Н. И. Пирогов и начало антисептики России — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Н. И. Пирогов и начало антисептики России

2017-11-27 1949
Н. И. Пирогов и начало антисептики России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Причинц смерти должно искать не в операции, а в распространившейся с необыкновенной силой миазме

Н.И.. Пирогов

Пройдут десятилетия до открытия признанных средств борьбы с раневой

инфекцией, а Н.И. Пирогов уже говорил о возможности заражения ран через

инструменты и руки хирурга, перенесения заразы с одной раны в другую через предметы с которыми соприкасается больной. Введенная Николае- Ивановичем система приемов противогнилостного лечения и профилактики в хирургии заставили отступить "хирургические казни" -. пиемию, гангрену, рожу, а вместе с ними неизбежную и страшную спутницу - смерть.

Работа Н.И. Пирогова в Медико-хирургической академии протекала в условиях исключительно неблагоприятных для хирургической и научно-педагогической деятельности. Второй военно-сухопутный госпиталь, ставший базой госпитальной клиники, находился в антисанитарном состоянии. Число смертельных исходов было исключительно высоким. "Хирургическое отделение военно-сухопутного госпиталя, -писал позднее Николай Иванович, - я нашел переполненным нечистыми язвами и ранами, омертвевшими бубонами и острогнойными отеками. Почти за каждою операциею следовала пиемия...**

При подобном состоянии хирургических госпиталей и результатов лечения в них великий хирург с горечью писал: "Если я оглянусь на кладбище, где схоронены зараженные в госпиталях, то не знаю, чему более удивляться: стоицизму ли хирургов, занимающихся еще изобретением новых операций, иди доверию, которым продолжают еще пользоваться госпитали у правительств и обществ". В такой обстановке Н.И. Пирогов реализовал мероприятия по улучшению лечения и ухода. Одновременно он искал и находил ответы на вопросы о сущности "госпитальных зараз" и о путах их преодоления. В противоположность учению Р. Вирхова и взглядом Т. Бильрота "о механическом" происхождении пиемии как результата эмболии, он объяснял пиемию инфекционными процессами. Хирургическая деятельность Н.И. Пирогов, соответствовала тому периоду

 

медицины, когда микробиология как наука еще не существовала, когда распространевл» имели "миазматические'' представления. Преодолевая их, Николай Иванович обнаруживал факты заражения через "медиумы": постельные принадлежности, белье перевязочный материал, губки, которыми омывали (точнее - заражали) раны, и, наконец, через медицинский персонал, переходивший от вскрытий к операциям и перевязкам и от одних перевязок к другим. НИ Пирогов добился отделения в особые здания больных с пиемией, рожей, гангреной. Он положи» начало отделениям так называемой гнойной хирургии. Наряду с этим, он проводил, не без сопротивления госпитального начальства, а нередко и других врачей, ряд мер по улучшению лечения ран и предупреждению их заражения.

Обобщая свои наблюдения из госпитальной практики, Н.И. Пирогов сделал вывод, положивший конец традиционным представлениям о "госпитальных миазмах". "...Миазма, заражая, сама же и вое производится зараженным организмом. Миазма не есть, подобно яду, пассивный агрегат химически действующих частиц: она есть что-то органическое, способное развиваться я возобновляться...**. За три года до Джозефа Листера Н.И. Пирогов писал: "Хотя госпитальные миазмы не нашли еще своего Эревберга, Пастера или Пуще, но мы знаем из микроскопических исследований этих наблюдателей, какое множество органических зародышей содержится в окружающей воздухе*.

