Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности. Проблема развития способностей. Способности и одаренность. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности. Проблема развития способностей. Способности и одаренность.

2017-11-27 310
Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности. Проблема развития способностей. Способности и одаренность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Способности – индивидуальнопсихологические особенности личности,обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения этой деятельностью. Природные особенности (рост, длина пальцев, и т.п.) не относятсяк способностям, так как не являются психическими свойствами,хотя и могут способствовать их формированию. Известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов выделял три функции психики: коммуникативную, регуляторную и познавательную.Отсюда можно заключить, что для реализации этих функций необходимы коммуникативные, регуляторные и познавательные способности. Способности обеспечивают более быстрое и качественное приобретение навыков и умений в какой-то одной деятельности или в нескольких деятельностях. Наличие способностей позволяет человеку взаимодействовать с другими людьми, обучаться и эффективно адаптироваться в новых и сложных условиях жизни, творчески осваивать все новые и новые виды деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию всех его психических процессов и свойств личности. Способности человека весьма разнообразны.

1. По числу и характеру деятельностей, для которых необходимы,способности делятся на:

а) общие, необходимые для любой деятельности (умственные,учебные, коммуникативные и пр.);

б) специальные, необходимые для выполнения одной конкретной деятельности (математические, музыкальные и др.) 2. По составу, строению:

а) элементарные (ощущения, глазомер, музыкальный слух),б) сложные (учебные,трудовые, общения и др.).

3. По значимости деятельности:

а) ведущая, занимающая главное значение в деятельности,б) вспомогательные, подчиненные.

4. По уровню развития:а) репродуктивные (способность действовать по образцу),

б) творческие (способность создавать новое).

Репродуктивные и творческие способности взаимосвязаны. Биологической основой способностей являются задатки.

Задатки способностей- врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, анализаторов, развития первой и второй сигнальных систем.

Однако задатки не гарантируют развития способностей. То, на сколько они проявятся и оформятся в способности, зависит от условий индивидуального развития и соответствующей деятельности. По наличию способностей нельзя сказать, каковы были задатки. Задатки многозначны и могут реализовываться в разных типахспособностей (например, слух - в музыкальных, акустических, экстрасенсорных

и пр.). Сложные способности имеют несколько задатков (например, задатками коммуникативных способностей являются: высокая лабильность нервной системы, хороший слух и преобладание первой сигнальной

функции). Границы задатков шире, чем могут развиться на их основе способности. Одаренность- качественно своеобразное сочетание способностей,обусловливающее диапазон его интеллектуальных возможностей,уровней и своеобразие его деятельности. Одаренность включает внутренние предпосылки (задатки) и индивидуальные свойства личности (характер, склонности и др.). Она дает возможность способностям развиваться в разных направлениях. К факторам, влияющим на развитие способностей, относят: характер деятельности, внешнюю среду, внутреннюю среду и возможность компенсации. Способности развиваются более всего в той деятельности, для которой они предназначены. Они могут развиваться и в сходных видах деятельности, а также в деятельности, которая требует разнообразных способностей (например, игра). Более всего значима ведущая деятельность в каждом возрастном периоде. Но развитие способностей происходит не само по себе, поэтому деятельность ребенка необходимо организовать. у каждой способности есть свой «золотой» возраст - сензитивный период, в котором ребенок наиболее чувствителен к освоению той или иной деятельности

(например, артистический период - 5 лет, к овладению чтением дети более чувствительны в 5-7 лет и т.д.). Валено, чтобы взрослые знали эти периоды и не пропустили их для выявления и развития способностей.Успех в деятельности определяют также и свойства личности, такие как трудолюбие, настойчивость, самокритичность, которыеследует развивать.Для развития способностей важна и внешняя среда – материальные условия, общение, образ жизни, система воспитания.Слабость одной способности может компенсироваться развитием другой


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.