Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Правовое положение оптовых и специализированных рынков.

2017-11-17 395
Правовое положение оптовых и специализированных рынков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Оптовые и специализированные рынки. Они организуются в определенных местах и по установленным правилам операций купли-продажи сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров. Правового регулирования деятельности оптовых рынков до настоящего времени не существует. Применяются Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке, утвержденные приказом Минсельхозпрода России и Роскомторга от 1 декабря 1994 г. № 292/951, и Временные правила торговли на оптовом продовольственном рынке национального значения, утвержденные Минсельхозпродом России 10 февраля 1997 г.
Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке распространяются на все оптовые рынки, но конкретные правила, дополнения и изменения к ним разрабатываются администрацией каждого оптового рынка и утверждаются его руководством. В этих правилах определяются время, место и порядок проведения торгов.
К участникам торгов на оптовом рынке относятся:
- продавцы— собственники товаров или лица, имеющие на товары право хозяйственного ведения (производители, оптовые предприятия, посредники), или их полномочные представители, имеющие право ведения торговых операций на рынке;
- покупатели — розничные торговые, иные предпринимательские структуры, частные предприниматели, имеющие доступ на оптовый рынок в качестве покупателей в порядке, установленном администрацией оптового рынка;
- персонал оптового рынка, участвующий в оформлении торговых сделок непосредственно в товарных секциях.
Соблюдение установленного порядка ведения оптовых торгов и идентификация их участников обеспечиваются администрацией рынка. Время работы оптового рынка устанавливает администрация по согласованию с местными органами исполнительной власти.
Оптовый рынок по формам участия должен предоставлять возможность ведения оптовых торгов на основе: долгосрочной аренды продавцом места в торговом зале; краткосрочной аренды необходимых торговых площадей; разового участия в оптовых торгах с подневной оплатой стоимости торгового места или специальной рыночной пошлины, дифференцированной по видам товара и уплачиваемой с оборота. Арендаторами торговых мест на оптовых торгах могут выступать собственники товаров и их агенты, комиссионеры и другие посредники. Как правило, оптовые торги проводятся на основе частных соглашений, но могут проводиться на основе аукциона или конкурса в порядке, предусмотренном ГК РФ. Кроме торгового места оптовый рынок предоставляет помещения для хранения товаров, оборудованные в соответствии с требованиями хранения отдельных видов товаров.
Право продажи оптовых партий товаров номенклатуры оптового рынка предоставляется зарегистрированным на нем оптовым продавцам при наличии у них лицензии на ведение торговой деятельности, если это предусмотрено законодательством о лицензировании, и документов, подтверждающих качество реализуемых товаров, в том числе в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации (ГОСТ, ТУ и др.), и состояние здоровья оптовых продавцов по установленным для торговли медицинским показателям.
Временные правила торговли на оптовом продовольственном рынке национального значения определяют: права и обязанности оптовых торговцев, порядок информирования участников оптовых торгов о состоянии спроса и предложения, о ценах, о конъюнктуре рынка реализуемых товаров, о порядке взаиморасчетов между участниками оптового рынка; общий порядок формирования и взимания тарифов, сборов и других платежей на оптовом рынке; порядок контроля за качеством реализуемых товаров и гарантии оптового рынка по соблюдению установленных санитарно-гигиенических норм, а также санкций за нарушение правил торговли на оптовом рынке и порядок применения санкций.
Общий контроль за соблюдением названных выше Примерных правил осуществляет администрация оптового рынка.
За работой оптовых рынков осуществляют контроль в пределах своей компетенции Госторгинспекция России, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Госстандарт России, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, их региональные структуры, а также территориальные органы государственного регулирования торговли и потребительского рынка в составе региональных администраций.
Временные правила торговли на оптовом продовольственном рынке национального значения в отличие от Примерных правил предусматривают следующие особенности: правила торговли на оптовом рынке национального значения разрабатываются (изменяются, дополняются) и утверждаются администрацией оптового рынка по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Федерации и Федеральной продовольственной корпорацией; порядок и режим работы оптового рынка устанавливаются его администрацией по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Федерации; товарные секции рынка должны быть разделены, а на каждом торговом месте, как правило, выделена автономная зона проведения расчетов и оформления документов.
Торги, проводимые на оптовом рынке, являются публичными. Одной стороной в них всегда является продавец, обязанный продавать товары каждому, кто к нему обратится. На оптовых торгах запрещается продажа товаров ниже фиксированного минимального количества, утвержденного администрацией рынка для данной группы товаров.
В структуре оптового рынка создается маркетинговый центр, который занимается изучением конъюнктуры рынка, сбором информации о спросе и предложении конкретных видов товаров.

