Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 9. Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности организации

2017-11-17 335
Тема 9. Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Понятие и состав бухгалтерской отчетности

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности

Реформация баланса

Особенности составления и значение Пояснительной записки

9.5. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности организации

Понятие и состав бухгалтерской отчетности

 

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственно-финансовой деятельности, подготовленная по установленным формам на основе учетной информации.

Все организации, независимо от формы собственности, находящиеся как на самоокупаемости, так и на бюджетном финансировании, обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточная (месячная и квартальная) бухгалтерская отчетность включает:

1) форму № 1 “Бухгалтерский баланс”;

2) форму № 2 “Отчет о прибылях и убытках”.

Организация вправе принять решение в интересах пользователей отчетной информации представлять промежуточную отчетность в объеме годовой бухгалтерской отчетности.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (с изм. и доп. от 23.07.1998 г., 28.03., 31.12.2002 г., 10.01., 28.05., 30.06.2003 г.) и ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации” годовая бухгалтерская отчетность организаций за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

1) бухгалтерского баланса (ф. № 1), характеризующего величину и состав активов, и источники их формирования (пассивов) на отчетную дату;

2) отчета о прибылях и убытках (ф. № 2), где приводятся данные по формированию финансовых результатов;

3) отчета об изменениях капитала (ф. № 3), отражающего данные о величине и движении капитала и его составляющих элементов;

4) отчета о движении денежных средств, содержащего показатели, характеризующие наличие, поступление и расходование денежных средств (ф. № 4);

5) приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 5), где приводятся показатели, представляющие собой детализацию имеющихся в бухгалтерском балансе данных либо содержащие качественную их сторону;

6) пояснительной записки, где расшифровывается учетная политика организации;

7) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации.

Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности “Отчет о целевом использовании полученных средств” (ф. № 6), содержащий данные об остатках, ранее поступивших в качестве вступительных, членских, добровольных взносов и прочих поступлений, расшифровка использования средств.

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в своей деятельности упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также общественные организации (объединения), не осуществляющие коммерческую деятельность, имеют право не представлять в составе годовой отчетности “Отчет о движении денежных средств”, а при отсутствии соответствующих данных – “Отчет о движении капитала” и “Приложение к бухгалтерскому балансу”.

 

Требования к информации, формируемой

В бухгалтерской отчетности

 

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Федеральным законом “О бухгалтерском учете” и Положением по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации”.

Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”. Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.

Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Для достижения достоверного и полного отражения финансовых результатов и финансового положения организация при составлении отчетности в исключительных случаях (национализация имущества) допускается отступление от правил, установленных Положением по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации”.

Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т. е., исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествующие отчетному. В Положении оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.

Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т. е. отчетный год совпадает с календарным.

Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в рублях, подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т. д.).

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (п. 86) организация представляет годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а квартальную в случаях, предусмотренных законодательством РФ – в течение 30 дней по окончании квартала. В пределах указанных сроков конкретную дату представления бухгалтерской отчетности устанавливают участника (учредители) организации.

 

Реформация баланса

 

Перед составлением бухгалтерской отчетности необходимо провести реформацию баланса. Реформация баланса заключается в следующем. Бухгалтер перед составлением годовой отчетности должен закрыть счета 90 “Продажи”, 91 “ Прочие доходы и расходы” и 99 “Прибыли и убытки”. Т.е. реформация баланса – это выявление чистой прибыли или непокрытого убытка.

Каждый месяц бухгалтер составляет обороты по счету 90, определяет финансовый результат от обычных видов деятельности. Если оказывается, что предприятие за месяц получило прибыль, то в учете делается запись:

Дебет 90 “Продажи”,

Кредит 99 “Прибыли и убытки”.

Убыток списывается проводкой:

Дебет 99 “Прибыли и убытки”,

Кредит 90 “Продажи”.

В конце же года все субсчета, открытые к счету 90, закрывают внутренними записями на субсчет “Прибыль / убыток от продаж”. Это отражается такими проводками:

Дебет 90-1 “Выручка”,

Кредит 90-9 “Прибыль / убыток от продаж”.

Дебет 90-9 “Прибыль / убыток от продаж”,

Кредит 90-2 “Себестоимость продаж”.

Дебет 90-9 “Прибыль / убыток от продаж”,

Кредит 90-3 “НДС”.

Дебет 90-9 “Прибыль / убыток от продаж”,

Кредит 90-4 “Акцизы”.

Дебет 90-9 “Прибыль / убыток от продаж”,

Кредит 99 «Прибыли и убытки» (при выявлении прибыли от продажи)

И

Дебет 99 «Прибыли и убытки»

Кредит 90-9 “Прибыль / убыток от продаж”, (при выявлении убытка от продажи)

В результате на 1 января нового года по всем субсчетам счета 90 “Продажи” будет нулевой остаток.

Прочие доходы и расходов в течение года отражаются на счете 91. Каждый месяц бухгалтер, составляющий обороты по этому счету, должен списывать финансовый результат от данных операций на счет 99. Если за месяц получена прибыль, то в учете делается запись:

Дебет 91-9 “Сальдо прочих доходов и расходов”,

Кредит 99 “Прибыли и убытки”.

А если получен убыток, то делается проводка:

Дебет 99 “Прибыли и убытки”,

Кредит 91-9 “Сальдо прочих доходов и расходов”.

В конце года все субсчета, открытые к счету 91 “Прочие доходы и расходы”, закрывают внутренними записями на субсчет “Сальдо прочих доходов и расходов”.

Это отражается такими проводками:

Дебет 91 “Прочие доходы и расходы”,

Кредит 91-9 “Сальдо прочих доходов и расходов”.

Дебет 91-9 “Сальдо прочих доходов и расходов”,

Кредит 91 “Прочие доходы и расходы”.

На счете 99 “Прибыли и убытки” отражают в течение года финансовый результат от обычных видов деятельности, а также прочие доходы и расходы. Кроме того, на счете 99 собирают чрезвычайные доходы и расходы. Здесь же отражают задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль, а также штрафы за налоговые правонарушения. Получается, что сальдо счета 99 равно чистой прибыли (или убытку) текущего года. Это сальдо переносится на счет 84 “Нераспределенная прибыль (не покрытый убыток)”.

Таким образом, если предприятие по итогам года получило прибыль, то в учете оформляется следующей проводкой:

Дебет 99 “Прибыли и убытки”,

Кредит 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)” – списана чистая прибыль отчетного года.

А если предприятие по итогам года получило убыток, то делается запись:

Дебет 84 “Нераспределенная прибыль (не покрытый убыток)”,

Кредит 99 “Прибыли и убытки” – списан убыток отчетного года.

После завершения всех указанных подготовительных работ и отражения в бухгалтерском учете результатов проведенной инвентаризации имущества и финансовых обязательств составляют баланс и другие формы бухгалтерской отчетности.

Основой для составления бухгалтерской отчетности являются остатки по счетам Главной книги и данные учетных регистров. Из них информация, предварительно сгруппированная и обобщенная в упорядоченную систему переноситься в отчетные формы.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.