Дренейшие цивилизации на территории России — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Дренейшие цивилизации на территории России

2017-11-17 226
Дренейшие цивилизации на территории России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к семинарским занятиям по дисциплине

«Отечественная история» для студентов специальностей:

080800 – «Прикладная информатика – бакалавриат»

230201 – «Информационные системы и технологии»

230200 – «Информационные системы – бакалавриат»

230401 – «Прикладная математика»

090105 – «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем»

230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления»

151001 – «Технология машиностроения»

240400 – «Организация и безопасность движения»

080502 – «Экономика и управление на предприятиях (таможня)»

270102 – «Промышленное и гражданское строительство»

270105 – «Городское строительство и хозяйство»

270106 – «Производство строительных материалов, изделий и конструкций»

270109 – «Теплогазоснабжение и вентиляция»

270115 – «Экспертиза и управление недвижимостью»

280104 – «Пожарная безопасность»

140205 – «Электроэнергетические системы и сети»

140211 – «Электроснабжение»

280103 – «Защита в чрезвычайных ситуациях»

140200 – «Электроэнергетика - бакалавриат»

190603 – «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования»

190500 – «Эксплуатация транспортных средств – бакалавриат»

 

 

550100 – «СТРБ»

550400 – «ТКМБ»

 

 

Ставрополь, 2012 г.

 

Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования. Включают вопросы для обсуждения, методические рекомендации к семинарским занятиям, темы докладов и рефератов, список учебной и дополнительной литературы, а также биографический словарь.

Студенты должны освоить умения оперировать основными историческими фактами, уметь оценить роль личности в истории, выстраивать логическую взаимозависимость нашего прошлого и настоящего. Знания, полученные при освоении курса, должны помочь студентам ориентироваться в современной действительности, поднять их общекультурный и образовательный уровень.

 

 

Составители: д-р ист. наук, профессор Невская Т.А.,

канд. ист. наук, доцент Зверева Л.А.,

канд. ист. наук, доцент Кондрашева А.С.,

ассистент Чернышова О.О.

 

Рецензент: канд. ист. наук, доцент Калинина Е.В.

 

Сложна и необъятна российская история, простирающаяся на тысячи лет во времени. Выдающийся русский историк В.О. Ключевский отмечал, что, хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории. В одной из своих лекций по истории российского государства он обращал внимание на то, что «не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение». Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте человечества.

Изучение истории России длительное время базировалось на формационном подходе, неизбежно приводившем к идеологизации и политизации исторического познания, его классово-антагонистическому пониманию. Современный цивилизационный подход к историческому анализу развития общества, положенный в основу данных методических рекомендаций, позволяет рассматривать историю как взаимодействие отдельных и мировых цивилизаций в целом.

Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта – первейшая задача истории. История – наставница жизни - говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в мировом историческом опыте пытались найти ответы на многие вопросы. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, красоте, свободе.

Данные методические указания призваны помочь студентам в подготовке к семинарским занятиям, которые являются важной составной частью учебного процесса. Цель семинарских занятий – обеспечить углубление и обобщение знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Подготовка к семинарскому занятию – сложный и трудоемкий процесс, требующий от студента времени, добросовестности и навыков самостоятельной работы.

В основе разработки методических указаний лежит проблемно-хронологический принцип изучения Истории. Каждое занятие включает формулировку темы, теоритическую часть, задания и вопросы для обсуждения. Семинарские занятия могут проводиться в форме семинаров-дискуссий, коллоквиумов, «круглых столов», выступлений студентов с рефератами или докладами, в виде развернутой беседы, деловой игры и т.д.

Итоги работы студентов по курсу «Истории» подводятся в конце триместра в форме устного экзамена.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Задания

1.Заполнить контурную карту «Древние цивилизации на территории России»:

• Показать ареалы древних культур эпохи бронзы;

• Нанести на карту народы эпохи бронзы и раннего железа;

• Показать местонахождение наиболее значительных памятников скифской культуры на Кавказе;

• Нанести античные города-государства на побережье Черного моря.