 

35 вопрос Особенности розничной купли-продажи

 

Розничная купля-продажа опосредуется чаще всего устным договором покупателя и продавца.

Понятие такого договора дано в ст. 492 ГК РФ: по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Это определение неполно, поскольку указывает на обязанности одной стороны — продавца и не указывает на обязанности другой стороны — покупателя, которые состоят в принятии товаров и уплате суммы (цены). Эта обязанность покупателя предусмотрена в ст. 454 ГК РФ в качестве общей для всех видов купли-продажи, при этом обязанности покупателя в одних видах купли-продажи указаны, а в других — нет.

Договор розничной купли-продажи — одно из самых распространенных гражданско-правовых соглашений, поскольку оформляет правоотношения по повседневному приобретению разнообразных товаров миллионами граждан.

Являясь разновидностью единого договора купли-продажи, договор розничной купли-продажи имеет свои особенности. Первая из них состоит в специфике субъектного состава участников договора.

Продавец товаров. Продавцом товаров является юридическое или физическое лицо, осуществляющее продажу товаров в розницу, т.е. поштучно, в небольших количествах (в отличие от продажи товаров оптом). Розничная продажа товаров вполне может быть не единственной деятельностью продавца, так как он может ею заниматься и наряду с другой (производственной деятельностью, оптовой торговлей и др.), однако в любом случае розничная торговля остается для него деятельностью профессиональной с соблюдением всех обязанностей и наступлением последствий, которые возлагаются законодательством на профессионального торговца.

Преобладающая масса продавцов — розничные торговые организации различных форм собственности и организационно-правовых форм: хозяйственные общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, кооперативы потребительской кооперации (производственные кооперативы), реже — государственные и муниципальные унитарные предприятия. Среди них следует отметить такую специфическую торговую сеть, как единая система военной торговли, созданная Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 8731. Она обеспечивает организацию торговли, общественного питания и бытового обслуживания военных потребителей — Вооруженных Сил РФ и всех федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба,— в стационарных и полевых условиях.

Пункты продажи товаров могут быть представлены магазинами (в том числе универмагами, универсамами, домами торговли, торговыми центрами), павильонами, палатками. Это могут быть: базы посылочной торговли; в общественном питании — рестораны, кафе, бары, столовые, закусочные; особо специализированные пункты продажи — аптеки, книжные магазины, пункты продажи газетно-журнальной продукции, автозаправочные станции и т.д. Пункты продажи могут быть самостоятельными юридическими лицами, и структурными подразделениями юридических лиц. Развивается сеть торговых организаций с иностранными инвестициями и со 100%-ным иностранным капиталом.

В случаях, предусмотренных законодательством, продавец должен получить лицензию на торговлю определенными видами товаров (например, алкогольными напитками, ювелирными изделиями, оружием).

Покупатели товаров. Покупатели товаров, продающихся в розницу,—это, как правило, граждане, поскольку такие товары предназначаются для личного, семейного, домашнего и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Однако покупателями могут быть и юридические лица (например, покупка товара юридическим лицом для вручения премии сотруднику коллектива, для благотворительных целей и т.п.).

