Избирательная система Российской Федерации — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Избирательная система Российской Федерации

2017-11-17 227
Избирательная система Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Избирательная система Российской Федерации

Законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Российское законодательство о выборах состоит из двух частей: федерального избирательного законодательства и избирательного законодательства субъектов Российской Федерации.

Выборы федеральных органов государственной власти (Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации) проводятся исключительно в соответствии с федеральным законодательством, которое составляют Конституция Российской Федерации и федеральные законы. В Федеральных законах «О выборах Президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» исчерпывающим образом устанавливается весь объем избирательных прав граждан и порядок их осуществления.

Выборы органов государственной власти субъектов Российской Федерации (депутатов законодательных органов и глав исполнительной власти субъектов Федерации), а также органов местного самоуправления (депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований) проводятся в соответствии как с федеральным законодательством, так и с законодательством субъектов Федерации.

При проведении выборов в субъектах Федерации федеральное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации обеспечивает регулирование и защиту избирательных прав граждан (то есть основ избирательного права). На решение этих задач в первую очередь направлены нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». На основе данного Федерального закона в субъектах Федерации принимаются собственные законы о выборах (или избирательные кодексы), в которых подробно излагаются все избирательные процедуры, конкретизированные применительно к особенностям определенного региона.

 

Рассмотрим важнейшие законодательные акты, определяющие порядок проведения выборов в Российской Федерации.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. и Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г.

Данными Федеральными законами устанавливается порядок проведения выборов Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы соответственно. В них нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» получают конкретизацию и дальнейшее развитие.

Указанные Федеральные законы не являются единственными федеральными законами, регулирующими выборы в федеральные органы власти. Помимо них законодательство о выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иные федеральные законы. К числу таких федеральных законов, в частности, относятся: Федеральный закон «О политических партиях», Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и ряд других.

Президент Российской Федерации в соответствии со статьей 81 Конституции Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации могут быть избраны только граждане: а) достигшие 35-летнего возраста и б) постоянно проживающие в Российской Федерации не менее 10 лет. Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 84 Конституции Российской Федерации устанавливает, что выборы в Государственную Думу назначаются Президентом Российской Федерации. В соответствии со статьей 97 Конституции Российской Федерации депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Принцип тайного голосования

Принцип тайного голосования исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов, должностных лиц, а также общественных объединений за волеизъявлением избирателей. Законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из главных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании, голосовании вне помещения для голосования и голосовании по почте. Вместе с тем необходимо помнить, что тайное голосование является правом избирателя. И если избирательные комиссии обязаны выполнить все требования закона, обеспечивающие тайну волеизъявления граждан, то избиратели не могут быть принуждены к заполнению избирательного бюллетеня в кабине для тайного голосования. Они вполне могут сделать это и вне кабины для тайного голосования с тем, однако, условием, чтобы их действия не носили агитационного характера.

Принцип гласности

Гласность означает, что вся деятельность избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, включая подсчет голосов, установление итогов голосования и определение результатов выборов, осуществляется открыто. Существенное значение для реализации принципа гласности в избирательном процессе имеют указания закона на то, что решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции и связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, обеспечением и защитой избирательных прав граждан, в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию либо доводятся до всеобщего сведения иным путем. Специально на обеспечение гласности в деятельности избирательных комиссий нацелены и предписания закона о возможности участия в заседаниях комиссий зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, представителей средств массовой информации, а также присутствия при проведении голосования, в том числе досрочного, наблюдателей, включая иностранных (международных).

Территориальная основа организации и проведения выборов в стране обусловлена тем, что согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 4) наделение гражданина активным избирательным нравом увязывается с расположением его места жительства на территории того или иного избирательного округа. Как следствие, по территориальному принципу образуются избирательные участки и избирательные округа, формируются избирательные комиссии, осуществляется регистрация (учет) избирателей и составление их списков, подводятся итоги голосования.

Задачи

1. Гражданин Иванов С. К. обратился в участковую избирательную комиссию с жалобой на то, что он не включен в список избирателей. Председатель комиссии ответил ему, что ситуация в отношении гражданина Иванова является сложной и посоветовал ему обратиться в суд, но только после рассмотрения дела в вышестоящей избирательной комиссии. Законен ли ответ председателя участковой избирательной комиссии?

Постановление ЦИК России от 14.07.2011 N 20/216-6 "Об Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации"

5.2. В случае если прибывший (явившийся) на избирательный участок избиратель не был включен в список избирателей, он может быть включен в список дополнительно по предъявлении открепительного удостоверения либо на основании личного письменного заявления при предъявлении паспорта.

Избиратель дополнительно включается в список избирателей при предъявлении открепительного удостоверения, в том числе полученного на данном избирательном участке, а также в следующих случаях:

а) если место жительства избирателя находится на территории избирательного участка;

б) если место пребывания (временного пребывания) избирателя находится на территории избирательного участка (в случаях если в соответствии с законом избиратели включаются в список избирателей по месту пребывания (временного пребывания).

5.3. Включение избирателя в список дополнительно означает продолжение составленного ранее списка избирателей (сквозная нумерация листов списка и фамилий избирателей продолжается).

5.4. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей или сообщить об изменениях сведений о нем, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке. Они могут касаться, например, изменения места жительства избирателя, замены паспорта, изменения фамилии, призыва на военную службу, а также включения избирателя в список избирателей на другом избирательном участке.

