Г. Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н). — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Г. Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н).

2017-11-17 1330
Г. Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Под неустойчивым воспитанием (Н) мы понимаем резкую смену воспитательных воздействий. Оно проявляется как переход от очень строгого воспитания к либеральному и, наоборот, от повышенного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями.

Неустойчивый стиль воспитания, содействует формированию таких черт, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семье детей и подростков отклонениями характера. Обычно родители признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенком, однако недооценивают.

Диагностика типов негармоничного воспитания.

 

Перечисленные нарушения семейного воспитания могут встречаться в разных сочетаниях. Однако особое значение точки анализа причин отклонений характера, формирования расстройств личности, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения и неврозов имеют следующие устойчивые сочетания (табл. 1). Они образуют типы негармоничного воспитания ребенка в семье.

 

 

  Тип воспитания   Устойчивые сочетания особенностей воспитательного процесса
Уровень протекции П (Г+,Г-) Полнота удовлетворения потребностей У (У+, У-) Степень предъявления требований Т (Т+,Т-) Степень запретов З (З+,З-) Строгость санкций С (С+,С-)
Потворствующая гиперпротекция + + - - -
Доминирующая гиперпротекция + + - + - + + -
Повышенная моральная ответственность + - + + - + -
Эмоциональное отвержение - - + - + - + -
Жестокое обращение - - + - + - +
Гипопротекция - - - - + -

 

Примечание: + означает чрезмерную выраженность соответствующей особенности воспитания; - недостаточную выраженность; +- означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаточность или невыраженность указанной особенности.

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, З-,С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремите к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных и гипертимных черт личности у детей и подростков.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, У+-, Т+-, З+-, С+-). Ребенок также в центре внимания родителей, которое отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, стая многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обуславливают острые аффективные всплески экстрапунитивного типа. При тревожно - мнительном и астеническом типах акцентуаций доминирующая гиперпротекция значительно усиливает астенические черты.

Повышенная моральная ответственность (Г+, У-, Т+, З+-, С+-). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с понижением внимания к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительный акцентуации личности.

Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т+-, З+-, С+-). В крайнем варианте – это воспитание по типу «Золушка». В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или чаще неосознаваемое родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которое устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной акцентуации и эпилептоидного расстройства личности, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациям.

При жестоком обращении родителей с детьми (Г-, У-, Т+-, З+-, С+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, которое проявляется наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением потребностей.

Гиперпротекция (гипоопека – Г-, У-, Т-, З-, С+-). Ребенок предоставлении самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Подобное воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.

Обработка результатов

На бланке регистрации ответов их номера расположены в одной строке, соответственно определенной шкале. Это дает возможность быстрого подсчета баллов по шкалам: нужно сложить число обведенных номеров. За вертикальной чертой на бланке регистрации ответов указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число баллов достигает или превышает ДЗ, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип воспитания. Буквы за вертикальной чертой – это применяемые в данных методических рекомендациях сокращения названия шкал. Некоторые из них подчеркнутые. Это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавлять результат по дополнительной шкале, находящейся в нижней части бланка, под горизонтальной чертой и обозначенной теми же буквами, что и основная.

При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к таблице 1. для установления типа негармоничного семейного воспитания.

Опросник позволяет выявить только виды патологизирующего семейного воспитания и не предназначен для исследования параметров адекватного воспитания.

В случаях, когда на бланках испытуемых не диагностируется ни одна из шкал, следует сделать как минимум два вывода:

- возможно установочное поведение испытуемых,

- их воспитательные действия скорее относятся к адекватным, нежели к патологизирующим.

Опросник

Инструкция: «Уважаемый родитель! Предлагаемый вам опросник содержит утверждение о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов».

Читайте по очереди утверждения опросника. Если вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер утверждения. Если вы общем не согласны – зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Но чтобы таких вопросительных знаков было не больше пяти.В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как вы сами думайте. Этим вы поможете психологу в работе с вами.На утверждения, номера которых выделены в опроснике жирным шрифтом, отцы могут не отвечать».

