Понятие о методе бухгалтерского учета. Основные методические приемы и правила — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Понятие о методе бухгалтерского учета. Основные методические приемы и правила

2017-11-17 570
Понятие о методе бухгалтерского учета. Основные методические приемы и правила 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов отражения финансово-хозяйственной дея­тельности организации, которые включают специфические приемы наблюдения объектов бухгалтерского учета, их измерения, группировки и обобщения.

Метод состоит из следующих основных элементов:

1) документация и инвентаризация;

2) оценка и калькуляция;

3) бухгалтерские счета и двойная запись;

4) бухгалтерский баланс и финансовая отчетность.

1. Документация

Бухгалтерский документ представляет собой письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственной операции, право на ее совершение или устанав­ливает материальную ответственность работников за дове­ренные им ценности.

С документами тесно связаны такие понятия, как доку­ментация (первичный учет), унификация, стандартизация и документооборот.

Документация - это способ оформления имущества, обязательств и хозяйственных операций бухгалтерскими до­кументами. Ни одна операция не может быть отражена в учете без подтверждения ее соответствующими документа­ми. Правильное и своевременное оформление всех хозяйственных операций документами является начальной стади­ей бухгалтерского учета.

Документация является первым свидетелем совершения хозяйственной операции, бухгалтерские документы являются свидетельством, имеющим юридическую силу. Документы необходимы для управления предприятием, контроля за хозяйственной деятельностью и для проведения анализа.

Унификация документов - это разработка типовых форм документов для использования их при оформлении однород­ных операций в различных организациях независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. Унифицированные формы первичной документации утверж­даются постановлениями Госкомстата России.

Стандартизация – это установление одинаковых (стан­дартных) размеров бланков однотипных документов, которые позволяют более эффективно использовать бумагу при печати документов, уменьшают ее отходы.

Документооборот – это путь, который совершает документ от момента его составления до сдачи в архив. В каждой организации документооборот разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Отсутствие документооборота или нечеткая его организа­ция приводят к запущенности учета и различным злоупотреблениям.

2. Инвентаризация

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтвержда­ются их наличие, состояние и оценка.

Инвентаризация – это проверка наличия хозяйственных средств в натуральном выражении и выявление расхождений фактических данных от тех, которые зафиксированы в учетных регистрах. По полноте охвата инвентаризации подразделяются на сплошные и выборочные, по характеру проведения - на обязательные и необязательные.

3. Счета бухгалтерского учета

Бухгалтерские счета – это элемент метода бухгалтерского учета. Они открываются на каждый вид хозяйственных средств и их источников и используются для накопления информации об их состоянии и движении.

Счет бухгалтерского учета - это специальный способ группировки, текущего отражения и контроля изменений отдельных однородных объектов бухгалтерского учета.

Счет представляет собой двустороннюю таблицу: левая сторона - Дебет, правая - Кредит. В зависимости от содержания бухгалтерские счета подразделяются на:

- активные - предназначены для учета имущества по наличию, составу и размещению;

- пассивные - отражают учет имущества по источни­кам его образования.

4. Двойная запись

Двойная запись – является способом взаимосвязанного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и представляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на сче­тах бухгалтерского учета дважды: по дебету одного счета и кредиту другого взаимосвязанного с ним счета.

С методом двойной записи связаны такие понятия, как «корреспонденция счетов» и «бухгалтерская проводка».

Корреспонденция счетов - это взаимосвязь между сче­тами, возникающая при методе двойной записи.

Бухгалтерская проводка - это оформление корреспон­денции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму совершенной хозяйственной операции.

5. Оценка

Оценка – это денежное выражение стоимости объекта в бухгалтерском учете, т.е. та сумма, в которой объект при­знается в учете и отчетности.

Выделяется оценка обязательств, доходов и расходов организации, а также средств производства и материально-производственных запасов.

Дебиторская задолженность, как правило, оценивается исходя из условий, установленных договором между организацией и должником. Эти же принципы относятся и к оценке доходов организации. Кредиторская задолженность оценивается исходя из условий возникновения. Расходы признаются в бухгалтерском учете в фактических суммах.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного самой организацией, - по стоимости его изготовления.

6. Калькуляция

Калькулирование - исчисление в денежной форме стоимости единицы продукции, работ, услуг.

В процессе производства с помощью калькулирования определяется производственная себестоимость различных видов продук­ции. В процессе продаж исчисляется полная себестоимость проданной продукции и выручка от нее.

7. Бухгалтерская отчетность

Состав, порядок оформления и представления бухгалтерской отчетности регламентируется ПБУ 4/99 «Бухгал­терская отчетность организаций» (утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н).

Бухгалтерская отчетность - это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые резуль­таты ее деятельности за определенный период.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность – это система экономических показателей, сведенных в ряд таблиц и характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период (квартал, полугодие, год).

Бухгалтерская отчетность организации должна вклю­чать показатели деятельности всех ее филиалов, представи­тельств и иных подразделений.

Организации должны составлять бухгалтерскую отчет­ность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала года. При этом месячная и квартальная отчетность являются промежуточными.

8. Бухгалтерский баланс

Порядок составления и требования, предъявляемые к бухгалтерскому балансу, закрепляются ПБУ 4/99 и прика­зом Минфина России от 22.07.03 № 67н «О формах бухгал­терской отчетности организаций».

Бухгалтерский баланс – это основной документ бухгалтерского учета, в котором сгруппированы и отражены в денежной оценке все хозяйственные средства и источники их образования.

Бухгалтерский баланс – это свод конечных сальдо всех счетов. В обобщенном виде он представляет собой двустороннюю таблицу: левая часть называется Актив, правая - Пассив. В Активе баланса собираются сведения о величине активов (имущества) организации, в Пассиве - об источ­никах образования этого имущества. Итог баланса иначе называется валютой баланса.

Итог Актива равен итогу Пассива. (Данное равенство принято называть общим балансовым уравнением.)

В действующем балансе два раздела в Активе и три – в Пассиве. Каждый раздел состоит из статей. Каждая статья имеет порядковый номер и содержит информацию об одном или нескольких объектах бухгалтерского учета.

 

Контрольные вопросы

 

1. Как происходит кругооборот хозяйственных процессов на предпри­ятии?

2. Что понимается под «предметом» и «объектом» бухгалтерского учета?

3. Что называют активами предприятия, в чем отличие оборотных и внеоборотных активов?

4. Как классифицируются активы предприятия по их размещению?

5. Что называют в бухгалтерском учете источниками образования хозяйственных средств, каков их состав?

6. Поясните значение документации в управлении организацией.

7. Сущность инвентаризации как элемента контроля

8. Что представляют собой счета бухгалтерского учета. Их предназначение.

9. Сущность двойной записи

10. Что понимают в учете под «оценкой»?

11. Поясните значение калькуляции в бухгалтерском учете.

12. Дайте определение «Бухгалтерскому балансу» и «Бухгалтерской отчетности».

 

 



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.