Наряду с общими требованиями к дееспособности (ст. 21—30 ГК РФ) к покупателю-гражданину в ряде случаев предъявляются специальные требования, например, при покупке оружия он должен иметь лицензию органа внутренних дел.

Особенность договора розничной купли-продажи состоит в специфике его предмета: товар приобретается для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, так как в противном случае это будет договор поставки или контрактации.

Договор розничной купли-продажи является публичным и согласно ст. 426 ГК РФ продавец обязан: 1) продать товар каждому, кто к нему обратится; 2) не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другими, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами; 3) устанавливать одинаковые цены товаров для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей; 4) не допускать отказа продажи товара при наличии возможности предоставить его потребителю.

На договор розничной купли-продажи в большинстве случаев распространяются правила о договоре присоединения, условия которого по ст. 428 ГК РФ определены одной из сторон — продавцом в формулярах или иных стандартных формах и принимаются другой стороной — покупателем. Формуляр в розничной торговле практически не применяется, иные стандартные формы весьма распространены: это объявляемые продавцом цены, соответствие качества товаров действующим стандартам, гарантийные сроки и др. На случаи, когда к товару предъявляются особые требования, правила договора присоединения не распространяются.

Особенность договора розничной купли-продажи состоит и в том, что современная торговля не может ограничиваться передачей покупателю купленного товара, она должна сопровождаться множеством дополнительных услуг, т.е. торговым сервисом. Сервис насчитывает более сотни услуг, причем одна их часть составляет условия договора розничной купли-продажи, другая — выходит за его пределы. Отсюда вытекает необходимость дополнительного комплексного использования различных видов договоров, например, транспортной экспедиции, подряда, возмездных услуг, хранения и т.д.

Итак, сказанное выше позволяет характеризовать договор розничной купли-продажи по следующим признакам.

Договор розничной купли-продажи возмездный, поскольку покупатель оплачивает товар; взаимный, так как права и обязанности имеют обе стороны договора; публичный; как правило, это договор присоединения; договор в пользу его участников,но возможно и исполнение третьему лицу (например, товар куплен в подарок и по просьбе покупателя вручается одаряемому продавцом); консенсуальный, однако при самообслуживании с последующей оплатой — реальный, так как купленная вещь передается покупателю, что и является акцептом публичной оферты; чаще — договор простой, например, товар оплачен покупателем и тут же ему вручен, однако может быть и сложным, комплексным, например, купля-продажа в кредит с рассрочкой оплаты, купля-продажа с доставкой товара покупателю, при посылочной торговле и т.п.

Статьей 501 ГК РФ введена новая разновидность договора — договор найма-продажи, при котором покупатель является нанимателем (арендатором) переданного ему товара, а право собственности у него возникает с момента оплаты товара. Такая модель возможна при купле-продаже в кредит. В публикациях на эту тему справедливо отмечается, что покупатель не должен платить продавцу арендную плату, так как порядок оплаты товара определяется договором купли-продажи и Правилами продажи гражданам товаров в кредит. К сожалению, такой ясности нет в ГК РФ, что может вызвать споры по поводу арендной платы.

Сфера применения рассматриваемого договора необычайно широка, во-первых, по предмету договора, насчитывающему сотни тысяч разновидностей товаров, во-вторых, по покупателям, основную массу которых составляют миллионы граждан Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, совершающие сделки по приобретению товаров на территории нашей страны, а поэтому в силу международного принципа национального режима подчиняющиеся законодательству Российской Федерации. Следует иметь в виду, что в этих случаях иностранные граждане и лица без гражданства совершают не международные купли-продажи, поскольку юридический факт купли-продажи возникает и осуществляется без пересечения границы Российской Федерации.

Форма заключения договора. К форме договора розничной купли-продажи применяются общие требования к форме сделок. Поскольку в большинстве случаев договор розничной купли-продажи исполняется при его заключении, то он совершается устно (п. 2 ст. 159 ГК РФ). Если же моменты его заключения и исполнения не совпадают, то необходима простая письменная форма, например, при купле-продаже с рассрочкой платежа, посылочной торговле, покупке товара по образцу с доставкой покупателю, по предварительным заказам, при заказе банкета в ресторане и т.д.

