Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет, задачи и проблемы социальной психологии. Роль социальной психологии как науки в различных сферах общественной жизни. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет, задачи и проблемы социальной психологии. Роль социальной психологии как науки в различных сферах общественной жизни.

2017-11-27 532
Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет, задачи и проблемы социальной психологии. Роль социальной психологии как науки в различных сферах общественной жизни. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исходя из названия науки «социальная психология», можно предположить, что она занимает свою особую нишу в ряду остальных научных предметов. Это своеобразный симбиоз двух наук – психологии и социологии, который, несмотря на свое пограничное состояние, стоит на отдельной ступени в структуре академических дисциплин. Как следствие, и социология, и психология, как первоначальные источники, нередко «поглощают» эту науку. Такое до сих пор нестабильное состояние социальной психологии имеет свои основания. Во-первых, это наличие в обществе таких неоднобоких и многозначных явлений, которые не укладываются в рамки ни психологии, ни социологии по отдельности, и их изучение имеет смысл лишь обратившись к опыту и инструментам исследования этих обеих наук вкупе. Известно, что человеческий фактор присутствует в каждой сфере жизни общества, ведь законы общества проецируют в себе и несут результат человеческих сознательных или бессознательных действий. В то же время коллективная деятельность подразумевает наличие совершенно иных форм межличностных отношений, что является аспектом, подлежащим изучению только инструментами психологии.

Во-вторых, нечеткие границы социальной психологии берут свои истоки с самого начала возникновения этой науки. Ведь она появилась не только в силу необходимости объяснения конкретных явлений, но и по причине недостаточности и узости раскрытия явлений, которые объясняют соседствующие науки – психология и социология, дополняя и расширяя некоторые проблемные вопросы. Поэтому слишком затруднительно дать конкретное емкое определение этой науке, а также составить перечень вопросов, которых она касается.

Однако, важность изучения таких «подвешенных» дисциплин, как показывает практика, неоспорима. Каждая область деятельности нуждается в социально-психологическом изучении в настоящее время, и стремительные перемены являются основным причинным фактором и катализатором. Это сферы общественных коммуникаций, производства, педагогики, военные и общественные институты и многое другое. Нет сомнений в том, что накопленная теория социальной психологии слегка отстает от действительных современных явлений и потребностей.

Задачи социальной психологии включают в себя изучение проблем общества, пути их решения, а также методологию исследований социальных процессов.

Социальная психология – наука, возникшая при слиянии нескольких дисциплин. По поводу ее предмета возникают многочисленные споры. Эти дискуссии помогают определить задачи, решаемые данной наукой, а также обнажают и ставят более остро все еще неразрешенные проблемы. Но, тем не менее, не всегда удается подобрать четкое определение в результате этих перипетий.

Многие споры о предмете психологии нашли свое логическое завершение, но не все так прозрачно. В нашей стране социальную психологию можно подразделить на 2 части: относящуюся больше к «психологической» проблематике, и имеющую родство с «социологической» проблематикой. Схожее разделение можно наблюдать на примере западных стран. Так и в США существует две ассоциации, изучающие социальную психологию. Это ассоциации психологов и социологов. Не смотря на то, что все эти люди изучают один и тот же предмет, проблемы которые они поднимают различны. В подтверждении выше сказанного в одном из университетов США курс социальной психологии одной группе студентов читался социологом, другой – психологом. По окончании учебного года учащимся предложили провести дискуссию по проблемам социальной психологии, чего они не смогли сделать. Студенты просто считали, что им преподавали абсолютно разные дисциплины.

Двойственность социальной психологии не совсем удобна, подобное возможно лишь на определенном этапе развития науки. Все же дискуссии по всякому предмету должны вести к компромиссу, итогом каждого спора должен быть приход к единому решению вопроса. Социальная психология в большей степени, чем другие области психологии, заинтересована в изучении политических и социальных проблем общества. Главным образом это такие проблемы социальной психологии, как составление психологических характеристик массовых движений, больших социальных групп и прочее. Традиционным для социальной психологии также является изучение проблем малых социальных групп. Существуют различные типы обществ, и все они сталкиваются с различными задачами. Исследования социальной психологии направленные на социальные установки личности, связаны, как раз, с этими задачами.

 

Место социальной психологии в системе научного знания

Подход к проблеме

Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук – психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно «ожидать» окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии для их решения. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии.

Все это, несомненно, стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап бурного оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 50-х – начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что социальная психология по своему существу является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование ее результатов различными общественными силами. Социальная психология на Западе имеет весьма солидную историю, которая также убедительно подтверждает эту истину.

Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, и «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Приступая к решению этих задач, естественно, необходимо, пока не прибегая к точным дефинициям, очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины. Мы исходим при этом из принятия той точки зрения, что, несмотря на пограничный характер, социальная психология является частью психологии (хотя существуют и другие точки зрения, например, отнесение социальной психологии к социологии). Следовательно, определение круга ее проблем будет означать выделение из психологической проблематики тех вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

К такому пониманию своего предмета социальная психология пришла не сразу, и поэтому для уяснения вопроса полезно проанализировать содержание тех дискуссий, которые имели место в ее истории.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.