Психол ф-и речи. Психология речевого высказывания. Основные виды речи и психология ее понимания — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Психол ф-и речи. Психология речевого высказывания. Основные виды речи и психология ее понимания

2017-11-27 561
Психол ф-и речи. Психология речевого высказывания. Основные виды речи и психология ее понимания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Речь — процесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности. Человек стал человеком только благодаря труду и речи.Основной единицей языка является слово. 1) коммуникативную 2) мнестическую (с помощью речи информация переводится в кратковременную и долговременную память); 3) экспрессивную, отражающую отношение человека к событиям действительности, оценку этих событий и собственное эмоциональное состояние; 4) интеллектуальную, которая дает возможность осуществить главнейшее назначение речи - быть орудием мышления; 5) регулятивную (участвует в регуляции психических процессов, поведения и деятельности). Речь внешняя - речь, связанная с процессом общения, обмена информацией.

Это устная и письменная речь. Речь внутренняя - особый вид человеческой речевой деятельности,

непосредственно связанный с бессознательными, автоматическипротекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.Это речь, прежде всего связанная с обеспечением процесса мышления.Внутренняя речь - это процесс преобразования мыслей дооформления их в устной и письменной форме. Речъ устная- звуковая речь, которая воспринимается другими на слух. Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов..

Речь эгоцентрическая - речевая деятельность, сопровождающая

игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет

собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к

внутренней. Иногда при ослабленном самоконтроле этот феномен

свойствен и взрослым, особенно пожилым людям.

Речь монологическая - речь, произносимая одним человеком, в то

время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но

прямо в ней не участвуют (доклад, лекция, выступление на собрании

и т. п.).

Речь диалогическая - речь двух или нескольких собеседников, которые

меняются ролями, то есть переменно бывают относительно

 

15. Общее представление о воображении. Виды и функции воображения. Развитие воображения.
Воображение (фантазия) — это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать.

Воображение отличается от мышления, так как

протекает в образной форме, а мышление в понятиях. Воображение активное - характеризуется тем, что, пользуясь им,человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Воображение пассивное - протекает у человека спонтанно, без заранее поставленной цели, помимо его воли и желания. Воображение воссоздающее- вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей. Воображение творческое- вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Творческое воображение создает несуществующие объекты, мало вероятные или невероятные. Воображение продуктивное- вид воображения, в котором действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

Воображение репродуктивное - вид воображения, где ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и, хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Воображение реалистическое - наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные, функциональные его возможности. Воображение фантастическое - значительно «отлетает» от действительности,создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни несовместимы. Воображение конкретное - создание реальных, конкретных, единичных, натуральных образов. Воображение абстрактное' - создание обобщенных, схематических,символических образов.

ФУНКЦИИ

Воображение выполняет прежде познавательную функцию.

Благодаря воображению происходит концентрация внимания, памяти,

мышления и окружающий мир познается глубже. Вторая функция- регулятивная. Она выражается: 1) в организации таких форм поведения, которых не было в опыте (вообразить прошлое, будущее);

2) в планировании и регуляции деятельности, предвосхищении(антиципации) результата труда до его начала, «перепрыгивая»через этап мышления и принятии решения при отсутствии полноты знаний; 3) в замещении деятельности; 4) в регуляции познавательных

процессов. Третья функция - аффективная. Воображение

участвует в регуляции эмоциональных состояний (усиливает эмоциональный

тонус, повышает настроение, снимает напряжение), может

«замещать» неудовлетворенные потребности.

РАЗВИТИЕ

Воображение формируется в детстве под воздействием развития мышления и опыта. Развитие воображения в онтогенезе экспериментально исследовал Т. Рибо. Он установил, что воображение в своем развитии проходит два этапа в зависимости от развития мышления.

На 1-м этапе (в детском и подростковом возрасте) – воображение развивается быстро и долго держится на достигнутом уровне, Мышление же начинает развиваться позлее, и процесс идет медленно.2 этап: Теперь воображение и мышление идут в ногу. Для развития воображения, однако, необходимы определенные

условия: наличие неопределенных ситуаций, развитие мышления. также тесты: Роршаха, Торренса

 

61. Защитные механизмы.

Защита психологическая - механизм противостояния тревоге. Специальнаярегулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта. 3. Фрейд выделил несколько таких защит.

Уход - физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации.

Идентификация - процесс присвоения установок и взглядов других людей.Человек перенимает установки могущественных в его глазах людей и, становясь похожим на них, меньше чувствует свою

беспомощность, что приводит к снижению тревоги.

Проекция - приписывание своих собственных асоциальных мыслей и поступков кому-то другому.

Смещение - подмена реального источника гнева или страха кем-то или чем-то (вымещение зла на объекте, не имеющем отношения кситуации, вызвавшей гнев).

Отрицание - отказ признать, что какая-то ситуация или события имеют место. Например, мать отказывается верить, что ее сын погиб.

Вытеснение - крайняя форма отрицания, бессознательный акт стирания в памяти пугающего или неприятного события, вызывающего тревогу, отрицательные переживания.

Регрессия - возвращение к более онтогенетически ранним, примитивным формам реагирования на эмоциогенную ситуацию.

Реактивное образование - поведение, противоположное имеющимся

мыслям и желаниям, вызывающим тревогу, с целью их маскировки.

Например, чтобы скрыть свою влюбленность, подросток будет проявлять агрессию к объекту обожания.

 

18. Общая характеристика эмоций, их виды и функции.
. Эмоции - особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих

отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей.

Эмоции проявляются в мимике, жестах, интонациях голоса, двигательных реакциях (экспрессия) и в физиологических явлениях:

изменении дыхания, сердцебиения и пр. (импрессия). Они сопровождаютвсе виды активности (деятельность, поведение, психические процессы и состояния). В биологической эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Экспрессия - внешнее проявление эмоций. Импрессия - проявление эмоций во внутреннем плане (

ФУНКЦИИ: отражательную, сигнальную, защитную,управляющую, мобилизующую, компенсаторную и дезорганизующую.

По характеру потребностей, лежащих в основе эмоций, выделяют: 1) низшие эмоции и 2) высшие эмоции; По силе, быстроте протекания и осознанности причин возникновениявыделяют: 1) чувственный тон, 2) собственно эмоции, 3) настроения, 4) аффекты,5) стрессы. По степени осознанности, предметности, устойчивости и обобщенностивыделяют: 1) эмоции и 2) чувства

Эмоции низшие - это эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения Эмоции высшие - социально обусловленные эмоции, связанные с общественными отношениями. Эти эмоции присущи только человеку. Чувственный тон - простейшая форма эмоций. Это положительные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные и др.) и

побуждающие индивида к их сохранению или устранению. Эмоции базовые (эмоции в узком смысле), собственно эмоции носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к

складывающимся или возможным ситуациям. Они кратковременны, достаточно сильно выражены, причины возникновения у человека достаточно хорошо осознаются.

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.