5.5. В заявлении о включении в список избирателей указываются фамилия, имя, отчество гражданина Российской Федерации, адрес места жительства гражданина, информация о его нахождении в месте временного пребывания и неполучении им открепительного удостоверения, подпись и дата ее проставления.

5.6. Решение о включении избирателя в список избирателей по месту временного пребывания принимается участковой комиссией по личному письменному заявлению избирателя в случае, если гражданином предъявлен паспорт и в участковой комиссии имеется представленная в установленном порядке информация руководителя организации, в которой избиратель временно пребывает, о месте временного пребывания избирателя, в том числе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, не имеющего места жительства на территории избирательного участка по месту расположения воинской части.

5.7. Заявление избирателя о включении его в список избирателей, об ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список, рассматривается участковой комиссией в течение 24 часов, а в день голосования – в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования.

5.8. Решение об уточнении списка избирателей по заявлению избирателя принимается участковой комиссией незамедлительно в случае, если нет сведений о включении избирателя в список на другом избирательном участке и представленные документы не требуют дополнительной проверки, то есть:

предъявлен паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства на территории избирательного участка.

5.9. В случае если представленные документы требуют дополнительной проверки, участковая комиссия уточняет в органах регистрационного учета граждан сведения, содержащиеся в заявлении избирателя, или обращается в соответствующую территориальную комиссию для уточнения указанных сведений. При получении обращения участковой комиссии территориальная комиссия уточняет сведения, содержащиеся в заявлении избирателя, в органах регистрационного учета граждан и незамедлительно направляет информацию о результатах проверки в соответствующую участковую комиссию для уточнения списка избирателей. Уточнения в список избирателей вносятся только на основании официальных документов (подтверждения) указанных органов, поступивших в участковую (территориальную) комиссию.

5.10. Сообщение избирателя об изменениях в сведениях об избирателях, включенных в список избирателей, уточняется либо вышестоящей комиссией (ТИК, ИКМО, ОИК) на основании запроса, поступившего из участковой комиссии, в органах и учреждениях, осуществляющих регистрационный учет граждан, либо в суде в соответствии с их компетенцией. Уточнения в список избирателей вносятся только на основании официальных документов (подтверждения) указанных органов, поступивших в участковую комиссию.

5.11. Участковая комиссия, по результатам проведенной проверки, может принять решение об отклонении заявления избирателя. В случае принятия такого решения в заявлении избирателя указывается причина такого отклонения, а заверенная копия этого решения вручается заявителю (приложение № 4).

5.12. Решение участковой комиссии об отклонении заявления может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования – немедленно. В случае если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), изменение в список избирателей вносится участковой комиссией немедленно.

5.13. Все действия, описанные в п. 5.4–5.9, должны производиться членами участковой комиссии с правом решающего голоса в соответствии с порядком распределения функций между членами комиссии, заранее определенным председателем УИК. Этот порядок должен предусматривать, кто из членов комиссии с правом решающего голоса принимает (регистрирует) заявление у избирателя и занимается проверкой сведений, кто из них готовит проект решения комиссии о включении в список избирателей (об устранении ошибки или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей), а также проводит информирование каждого из членов комиссии с правом решающего голоса о предмете рассматриваемого обращения и обеспечивает надлежащее оформление решения (на бланке участковой комиссии и подписанное членами УИК). Закрепление указанных функций за конкретными членами комиссии необходимо для того, чтобы не нарушать общий порядок голосования на избирательном участке.

Задача 2

В соотв со ст. 29 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" члены обеих комиссий обладают равными правами, за искл. положений, предусмотренных ч. 22 этого закона:а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;

б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;

в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума;

г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии;

д) составлять протоколы об административных правонарушениях.

(пп. "д" введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

в соотв с пп "е" ч. 23 ст. 29 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член избират. комиссии с правом совещательного голоса вправе обжаловать решение комиссии в вышестоящую комиссию или в суд.

А значит, прав член избират. комиссии с правом совещат. голоса.

Задача 3

Предвыборная агитация – это деятельность кандидата на государственную должность, его доверенных лиц, политических партий, других общественных объединений, избирателей, по обсуждению любых вопросов, связанных с выборами.

Согласно ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ”, статьи 48 - Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума:

3. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

 

Согласно п3. cт53 ФЗ: По заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются собственником, владельцем на установленное комиссией, на которую законом возложена эта обязанность, время зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, представителям избирательных объединений, избирательных блоков для проведения встреч с избирателями, представителям инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума с участниками референдума. При этом комиссии обязаны обеспечить равные условия для зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, а также для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума при проведении массовых мероприятий.

Таким образом, партия “Таврия” не может проводить свою предвыборную агитацию в кинотеатре “Таврия”, так как время и место проведения массовых мероприятий в рамках предвыборной агитации должны быть назначены избирательной комиссией РФ, все политические партии должны иметь равные условия. Политической партии “Лада” также следует отказать.

Однако если кинотеатр Таврия будет иметь государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов, то его директор сможет предоставить (с разрешения избирательной комиссии) данное помещение партии “Таврия” для проведения собрания. Что касается партии Лада то директор кинотеатра также будет обязан предоставить ей такие же условия как и партии Таври\я согласно п4.ст.53 ФЗ.

4.: Если указанное в пункте 3 настоящей статьи помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов либо о назначении референдума, было предоставлено для проведения предвыборных массовых мероприятий одному из указанных лиц, собственник, владелец помещения не вправе отказать другому лицу из указанных лиц в предоставлении помещения на таких же условиях.

Избирательная система Российской Федерации


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.