В статье 493 ГК РФ, которая, на наш взгляд, неудачно названа "Форма договора розничной купли-продажи", в действительности говорится о другом: договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Во-первых, эти документы подтверждают не факт заключения договора, а факт оплаты товара; во-вторых, сами по себе они не являются договорами, так как не имеют необходимых реквизитов — подписи покупателя, а на кассовом чеке — и подписи продавца, а также наименования товара, других условий договора, т.е. не соответствуют требованиям п. 1 ст. 160 ГК РФ.

Кроме того, эта статья ГК РФ не отвечает на вопрос, как определить момент заключения договора, если покупателю не выдается ни товарный, ни кассовый чек. Дело в том, что в соответствии с Законом РФ от 18 июня 1993 г. № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с населением"1 и Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 7452 были утверждены: Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (в редакции от 7 августа 1998 г. № 9043) и Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций, учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. В розничной торговле согласно этому Перечню можно проводить расчеты без применения ККМ при мелкорозничной торговле с ручных тележек, из цистерн (при продаже пива, кваса, молока, керосина), с лотков, из корзин, вразвес овощами и бахчевыми культурами, при продаже газет и журналов, а также сопутствующих товаров в отдельно стоящих киосках, на рынках, ярмарках и на других территориях, отведенных для торговли (за исключением находящихся там палаток, киосков, ларьков, павильонов, помещений контейнерного типа), при торговле непродовольственными товарами внутри крытых рыночных помещений. Ясно, что в этих ситуациях следует руководствоваться не ст. 493, а ст. 158—162 ГК РФ, с учетом правила ст. 493 ГК РФ о том, что отсутствие у покупателя кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, не лишает покупателя возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий; эта норма ст. 493 ГК РФ является специальной по отношению к п. 1 ст. 169 ГК РФ, запрещающему при несоблюдении простой письменной формы сделки ссылаться на свидетельские показания.

Порядок заключения договора розничной купли-продажи. Наряду с общими правилами (гл. 28 ГК РФ) этот порядок имеет свою особенность. Она состоит в том, что для заключения этого договора чаще используются публичная оферта (ст. 494 ГК РФ), т.е. предложение товара в рекламе, каталогах и описаниях (если в них содержатся существенные условия договора), а также выставление в месте продажи (на прилавках, в витрине и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах в месте их продажи независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи (например, как способ оформления наружных витрин). Офертой является меню организации общественного питания. Акцептом оферты служит согласие покупателя, выраженное устно, в соответствующих случаях — в письменной форме, а также конклюдентными действиями покупателя: оплата товара, предложенного в автомате (ст. 498 ГК РФ), оплата товара, выбранного по образцу и передаваемого покупателю в торговом зале, отбор товаров при самообслуживании в магазине или в организации общественного питания.

Следует заметить, что оферентом по этому договору может быть не только продавец, но и покупатель, если в магазине в витринах или на стеллажах выставлены не все виды товаров, в организациях общественного питания — при заказе особого блюда (диетического, порционного) и т.д.

Правовое регулирование договора розничной купли-продажи. Оно достаточно сложно, что объясняется двумя причинами. Во-первых, это широчайшая аудитория субъектов договора — миллионы граждан, права и обязанности которых, как и продавцов, нуждаются в детальном закреплении, причем в основном императивными нормами. Без такого правового щита покупатель-гражданин остался бы беззащитным в отношениях с экономически более сильным и не всегда лояльным к нему продавцом. Во-вторых, необычайной сложностью торговых процессов, организационно-технические правила которых должны быть известны участникам купли-продажи и урегулированы правом, поскольку оказывают прямое воздействие на обеспечение гарантий прав потребителей.