Применительно современной терминологии можно констатировать, что "миазма" • это микроб. Таким образом, Я Я Пирогов подошел к началам медицинской микробиологии до основных работ Л Пастера, а также творцов антисептики и асептики. Н.И. Пирогов применяя антисептические химические средства, полностью сохранившие свое значение в настоящее время: спирт, йод, марганцовокислый калий, азотнокислое серебро и др. Вместе с этим, он настаивал на необходимости стирки, кипячения, иногда сжигания загрязненных предметов. Его борьба с инфекцией была шире и, в ряде моментов; правильнее, чем антисептика Листера. Оценивая сдержанное отношение Н.И. Пирогова г листеровской антисептике, необходимо учесть, что методика Листера была связана с устарелыми теоретическими представлениями. Создавая насыщение атмосферы операционной посредством "шпрея" - распылителя карболовыми парами, Листер исходил из убеждения в преобладающеи значении воздушной инфекции. Н.И Пирогов, придававший большое значение контактной инфекции, стоял в этом вопросе, независимо от своей нечеткой терминологии, на более правильных позициях, чем Листер. В методике Листера, в первоначальном ее виде, и в "шпрее**, н в многослойной повязке было много нерационального. Предложенная Н.И. Пироговым простая, хорошо впитывающая и

 

испаряющая антисептическая повязка имела явные преимущества перед листеровской. Понемногу методика Листера освобождалась от первоначальных слабых сторон и приобрела новый вид. Был устранен и "макинтош", т.е. влагонепроницаемый слой в повязке, препятствовавший отсасыванию, и карболовый распылитель и др. В последнем своем труде "Военно-врвчебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу действующей армии**, написанном за два года до смерти, Н.И. Пирогов предсказывал антисептике блестящее развитие; он понимал ее в широком смысле, не ограничивал наложением повязки, а связывал с более полной обработкой раны. Н.И. Пирогов писал в заключение своего двухтомного труда, посвященного подведению итогов хирургического опыта русско-турецкой войны и предшествовавших войн:"... применение на перевязочном пункте антисептического способа в самом строгом значении слова. Нельзя быть наполовину антисептиком. Чтобы достигнуть безупречного результата, надо я безупречно действовать с момента нанесения раны. Кто покроет рану только снаружи антисептической повязкой, а в глубине даст развиться ферментам в сгустках крови и в размозженных или ушибленных тканях, тот совершит только половину дела, и притом самую незначительную**.

Эти слова врача-новатора являются стержнем дальнейшего развития лечения ран и профилактики раневой инфекции до современного метода хирургической обработки раны.

Наряду с этим, Н.И. Пирогов подчеркивая значимость гигиены, как составной и неделимой части медицины в комплексе лечебно-профилактических мероприятий в масштабах государства. Еще в предисловии к "Началам общей военно-полевой хирургии" он писал: "Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с государственною, принесет пользу, несомненно, человечеству*.

 

Глава 8

Н.И. Пирогов - реформатор высшего образования в России

Пирогов - питомец Московского университете, правда, ничего от него не помучивший, но зато отбросившие на него блеск своего имени, профессор и гражданин, которого мыслящая Россия хотела бы видеть во главе своего просвещения.

К.А. Тимирязев

Н.И. Пирогов как реформатор высшего образования, провел в жизнь цель последовательных мероприятий, основанных на его прогрессивных убеждениях в направленных на перестройку учебного процесса в университетах и Медико-хирургической академии. Эту работу он представлял как одну из целей своей жизни. "В моей педагогической деятельности, - писал Н.И. Пирогов, - я преимущественно заботился о соглашении школы с жизнью, о свободе научного расследования, о возбуждении в учащих и учащихся уважения к человеческому достоинству и истине**.

При вступлении Н.И. Пирогова на педагогическое поприще университеты России функционировали ва основе реакционного указа от 1835 года. Некоторые ретрограда, считали их вредными учебными заведениями. В Центральном государственном военно-историческом архиве имеется докладная записка (без подписи автора): "Мнение об университетах России", в которой сообщается: "Одно только, к несчастью, лежит пятном на этом факультете. Медицина ках наука чисто экспериментальная, вместо того, чтоб повергать испытателя природы человеческой в прах перед величием и премудростью создателя, очень часто ведет его к материализму, отрицанию всякой духовности в человеке и даже общему безверью*' (ф. ВУА, ед. хр. 469, л.20). Н.И. Пирогов добила создания педагогической семинарии при университете в Киеве. В октябре 1858 года в Новороссийском литературном сборнике опубликована его статья "Чего мы желаем?". В ней были рассмотрены разнообразные вопросы университетского образования и уделено большое внимание организации подготовки научно-педагогических кадров. Н.И. Пирогову принадлежит выдающаяся роль в организации воскресных школ в Россия. Первая из них была открыта для детей рабочих и бедняков в здании Киевско-Подольского уездного дворянского училища (1859). После ухода Н.И. Пирогова в отставку с поста попечителя, воскресные школы были закрыты.

