Формальные и неформальные соц. институты — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Формальные и неформальные соц. институты

2017-11-16 259
Формальные и неформальные соц. институты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Соц институт - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной дея-сти людей, реализующих определенные фу-и в обществе, главная из кот удовлетворение соц потребностей.

 

Соц инс можно разделить на формальные и неформальные.

Формальные институты - способ организованного построения на основе соц формализации связей, статусов и норм. ФИ обеспечивают прохождение деловой инфы, необходимой для функционального взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные контакты. Регулируются законами, нормативными актами.

Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер

К формальным социальным институтам относятся:

  • эконом институты- банки, производственные учреждения;
  • полит инс- парламент, милиция, правительство;
  • воспитательные и культурные инс- семья, институт и др

 

Неформальные институты – спонтанно сложившаяся сис-ма соц связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Основан на личном выборе связей и предполагает личностные неформальные служебные отношения.

Примеры - национализм, организации по интересам - рокеры, религиозные общины, круг соседей.

 

Формы и виды культуры

Массовая, или общедоступная, культура появилась в середине XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев.

В современной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения науки, искусства, религии и т. п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя.

Важным направлением исследования массовой культуры современной социологией является ее воздействие на становление личности. Так, австрийский психолог З. Фрейд указывал на то, что при потреблении массовой культуры действуют механизмы внушения и заражения. Человек как бы перестает быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней.

Предпосылками возникновения массовой культуры были следующие явления: демократизация, индустриализация, развитие средств массовой коммуникации, становление нового типа индустриально-коммерческого производства и распространение стандартизированных духовных благ.

К примерам массовой культуры можно отнести эстрадную музыку. Она, как правило, имеет достаточно широкую аудиторию, но по сравнению с элитарной культурой обладает меньшей художественной ценностью.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. К ней относят специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут поняты лишь небольшой группой людей, обладающих особой художественной восприимчивостью и называемых в силу этого элитой общества.

Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей – высокообразованные члены общества. Однако часто бывает так, что элитарная культура оказывается лишь временной и преходящей формой эстетического самоутверждения тех или иных общественных групп, выделяющихся по социальному или возрастному признаку. Примером элитарной культуры может служить опера или балет.

Массовая и элитарная формы культуры не являются противоположными друг другу. Некот исследователи считают, что границы между ними весьма подвижны и достаточно условны. Поэтому в современной социологии бытует мнение о необходимости взаимной интеграции этих типов культуры, что оптимизирует процесс культурного производства в обществе.

Весьма специфической областью культуры XX в. является культура народная. Народная культура разворачивается в социальном пространстве между классической фольклорной традицией, из которой возрастает, и массовой культурой. Изначально народная культура создается анонимными авторами, не имеющими специальной подготовки. Элементы народной культуры могут быть как индивидуальными, так и групповыми и массовыми.

Диапазон народной культуры очень широк: героический эпос, тосты, сказки, танцы, анекдоты, песни. Отношения массовой и народной культуры весьма противоречивы. С одной стороны, массовая культура навязывает народной определенный образ мышления и выражения, а с другой – сама подпитывается от народной.

Культура функционирует в обществе на различных уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения этой конкретной формы бытия в социологии используется понятие субкультуры.

Субкультура – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или некую социальную группу. Каждое общество создает свою субкультуру.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.