Сущность психокоррекционного процесса. Цели и задачи психокор в работе пед-психолога — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Сущность психокоррекционного процесса. Цели и задачи психокор в работе пед-психолога

2017-11-27 591
Сущность психокоррекционного процесса. Цели и задачи психокор в работе пед-психолога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психокоррекция – это совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психически здорового человека (Р.С. Немов), не имеющих органической основы и не представляющих собой такие устойчивые качества, которые формируются в раннем детстве и в дальнейшем практически не изменяются (А. А. Осипова). Она осуществляется в двух взаимосвязанных формах: симптоматической, направленной на отдельные отклонения, и этимологической, ориентированной на источники и причины этих отклонений. специфические черты психокоррекционного процесса: он ориентирован на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы;акцентирует здоровые стороны личности;нацелен на настоящее и будущее клиентов;предполагает оказание среднесрочной помощи;основан на ненавязчивом ценностном вкладе психолога;направлен на изменение поведения и развитие личности клиента. 1. Принцип единства диагностики и коррекции;Принцип нормативности развития. последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. 3. Принцип коррекции «сверху вниз. носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований. 4. Принцип коррекции «снизу вверх». в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей.5. Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. 6. Деятельностный принцип коррекции. определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, и задает способы коррекционной работы через организацию соотв-х видов деят-ти путем форм-я обобщенных способов ориентировки.При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из конкретного периода возрастного развития ребенка, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности. Л.С.Выготский-созд-е зоны ближ-го р.

60. Требования к личности психолога в системе образования. Модели его проф деятельности

Требования к личности педагога-психолога: Воздействие одной личности на другую – это влияние на сознание, волю, эмоции, через них на поведение и деятельность человека в целом. Убеждение – интеллектуально-эмоциональное воздействие, основанное на логике, на доказательствах, Внушение – это воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, понимания и поведения в соответствии с ней. Эмоциональное заражение – воздействие через непосредственную передачу эмоциональных состояний. Психолог как профессионал работает личностью, она является главным инструментом его профессиональной деятельности. Основным фактором, определяющим профессиональную пригодность психолога, является гуманистическая направленность его личности. В структуре личности психолога выделяют 3 основных качества: Первая группа включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к познавательным процессам (восприятию, памяти, мышлению, воображению); эмоционально-волевым процессам и психоэмоциональным состояниям (сдержанность, стабильность,стрессоустойчивость,самообладание,жизнерадостность,целеустремленность,настойчивость, решительность, активность и др.); Ко второй относятся самокритичность, адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоанализу, саморегуляции, самоконтролю поведения. К третьей группе относятся коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, рассматриваемая как внешняя ривлекательность, и красноречивость как способность внушать и убеждать. Модель: Это комплекс взаимосвязанных деятельностей, направленных на разные объекты, для осуществления которых необходимы определенные проф знания, умения и навыки, а также профессионально важные качества. Выделяют три основных компонента в структуре профессиональной деятельности: мотивационно-ориентировочное звено (ориентация в обстановке, постановка целей и задач, возникновение мотивов); исполнительское звено (реализация); контрольно-оценочное звено (результат). На первом этапе психолог формулирует психологические цели и задачи, на втором – подбирает необходимые соц-психол средства для их осуществления, на третьем – анализирует и оценивает собственные действия.

37. Психическое развитие ребенка в раннем возрасте.

Ранний возраст - это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев. Развитие восприятия определяется тремя параметрами - перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном - цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.Действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти отличия между конкретным предметом и эталоном - например сказав, что яблоко - это неправильный круг.

В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить и оптимизировать познавательное развитие детей, Однако общение со взрослым имеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. В это же время у детей появляются первые признаки негативизма, упрямства и агрессии, которые являются симптомами кризиса 3 лет. Это один из самых значимых и эмоционально насыщенных кризисов в онтогенезе. Важной характеристикой этого возрастного этапа является лабильность эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношения к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены при изменении ситуации. О ФИКСАЦИИ.

38. Психическое развитие ребенка в младенчестве.
Первый год жизни ребенка условно можно разделить на два периода - период новорожденности, который длится от четырех до шести недель и кончается с появлением комплекса оживления, и период младенчества, который заканчивается в год.

Этап новорожденности - это время адаптации ребенка к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирования первых, необходимых для психического развития реакций - зрительного и слухового сосредоточения (т.е. умения сосредоточиться на звуковом или зрительном сигнале), первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.развитие сенсорных процессов - т.е. зрения, слуха, осязания, существенно опережает у человеческих младенцев развитие моторики, в то время как у животных, наоборот, движения развиваются раньше, чем органы чувств.Зрительное и слуховое сосредоточение, которые появляются соответственно в 4-5 и 3 недели, фактически закладывают основу перехода от ощущения к восприятию, к возможности увидеть предмет целиком, во всей совокупности его свойств, а также проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за перемещающимся источником звука.Эти реакции развиваются по принципу доминанты. На основе этих сформировавшихся реакций появляется и комплекс оживления, который и является показателем перехода к новому этапу развития - младенчеству.Такая реакция на взрослого доказывает, что близкие люди являются для младенца не просто необходимым условием развития, но его источником. Доказывая, что ведущей деятельностью в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослым. К концу младенчества формируются практически все свойства восприятия детей - константность, правильность, предметность, системность. В течение первого года жизни активно развиваются память. Именно в это время формируются все генетические виды памяти - эмоциональная, моторная, образная, вербальная. В 4 месяца у детей появляется образная память - сначала в виде узнавания знакомых предметов, а в 8-9 месяцев и воспроизведение того, что ребенок видел ранее. К концу этого возраста у детей появляется наглядно-действенное мышление.

70. Цель и задачи психологической службы образования Структура психологической службы.

Психологическая служба образования - один из компонентов целостной системы образования страны. Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраст, основной задачей - содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства, основным средством -создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. В системе образования выделяется несколько уровней функц-я психологической службы. 1. Диагностический. 2. Коррекционный,. 3..Уровень консультаций. основные задачи психологической службы образования: 1. реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста2.развитие индивидуальных особенностей детей 3.создание благоприятного для развития ребенка психологического климата Структура. В самом общем виде структура включает три звена: ♦ практический психолог (или группа психологов) в образовательном учреждении;работает в конкретном учебном заведении — детском саду, школе, Здесь он осуществляет в первую очередь следующую работу: психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, + консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания;♦ повышает уровень психологических знаний;♦ помогает решению проблем педагогов как профессионалов. Психологические кабинеты (отделы) при районных (муниципальных), областных, городскихВ штат кабинета входят также социальные работники, педагог, врач-психоневролог. Центр психол службы обр-я — головная организация, руководящая деятельностью психологов, работающих в образовательных учреждениях, психологических кабинетах, и специалистов всех психологических служб определенного региона. отвечает за научно-метод-е и научно-организ-е обеспеч этих служб. сост из 2 отделов — инд помощи и психологического обеспечения образовательных учреждений.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.