При изучении организации науки и высшего образования за границей (1862.1866 гг) Н.И. Пирогов констатирует, что для правительства и реакционеров наиболее опасными предметами являются философия, история и право, которые могут взорвать изнутри государство и церковь. В письме из Гейдельберга от 24"Марта 1863 года Николай Иванович писал, что государству можно было бы разрешить такие науки, как естественные и точные. Однако, отмечает он, эти науки вовсе не такие консервативные и невинные. Они меньше всего уживаются со стариной, внося в жизнь новые взгляды, оказывают революционизирующее влияние и, тем самым, подрывают устои современного буржуазного общества. В этой ситуации являются очевидными трудности, встретившиеся Айв Пирогову в его реформаторской деятельности в высшей школе. Первое, принципиальное положение Н.И. Пирогова касается облегчения доступа в университеты молодых людей без различия сословия и национальности. Оно встретило противодействие Александра П. НА. Муханов писал: "Государь вовсе не одобряет проект Н.И. Пирогова о всяческом облегчении доступа в университет, тая чтобы все желающие в него поступить, даже крестьяне, не подвергались экзамену. Государь сказал, что тогда будет столько же университетов, сколько и кабаков". Во времена Н.И. Пирогова внимание университетов было сосредоточено на подготовке государственных служащих. На просвещение края и области чиновники от образования смотрели как на постороннее дело. Н.И. Пирогов высказывался за автономию университетов при рациональном контроле, свободу учения и обучения: университетам следует предоставить Право назначать штат кафедр, замещать вакантные должности, распределять полученные финансовые средствва по идее Н.И. Пирогова университеты должны иметь особенности, "которые бы сближали их с жизнью края". "Прямая цель университетов...служить маяками, распространяющими свет в обществе**.

Одним из существенных в высшем образовании был вопрос об общем и специальном образовании. Н. И. Пирогов рассматривает его С точки зрения соотношений "общечеловеческого образования** и специализации, "Научного" и "учебного** в высшей школе. В "Вопросах жизни** он отмечает: "Я хорошо знаю, что исполинские успехи наук и художеств нашего столетия сделали спелиализм необходимой потребностью общества; но в то же время никогда не нуждались истинные специалисты так сильно в предварительном общечеловеческом образования, как именно в наш век". Таким образом. ОН основывает концепцию единства воспитания и образования: "Обучая воспитывать я, воспитывая, обучать'*. Из его "Университетского вопроса** следует, что: "Нам необходимо, с одной стороны, удержать в университете все элементы общечеловеческого образованна и органическую связь наук. С другой стороны, нам нужно усилить реальные

 

учреждения, не нарушая, сколько возможно, этой связи наук". Целесообразность ц полезность расширенного образования Н.И. Пирогов находит не только для студентов университетов, но и для слушателей Медико-хирургической академии. Задолго до того, как он приступил к решению педагогических проблем в должности попечителя учебного округа, им была составлена пояснительная записка к проекту распределения учебных предметов в Медико-хирургической академии. Николай Иванович всегда настаивал на существовании неразрывной связи между отдельными науками; науки не просто граничат друг с другом, они непосредственно переходят друг в друга.

Вступая в должность профессора кафедры госпитальной хирургии, патологической и хирургической анатомии Н.И. Пирогов настоял на введение двух мероприятий, оказавших значительное влияние на научно-педагогическую деятельность не только в академии, но и а других высших учебных заведениях: 1) создать при академии как особое учреждение Анатомический институт ("практическо-анатомическое отделение"), сосредоточив а нем преподавание патологической, топографической и хирургической анатомии; 2) учредить на V курсе госпитальную хирургическую клинику.