Итак, договор розничной купли-продажи регулируется прежде всего ГК РФ: частью первой; § 2, гл. 30 (ст. 492—505), общими положениями о купле-продаже (ст. 454—491), о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг, и компенсации морального вреда (§ 3 и 4 гл. 59 (ст. 1095—1101).

Важнейшее значение имеет Закон РФ "О защите прав потребителей". Вопросы качества товаров регулируются Законами РФ "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг", Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". В соответствии с Законом о защите прав потребителей Правительство РФ своими Постановлениями утвердило ряд правил торговли: от 19 января 1998 г. № 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", от 9 сентября 1993 г. № 895 "Об утверждении Правил продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит"; от 19 августа 1996 г. № 987 "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией"; от 21 июля 1997 г. № 918 "Об утверждении Правил продажи товаров по образцам"; от 15 августа 1997г. № 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания"; от 6 июня 1998 г. № 569 "Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами". Существуют правила аптечной торговли, работы автозаправочных станций.

В качестве рекомендательных используются Примерные правила работы предприятий розничной торговли и Основные требования к работе мелкорозничной сети, разработанные Комитетом Российской Федерации по торговле 17 марта 1994 Г1 и согласованные с Госкомитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и Министерством юстиции Российской Федерации.

На основании п. 2 ст. 40 Закона о защите прав потребителей федеральный антимонопольный орган имеет право давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. На основании и во исполнение этой правовой нормы приказом председателя Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации (ныне — Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) от 20 мая 1998 г. № 160 утверждены разъяснения о некоторых вопросах, связанных с применением Закона о защите прав потребителей. Эти разъяснения являются нормативно-правовыми.

Для судебной практики и для разрешения споров самими сторонами договора важное значение имеет Постановление Пленума ВС РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей".

36 Права и обязанности сторон договора

 

При заключении договора розничной купли-продажи стороны определяют свои права и обязанности, которые и составляют условия договора. Однако следует иметь в виду, что эти условия по одним пунктам согласовываются (устно или письменно) сторонами договора, а по другим — предусматриваются императивными нормами законов и других нормативно-правовых актов, обязательных для сторон. Кроме того, необходимо учитывать, что права и обязанности сторон бывают трех видов: общими для всех договоров розничной купли-продажи; характерными для этих договоров, заключаемых при определенных формах торгового обслуживания; характерными для договоров купли-продажи определенных видов товаров.

Рассмотрим группы прав и обязанностей сторон подробнее.

Общие условия для всех договоров розничной купли-продажи. Существенными условиями договора являются предмет и цена. Согласно ст. 432 ГК РФ существенным является любое условие, относительно которого по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Поэтому существенными могут быть, например: условия о порядке расчетов за товар при покупке его в кредит с рассрочкой платежа; порядок, срок и место доставки товара при покупке его по образцу с доставкой покупателю.

Предмет договора — это товар, его наименование, количество, модель, фасон, размер, артикул, цвет, расфасовка и другие ассортиментные признаки, по которым покупатель выбирает изделие. Согласно ст. 16 Закона о защите прав потребителей продавец не вправе обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров, а также не вправе без согласия покупателя предоставлять дополнительные услуги, оказываемые за плату.

Исходя из общих положений о договоре купли-продажи (ст. 455 ГК РФ) при розничной купле-продаже товаром могут быть любые вещи с соблюдением правил ст. 129 ГК РФ, т.е. кроме изъятых из оборота, а для ограниченно оборотоспособных — лишь при наличии специального разрешения.

Предмет договора включает условия о качестве товара: соответствие его стандарту, образцу, описанию, рецептуре, а по соглашению — и повышенным требованиям по сравнению с обязательными (ст. 469 ГКРФ).

Обязанности продавца и изготовителя по обеспечению надлежащего качества товара устанавливаются законодательством. Требования к качеству товаров и меры борьбы с продажей товаров ненадлежащего качества ужесточаются. Важными следует считать стандартизацию и сертификацию изделий, которые предусматривают требования к качеству товаров обязательные и для изготовителя, и для продавца.

