Основные методы получения сведений о действительности журналистом-профессионалом. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основные методы получения сведений о действительности журналистом-профессионалом.

2017-11-17 325
Основные методы получения сведений о действительности журналистом-профессионалом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обычно работники масс медиа используют три самых распространенных метода: интервью, наблюдение, изучение документов.

ИНТЕРВЬЮ. Успех интервью зависит от многих условий и в первую очередь от хорошо проделанной предварительно домашней работы. Она включает в себя максимально подробное знакомство с темой и синтервьюируемым с помощью различных источников и способов:

- опрос тех, кто хорошо знает будущего собеседника, в том числе коллег в редакции, имевших с ним дело;

- изучение материалов прессы, если он уже становился предметом интереса журналистов;

- знакомство с результатами его профессиональной работы; самообразование, то есть приобретение достаточной компетенции в той области, где собеседник – дока;

- поиск биографических сведений о нем; определение его пристрастий, привычек, круга друзей и интересов.

Одна из серьезных проблем для всякого журналиста – как установить доверительные отношения с интервьюируемым. Добиваются этого по-разному. Однако существуют общепринятые и отработанные психологией общения приемы:

- находите и используйте приятные ассоциации;

- позволяйте интервьюируемому чувствовать себя непринужденно и быть готовым рассказывать;

- не задавайте вопросов прямо до тех пор, пока не убедитесь, что интервьюируемый готов дать желаемую информацию и дать ее точно;

- слушайте;

- дайте собеседнику рассказать полностью свою историю, затем помогите дополнить ее;

- будьте честны и искренни, что значительно лучше, чем быть хитрым и искусным;

- избегайте роли учителя;

- не дерзите.

Важная часть интервью – собственно вопросы и их предъявление. Рекомендации тех же авторов:

- старайтесь ставить вопросы так, чтобы они были легко поняты;

- НЕ ПОДСКАЗЫВАЙТЕ ОТВЕТЫ НА СВОИ ВОПРОСЫ;

- если вы предлагаете альтернативные вопросы, формулируйте их так, чтобы ни тот, ни другой не был приемлем для интервьюируемого;

- держите важные вопросы в уме до тех пор, пока не будет получена адекватная информация на каждый из них;

- проверяйте ответы при любой возможности;

И последнее: по окончании интервью следите за дополнительной информацией или новыми направлениями в случайных замечаниях интервьюируемого. В конце разговора собеседники обычно расслабляются и нередко говорят то, чего тщательно избегали во время общения. Случается, что самое интересное для журналиста – именно в этих ремарках, характеризующих человека с неожиданных сторон.

Работа на ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ. Подготовка к пресс-конференции требует домашней работы так же, как и интервью. Из всех возможных источников надо узнать все, что собой представляет инициатор пресс-конференции. Далее подготовьте список вопросов. Если заранее раздают пресс-релизы и другие документы, то позаботьтесь, чтобы они достались вам. На самой пресс-конференции следует:

- четко произносить свои имя, фамилию и название средства массовой информации, которое представляете;

- задавать вопросы в числе первых, так как времени, отведенного журналистам, может не хватить;

- быть внимательным, так как важная информация выдается часто между строк, в подтексте;

- слушать вопросы коллег и ответы на них, так как товарищи по цеху могут оказаться более изобретательными и искушенными.

Не следует задавать несколько вопросов сразу, формулировать громоздкие и продолжительные вопросы, дискутировать с отвечающим, пресс-конференция – не «круглый стол», свое мнение можно выразить в эфире или на полосе.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ. В практике СМИ иногда применяется методика, заимствованная из социологии. В частности, анкетирование используется для изучения мнений о газете или вещательном канале, представлений аудитории по значимым общественным проблемам, а также для сбора дополнительного статистического материала. Важно при этом грамотное (с методической точки зрения) составление анкеты. В противном случае результаты опроса окажутся не соответствующими действительности. Так, социологами был открыт «эффект картошки», суть которого заключается в следующем. Население опрашивали по поводу частоты употребления в пищу разных продуктов питания, но в список продуктов забыли включить картошку. В результате анкетного опроса оказалось, что никто из опрашиваемых не ест картофель вообще.

Контент-анализ текстов, то есть анализ содержания, имеет целью получить количественные характеристики явления – например, частоту появлений на газетной полосе имени одного из кандидатов в депутаты в сравнении с другим, повторяемость той или иной темы и т.д. Существенную пользу этот метод приносит при изучении читательской (слушательской, зрительской) почты, что позволяет понять тематические предпочтения аудитории, ее типичные претензии к редакции и пожелания. Методика проведения контент-анализа требует четкого выделения единиц счета, без чего статистические результаты и выводы могут оказаться некорректными.

Журналистский эксперимент. Суть этого приема заключается в том, что журналист создает ситуацию, которая заставляет людей проявлять свои «законсервированные» до эксперимента качества. Эксперимент позволяет также обнаружить неочевидные процессы, закономерности в работе учреждений и предприятий.

Тактика сбора сведений для критического и (или) расследовательского материала. Приступая к изучению острой темы, профессиональные журналисты руководствуются следующим алгоритмом действий:

 

- сначала знакомятся с информацией из общедоступных источников;

- затем составляют список имен и организаций, которые следует посетить;

- в этот список включают людей, придерживающихся разных точек зрения на проблему, которая интересует журналиста;

- предпочитают использовать только законные способы получения информации;

- действуют по методу «открытого забрала» (В. Аграновский), который обеспечивает право «противника» на защиту и рождает ощущение справедливости [4];

- стараются освободиться от гида, которым снабжают журналиста на предприятиях и в организациях;

- ведут разговоры с источниками информации наедине, без присутствия третьих лиц;

- наносят «визит вежливости» к начальству, чтобы потом не быть обвиненными в том, что с руководством корреспондент не встречался;

- запасаются необходимым количеством документов или их копий, свидетельствами очевидцев (не менее двух) по поводу тех или иных фрагментов события, проблемы, темы.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.