Предложение Н.И. Пирогова об организации госпитальной хирургической клиники было одобрено конференцией Медико-хирургической академии, отметившей, что такая клиника принесет "величайшую пользу", особенно если ей будет руководить сам Пирогов, "известный не только в России, но и за границей своими отличными талантами и искусством по оперативной хирургии". По примеру академии, учреждения, подобные Анатомическому институту, впоследствии появились в составе других медицинских факультетов, что способствовало развитию морфологических дисциплин, и значительно улучшило преподавание хирургии и других клинических дисциплин.

Второе предложение Н.И. Пирогова (организация госпитальной клиники на V курсе) в дальнейшем было реализовано даже в более широких масштабах в отношения не только хирургии, но и терапии - сначала в Московском университете (1845-1846 гг.), а позднее - и в других университетах.

В статье "Взгляд на университетский устав" (1861) Н.И. Пирогов указывает на важность оборудования и оснащения кафедр и клиник. Борьба за наглядное преподавание велась Н.И. Пироговым с первых лет его профессуры: "Молодые врачи почти совсем не имеют практического медицинского образования, так как наши клиники обязаны давать только главные, основные понятия о распознавании, ходе и лечении болезней. Поэтому наши молодые врачи, вступая на службу, и делаясь самостоятельными при постели больных в больницах, военных лазаретах и частной практике приходят в весьма затруднительное положение, не приносят ожидаемой от них пользы и не достигают цели

своего назначения". В письме в "С.-Петербургские ведомости** (1872 г.) Николай Иванович отмечает значение реформы преподавания в академии 1X42 г., позволившей

ввести **...демонстративные лекции хирургической и патологической анатомии; каждая значительная операция в госпитале демонстрировалась прежде на трупе..." В 1845 Г. Н.И. Пирогов для обеспечения проверки уровня практического усвоения материала внес предложение о демонстративных испытаниях во время экзамена по анатомии, терапии и хирургии, что широко используется в медицинских вузах в настоящее время.

Другим принципиальным предложением в организации преподавания в высшей школе, по которому Н.и. Пирогов имел собственное мнение» является отношение к обязательному посещению лекций. Он неоднократно подчеркивай ненужность обязательного посещения лекций, обосновывая это. в частности, тем, что лекции оказывают "морфиноподобное действие", ни одна лекция не наводит столько дремоты, как обязательная". По мнению Николая Ивановича, целесообразна такая организация учебного процесса, при которой лекции приносят большую пользу, побуждая студентов к деятельному мышлению. Он не мирился с рутинной постановкой лекционного курса, по формуле: профессор читает, студенты слушают. План Н.И. Пирогова в какой-то мере напоминает тот семинарский раздел учебного процесса или курса практических занятий по некоторым предметам, который стал неотъемлемой частью преподавания в высшей школе.

Большое значение Н.И. Пирогов придавал организации практических занятия, В госпитальной хирургической клинике занятия были поставлены на очень высокий уровень: студенты курировали больных, при этом часть из них в течение первой половины курса работала два месяца в клинике Н.И. Пирогова, в течение следующих двух месяцев-в соседней - терапевтической. Затем происходила смена. Студенты писали истории болезни, делали клинический разбор под руководством профессораа, выполняли перевязки и малые операции. H.И. Пирогов является первым из профессоров, который у себя в клинике осуществлял ведение истории болезни на русском языке, в то время как остальные требовали изложение по "латыни". Метод обучения Н.И. пирогова остается образцом клинического образования, а его руководство занятиями студентов достойно подражания. Созданные им непревзойденные атласы я пособия - это важнейшие звенья в обеспеченни наглядности преподавания.

Находясь на посту попечителя Киевского учебного окрутя, НА Пвгрогов добивается постоянного повышения квалификации учителей, особенно молодых, а также уделяет значительное внимании подготовке преподавателей вузов. По его мнению, создания национальных кадров и ликвидация практики приглашения профессоров из-за

границы является делом чести русских ученых. Он укоряет профессоров, которые явно не желают готовить приемников по своей специальности. Если профессор за первые 15лет своего руководства кафедрой не подготовил кадров, то он * мог бы с большей пользой для общества избрать себе другой род занятий". Под руководством Н.И. Пирогом было выполнено 13 диссертаций в Дерпте и 10 - в Петербурге. Оценивая свою работу в Дерпте, Н.И. Пирогов писал: "В течение 5 лет...я издал: 1) Хирургическую анатомию артериальных стволов и фасций...; 2) Два тома клинических "Анналов..."; 3) Монографию о перерезании ахиллесова сухожилия... И сверх того - целый ряд опытов над живыми животными, произведенных мною я под моим руководством, доставил материал для нескольких диссертаций, изданных во время моей профессуры, и именно 1) О скручивании артерия; 2) О ранах кишок; 3) О пересаживании животных тканей в серозные полости; 4} О вхождении воздуха в венозную систему; 5) Об ушибах и ранах головы".