 

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь интересным – куда-нибудь пойти вместе, о чем-нибудь подольше поговорить.

3. Мне приходиться разрешать моему ребенку такие вещи, которых не разрешают многие другие родители.

4. Не люблю, когда мой ребенок, приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам.

5. Наш ребенок имеет больше обязанностей, чем большинство его товарищей.

6. Моего ребенка очень трудно заставить что-нибудь сделать по дому.

7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильны ли взгляды их родителей.

8. Мой ребенок возвращается вечером тогда, когда хочет.

9. Если хочешь, чтобы твой ребенок стал человеком, не оставляй безнаказанным не одного его плохого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать ребенка.

11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему ребенку то, за что другое время бы наказала бы.

12. Я люблю своего ребенка больше, чем супруга.

13. Младшие дети мне нравиться больше, чем старшие.

14. Если мой ребенок подолгу упрямится или злиться, у меня бывает чувство, что я поступил по отношению к нему неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

16. Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.

17. У моего ребенка есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.

18. Воспитание моего ребенка шло бы гораздо лучше, если бы мой муж (жена) не мешал бы мне.

19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21. Мой ребенок для меня самое главное в жизни.

22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.

23. Стараюсь купить своему ребенку такую одежду, какую он хочет, даже сели она дорогая.

24. Мой ребенок непонятлив. Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснять ему.

25. Моему ребенку нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).

26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю ребенку сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам.

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабость или недостатки.

28. Мой ребенок сам решает с кем ему общаться.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться.

30. Я очень редко ругаю ребенка.

31. В нашей строгости к ребенку бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

32. Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с мужем.

33. Меня огорчает, что мой ребенок слишком быстро становится взрослым.

34. Если ребенок упрямиться, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок рос слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился в жизни гораздо больше.

37. У моего ребенка есть слабости, которое не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что когда я наказываю моего ребенка, мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его.

39. Мужчины более склоны к супружеской измене, чем женщины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.

42. Мне много раз приходилось пропускать родительские собрания.

43. Стараюсь купить ему все то, что он хочет, даже если это стоит дорого.

44. Если подольше побыть в обществе моего ребенка, можно сильно устать.

45. Мне много раз приходилось поручать моему ребенку очень важные и трудные дела.

46. На моего ребенка нельзя положиться в серьезном деле.

47. Главное, чему родители могут научить своих детей – это слушаться.

48. Мой ребенок сам решает, курить ему или нет.

49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.

50. По характеру я – мягкий человек.

51. Если моему ребенку что-то нужно, то он старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой ребенок вырастет и я буду ему не нужна, у меня портится настроение.

53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.

55. Я постоянно переживаю за здоровье ребенка.

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

57. Некоторые очень важные недостатки моего ребенка упорно не исчезает, несмотря на все меры.

58. Мой ребенок недолюбливает моего мужа (жену).

59. Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.

60. Женщина хуже может понять чувства другого человека, чем мужчина.

61. Ради моего ребенка мне от многого в жизни пришлось отказаться.

62. Бывало, что я узнавал о замечании или двойке в дневнике потому, что не просмотрела в дневник.

63. Я трачу на моего ребенка значительно больше денег, чем на себя.

64.Не люблю, когда мой ребенок что-то просит. Сам лучше знаю, чего ему больше надо.

65. У моего ребенка более трудное детство, чем у большинства его товарищей. 66. Дома мой ребенок делает только то, что ему хочется, а не то, что надо.

67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.

68. Мой ребенок сам решает, на что тратить ему свои деньги.

69. Я строже отношусь к своему ребенку, чем другие родители к своим.

70. От наказаний мало проку.

71. Члены нашей семьи не одинаково строги с ребенком. Одни балуют, другие, наоборот, очень суровы.

72. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок не любил некого, кроме меня.

73. Когда мой ребенок был маленький, он мне нравился больше, чем теперь.

74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим ребенком.

75. В связи с плохим здоровьем ребенка нам приходилось в детстве многое позволять ему.