2. Рассмотреть основные формы религиозных верований (магия, тотемизм, анимизм, фетишизм и др.) на примере язычества древних славян.

3. Подготовить краткое эссе «Отражение верований славян в русских сказках».

4. Темы докладов и сообщений:

• Проблемы происхождения человека

• Языческие верования древних славян

 

Вопросы к практическому занятию

1. Первобытно-общинный строй, его основные черты и периодизация.

2.Древнейшие государства и народы (Скифия. Греческие города на Черноморском побережье).

3. Восточные славяне в VI-IX вв.: расселение, хозяйство, формирование элит, религиозные верования.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Задания

1. Составить сравнительную таблицу:

• «Деятельность русских князей» (от Рюрика до Мстислава Великого), где отразить основные события внутренней и внешней политики, культуры;

2. Найдите статьи в Краткой и Пространной «Русской Правде», отражающие углубление социальной неоднородности и становление индивидуальной собственности в Древней Руси.

3. Темы докладов и сообщений:

• Владимир Святой и проблема выбора монорелигии.

• Исторические портреты: Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

• Города Киевской Руси.

Вопросы к практическому занятию

1. Образование Древнерусского государства. Деятельность первых киевских князей (IX- середина X в.)

2. Расцвет Киевской Руси (конец X – первая половина XI в.). Принятие христианства.

3. Социально-экономические и политические отношения.

4. Переход к удельной раздробленности (вторая половина XI - начало XII в.)

5. Культура.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Задания

1. Составить сравнительную таблицу:

• «Особенности развития русских земель» (Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств и Новгородской феодальной республики).

2. Заполнить контурную карту №2 «Политическая раздробленность Руси в XII – первой четверти XIII вв.», указать границы княжеств и земель, соседние государства.

3. Темы докладов и сообщений:

• Новгородская феодальная республика в период феодальной раздробленности.

• Образование Монгольского государства. Чингисхан

• Влияние монголо-татарского нашествия на развитие русской культуры

• Русские города в период монгольского владычества

• Исторический портрет Александра Невского

 

Вопросы к практическому занятию

1. Переход к феодальной раздробленности на Руси: причины и последствия.

2. Характеристика основных удельных центров (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынское княжество).

3. Монгольское нашествие и установление ордынского ига на Руси.

4. Отражение агрессии шведских и немецких феодалов в Северо-Западной Руси.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ И ОБРАЗОВАНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (XIV – НАЧАЛО XVI ВВ.)

Теоретическая часть

 

Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV – XV вв., которое привело к образованию единого централизованного государства Московская Русь, имело важную особенность по сравнению с аналогичными процессами формирования централизованных государств в Европе. Европейская централизация была результатом внутренних центростремительных тенденций и проходила с опорой на богатевшие города, на поднимавшееся третье сословие (буржуазию). Консолидация русских княжеств происходила в условиях ига Золотой Орды. Централизацию ускорила необходимость освобождения от монголо-татарского ига. В деле объединения Северо-Восточной Руси под знаменами Москвы политические факторы преобладали над экономическими.

Большую роль в процессе централизации сыграли князья Иван Калита и Дмитрий Донской. В XV в. процесс централизации продолжился при Василии I и Василии II. Москва окончательно стала политическим и духовным центром русских земель. При Иване III произошло освобождение Руси от монголо-татарского ига, шел процесс формирования центрального государственного аппарата и поместной системы землевладения, был принят первый общероссийский Судебник (1497), русское государство начинают называть Россия, а Ивана III – Государь всея Руси. Началось юридическое оформление крепостного права. При Василии III было завершено территориальное объединение русских земель, а также шел процесс укрепления политической власти основанной на самодержавии, оформление основных сословий.

Образование единого государства создавало благоприятные условия для экономического, социального и культурного развития русского народа. Однако исторические особенности развития российской цивилизации, достижение политической независимости и территориального объединения в условиях недостаточной социально-экономической зрелости приводили к складыванию деспотической формы государства, которая решающим образом будет влиять на весь дальнейший ход русской истории.