основным достоинством университетского образования Николай Иванович считал науку и делал вывод: надо обеспечить университеты вполне достойным в научном отношении профессорско-преподавательским составом. И действительно, в то время многие кафедры на долгое время оставались вакантными из-за отсутствия кандидатов, способных по своим заслугам и научным трудам занять их.

Не подлежит оспариванию тезис о том, что "основа воспитания - наука ": "Наука нужна не для одного только приобретения сведений... в ней кроется, - иногда глубоко, в потому для поверхностного наблюдателя незаметно» - другой важный элемент -воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот еще не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих такой рычаг, которым можно легко поднять больше тяжести*". По Н.И. Пирогову "В науке кроется такой нравственно-воспитательный элемент,.который никогда не пропадает, какие бы не были ее представители. Наука берет свое, и, действу! на ум, действует я на нравы. В этом лучше всего нас убеждают люди» вынесшие из школы одну лишь только привязанность к науке, едва узнав ее начатки. Без всякого надзора и приготовления к жизни, брошенные в жизнь, в борьбе с лишениями и нуждами, они в одной науке находят и утешение, к крепость, и мужество я борьбе**.

Николай Иванович любил и уважал молодежь, что облегчало напряженную работу по подготовке и воспитанию кадров. Э;В. Каде писал: "Никто, как он, не умел вселять молодым людям интерес и любовь к тем вопросам, которые его самого интересовали, никто как он, не умел одушевлять юношество к хирургическим занятиям". Один из воспитанников профессорского института Л.Н Модзалевский писал из Гейдельберга: "... Часто также собираемся у Пирогова. Это ваш патриарх, Я еще не видывал человека столь человечного: так он прост и вместе с тем глубок*'. И.М. Мечников, которому Н.И.. Пирогов помог получить двухгодичную стипендию министерства, вспоминая о своей встрече в 1862 году, писал: Н.И. Пирогов "... выкатывал себя не начальником, а добрейшим руководителем, симпатичный характер которого запечатлелся у меня на всю

жизнь". В своих трудах Н.И Пирогов настойчиво пропагандировал необходимость активной научной деятельности профессорско-преподавательского состава и одновременно' ставил вопрос об улучшении условий для научных исследований. Ему принадлежит идея "учредить настоящую Академию медицины* допустив в ее члены» по выбору не только профессоров, но и других врачей, составивших себе имя в науке, и сделал ее заседания публичными**. Задачи, которые он ставил- перед профессорами высшей школы, определяли необходимость предъявлять к ним большие требования: "Для учителя... медицины, имеющий дело прямо со всеми атрибутами человеческой натуры, необходима кроме научных сведений и опытности, еще и добросовестность, приобретенная только трудным искусством, самосознания, самообладания и знания человеческой натуры**. Это далеко не исчерпывающая характеристика преподавателя медицинского вуза — высшим качеством педагога является немедленное признание своих научных и лечебных ошибок м их последствий: **Я считаю священной, обязанностью добросовестного преподавателя немедленно обнародовать свои ошибки и их последствия для предостережения а назидания других... от подобных заблуждений"

Николай Иванович признает несовершенство своих знаний и в педагогике. В неопубликованной докладной записке от 15 декабря I8S2 года он пишет. "Мне многого, чрезвычайно недостает еще. Обдумывая все жизненные вопросы нашего образования, вижу, что я. да все мы, - нечего греха таить, - еще ничего положительного не знаем об этом предмете... Путем горького опыта я дошел до сознания моего неведения и хочу учиться, чтобы быть истинно полезным делу народного просвещения".

