История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-11-17 | 299 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Конституционно-правовые нормы: особенности и виды.
Общие признаки нормы права:разновидность социальных норм;регулируют наиболее важные общественные отношения;все правовые нормы подлежат соблюдению всеми участниками правового регулирования;издаются в строго определённой форме специально уполномоченными органами в установленном порядке, имеют текстуально выраженную письменную форму, содержат конкретные требования.
Особенности конституционно-правовых норм:
1. По своей юридической силе нормы конституционного права обладают приоритетом;
2. Среди норм конституционного права большое количество общерегулятивных норм – норм принципов, норм дефиниций, норм задач.
3. Реализуются посредством особого механизма.
Классифицировать конституционно-правовые нормы можно по следующим основным признакам:
1)По характеру содержащихся в них предписаний:
Обязывающие нормы права -определяют должное поведение.
Запрещающие нормы - содержат в себе категорический запрет на деятельность социально-вредную с точки зрения государства и общества.
Управомочивающие нормы -предоставляют субъектам возможность определённого поведения.
2)По степени определённости содержащихся в них предписаний – на императивные( категорические ) и диспозитивные (предоставляющие субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей);
3)По действию во времени и пространстве – на нормы, действующие постоянно, и нормы действующие определённое время, на нормы, действующие на всей территории РФ, на территории её субъектов, в муниципальных образованиях;
4) По юридической силе – на нормы Конституции, обладающие высшей юридической силой, нормы ФКЗ, ФЗ и других НПА;
|
5)По назначению в механизме конституционно-правового регулирования нормы могут быть материальными и процессуальными.
Структура конституционно-правовых норм:
Гипотеза – часть нормы права, указывающая на условия реализации этой нормы в правоотношениях.
Диспозиция – часть нормы права, содержащая само правило поведения и формулирующая права и обязанности участников конкретных правоотношений.
Санкция – часть нормы, закрепляющая указание на неблагоприятные последствия, наступающие в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения диспозиции нормы права.
Источники:
Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 всенародным референдумом,является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного; принимается народом или от имени народа; нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства; определяет некоторые виды иных источников права;обладает высшей юридической силой и непосредственным действием на всей территории Российской Федерации, законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;большинство конституционных положений имеют общий характер.
Общепризнанные принципы кнормы международного права, международные договоры являются составной частью правовой системы РФ (Декларация прав человека 1948год, Хельсинские пакты о правах 1966, Союз Белоруссии с Россией).
Решения референдума – Общероссийского, Регионального или субъекта РФ, местный уровень (муниципальное образование) – только по поводу отношений личности с властью.
ФКЗ учреждены в 1993, принимаются с 1994.Принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, имеют приоритет перед ФЗ и последние не должны им противоречить, нет ветапреидента. ФКЗ имеют усложненную процедуру принятия. Принимается 2/3 Госуд. Думы.и ¾ Совета Федерации. («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации»).
|
ФЗ принимается парламентом по любым вопросам (разные отрасли права), вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если не указана дата. «О гражданстве Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», УК РФ.
Конституции либо уставы субъектов РФ.
Конституционно-правовые договоры и соглашения. Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права. Федеративный договор, договоры между РФ и субъектом о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта, договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной области края (области), соглашение об изменении статуса субъекта, договоры между органами государственной власти субъектов.
Уставы муниципальных образований.
Указы Президента – только нормативные, 2002 – О вопросах гражданства.
Постановления Правительства. Правительство РФ может принимать постановления только по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской федерации», указами Президента РФ. 1999 –права малочисленных коренных народов.
Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению, вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать постановления, большинство из которых носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и нормативный характер. Наиболее значительными из них являются Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. и Регламент Совета Федерации от 6 февраля 1996 г. (Вопросы организации и деятельности Парламента).
Законы субъектов – нормативные акты, принятые другими органами субъекта.При этом законы субъектов не должны противоречить ФКЗ, а также ФЗ.
Спорные источники:
Декларации – не НПА, т.к. имеют необязательный характер.
Решения Конституционных судов, т.к. являются индивидуальными правоприменительными решениями. Считается, что это не судебный прецедент, так как за невыполнение не предусмотрена ответственность.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!