 

Задания

1. Составить сравнительную таблицу «Деятельность московских князей» (Даниил, Иван Калита, Дмитрий Донской, Василий II, Иван III), где отразить основные события внутренней и внешней политики, культуры.

2. Заполнить контурную карту № 3 «Образование единого Московского государства». Показать территории, вошедшие в состав государства при Иване III.

3. Темы докладов и сообщений:

• Феодальная война второй четверти XV в.

• Исторические портреты первых московских князей (одного по выбору), Сергия Радонежского, Софьи Палеолог, Иван III.

 

Вопросы к практическому занятию

1. Причины и особенности образования единого государства.

2. Причины возвышения Москвы и начало объединения русских земель.

3. Династическая война второй четверти XV в.

4. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Борьба за независимость.

5. Культура середины XIII-XV в.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

ИВАН ГРОЗНЫЙ

Теоретическая часть

 

С середины века утвердилась сословно-представительная монархия. После венчания на царство в 1547 г. Иван IV совместно с т.н. Избранной Радой приступил к проведению реформ. Был составлен новый Судебник (1550), стали созываться Земские соборы, сформировалась система центральных исполнительных учреждений – приказов, оформлен порядок комплектования армии. Реформы 50-х гг. повысили эффективность управления страной, способствовали централизации и оформлению государственного аппарата России.

Процесс поступательных реформ был прерван после введения опричнины (1565). Опричнина была направлена на усиление личной самодержавной власти царя. Результатами ее стали: гибель десятков тысяч человек, разорение городов и сел, массовое бегство крестьян, экономический упадок Российского государства. Опричнина послужила одной из причин принятия первых закрепостительных документов.

Важнейшим итогом внешней политики Ивана IV стало присоединение Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств к России и включение народов Среднего Поволжья и Западного Приуралья в состав складывающегося многонационального государства. Поход Ермака против Сибирского ханства положил начало присоединению Сибири к Российскому государству. Но, в то же время, Ливонская война, имевшая целью утверждение на берегах Балтийского моря, была проиграна.

Царствование Ивана IV завершилось провалом внутренней и внешней политики. Зачатки системы централизованной власти появились не в результате опричнины, а в итоге реформ, свернутых ею. В итоге многое из достигнутого в годы реформ было разрушено. Страна оказалась в состоянии структурного кризиса, охватившего все сферы общества и поставившего ее на грань гибели.

В XVI в. в развитии культуры отражались особенности эволюции российской государственности, прежде всего процесса централизации. Происходило становление единых стилей в искусстве и единых направлений в культурной жизни страны. В этот период закладывался фундамент многонациональной российской культуры.

 

Задания

1. Заполнить таблицу «Реформы, осуществленные Избранной радой» (год, реформа, результаты и последствия).

2. Заполнить контурную карту «Расширение Российского государств в XVI в.». Показать территории, вошедшие в состав государства при Иване IV.

3. Рассмотреть различные точки зрения в исторической науке на личность и деятельность Ивана Грозного. Сформулировать и аргументировать свою точку зрения.

 

Вопросы к практическому занятию

1. Реформы Избранной рады.

2. Опричнина.

3. Внешняя политика Ивана Грозного.

4. Культура XVI в.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Задания

1. Составить сравнительную таблицу «Деятельность Романовых» (Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Софья Алексеевна), где отразить основные события внутренней и внешней политики, культуры.

2. Проанализировать Соборное Уложение 1649 г. (см. в Хрестоматии), показать сословность правовых норм.

3. Заполнить контурную карту № 4 «Территориальный рост России в XVII веке».

4. Темы докладов и сообщений:

• Исторические портреты первых Романовых (по выбору), Патриарха Никона, протопопа Аввакума, А. Матвеева, С. Дежнева, Е. Хабарова

• Новые черты русского быта

• Церковный раскол и его влияние на русскую культуру

• Предшественники петровских реформ (А. Ордин-Нащокин, В. Галицын)

 

Вопросы к практическому занятию

1. Смутное время в России, польско-шведская интервенция. Установление новой династии.

2. Эволюция политической власти и экономики: причины, сущность, последствия.

3. Социальные конфликты XVII века: причины, проявления, последствия.