Николай Иванович - не только Преподаватель, он - Воспитатель - Гуманист, предостерегающий начинающих врачей от тех ошибок, горечь которых ему пришлось испытать самому, он - Учитель - беспредельно уважающий и любящий своих учеников. Н.И. Пирогов предъявлял исключительно высокие требования к себе» как к преподавателю. В основе этих требований было стремление передать свои знания другим. Слова НИ. Пирогова - "... помните: каждый ваш ученик - будущий Вы" как луч маяка, проносят в грядущее основное предназначение педагога. Как педагог и воспитатель будущих врачей, Н.И. Пирогов постоянно испытывал чувство ответственности перед учениками, перед обществом, перед Родиной. Он писая: " Я не был так не добросовестлив,

что бы не понимать какую громадную ответственность перед обществом и перед самим собой принимает на себя тот, кто получил с Дипломом врача некоторое право На жизнь и смерть другого, получает еще обязанность преподавать это право другим"

Николай Иванович Пирогов заложил лучшие традиции в высшем Медицинском образовании россии.

имеющием прололжение в современной высшей школе. Реформаторская деятельность Н.И. Пирогова многогранна. Она охватывает вопросы социально-экономическом развитии России, единства учебной, научной и воспитательной работы улучшения организации учебного процесса, высоких требований к преподавателя и уважительного к отношения к своим ученикам. Н.И Пирогов - это образец в оценке работы педагога, ученого, врача. На своем примере он показал необходимость откровенного признания ошибок и критики своих действий для обеспечения правильного подхода к воспитанию Врача.

Педагогическая общественность высоко оценила заслуги Н.И. Пирогова, считая его новатором в деле народного образования. Его идеи и мысли относительно задач подготовки педагогических кадров, содержания, средств и методов обучения, многие другие вопросы, которые он поднимал еще в середине XIX века, актуальны и в наше время

Изучение и использование творческого научно-педагогического опыта Н.И. Пирогова будут способствовать совершенствованию работы студентов и формированию у специалистов высокой культуры самообразования.

Глава 9

Н. И. пирогов - педагог

Учитель, научи на трудной науке среди людей оставатся человеком. Научи нас, где черпать ту силу, что бы сохранить чистоту и свежесть идеалов, чтобы жить, пригибая к земле наше тело не старило нашего духа.

из прощальной с Н.И,пироговым речи киевских студентов.

Своей деятельностью в области медицины и образования Н.И. Пирогов снискал признательность медицинской И педагогической общественности. В России его идеи служили источником для дальнейшего творчества и практической деятельности в педагогике и образовании. Они близки нам актуальностью поставленных проблем, таких как единство школы и жизни, педагогической науки и практики.

В работе "вопросы жизни" (1856) Н.И. Пирогов обосновал гумяннстическую идею воспитания истинного человек*, гражданина, которую он стремился реализовать в своей административной, научно-теоретической и педагогической деятельности. Он пишет о том, что готовящиеся быть гражданами в первую очередь, должны научиться быть людьми. Не нужно человека делать поклонником мертвой буквы, он должен научиться свободно и самостоятельно мыслить. Статья Н.И. Пирогова была сочувственно воспринята прогрессивной частью общества. После "Вопросов жизни" в России става издаваться педагогическая литература, которой практически не существовало.

Николай Иванович стремился реформировал учебный в воспитательный процессы, освежить их новыми идеями, изжить казенщину. Он придавал большое значение развитию у учащихся наблюдательности, добивался, чтобы учителя во время преподавания держали класс в постоянном напряжении и обращались к каждому учащемуся с наводящими вопросами, организовывая литературные беседы я вечера, отстаивая свободу мысли и самостоятельность учащихся.