76. Воспитание детей - тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а замен не получаешь ничего.

77. с моим ребенком мало помогает доброе слово. Единственное средство – это строгие постоянные наказания.

78. Мой муж (жена) старается настроить ребенка против меня.

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

80. Женщины чаще, чем мужчины, действую безрассудно, не обдумав последствий.

81. Я се время думаю о моем ребенке, о его делах, здоровье и т. д.

82. Нередко мне приходится (или приходилось) подписываться в дневнике за несколько недель сразу.

83. Мой ребенок умеет добиваться от меня того, что он хочет.

84. Мне больше нравится тихие и спокойные дети.

85. Мой ребенок много помогает мне (дома, на работе).

86. У моего ребенка мало обязанностей по дому.

87. Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят старшие.

88. Выходя из дома, мой ребенок редко говорит, куда он идет.

89. Бывают случаи, когда лучшее наказание – ремень.

90. Многие недостатки в поведении моего ребенка прошли сами собой с возрастом.

91. Когда наш ребенок что-то натворил, мы беремся за него. Если все тихо, мы опять оставляем его в покое.

92. Если бы мой сын не был бы моим сыном, а я была бы моложе, то я наверняка в него влюбилась.

93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.

94. В недостатках моего ребенка виновата я сама, потому что не сумела его воспитать.

95. Только благородя нашим огромным усилиям, ребенок остался жить.

96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

97. Если предоставить моему ребенку свободу, он немедленно использует это во вред себе или окружающим.

98. Нередко бывает, что если я говорю ребенку одно, а муж (жена) специально говорит наоборот.

99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.

100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

101. Я трачу на ребенка больше сил и времени, чем на себя.

102. Я довольно мало знаю о делах ребенка.

103. Желание моего ребенка для меня – закон.

104. Когда мой сын был маленький, он очень любил спать со мной.

105. У моего ребенка плохой желудок.

106. Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.

107. Ради ребенка я пошел (пошла) бы на любую жертву.

108. Моему ребенку нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.

109. Мой ребенок умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.

110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.

111. Руки и ноги моего ребенка часто бывают очень холодными.

112. Большинство детей – маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.

113. Если не отдавать моему ребенку все время и силы, то все может плохо кончиться.

114. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами ребенка.

115. Мне очень трудно сказать своему ребенку «нет».

116. Мне огорчает, что мой ребенок все менее нуждается во мне.

117. Здоровье моего ребенка хуже, чем у большинства его сверстников.

118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.

119. Мой ребенок не может обходиться без моей постоянной помощи.

120. Большую часть своего свободного времени ребенок проводит вне дома.

121. У моего ребенка очень много времени на развлечения.

122. Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.

123. У моего ребенка прерывистый и беспокойный сон.

124. Нередко думаю, что слишком рано женился (вышла замуж).

125. Все, чему научился мой ребенок к настоящему моменту (в учебе, в работе или в чем-либо другом), он добился только благодаря моей постоянной помощи.

126. Делами ребенка в основном занимаете мой муж (жена).

127. Кончив уроки (или придя, домой с работы), мой ребенок занимается тем, что ему нравится.

128. Когда я вижу или представляю сына с девушкой, у меня портится настроение.

129. Мой ребенок часто болеет.

130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.

 

          Г+  
          Г-  
          У+  
          У-  
          Т+  
          Т-  
          З+  
          З-  
          С+  
          С-  
          Н  
          РРЧ  
          ПДК  
          ВН  
          ФУ  
          НРЧ  
          ПНК  
          ВН  
          ПЖК  
          ПМК  
          Г+  
          Г-  
          У+  
          РРЧ  
          ФУ  
          НРЧ  

 

 

Методика PARI.

Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семенной жизни (семейной роли), а также изучение детско-родительских отношений.

Опросник включает 115 утверждений, которые объединяются в 23 шкалы (по пять утверждений в каждой). Из них 8 шкал касаются отношения к семейной роли, а 15 – родительско - детских отношений.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.