4. Борьба первых Романовых за расширение территории государства.

5. Общие черты развития культуры России XVII века: традиции и новаторство.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Задания

1. Доказать на конкретных примерах, что к началу ХVIII в. в России сформировалась абсолютная монархия.

2. Продолжить заполнение таблицы «Деятельность Романовых» (Петр I, правители эпохи «дворцовых переворотов»).

3. Заполнить контурную карту № 5 «Внешняя политика России в первой половине XVIII в.».

4. Что вы знаете о деятельности русских дипломатов Петровской эпохи? Какова их роль в проведении внешнеполитического курса России?

4. Темы докладов и сообщений:

• У истоков российского предпринимательства. Демидовы

• Исторические портреты правителей эпохи дворцовых переворотов (одного по выбору).

• Культура и быт петровского времени.

Вопросы к практическому занятию

1. Истоки и сущность преобразований Петра I.

2. Реформы первой четверти XVIII в.

3. Внешняя политика Петра I.

4. Значение и цена петровских реформ, их влияние на дальнейшее развитие Российской империи.

5. Россия в эпоху дворцовых переворотов, 1725-1762 гг.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Задания

1. Продолжить заполнение таблицы «Деятельность Романовых» (Екатерина II, Павел I).

2. Заполнить контурную карту «Внешняя политика России во второй половине XVIII в.».

3. Проанализируйте содержание «Наказа» Екатерины II Уложенной комиссии. Как внутренняя политика императрицы соотносилась с основными идеями «Наказа»?

4. Проанализируйте содержание Жалованной грамоты дворянству 1785 г. Каково историческое значение этого документа?

5. Темы докладов и сообщений: М. Ломоносова, А. Суворова, Ф. Ушакова, А. Радищева, Е. Пугачева и др.

 

Вопросы к практическому занятию

1. Общая характеристика внутриполитического курса Екатерины II.

2. Противоречия личности и политики Павла I.

3. Внешняя политика. Превращение России в великую европейскую державу.

4. Русская культура 60-90-х гг. XVIII в.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Задания

1. Продолжить составление таблицы «Деятельность Романовых» (Александр I, Николай I,).

2. Выявить специфику общественного движения в Российской империи в ХIХ в.

3. Раскрыть причины, мешавшие ускоренной модернизации России.

4. Выявите либеральные и реакционные мероприятия и направления во внутренней политике Николая I.

5. Заполнить контурную карту «Расширение территории Российской империи в первой половине XIX века».

6. Рассмотреть характерные черты основных течений в художественной культуре: сентиментализма, классицизма, романтизма и реализма.

7. Темы докладов и сообщений:

• Политический портрет М.М. Сперанского

• Реформаторские поиски А. Аракчеева, Н. Новосильцева, Е. Канкрина, П. Киселева

• Движение декабристов

• Западники и славянофилы

Вопросы к практическому занятию

1. Эволюция государственно-правовой и политической системы России в первой четверти XIX века. Александр I.

2. Движение декабристов: предпосылки, система взглядов, тактика действий.

3. Россия в эпоху правления Николая I. Консервативная модернизация империи.

4. Внешняя политика России в первой половине XIX века.

5. Общественное движение 1830-1850 –х гг.

6. Культура в первой половине XIX в.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Задания

1. Продолжить составление таблицы «Деятельность Романовых» (Александр II, Александр III,).

2. Заполнить контурную карту «Расширение территории Российской империи во второй половине XIX века».

3. Рассмотреть основные положения Великих реформ – крестьянской, земской, городской, судебной, образования и военной.

4. Проанализируйте проект реформы государственного управления, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым. Можно ли его считать конституционным? Почему он был отвергнут?

5. Темы докладов и сообщений:

• Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

•М.Д. Скобелев.

• Революционное народничество

.• Зарождение русской социал-демократии.

• Музыка. Основные особенности. «Могучая кучка». П.И. Чайковский.

 

Вопросы к практическому занятию

1.Отмена крепостного права: причины, подготовка, основные положения.

2.Реформы 1860-1870-х гг.

3.Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.

4.Правительственный курс 80-90-х годов XIX века. Александр III.