В марте 1862 года Н.И. Пирогов направляется в Германию руководителем группы молодых ученых. Он часто повторяет своим коллегам, что без лекций нет профессора, лекции препятствуют научному застою, они будоражат мысль, увлекают ее и обогащают Н.И. Пирогов учил молодых профессоров постоянной активности в науке:ученый всегда стремится к новому, к открытиям, к кипучей деятельности.его опыт и мудрость помогали

им за границей, как никогда. Многие беседы Николая Ивановича дополненные размышлениями о педагогической деятельности деятельности в германских и отечественных университетах составили своеобразный цикл "писем из Гейдельберга", проникнутых гуманизмом и свободомыслием. В них чувствуется не теоритическая отрешенность от жизни, а богатый жизненный опыт., наблюдательность по отношению к передовому преподаванию в германии. Он говорит что учиться надо по призванию, но даже окончив университет, необходимо постоянно совершенствовать свои знания.

К личности преподавателя Н.И пирогов предъявлял высокие нравственные требования,Педагог должен нести ответственность за результаты обучения. Н.И пирогов писал: "пусть учиться тот, кто хочет учиться, это его дело - но кто хочет у меня учиться - тот должен чему-нибудь научиться- это мое дело. Так должен думать каждый преподаватель. В трудах Николая Ивановича, как педагога-медика, изложены идеи по методике преподавания. Одной из основных форм для всех видов учебных занятий должна быть наглядность преподавания

Эту особенность его педагогической работы следует отметить прежде всего потому, что демонстративная сторона у других профессоров была на край низком уровне. При преподавании курса оперативной хирургии и топографической анатомии Н.И Пирогов использовал совершенно новую и наглядную методику; "Я днем изготавливал препараты обыкновенно на нескольких трупах, демонстрировал на них положение частей какой-либо области и тут же делал на другом трупе все операции, производящиеся на этй области, с соблюдением требуемых хирургической анатомией правил. Этот наглядный способ заинтересовывал слушателей; он для них был нов, хотя почти все слушали курсы и в заграничных университетах". Комплексное преподавание оперативной хирургии и топографической анатомии по Н.И. Пирогову сохраняется и совершенствуется в настоящее время, несмотря на экономические трудности.

Николай Иванович в письме к И.В. Бертенсону писал: "В медицине, я, как врач а начальник с первого же моего вступления на учебно-практическое поприще, поставил в основание анатомию и физиологию в то время, когда это направление, теперь уже общее, было еще ново, не всеми призвано и даже многими значительными авторитетами... вовсе, и даже для хирургии отрицаемо". Следовательно, Н.И. Пирогов был у истоков анатомо-физиологического направления в отечественной хирургии, что потребовало изменения

организации учебного процесса на медицинских факультетах.

Н.И. пирогов был противником неглубокого и непрочного усвоения знаний.

Занятия, которые не обеспечивают основательных и прочных знаний, он расценивал нетолько как бесполезные, но икак вредные для дела воспитания. Они способствуют развитию верхоглядства и легкомысленного отношения к науке и делу вообще. По мнению Н.И. Пирогова, гораздо лучше, если учащиеся усвоят меньший по объему материал,но хорошо, и что особенно важно, почувствуют в процессе обучения вкус, влечение к работе. Чтобы обеспечить это, необходимы, с точки его зрения два условия: доступность предлагаемого материала и высокое искусство преподавания. Основой методического искусства Н.И пирогов считал умелое сочетание наглядности и слова. Этому вопросу он посвятил немало строк в своих педагогических трудах. он утверждал что допускает грубейшую ошибку тот, кто думает основать все воспитание на одной только наглядности или только слове в организации учебно-воспитательного процесса Н.И пирогов много внимания удилял содержанию и методам обучения. он призывал развить у студентов самостоятельность путем приобщения их к науке. к методам и способам, которыми современная найка доходит до конечных результатов. остальное, считал он, учащиеся добудут сами. Развитие активности студентов в научной деятельности возбуждает критичность и самостоятельность мысли, интерес к науке, укрепляет доверие между студентами и преподавателем.Вместе с тем, Н.И. Пирог,, большое внимание уделял состоятельной работе преподавателей над повышением уровня знаний и совершенствованием их педагогического мастерства. В этой работе особое место он отводил творческим исканиям, соединенным с повседневной практической работой. Он говорил, что только в практической учебно-воспитательной работе, только становясь воспитателем, педагог может сам воспитываться Свои педагогические идеи и взгляды в области высшего образования Н.И. Пирогов неуклонно претворял в жизнь.

 

Глава 10


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.