Система взаимодействия жанра и текста в современной публицистике. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Система взаимодействия жанра и текста в современной публицистике.

2017-11-17 719
Система взаимодействия жанра и текста в современной публицистике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Текст – это объединенное смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц. Подходы к оценке текста. (Когда ты видишь текст ты оцениваешь его с точки зрения нескольких подходов и это пораждает особенности текста)

1. Лингвистический подход:
- выраженность (знаки препинания)
- ограниченность (размеры)
- структурность (композиция)
- линейность (во времени и пространстве)
Взаимосвязь (я так думаю, что это взаимосвязь всех составляющий, т.е. они конкретно выражаются потом в контексте, подтексте, интертексте, если вдруг что не понятно, просто говори в этой части важно знать такие определения.Внизу сказано, что подтекст, контекст и интертекст – это особенности текста.)
*контекст – внетекстовые факторы: социум, автор
*подтекст – расширяет смысловое поле. Выходит из способности порождать дополнительные смыслы.
*интертекст – влияет на подтекст с помощью другого текста.
*релятивность - отношения с внешней средой.

2. Симиотический подход – человеческим языком: ты смотришь на текст и оцениваешь знаки и символы. Картинки в тексе – это иконические знаки.

3. Культурологический подход – д.б. культурологическая ценность. Отношение автора и читателя.

4. Коммуникативный (психолингвистический подход) – не только говорящий, но и слушающий. Говорящий: тут схемка – треугольник: верхняя вершина «прагматика», левая нижняя «семантическая», правая нижняя «синтаксический», от прагматике по стеночке треугольника стрелка к синтаксич., от «семантич» стрелка - к прагматике. Между семант. и синтакс. также вместо нижнего ребра треугольника идет штрихпунктирная линия.
Слушающий: дает информацию, выявляет причинно - следственные связи, создает картину происходящего. Семантика текста – это характеристика его отношений с действительностью; синтактика (греч. sintaktikos «составленный») – характеристика внутренней структуры текста (как организован текст); прагматика (греч. pragma «польза, дело») текста – характеристика его отношений с аудиторией (как он осваивается)

Жанр. В современной российской журналистике понятие жанр заметно потеснено понятием текст. Причины: - вместе со старой системой организации СМИ рухнула и прежняя классификация жанров. Одновременно произошла переоценка жанровых ценностей: практически исчезли одни жанры (очерк, фельетон) и усилились позиции других (интервью, комментарий). Начали выделять как отдельные жанры журналистское расследование, исповедь, версию, беседу, пресс-релиз. Приметой газетной полосы стали пиаровские и рекламные тексты.

- Глобальное расширение коммуникационного пространства (Интернет, например) создало естественные предпосылки для унификации жанров.

- изменения, начавшиеся в России в 90-х годах коренным образом изменили характер СМИ. Большое влияние оказала отмена цензуры, свобода слова и гласность.

Так текст или жанр господствуют в современных СМИ?

Особенности текста: он взаимодействует с внетектовыми факторами – контекстом (это социальные отношения, которые породили текст, историческое время, в котором существует СМИ, связь с этносом, связь с личностью автора) и подтекстом (социально-нравственная и психологическая подоплека, которая расширяет смысловое поле высказывания). Текст выполняет свою задачу только если опирается на жанровые признаки, тем самым позволяя автору достичь главных целей: дать оперативную информацию о происходящем; выявить причинно-следственные связи, породившие ситуацию; создать понятийно-образную картину происходящего.

Особенности жанра: Жанр – категория исторически конкретная, то есть развивающаяся во времени, претерпевающая изменения в процессе своего существования. Жанр – особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. Жанр – категория типологическая, то есть обладающая рядом устойчивых, повторяющихся признаков. Жанр – категория гносеологическая (гносеология – это познание). (Например, последние слухи про то, что у нас Парк Хаус рухнет.Если есть факты, что там действительно трещины, то на свет появится какой-нибудь критический текст, а если журналист точно знает что это чушь и у него есть факты, подтверждающие это, то можно постебаться над «сарафанным радио» и возникновением слухов и, соответственно, написать фельетон). Жанр – категория морфологическая (например, репортаж пишется ярко, образно и т.д., а заметка скупо и сжато). Жанр категория аксиологическая, то есть содержит оценку действительности (любой текст либо утверждает, либо отрицает что-нибудь). Жанр – категория творчески созидательная (трактовка фактов, ситуаций, проблем журналистом создает как определенную модель мира).

Т.о. жанр – это относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отражения к ней творца.

Отличие жанра от текста: жанр всегда жестко детерминирован: цель, лежащая в основе решения любой творческой задачи, определяет выбор жанра. (Пример: ТГУ сгорит, мы с вами напишем репортаж, журналистское расследование и т.д., но никак не рецензию или памфлет.

Среди журналистов-практиков бытует мнение, что о жанре текста когда его пишешь, не думаешь и тот складывается сам. На самом деле, интуиция как составная часть творчества способствует рождению целостного текста: текст вбирает в себя необходимые жанровые элементы, подчиняясь логике развития мысли автора.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.