5.Внешняя политика России.

6.Общественные движения во второй половине XIX века.

7.Культура во второй половине XIX века.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

Задания

1. Охарактеризовать экономическое и политическое положение России на мировой арене на рубеже столетий.

2. Рассмотреть причины и социальные последствия реформ С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

3. Составить сравнительную таблицу «Политические партии в России», показать программы по земельному, рабочему вопросам, государственному строю. Рассмотреть предпосылки и особенности формирования российской многопартийности.

4. Составить сравнительную таблицу «Революционные кризисы в России начала XX в.»

5. Темы докладов и сообщений:

• Исторический портрет Николая II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпина, П.Н. Милюкова, В.М. Чернова, А.И. Гучкова, Г.В. Плеханова, В.И. Ульянова (Ленина), Л.Д. Бронштейна (Троцкого), Г.Е. Новых (Распутина), А.Ф. Керенского (одного по выбору)

• Русско-японская война

• Россия в I-мировой войне

• Выступление генерала Корнилова

 

Вопросы к практическому занятию

1. Попытка модернизации С.Ю. Витте. Правительственные реформы П.А. Столыпина.

2. Революционный кризис 1905 - 1907 гг.: предпосылки, характер, последствия. Начало российского парламентаризма.

3. Революционный кризис февраля 1917 г.: предпосылки, характер, последствия.

4. Октябрьский переворот в Петрограде 1917 г.: предпосылки, характер, последствия.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

Задания

1. Заполнить карту «Гражданская война в России».

2. Рассмотреть сущность и основные положения Конституции РСФСР 1918 г. и Декларации об образовании СССР 1922 г.

3. Показать борьбу в коммунистической партии по ключевым вопросам развития страны.

4. Показать экономические и социальные последствия индустриализации и сплошной коллективизации в СССР.

5. Раскрыть характерные черты тоталитаризма, показать этапы становления и сущность сталинизма.

6. Темы докладов и сообщений:

Исторический портрет А.И. Деникина, А.В. Колчака, И.В. Джугашвили (Сталина), С.М. Буденного, Н.И. Бухарина, Л.Б. Розенфельда (Каменева), Г.Е. Радомысльского-Апфельбаума (Зиновьева), Г.В. Чичерина, С.М. Кирова и др. (по выбору)

• Убийство царской семьи

• Красный и белый террор

• Русская Православная церковь в годы Гражданской войны

• Кронштадтское восстание 1921 г.

• Литература и искусство в условиях НЭПа

• Международное положение в 20-30-е годы

• Массовые репрессии: предпосылки и последствия

 

Вопросы к практическому занятию

1. Гражданская война и иностранная интервенция в России. Политика «военного коммунизма», ее сущность и значение.

2. Экономический, политический и социальный кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономической политики (НЭП).

3. Поиск путей национально-государственного строительства. Образование СССР.

4. Советская модернизация экономики в 30-е годы (коллективизация, индустриализация): цели, характер, последствия.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13

Задания

1. Составить карту «Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.»

2. Составить хронологическую таблицу «Этапы Великой Отечественной войны»

2. Показать причины отступления Красной Армии в первый период войны.

3. Привести примеры самоотверженности и героизма советского народа в годы войны (можно на примере истории своего села, города, подвигов земляков).

4. Темы докладов и рефератов:

• Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера

• Война и русское зарубежье

• Культура и быт советского народа в годы войны

• Советский человек на фронте, в тылу, в партизанских соединениях, оккупации, плену (по выбору)

• Исторический портрет Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, И.С. Конева и др.; А. Гитлера, У. Черчилля, Ш. де Голля, Ф. Рузвельта, Д. Эйзенхауэра

Вопросы к практическому занятию

1. Истоки предвоенного кризиса. Начало II Мировой войны.

2. Начало Великой Отечественной войны. «Московский поворот» и крах германской стратегии молниеносной войны.

3. Коренной перелом в ходе войны: предпосылки и последствия.

4. Завершающий период Великой Отечественной войны. Освободительный поход Красной Армии в Европу.

