Виды и формы собственности в Российской Федерации — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Виды и формы собственности в Российской Федерации

2017-11-17 208
Виды и формы собственности в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Российская Конституция провозглашает признание и защиту рав­ным образом различных форм собственности, приводя их не исчерпы­вающий, а примерный перечень. Иначе говоря, согласно российской Конституции могут быть установлены и иные формы собственности В ней также отсутствует норма, устанавливающая основную или веду­щую форму собственности.

Вопросы собственности затрагиваются в ст. 8, 9, 34-36, 71, 72, 114, 130 Конституции РФ. Преимущественно это касается гарантий прав собственника.

Конституция РФ не дает определение понятия «права собственно­сти». Связано это с тем, что Конституции и законы многих демократи­ческих государств в XX в. существенно обновили общую концепцию права собственности. К традиционным полномочиям владения, поль­зования и распоряжения объектами этого права (с отдельными ограни­чениями по закону) добавлены многочисленные социальные, эколо­гические, экономические, здравоохранительные и другие ограничения и обязанности. Это подтверждается, прежде всего, использованием термина «социальная функция собственности» (в конституциях Ита­лии, Испании, Бразилии и др.) или современным широким толковани­ем понятия «всеобщее благосостояние», включенного в Конституцию США 1787 г. в качестве одной из высших целей общества и государства. В Основном законе ФРГ (ч. 2 ст. 14) сказано: «Собственность обязыва­ет. Использование ее должно одновременно служить общему благу». Из таких конституционных положений вытекают изменения в содер­жании права собственности, раскрываемые в современном трудовом, гражданском, земельном, административном и ином законодательстве обобщаемые новыми конституционными положениями или новым толкованием более ранних положений Конституции.

В строго юридическом смысле Конституция говорит о двух формах собственности: частной и публичной.

Вынесение частной собственности на первое место связано:

- с провозглашением человека, его прав исвобод высшей ценностью;

- с необходимостью существенно ограничить возможности злоупотребления сю вопреки общественным интересам.

Общая собственность подразделяется на два вида: долевую и совместную. При этом общая долевая собственность может принадлежать нескольким лицам независимо от того, какую форму собственности каждый из них представляет.

Государственная собственность подразделяется на федеральную и собственность субъектов РФ. Субъектами государственной собственности могут быть государство в целом, его составные части.

Непосредственно государственной собственности посвящены ста­тьи Конституции РФ о равенстве всех форм собственности, об управ­лении федеральной собственностью как предмете исключительного ведения Российской Федерации, разграничении государственной соб­ственности как предмете совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Отношения в сфере государственной собственности в настоящее время рассматриваются как многообразные отношения, построенные по иерархическому принципу:

1) внутри органов законодательной и исполнительной власти, ко­торые связаны с владением, пользованием и распоряжением государственным имуществом, утверждением бюджета;

2) между центральными и региональными органами государственной власти и местного самоуправления;

3) между аппаратом государства и государственными предприятиями как реальными товаропроизводителями.

В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса РФ государственная собственность в России неоднородна. Выделяется два ее уровня — федеральная собственность и государственная собственность субъектов Федерации. Государственное имущество может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (ст. 294, 296 Гражданского кодекса РФ), а также составлять государственную казну соответствующего уровня (Российской Федерации, субъекта РФ, города федерального значения и т.д.).

В соответствии со ст. 71-73 Конституции РФ на федеральном уров­не решаются вопросы управления федеральной собственностью, а управление государственной собственностью субъекта составляет предмет ведения субъекта РФ.

Многие субъекты Российской Федерации в своих конституциях и уставах устанавливают перечень объектов государственной собствен­ности, имеющих особое значение. Вопросы осуществления права соб­ственности в отношении таких объектов, как правило, решаются по­средством принятия отдельных законодательных актов.

Наряду с развивающейся рыночной экономикой в Российской Фе­дерации производство и распределение благ осуществляется также го­сударственными предприятиями и учреждениями, включая предпри­ятия и учреждения субъектов РФ.

Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ре­сурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. При этом в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользова­ние и распоряжение землей и другими природными ресурсами осу­ществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущер­ба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Конституция РФ содержит требования, которые должны обеспе­чить; рациональное и эффективное использование земли и других при­родных ресурсов; их охрану от нерационального использования, пор­чи, радиоактивного и химического заражения; восстановление и улуч­шение природных ресурсов, соблюдения и защиты всех, относящихся к земле и другим природным ресурсам прав, свобод и обязанностей че­ловека и гражданина, а также общественных объединений и органов государственной власти; точное определение обязанностей и необхо­димых для их исполнения прав органов государственной власти и ме­стного самоуправления, относящихся к обеспечению должного ис­пользования и охраны земли и других природных ресурсов всеми уча­стниками этих отношений; запрещение произвольного вмешательства органов публичной власти в законную деятельность физических и юридических лиц по использованию и охране земли и других природных ресурсов; обеспечение гласности в работе названных органов и их должностных лиц, установление широкого общественного контроля за их деятельностью в данной сфере.

Конституционные ограничения прав и свобод собственников и иных лиц по использованию земли и других природных ресурсов соот­носятся требованиями их эффективного и рационального использова­ния, охраны, всеобщими (социальными, экономическими, экологиче­скими, градостроительными, технологическими и др.) интересами, правами других лиц, потребностями защиты основ конституционного строя, нравственности и здоровья населения.

Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и дея­тельности народов, проживающих на соответствующей территории. Это обязывает государство принимать законы и иные правовые акты, связанные с экологической безопасностью, защитой населения от за­грязнения окружающей среды, использованием природных ресурсов. Значимость природных ресурсов как основы жизни и деятельности на­родов, проживающих на соответствующей территории, обусловливает и введение платности за пользование природными ресурсами.

Принцип охраны природных ресурсов реализуется в законодатель­стве об охране окружающей среды, где предусматривается неразрыв­ная связь использования и охраны природных ресурсов.

Право собственности на природные ресурсы характеризуется как совокупность правомочий любого собственника свободно владеть, пользоваться и распоряжаться (последнее означает право продавать, покупать, дарить, завещать, сдавать в аренду и т.п.) всеми видами при­родных ресурсов. Вместе с тем, это право ограничено следующими конституционными требованиями: создание условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь и свободное развитие человека, свобода эконо­мической деятельности, использование и охрана природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответ­ствующей территории, нснанесение ущерба окружающей среде и нарушение прав и законных интересов других лиц, обязанность ох­ранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам) и др.

Согласно Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Основным норматив­ным актов, регулирующим земельные правоотношения, является Зе­мельный кодекс РФ. Однако это не исключает необходимости издания в соответствии с ними и других федеральных законов о природных ре­сурсах и подзаконных актов различного уровня, регулирующих ис­пользование и охрану земель и других природных ресурсов, находя­щихся в государственной или муниципальной собственности. Законодатель уделил большое внимание определению собственно­сти на землю, закрепив принцип разграничения государственной соб­ственности на нее. Правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (фе­деральную собственность), собственность ее субъектов и собствен­ность муниципальных образований (муниципальную собственность) определяются Федеральным законом от 17 июля 2001 г «О разграниче­нии государственной собственности на землю».

Кодекс отводит важное место частной собственности на землю. При этом Земельный кодекс РФ не ограничивает права граждан и юри­дических лиц на приобретение земельных участков в собственность и разрешает предоставление земельных участков, находящихся в госу­дарственной или муниципальной собственности, в собственность этих лиц. Вместе с тем Земельный кодекс РФ ограничивает права иностран­ных граждан, лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц на приобретение земельных участков в собственность. Указанные лица не могут обладать на праве собственности земельными участка­ми, находящимися на приграничных территориях и на иных установ­ленных особо территориях Российской Федерации. Перечень пригра­ничных территорий устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ. До установления перечней приграничных территорий не допускается пре­доставление земельных участков, расположенных на указанных терри­ториях, в собственность иностранным гражданам, лицам без граждан­ства и иностранным юридическим лицам.

Земельный кодекс РФ определяет состав земель, находящихся в той или иной собственности. Согласно Кодексу в федеральной собствен­ности находятся:

- земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами;

- земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственно­сти на землю;

- земельные участки, приобретенные Российской Федерацией по ос­нованиям, предусмотренным гражданским законодательством РФ. В собственности субъектов РФ находятся:

- земельные участки, признанные таковыми федеральными зако­нами;

- земельные участки, право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- земли, приобретенные субъектами РФ по предусмотренным нор­мам гражданского законодательства.

В муниципальной собственности находятся:

- земельные участки, признанные таковыми федеральными закона­ми и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

- земельные участки, право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на земли;

- земельные участки, которые приобретены по основаниям, установ­ленным гражданским законодательством.

В Земельном кодексе РФ достаточно четко определены права и обя­занности собственников по использованию земельных участков. Соб­ственник земельного участка имеет право:

- использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном уча­стке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подзем­ные воды, а также закрытые водоемы;

- возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельных участков и его разрешенным использованием с соблюдени­ем требований градостроительных регламентов, строительных, эколо­гических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил;

- проводить в соответствии с разрешенным использованием ороси­тельные, осушительные, мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с экологическими, строитель­ными, санитарно-гигиеническими требованиями.

К правам, связанным с использованием собственником земельных участков, могут быть отнесены права собственности на посевы и по­садки сельскохозяйственных культур; на полученную сельскохозяйст­венную продукцию и доходы от ее реализации (за исключением случа­ев, если собственник передает земельный участок в аренду); на посто­янное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владе­ние либо безвозмездное (срочное) пользование; на находящиеся на земельном участке многолетние насаждения.

Наряду с правами собственники земельных участков имеют уста­новленные Земельным кодексом РФ обязанности. Требования, вы­двигаемые в Кодексе в части установленных обязанностей, абсолют­но понятны, поскольку этим законодательным актом приоритет отда­стся в первую очередь охране земель.

Поэтому в нем четко определе­но, что собственники обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; сохранять межевые, геодезические знаки, установленные на земельном участке в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюден порядок пользования лесами, водными объектами; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; свое временно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламент строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных нормативов; не допускать загрязнение, захламление, де­градацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующей категорий.

Право собственности на земельные участки прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам либо при отказе собственника от права собственности на земельный участок в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка.

В России путем формирования слоя частных собственников про изошла демонополизация народного хозяйства, созданы конкурентная среда и благоприятные условия для развития социально ориентированной рыночной экономики.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.