Стандарт — это нормативно-технический документ, нарушение которого преследуется по закону. Однако стандарт не всегда в состоянии установить требования ко всем признакам товаров, ко всем разновидностям сырья для их изготовления, ко всем техническим процессам их производства, ко всем возможностям изготовителя товаров. Решить эти задачи в определенной мере призвана сертификация товаров. Законы о сертификации продукции и услуг и о защите прав потребителей предусматривают, что товары, на которые законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, охрану окружающей среды, непричинение вреда имуществу потребителя, подлежат обязательной сертификации.

Перечень сертифицируемых товаров определен Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 10131. В Перечень включены многие товары: для детей, продовольственные, для профилактики лечения заболеваний, технические средства реабилитации инвалидов, парфюмерно-косметические, туалетное мыло, текстильные швейные изделия и головные уборы, трикотажные изделия, пушно-меховые и овчинно-шубные изделия, строительные материалы, оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника, предметы обстановки дома, хозяйственные и культтовары, товары для досуга и развлечений, спортивные товары, прогулочные суда, охотничьи и рыболовные плавсредства, легковые автомобили и мото- и велотехника, средства для домашнего содержания животных, а также по уходу за растениями, товары бытового назначения для защиты гражданина от опасных внешних воздействий.

При продаже этих товаров, в том числе импортных, продавец обязан информировать потребителя о проведении сертификации, а также маркировать товары знаком соответствия требованиям безопасности. Покупатель вправе потребовать от продавца такую информацию.

При выявлении причинения вреда жизни, здоровью и имуществу покупателя незамедлительно должно быть приостановлено производство таких изделий, а в необходимых случаях принимаются меры по изъятию их из оборота и отзыву у потребителя. В практике ряда крупных автомобильных фирм ведущих промышленных стран только за последние годы не раз были осуществлены меры, аналогичные указанным.

Помимо обязательной изготовитель товаров вправе проводить и добровольную сертификацию выпускаемых им товаров, что позволяет ему заслуживать большее доверие покупателей.

Однако сертификация сама по себе не решает проблемы качества товаров. Новый шаг в этом направлении сделан в Федеральном законе от 2 января 2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Этим Законом введена государственная регистрация новых пищевых продуктов (отечественных и импортных) с внесением продуктов, их изготовителей и поставщиков в Государственный реестр, ведение которого возложено на Службу государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Закон определяет меры по лицензированию отдельных видов пищевых продуктов, оптовой торговле ими и оказанию услуг в сфере общественного питания.

Важным достоинством этого Закона является государственный надзор и контроль за обеспечением качества и безопасности пищевых продуктов, осуществляемые на всех стадиях — от изготовления до конечной реализации — Государственной санитарно-бактериологической службой Российской Федерации, Государственной ветеринарной службой Российской Федерации, органами Государственной хлебной инспекции Российской Федерации, органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и услуг и защите прав потребителей Российской Федерации, а также органами, осуществляющими государственный надзор в области стандартизации и метрологии. Важно, чтобы этот крайне важный для людей Закон неуклонно и своевременно исполнялся, а это во многом зависит и от будущих специалистов, ныне изучающих торговое право.

Следующим инструментом повышения качества продаваемых товаров и укрепляющим гарантии прав покупателей являются гарантийные сроки на товары.

Законом определены три вида гарантийных сроков: гарантийный срок (правильнее его было бы назвать гарантийным сроком эксплуатации) использования товара, срок годности и срок службы.

Гарантийный срок устанавливает изготовитель. Его указывают в техническом паспорте изделия. Этот срок исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие (ст. 470 и 471 ГК РФ; ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем, а также установить гарантийный срок большей продолжительности, чем установлено изготовителем (ст. 5 Закона). Гарантийный срок устанавливается обычно на технически сложные товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, а также на обувь и некоторые другие товары.