5. Победоносное окончание II Мировой войны: итоги и уроки.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14

Задания

1. Проанализировать предпосылки возникновения «Холодной войны», формы ее проявления, итоги.

2. Рассмотреть процесс экспорта сталинской модели социализма в страны Восточной Европы и Азии.

3. Составить сравнительную таблицу «Советские государственные деятели» (И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачев), где отразить основные события внутренней и внешней политики, культуры.

4. Проследить общие тенденции политического развития СССР в 1945 – 1953 гг. (ужесточение сталинского режима, новый виток массовых репрессий и др.).

5. Доказать неизбежность реформирования сталинской системы.

6. Рассмотреть основные положения доклада Хрущева «О культе личности и его последствиях» на XX съезде КПСС.

7. Проанализировать причины перехода нового советского руководства КПСС к консервативному политическому курсу.

8. Выявить сущность и итоги экономической реформы Косыгина 1965 г.

9. Выделить основные этапы эволюции внешней политики СССР в 1964 – 1984 гг.

10. Рассмотреть причины, приведшие в «перестройке» и реформированию экономической и политической системы в 1985 – 1991 гг.

11. Проанализировать причины обострения межнациональных отношений в СССР в годы перестройки.

12. Темы докладов и сообщений:

• Исторический портрет Л.П. Берия, Г. М. Маленкова, Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, А.Н. Косыгина, М.А. Суслова, Ю.В. Андропова, А.Д. Сахарова, А.И. Солженицына, К.У. Черненко, М.С. Горбачева (по выбору)

• Апогей сталинизма: истоки и последствия

• Политика властей в области культуры (1946 - 1953 гг.)

• Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития

• Первые попытки реформ: Берия, Маленков, Хрущев

• XX съезд КПСС

• Карибский кризис

• «Оттепель» в литературе и искусстве

• Диссидентское движение

• Конституция СССР 1977 г.

• Возрождение советской многопартийности: предпосылки и особенности

• «Новое политическое мышление» М.С. Горбачева: идеология, достижения, потери

• «Гласность» и раскрепощение общественного сознания

 

Вопросы к практическому занятию

1. Послевоенное устройство мира. Начало «Холодной войны».

2. Апогей сталинского режима (1946 -1953 гг.): причины, сущность, последствия.

3. Хрущевская «оттепель» (1953 – 1964 гг.): цели, методы, результаты, противоречия.

4. «Период застоя» (1964 – 1985 гг.)

5. «Перестройка» в СССР: цели, этапы, последствия (1985-1991 гг.)

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15

ПОСТСОВЕТСКАЯ РОССИЯ

Теоретическая часть

 

Началом формирования современной российской государственности можно считать 12 июня 1990 г., когда I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Становление государственности шло в условиях серьезного кризиса, вызванного радикальными экономическими реформами (либерализация цен и внешней торговли, приватизация государственной собственности), ростом сепаратистских настроений в бывших автономных республиках и областях, противостоянием законодательной и исполнительной ветвей власти. 1992 г., с одной стороны, стал временем беспрецедентного обогащения, «первоначального накопления капитала», а с другой, временем обнищания более половины населения России.

В октябре 1993 г. в Москве произошли вооруженные столкновения между сторонниками президента Б.Н. Ельцина и Верховного Совета РФ. Новая Конституция России (12 декабря 1993 г.) предоставила большие полномочия президенту, установила новую систему высших представительных органов. Вторая половина 90-х гг. характеризовалась нарастанием экономических трудностей, резким снижением жизненного уровня населения, связанных с катастрофическим падением производства, инфляцией, кризисом неплатежей. Росла социальная напряженность и оппозиционные настроения. Конец 90-х гг. охарактеризовался частой сменой правительств. 31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин добровольно сложил с себя полномочия Президента РФ. 26 марта 2000 г. В.В. Путин одержал победу на досрочных президентских выборах.

