После 40 – х годов многие задают вопрос: «Что такое созревание?» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

После 40 – х годов многие задают вопрос: «Что такое созревание?»

2017-11-27 189
После 40 – х годов многие задают вопрос: «Что такое созревание?» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Созревание – очень сложный процесс. Человеческий ребенокпоявляется на свет чрезвычайно беспомощным. Он обладает лишь теми прирожденными механизмами, которые создают возможность для поддержания его жизни ухаживающим за ним взрослым.

Головной мозг в основном формируется к середине беременности (например, на 6-7 месяце внутриутробного развития состоит из шести слоев, типичных для коры полушария взрослого человека). К моменту рождения он имеет в основном все характерные для мозга взрослого человека борозды и извилины. Морфологически его мозг сходен с мозгом взрослого человека, функционально же – развит слабо и находится в процессе интенсивного формирования. Функциональное развитие связано с развитием нервных клеток.

Мозг человека: макроуровень – борозды, извилины;

микроуровень – строение клеток, слоев.

У новорожденных макроуровень мозга приблизительно равен взрослому,

микроуровень 2/3 взрослого. Нарастание происходит до 20 – 25 лет.

Микроскопический анализ: При рождении ребенок получает весь тот набор нервных клеток, который есть у взрослого.

После рождения наблюдается закономерный, относительно более интенсивный рост белого вещества мозга по сравнению с серым. Это связано с увеличением массы межнейронных связей, проводящих путей мозга, а также за счет образования новых отростков нервных клеток и их удлинения и за счет миэлинизации. Почти на протяжении всего детства происходит нарастание массы мозга. Вес мозга новорожденного варьирует от 372 до 392 г, к 8-9 м увеличивается почти вдвое. К 3 –м годам вес равен – 1100 г. Затем прирост идет замедленными темпами и к 9 –10 годам достигает 1300 г.

1. Растут и оформляются нервные клетки, их внутриклеточное строение. Идет распределение нейронов.

2. Кора больших полушарий – субстрат всех физиологических процессов. Процесс движения нервных клеток из стволов в большие полушария. Миграция нейронов в соответствующие отделы коры.

3. Разрастание связи. У нейронов есть отростки (дендриты и аксоны), осуществляющие связь. При рождении их нет, они образуются в процессе развития (например, новорожденный – двигается всем телом).

4. Миэлинизация. Миэлин – оболочка, обволакивающая аксон. Она с большой скоростью осуществляет передачу нервных импульсов. Импульс – особая электрическая активность волокна.

Таким образом, ¾ массы человеческого мозга дорастает прижизненно, кора оформляться внутриутробно не может. Корковый отдел мозга – субстрат мышления. Но созревание само по себе не возможно.

Что происходит в процессе созревания? Например, канадский ученый Хэбб проводил серию опытов с крысами, которые были одного помета:

1 гр. – игрушки, 1 раз в день тренировали на прохождение лабиринта

2 гр. - не тренировали

Строение мозга очень различалось. У 1 группы – были зарегистрированы тонкие нейрохимические импульсы (произошли изменения). Произошло приобретение, то есть формирование навыка, установление специфических связей между командным и исполнительным зонами. Основой процесса обучения является рост новых нейросвязей, миэнилизация проводящих путей, то есть совершенствования проводящих путей.

Что понимается под биологическим и социальным факторами

Развития в настоящее время?

Биологический фактор включает в себя, прежде всего наследственность. В настоящее время нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологии считают, что наследуются, по крайней мере, два момента – темперамент и задатки. Но развитие способностей зависит не только от задатков. Их развитие происходит в деятельности. Поэтому очень важна активност ь ребенка, и в связи с этим многие психологи считают активность третьим фактором психического развития.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка (Например, болезнь матери, лекарства которые она принимала, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения). Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения.

Второй факторсреда. Природная и социальная. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. На Крайнем Севере, кочуя с оленеводами, ребенок будет развиваться несколько иначе, чем житель промышленного города в центре Европы. Социальная среда влияет непосредственно.

Социальная среда – понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, идеология, уровень развития науки и искусства, религия. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения.

Социальную среду также составляет и ближайшее социальное окружение – микросреда - непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: семья, воспитатели детского сада, учителя школы и т.п. С возрастом социальное окружение расширяется – сверстники, старшие школьники, некоторые социальные группы – через средства массовой информации, организацию митингов и т.п. Влияют тонкие средовые условия. Близнецы личностно разные.

Контекстуальный подход к понятию «среда»; в среде выделяют 4 контекста:

- семейный контекст;

- социальный (классовая принадлежность);

- культурный;

- исторический (разные поколения).

Ребенок не может развиваться вне социальной среды – не может стать полноценной личностью.

Примеры. Случаи с «одичавшими» детьми, которых воспитывали звери.

Психологические особенности детей, растущих в аномальных условиях – плохо развита речь.

Госпитализм. Период войн. Среди детей была высокая смертность, даже если за ними ухаживали, а те, которые выживали, представляли жалкие существа. Синдром госпитализма: агрессивная реакция на взрослого, то есть отсутствие положительных эмоций при встрече со взрослыми, дети долго не ходили (до 1,5 – 3 лет).

«Волчонок уже волк, Ребенок – кандидат в человека» (Перон). Человек строит свои отношения заново, благодаря культуре.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.