Для обеспечения безопасности товаров устанавливаются срок годности и срок службы товаров.

Срок годности определяется законом, стандартом, иными обязательными правилами, когда по истечении этого срока товар считается не пригодным для использования по назначению. Согласно ст. 472 ГК РФ товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован до истечения срока годности. Этот срок исчисляется со времени изготовления товара либо определяется датой, до наступления которой товар пригоден к использованию (ст. 472, 473 ГК РФ).

Сроки годности устанавливают на многие продовольственные товары, лекарственные средства, а также на ряд непродовольственных товаров (фотоматериалы, электробатарейки, кинескопы и др.).

Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720 определен перечень продовольственных и непродовольственных товаров, которые по истечении срока годности считаются не пригодными для использования по назначению.

Срок службы устанавливается на товары, которые могут быть опасны для жизни и здоровья потребителя, для окружающей среды, а также для имущества потребителя. Согласно Закону о защите прав потребителей Правительство РФ Постановлением от 16 июня 1997 г. № 720 утвердило перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни и здоровья потребителя, причинить вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы. В перечень включены разнообразные товары: для детей, для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника, предметы обстановки дома, хозяйственные и культтовары, спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства, технические средства для домашнего содержания животных и по уходу за растениями.

Сведения о сроке службы должны содержаться в информации о товаре, предоставляемой покупателю.

Если изготовитель не установил срок службы на товар, он обязан обеспечивать безопасность товара в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю (ст. 7 Закона о защите прав потребителей).

Согласно п. 4 ст. 469 ГК РФ по соглашению между продавцом и покупателем товар может соответствовать повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренных законодательством случаях.

Цена товара согласно п. 1 ст. 500 ГК РФ объявляется продавцом в момент заключения договора, если иное не. предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Цена должна быть одинаковой для всех покупателей (ст. 426 ГК РФ). Нельзя не заметить, что хотя в основном такой порядок приемлем, тем не менее законодатель допустил и определенную опрометчивость. Во-первых, почему покупатель лишен права согласовывать цену товара? Во-вторых, почему ограничивается право продавца (как правило, частного собственника) продать какому-либо покупателю товар дешевле, чем другим (бедному, инвалиду и т.д.)? Между тем подобные отступления от правовой нормы возникают, причем их нельзя оправдать ни одним из тех исключений ("если иное"), которые содержатся в п. 1 ст. 500 ГК РФ.

Перечень товаров, цена на которые для розничной торговли регулируется государством, невелик и определяется законом.

Каждая из сторон договора имеет обязанности перед другой стороной. Продавец как сторона, осуществляющая исполнение, которое имеет решающее значение для содержания договора, выполняет значительно больший объем обязанностей, чем покупатель.

Одной из первых обязанностей продавца, осуществляемой как до заключения, так и в процессе заключения договора, является предоставление покупателю достоверной информации (ст. 495 ГК РФ, ст. 8—12 Закона РФ "О защите прав потребителей",). Это информация и об изготовителе (продавце), и о товаре. Такая информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договора способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке и дополнительно по усмотрению изготовителя (продавца) — на государственных языках субъектов Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Информация об изготовителе (продавце) включает его фирменное наименование, место нахождения (юридический адрес) и режим работы; она размещается на вывеске. Индивидуальный предприниматель должен предоставлять информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего органа.

Потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия и органе, выдавшем лицензию, если вид деятельности продавца подлежит лицензированию. Информация должна быть доведена до сведения потребителей также при торговле во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля проводится вне постоянного места нахождения продавца.

Информация о товаре должна, прежде всего обеспечивать покупателю возможность его выбора. Она должна содержать:

- обозначение стандартов;

- сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания — сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), весе, объеме, калорийности продуктов питания, содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний;

- цену и условия приобретения товаров;

- гарантийный срок, если он установлен;

- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

- срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходим<


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.