Процессов взаимодействия родителей с детьми — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Процессов взаимодействия родителей с детьми

2017-11-17 242
Процессов взаимодействия родителей с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Опросник для родителей

«Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)

 

АСВ позволяет изучить:

- нарушения процесса воспитания;

- выявить тип негармоничного патологизирующего воспитания;

- установить причины нарушений в семейной системе.

Шкалы опросника АСВ, которые предназначены для диагностики нарушений воспитания и для выявления типов негармоничного семейного воспитания:

А. Уровень протекции в процессе воспитания

 

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители воспитанию ребенка. К нарушениям приводят два полярных уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится центральным делом их жизни. К типичным высказываниям таких родителей относятся: «Все, что я делаю, я делаю ради своего ребенка», «Мой ребенок для меня - самое главное в жизни», «Заботы о ребенке занимают большую часть моего времени» и пр.

Гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки» или родителю «не до него». К ребенку обращаются лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

 

Б. Степень удовлетворения потребностей ребенка

 

Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовые (в питании, одежде, предметах развлечения и т. п.), так и духовных – прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная характеристика семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его собственных потребностей.

В рамках данной характеристике также возможны два полярных отклонения:

Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка – балуют его. Любое его желание закон.

Игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдаю при этом духовные запросы, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.

 

В. Количество требований, предъявляемых ребенку в семье

 

Требования к ребенку со стороны родителей – неотъемлемая часть воспитательного процесса.

Формы нарушений системы требования к ребенку различны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: Т+, Т-, З+, З-, С+,С-.

Чрезмерность требований –обязанностей (шкала Т+). Именно это качество лежит в основе типа патологизирующего воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации.

Недостаточность требований – обязанностей (шкала Т-). Этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье.

Чрезмерность требований – запретов (шкала З+). В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляют огромное количество требований, ограничивающих свободу и самостоятельность.

Недостаточность требований – запретов к ребенку (шкала З-). В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Ребенок не за что не отчитывается перед родителями, которые при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данной воспитание стимулирует развитие гипертимного и, особенно неустойчивого типа личности у подростка.

Чрезмерная (строгость) санкций (наказаний) за нарушения требований ребенком (шкала С+). Чрезмерность санкций характерна для воспитания по типу «жестокое обращение». Такие родители – приверженцы строгих наказаний, неадекватно реагирующие даже на незначительные нарушения поведения.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.