Длительность ощущения есть его временная характеристика Пространственная локализация — это соотнесение образа ощущения с пространственным расположением раздражителя. Например, определяете, на какой участок тела попало насекомое.

Пороги ощущений(чувствительн):абсолютные(верхний-максимал велич доболевой интенсивн раздражителя- и нижний порог -миним величина интенсивности раздражителя необходим для возникнов ощущен) и дифференциальн-минимальн различие между раздражителем,кот дает едва заметное различие ощущений.

Закономерности: Адаптация - изменение чувствительности анализаторов в результате их приспособления к действующим раздражителям Инертность - характерна для зрительных возбуждений, лежит в основе возникновения последовательных образов Десенсибилизация - понижение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов. Сильное возбуждение одних анализаторов понижает чувствительность - других. Синестезия - возникновение добавочных ощущений при наличии ощущений какого-либо одного вида Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов. Чувствительность анализатора может быть повышена деятельностью других анализаторов. Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов.

Восприятие – это психический познавательный процесс целостного отражения предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. На основе восприятия у человека формируется субъективный образ объекта. Восприятие – результат деятельности системы анализаторов.

Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание, движение глаз/рассматривание) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа. Восприятие не дано человеку генетически, а формируется в процессе активной жизнедеятельности. Наиболее активный период его формирования – первые годы жизни и дошкольный возраст.

Закономерность объективного восприятия заключается в том, что одну и ту же информацию люди воспринимают по разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.

Существует несколько классификаций восприятия по различным основаниям:

1.по ведущему органу чувств в формировании субъективного образа (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое);2.по объекту восприятия(восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения, восприятие пространства);3по цели(преднамеренное и непреднамерен)4по степени организованности5 участие в восприятии др психич процессов(эмоциональное и рационально восприят)

Св-ва: 1)избирательность(преимуществ выделение одних предметов)2)предметность3)целостность4)структурность(восприним предметов и совокупность их устойчивых связей)5)константность6)осмысленность(св-во фиксирующ связь с мышлен)7)опперцепция(зависимость восприятия от прежнего опыта)

Законы восприятия(вертгеймер): 1)эффект близости. (близкое располож обычно объедин)2)эф сходства(сходные по каким-либо элементам предметы объедин)3)Эф «общей судьбы»(объедин общим хар-ром,наблюд в них)4)фактор хорошего продолжения(Из двух линий выбир с меньшей кривизной)5)фактор замкнутости(замкнут фигуры восприним лучше)6)фактор группировки без остатка(группир чтобы не осталось отдельн фигур)

Память:

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память-псих. процесс орган-ции и сохранения прош опыта, делающий возможным его повторное использ-ние в деят-ти возвращающий в сознании.

Механизм памяти-ориентация на будущее.

Виды памяти:

1.связь с др псих процессами: образная(с восприятием)-вкус,зрит,слух,обнят,осязат

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств.

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых.

2.связь с мышлением:логич,механич

3.связь с эмоц-эмоц-я

Эмоциональная память — это память на переживания. то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

4.связь с движ-двиг память

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков

5.в зависимости от наличия цели,установки на запоминание:произ,непроизв

В первом случае зпоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случаезадача обязательно присутствует, процесс запоминания требует волевых усилий.

6.в зависимости от времени удержания ифр-ции:кратковрем,долговрем,оператив)

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы., без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на.последующее воспроизведение материала.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти., занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты, многократное, требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Процессы памяти:

1).запоминание:процесс, обеспечивающий удержание материалов в памяти как важн условие дальнейш воспроизведения

Зависимость запоминания:

1.от процессов целеполагания

2.от ориентации на будущее(предстоящее)

3.включенность процессов запоминания в мысл деят-ть:

Исп-ние даже простейших мысл операций(ср-е,группировка,обобщение) делает запоминание более эффективным без особых усилий.

4.эмоционал значимость инф-ци.Лучше запоминается интересная эмоц окраш инф-ия.

5.настроение,жизн тонус,усталость.

2)Воспроизведение-процесс памяти,заключ в восстанов-ии и реконструкции актуализир-го содержания памяти.

Уровни восприятия:

1.узнавание(с опорой на восприятие)

2.собственно восприятие как актуализация сохраненного в памяти материала.

3.припоминание(частичное забывание инф-ии и ее воспроизведение при волевом усилии)

3)сохранение-динамич процесс,соверш на основе и в условиях определ образом орг-ого усвоения включающий переработку материала.

Память орагнизует и перерабатывает знания об окруж мире,что находит отражение в явлениях реминисценции(более полное и совершенное воспроиз-е инф-ии после ее осмысления и переработки)

4) Забывание-та инф-ция,к-я не входит в целостную системуцелеполагания чел-ка.