Внешняя политика России характеризовалась стремлением развивать партнерские отношения со странами «ближнего» и «дальнего» зарубежья, странами СНГ. Однако изменение геополитической ситуации, связанное с распадом СССР, объективно привело к сужению роли России на международной арене, потери статуса «сверхдержавы». В 1999 г. НАТО осуществило бомбардировки Югославии, проигнорировав протесты России. Продолжалось расширение НАТО на восток за счет бывших соцстран. В НАТО попросились и бывшие «союзные», входившие в СССР. Авторитет России пошатнулся после I Чеченской войны (1994 – 1996 гг.). Трудности российской внешней политики 90-х гг. стали отражением резкого ослабления российской государственности, затяжного социально-экономического и внутриполитического кризиса, в котором находилась Россия.

Победа во II Чеченской войне (1999 – 2001 гг.) восстановила суверенитет на всей территории страны, сохранила Россию от распада. Однако страна столкнулась с новой волной терроризма (2002 г. – захват в заложники зрителей мюзикла «Норд-ост» на Дубровке в Москве; 2004 г. – убийство президента Чечни А. Кадырова, террористический акт на станции метро «Рижская» в Москве, захват террористами здания школы в Беслане).

За время президентства В.В. Путина имело место политическая реформа (укрепление вертикали власти), административная реформа (перемены в структуре и функциях органов исполнительной власти), судебная реформа (совершенствование процессуального законодательства). Шел процесс укрупнения регионов путем упорядочивания их структуры, уменьшения числа субъектов РФ в состав которых входят автономные округа. На президентских выборах 2008 г. победу одержал Д.А. Медведев.

Приоритетами внешней политики начала XXI века стали: достижение стабильности и экономического прогресса на пространстве СНГ; широкое сближение и реальная интеграция с Европой; политический и экономический диалог с США и крупнейшими азиатскими государствами (Китай, Индия, Япония); борьба против международного терроризма.

Задания

1. Провести сравнительный анализ Конституции СССР 1977 г. и Конституции РФ 1993 г.

2. Составить сравнительную таблицу «Президенты РФ» (Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, Д.А. Медведев).

3. Дать оценку предпринятым руководством России мер по переходу страны к гражданскому обществу и правовому государству.

4. Рассмотреть основные этапы и итоги чеченского кризиса.

5. Проанализировать противоречивость развития культурной и социальной сферы в условиях кризиса 1998 г.

6. Рассмотреть необходимость содержания реформы государственной власти, направления и результаты экономической политики в начале XXI века.

7. Выявить основные направления внешнеполитической деятельности России на современном этапе.

8. Темы докладов и сообщений

• Проблемы национальной безопасности современной России

• Борьба с олигархами и ее итоги

• Приоритетные национальные проекты: содержание, результаты

• Духовный мир и быт россиян в начале XXI века

• Наука, культура, образование: обретение и потери

Вопросы к практическому занятию

1. Формирование Российского государства: переход к новому общественному и экономическому устройству (1991 – 1993 гг.).

2. Россия в условиях кризисного развития (1994 – 1999 г.).

3. Основные направления политического, социально-экономического и культурного развития современной России (2000 – 2008 гг.).

4. Российская Федерация и мировое сообщество.

 

Рекомендуемая литература

 

Основная литература

1. Апальков В.С. История Отечества. Учебник. - М., 2004.

2. Верт Н. История Советского государства. Учебник. - М., 2003.

3. Герасимов Г.И. История современной России: поиск и обретение свободы. 1985 – 2008. Учебное пособие для ВУЗов. М., 2008.

4. Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г. Отечественная история (до 1917 г.). Учебное пособие – М., 2002.

5. Зуева М.Н., Чернобаева А.А. История России. Учебник – М., 2003.

6. История России: Учебник / Под общ. ред. Ю.И. Казанцева, В.Г. Деева. – М.: ИНФРА-М., 2002.

7. Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник – М., 2004.

8. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник – М., 2004.

9. Новейшая история Отечества XX век. В 2-х томах, Т.2. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. Учебник – М., 2002.

10. Орлов А.С. и др. История России. Учебник - М., 2004.

11. Орлов А.С. Основы курса истории России. Учебник – М., 2004

12. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. – М., 2000.

13. Отечественная история. Учебник. / Под ред. А.А. Радугина – М., 2003.

14. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. – Учебник. – М. 2004.

15. Соколов А.И. Курс советской истории. 1917-1940: Учебное пособие. – М., 2004.

16. Фортунатов В.В. Отечественная история в схемах и комментариях: Учебное пособие. СПб., 2006.

17. Чумаченко Э.Г. История России. 12 веков (IX-XX): Учебное пособие. – М., 2002.

Дополнительная литература

18. Авторханов А. От Андропова к Горбачеву // Октябрь. 1990. № 8.

19. Аджубей А. Те десять лет. – М., 1991.

20. Аконов С.С., Гуреев Н.Д. История России, 1953-1996. Личности и эпохи. – М., 1997.

21. Аксенов Ю.С. Виноградов Л.К. Некоторые проблемы развития общества в 70-е гг. Действие механизма торможения // Вопросы истории КПСС. 1988. № 2.

22. Аксенов Ю.С. Послевоенный сталинизм: удар по интеллигенции // Кентавр. 1991. № 10-12.

23. Аксютин Ю.Новое о XX съезде//Отечественная история.1998. №2.

24. Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. – М., 1991.

25. Алексеев А. Карибский кризис. Как это было // Открывая новые страницы. – М., 1989.

26. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 1999.

27. Алексеев Ю.А. Сталинизм: послевоенные утопия и реалии // Трудные вопросы истории. – М., 1991.

28. Алуф И. Слова и дела. Как проходили партийные съезды в годы застоя // Трудные вопросы истории. – М., 1991.

29. Андреева Т.В. Русское общество и 14 декабря 1825 года // Отечественная история. 1993. № 2.

30. Барсуков Н.А. На пути к XX съезду КПСС. Трудная правда о культе личности // XX съезд КПСС и его исторические реальности. – М., 1991.

31. Берзер А. Сталин и литература // Звезда. 1995. № 11.

32. Борисов Ю.С. Эти трудные 20-30-е годы // Страницы истории советского общества. – М., 1989.

33. Боффа Д. История Советского государства. – М., 1993.

34. Брикнер А.Г. История Екатерины II. – М., 1991. Т. 1-2.

35. Бровкин В.Н. Россия в гражданской войне: власть и общественные силы // Вопросы истории. 1994. № 5.

36. Буганов В.И. Петр Великий и его время. – М., 1989.

37. Быстрова И.В. Государство и экономика в 1920-е годы: борьба и реальность // Отечественная история. 1993. № 3.

38. Валишевский К. Преемники Петра. – М., 1990.

39. Васильев А.Ф. Некоторые аспекты хода и последствий битвы под Москвой // Вопросы истории. 2002. № 1.

40. Венер М. Лицом к деревне: советская власть и крестьянский вопрос (1924-1925 гг.) // Отечественная история. 1993. № 5.

41. Виноградов В.Н. Дипломатия Екатерины Великой. // Новая и новейшая история. 2001. № 3.

42. Власть, культура, народ. О духовной жизни в 30-е гг. // Свободная мысль. 1992. № 2.

43. Великие реформы в России, 1856-1874 / Под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. – М., 1992.

44. Водарский Я.В. Петр I // Вопросы истории. 1993. № 6.

45. Волков В.И. Советско-германские отношения во 2-й половине 1940 г. // Вопросы истории. 1997. № 2.

46. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: Политический портрет И.В. Сталина. – М., 1989.

47. Волкогонов Д.А. Ленин. Политический портрет: В 2 кн. – М., 1994.

48. Волобуев П.В., Булгаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопросы истории. 1996. № 5-6.

49. Гареев М. Великая победа советского народа // Диалог. 1995. №4.

50. Гареев М.А. Еще раз к вопросу: готовил ли Сталин превентивный удар в 1941 г.? // Новая и новейшая история. 1994. №2.

51. Гибианский Л.Я. Н.С. Хрущев, И.Б. Тито и Венгерский кризис 1956 г. // Новая и новейшая история. 1999. № 1.

52. Гинцберг Л.И. Советско-германский пакт: замысел и его реальность // Отечественная история. 1996. № 3.

53.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.27 с.