Кривая забывания:56% забывается в первый час.далее процесс забывания идет медленнее.

 

Речь(письменн и устная(монологич и диалогич)) — это процесс общения людей посредством языка с людьми самим собой(налич отлич от животн) Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. С психологической точки зрения, общение посредством языка — это не менее сложное явление, чем сам язык. Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их.

Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой фразы.

И наконец, речь может иметь и психологическую сторону, поскольку в речи часто содержится смысловой подтекст, отражающий цель (или мотив речи), с которой была сказана та или иная фраза. В определенных случаях смысловой подтекст может носить характер латентного (скрытого) смысла.

речевое общение — это сложный и многосторонний процесс. Современному состоянию речи как универсальному средству общения предшествовал длительный процесс филогенетического развития человека. Следует отметить, что речь — это специфически человеческая деятельность. Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе..

Переход к собственно звуковой речи, вероятно, начался более 100 тысяч лет назад. Возникла существенная потребность в речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться гораздо более точно — в системе расчлененных понятий

первые слова заменяли целые предложения. Поэтому первые речевые формы были весьма примитивны. В них не содержалось ни скрытого смысла, ни контекста. Речь использовалась только для передачи какой-либо информации и не была связана с передачей эмоционального со-стояния говорящего Следующим этапом развития речи явилось создание письменности. Функции речи:Коммуникативная Экспрессивная (сигнальная)Внешняя:Индикативная (указание на объект)НоминативнаяСигнификативная (приписывание значений)Гностическая (хранение и передача знанийВнутренняя: Планирование собственных действий,Регулирование

Мышление-псих.процесс обобщенного и опосредованного отраж-я действит-ти в ее сущ-х связях и отношениях.

Св-ва:

1)связь мышления с речью,т.е обобщенное отражение нвозможно без речи

2)связь с действием,практ.деят-ю чел-ка

3)обощенность мышления

4)опосредованность

5)опора на знания

Форма мышления

1)понятие-это опосред обобщ знание о предмете,основанное на раскрытии сущ-х связей и отношений объективного мира.

2)суждение-мысль,выражаемая повествоват. Предолжением

3)умозаключение-мыслит.процесс, в ход которого из 1-го ли неск. Суждений,называемых посылками выводятся новые суждения и делается умозаключение.

Мыслит.действия:сравнения,класс-я,обобщение,анализ,синтез,планирование,абстрагирование,рефлексия

логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Анализ — это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтезпостроение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. Абстракция — это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Конкретизация как операция, обратная обобщению. Она проявляетсяв том, что из общего определения — понятия — выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Виды мышления:

1)по функц. Значению

Творческое и критическое: Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

2)по генезу(по происхождению)

Наглядно-действенное мышление(главное познать отнош-я и связи между предметами,оперируя реальными вещами).наглядно-образное-ситуация преобраз-я в плане образа и представления.словесно-логическое-решение к-л задач с помощью словесно-логич. Размышлений

3)по осознанности

Интуитивное и рациональное

4)по средству действия(вербальное и невербальное)

5)по типу знания(эмпирическое(опытным путем),теоритическое(с помощью понятий)

6)по типу решаемых проблем:практическое преобраз-е дей-ти, теоритическое познание законов и правил.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность. Воображение – это образное конструирование содержание понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие. Воображение – это очень сложный и многомерный психический процесс, характеризующийся одновременно несколькими квалификационными параметрами.

Виды:1по степени активности(произвольное и непроизвольное(без участия воли))

2)По степени уникальности: репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое.3)По отношению к будущему: мечты, фантазии.

Лежащие в основе воображения и порождаемые им образы могут быть разными по модальности (форме). В зависимости от этого различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое воображение

Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами, осуществляется с помощью особых психических действий – приемов создания образов. Уровень развития воображения определяется тем, в какой мере человек владеет ими. К таким приемам относят агглютинацию(склеивание представлений), аналогию, акцентирование(подчеркивание), типизацию, комбинирование(сочетание отдельных элементов в нов комбинацию), гиперболизацию(образы-великаны)

Перечисленные приемы творческого воображения работают как единая система. Они часто довольно плохо осознаются субъектом. Поэтому при создании одного образа могут быть использованы сразу несколько из приемов.

Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков

Внимание-это избир направленность сосредоточенность чел-ка на опред предметы и явления.

Функция-контроль за деят-ю чел-ка

Св-ва внимания:

1.концентрация-сила,интенсивность поглощения объекта

2.распределение. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

3.переключение Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой

4.объем-кол-во однород предметов,к-е охватывает внивание(7-8 предм) определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

5.устойчивость-длит сохр-е направл-ти

Как отдельный, рядоположенный другим психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние

Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.Виды внимания:

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и к-й соответствует интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.